Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Что мешает нашему движению

12 марта состоялась беседа за круглым столом с научным сотрудником, врачом травматологом-ортопедом отдела реабилитации НИИ НДХиТ Николаем Нигамадьяновым на тему «Что мешает нашему движению» о проблемах здоровья и здравоохранения сегодняшнего дня. 

 

 «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»

(Ин 7:37)

12 марта 2017 года состоялась беседа за круглым столом с врачом травматологом-ортопедом, научным сотрудником отдела реабилитации НИИ НДХиТ Николаем Нигамадьяновым. Тема беседы - «Что мешает нашему движению». О проблемах здоровья и здравоохранения сегодняшнего дня. 

Дорогие братья и сестры, рады представить врача, травматолога – ортопеда Николая Ралидовича Нигамадьянова. Николай Ралидович провел цикл бесед на тему «Что мешает нашему движению». На прошлых лекциях мы говорили о таких заболеваниях, как остеохондрозы, артрозы, артриты; о различных заболеваниях мышц, суставов, связок. Николай Ралидович работает над научной темой, которая, мы надеемся, скоро станет его диссертацией. Предоставим слово Николаю Нигамадьянову, чтобы он рассказал нам о своей научной деятельности. Далее мы поговорим о взаимоотношении науки и веры -  о нашем движении от прошлого к будущему через настоящее.

Нигамадьянов Николай Ралидович

Если в нескольких словах сказать о науке, которой я занимаюсь, хотелось бы отметить, что медицина подразумевает в том числе и анализ проделанной работы. На каком-то этапе понимаешь - то количество пролеченных пациентов, которое у тебя есть, подмеченные нюансы, тонкости в диагностике, лечении позволяют привнести что-то новое в научном направлении. Моя будущая диссертация посвящена такому интересному разделу в реабилитации, как движение. Я изучаю особенности движения у детей при различных заболеваниях позвоночника.

Вспоминая наши лекции, которые мы провели летом в Монастырском оздоровительном центре, говоря о движении и о том, что ему мешает, мы рассказывали о движении в контексте медицинских патобиомеханических процессов, нарушений. Я останавливался на том, как предупредить эти заболевания с точки зрения официальной медицины; какие методы современной медицины используются для лечения нарушений движения при различных заболеваниях. Мы говорили о таких заболеваниях, как артрозы, артриты, остеохондрозы.

Когда человек рождается, вся его жизнь, деятельность, проявления высшей нервной деятельности сводится к движению. Когда пациент обращается за медицинской помощью, начинаешь анализировать, какие потребности у пациента нарушены. Как правило, все эти жизненные потребности связаны с движением. Человек не может, например, играть в футбол, не может даже поправить прическу и так далее. У каждого пациента свои жалобы.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Великий древнегреческий мыслитель Аристотель говорил: «Жизнь – это движение». Движение в жизни человека играет важную роль. Мы двигаемся, пока живём, и останавливаемся, когда умираем. Движение существует на уровне самых глубинных механизмов человеческой природы. Даже есть такое понятие, как «танец хромосом».

Движение – это то, что помогает оставаться человеком. Виссарион Белинский писал: «Если человек не идёт вперёд, он автоматически двигается назад, даже если стоит на месте». Он или идет вперед (прогресс), или деградирует, как личность. Человек призван к совершенству. Стремление к совершенству у человека было всегда. К сожалению, он часто неправильно понимает это совершенство, так как ориентируется на какие-то сиюминутные задачи, требования. Забывает, что призван к вечной жизни. Стремление человека к вечной жизни – это тоже движение.

Врачи, которые занимаются человеческим организмом, должны быть верующими людьми. То, как работает организм человека (системы, органы, ткани, клетки), показывает, насколько это сложный и четко работающий организм, и как все тонко и вместе с тем очень четко и согласованно работает.

Иммануил Кант, величайший философ всех времен и народов, писал: «Две вещи в мире поражают и волнуют больше всего на свете: звездное небо над нами с его бесконечными пространствами и мириадами светил; и нравственный закон в человеке, делающий его свободным».

Звездное небо

Если мы посмотрим даже на отдельный орган, например, глаз человека, то можно удивиться, потому что глаз построен даже более сложно, чем мозг. Не случайно физиологи говорят, что глаз – это часть мозга, вынесенная на периферию. Величайший ученый современности начала ХХ века академик Владимир Петрович Филатов занимался органом зрения.

В.П.Филатов (1875 – 1956)

В.П.Филатов был верующим человеком. Он не боялся перекреститься, проходя мимо храма. В Одессе есть Институт глазных болезней и тканевой терапии имени В.П.Филатова. Он много лет предметно занимался таким растением, как Алоэ (столетник). Использование биогенных препаратов, стимуляторов позволяет очень хорошо помочь человеку при лечении тех или иных заболеваний, в том числе и органов зрения.

Примечание (из Интернет сайтов) Биогенные препараты – это лекарственные средства, получаемые из сырья животного и растительного происхождения. Содержат биологически активные вещества, способные влиять на обменные и репаративные процессы в тканях, воспаление, иммунные реакции и другие. Ряд биогенный препаратов (например, препараты алоэ), обладающие стимулирующим влиянием на обмен веществ и процессы регенерации тканей, иногда выделяют в особую группу, обозначаемую как биогенные стимуляторы.

Алоэ древовидное (столетник)

Нигамадьянов Николай Ралидович

Выступая на лекциях, рассказывая о движении, я говорил о механических, пространственных изменениях отдельных сегментов нашего организма или всего нашего тела в пространстве – в ходьбе, шаге, сидении, стоянии, беге. Современная медицина достаточно широко представлена и в психиатрии, и в неврологии, и других областях. Где проходит эта грань между движением, с медицинской и религиозной точки зрения? То есть развитием человека, его психологическом, личностном движении.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Думаю, такой грани нет. Нельзя начертить четкую грань – где заканчивается материальное, начинается душевное; где заканчивается душевное и начинается духовное. Существует закон приоритетов, когда более высшие воздействия охватывают и более низшие. Духовное охватывает душевное и материальное, а душевное охватывает материальное и подчинятся духовному. Когда мы говорим о физическом движении или о работе органов зрения, мы понимаем, что сам акт зрения, движения не начинается с сокращения мышц глаз или с движения ноги. Он начинается с импульса, который возникает, чтобы выполнить ту или иную задачу. Например, чтобы видеть. Говорят, поэтому, что человек видит не глазом, а мозгом. Существуют такие заболевания, когда у человека повреждается часть мозга, где находится центр зрения. Казалось бы, у человека глаз абсолютно нормальный, но, тем не менее, он ничего не видит, потому что у него, например, кровоизлияние затылочной доли. Бывает, что у человека мышцы, связки, кости в порядке, а он не может поднять руку, потому что у него, например, инсульт или нарушения на уровне проводящих путей. Мы понимаем, что в основе всех процессов лежит высшая нервная деятельность. Академик Иван Петрович Павлов, русский ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, был верующим человеком, церковным старостой. Он понимал, что в основе всего лежит духовное начало нашей природы.

И.П.Павлов (1849-1936)

Хотел бы представить Вам и всем нашим слушателям книгу Елены Анатольевны Морозовой «Дано мне тело…». Книга эта написана верующим человеком. У Е.А. Морозовой вышла серия книг на эту тему. В этой книге она рассматривает психосоматические расстройства и причины их возникновения, пути преодоления болезни. Это направление медицины углубленно рассматривает, как влияют наши психические и отчасти духовные состояния на все остальные проявления жизнедеятельности нашего организма. Елена Анатольевна не останавливается на описании психофизиологических процессов, но идет дальше, пытаясь соединить психосоматическую медицину и духовные аспекты болезни и врачевания.

Хотелось бы представить всем вам первый в 2017 году номер журнала «Покров». На обложке изображен Храм Христа Спасителя, который был построен в 1883 году. Во времена большевистского лихолетья храм  разрушили. На его месте был построен большой водоем, ставший бассейном. И только в 1998 году удалось вернуть прежний облик этому Собору.

 

Храм Христа Спасителя был изначально построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 

Нигамадьянов Николай Ралидович

Часто на прием к врачу приходят пациенты разных конфессий – буддисты, мусульмане, других вероисповеданий. Как мягко, деликатно можно с ними общаться, задавать вопросы? Как помочь правильно собрать свою волю в кулак и двигаться дальше?

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Очень важно, чтобы мы хотя бы сами понимали, где находятся истоки болезни человека. С другой стороны, как написано в Писании, вначале душевное, потом духовное. То есть, в каждого человека вложен нравственный закон. Об этом говорил Иммануил Кант, который в этой связи рассматривал бытие Божие. Каждый человек, каждый народ знает, что такое хорошо и что такое плохо. Понятия «хорошо и плохо», как правило, базируются в основном на нравственном законе. Нельзя убивать, нельзя воровать, совершать прочие грехи. Когда человек в силу разных причин эти грехи совершает, то часто именно на этом уровне кроется причина болезни.

Мы видим много примеров, когда человек навлекает болезни словом. Есть много примеров, когда мать проклинает словом своего ребенка. «Чтоб у тебя руки отсохли!», и у ребенка начинают отсыхать руки. Это может быть сказано в порыве страсти. Потом она об этом может сожалеть, но злое слово уже сказано. Мать сказала: «Чтобы мои глаза тебя не видели!», и сама после этого ослепла. Нужно быть очень осторожным в слове. Нужно сдерживать свой язык. «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Прит. 6:2). Третья глава послания Иакова говорит о языке, которым мы творим страшные вещи. Писание называет язык прикрасой неправды. Он воспаляется из геенны, то есть из ада.

«От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Прит. 18:21-22).

Вот насколько это ответственно и важно для христианина!

Ф.Ю.Тютчев писал:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Хотя мир и лежит во зле, но он очень чувствителен к добру. Доброе слово, сказанное в самых тяжелых обстоятельствах, часто является ключевым для выздоровления человека или улучшения его состояния.

Очень важно человека утешить, направить. Вместе с тем иногда бывает, что слово расслабляет человека. Врач, например, начинает говорить человеку, что у него все в порядке, а ему нужно лечиться. Человек уходит от врача расслабленный, утешенный, потому что он думает, что у него все в порядке и можно не лечиться. Есть такая шутка – чем отличается молодой врач от опытного врача. Молодой врач много знает, вынес много знаний из института. Он ставит много диагнозов. Назначает большой курс лечения, при этом утешает больного. Человек уходит с мыслью, что ему так много рассказали о его болезни, что можно не лечиться. Опытный врач сначала человека пугает, говорит: «Как у Вас все плохо. Как Вы себя довели до такого состояния? Что мне теперь с Вами делать?» Начинает вздыхать над больным, и, когда больной начинает меняться в лице, врач начинает его утешать. «Если Вы будете делать то, что я Вам скажу, еще можно что-то изменить». И больной уходит от врача, понимая, что, с одной стороны, ситуация серьезная, с другой стороны, у него есть надежда и самое главное –желание возникшую ситуацию изменить. Начать выполнять рекомендации врача.

Что касается конфессий, это очень деликатный вопрос и ни в коем случае нельзя, проводя лечение, пытаться человека переформатировать, поменять его веру на другую. Мы должны стоять на позиции терпимости и толерантности. Терпимости к другим религиям. Часто другие религии человек и не воспринимает серьезно. Например, он называет себя мусульманином, но не исполняет требований своей веры. Человеку очень важно, чтобы ему подсказали, как лечиться. Если врач видит, что болезнь находится на уровне нарушения нравственного закона, он должен очень деликатно, не напрягая, не оскорбляя человека, ему подсказать. Может быть, вам нужно изменить отношения с ближними? Может, Вам нужно вспомнить о своих родных? Можно об этом сказать и косвенно. Допустим, рассказать, что был такой случай – человек заболел и вдруг вспомнил, что он давно не писал своей маме. Забыл о своей маме, которая осталась на родине без средств существования. Человек начал о ней заботиться, и у него болезнь сама прошла. Можно эту историю привести в качестве примера. В какой-то степени, это будет сказано и про него, и для него это будет значимо.

Часто наше выздоровление начинается именно не с лечения нашего заболевания, а с изменения нашего отношения к Богу и ближним. Если основная, классическая часть нашей медицины говорит о том, что в основе заболевания лежит нарушение взаимодействия систем, органов, клеток, то православие говорит о том, что болезнь начинается именно с духовного уровня. Как правило, это грех человека. Когда человек начинает менять свою позицию, начинает каяться в грехе, то начинается процесс его исцеления. Заповеди являются во многом универсальными для многих религий. Десятизаконие, которое принес Моисей с горы Синай, было дано ему Самим Господом. Господь сохраняет человека и желает, чтобы он оставался человеком. Первая задача – это стать именно человеком. Не потерять свой облик. Сказано, что, если человек теряет свою духовную сущность, то он, как правило, перестает быть человеком.

Задача врача – помочь обратившемуся к нему за помощью не только восстановить свой телесный уровень, но и на всех уровнях быть человеком.

Нигамадьянов Николай Ралидович

Продолжая тему медицины и религии, возникает вопрос. Приведу клинический пример. Достаточно длительный период приходит ко мне на лечение женщина лет 48 с жалобами на боли в спине, на нарушение сна. Понимаю, что причина ее заболевания кроется не в органической причине. При беседе она мне рассказала о том, что у нее пожизненно посадили в тюрьму сына. Вижу, что она 24 часа в сутки находится в психоэмоциональном напряженном состоянии, стрессе. При этом пьет антидепрессанты, наблюдается у психолога, психиатра, невролога. Улучшений нет. Где здесь первопричина? Ей нужно молиться за сына, за его грехи? Или сам сын должен прийти к этому? Пациентка православная, крещеная, но не воцерковленная. Как мне быть в этой ситуации? Понимаю, что никакими таблетками я ее не вылечу. Никакие операции в ее случае не показаны. Хочется помочь человеку.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Такие ситуации, к сожалению, встречаются часто. Человек находится в стрессовой ситуации и не может из нее выйти. Если мы не можем ситуацию изменить, мы должны изменить наше отношение к самой ситуации. Мы должны осознать, что на многие вещи, которые нам кажутся отрицательными, можно посмотреть с другой стороны.

Один мой знакомый, руководитель крупной компании, незаслуженно попал под следствие. Его неоднократно вызывает следователь, беседует на одни и те же темы, но ничего не меняется. Человек сидит несколько месяцев в заключении. В тюрьме он впервые взял в руки Библию, начал молиться, задумываться о своей жизни. Для него заключение оказалось возможностью побыть в уединении, побыть наедине с самим собой. Познать истинные ценности. Познать, кто друг, а кто не друг. Сразу видно, кто есть кто. Ближние и сам человек страдают, потому что они не могут понять, что эта ситуация может нести в себе положительный элемент.

Каждая ситуация может быть или положительной, конструктивной, или отрицательной, деструктивной. Если какая-то ситуация учит нас терпению, смирению, правильному отношению к ближнему, учит нас вере, учит нас уповать на Бога, на Его помощь, то эта ситуация – положительная, конструктивная. Благодаря этой ситуации, мы изменяемся в положительную сторону. А бывают ситуации, когда мы ропщем, не принимаем. Говорим: «Зачем это надо? Зачем мне это Бог послал? Это несправедливо ко мне, к моему сыну!» Человек начинает роптать. Этим он ситуации не меняет, но отчуждает себя от помощи Божией.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что благодарение – это лучший способ уйти от неприятностей в своей жизни и получить милости Божии. Благодарение – это рука, протянутая к Богу за очередной милостью.

«Скорби или искушения служат свидетельством великого промышления и попечения о нас человеколюбца Бога. И потому мы не должны домогаться всеми мерами только жизни спокойной и беспечальной, но и в благополучии, и в скорбях равно должны воссылать благодарение Господу...» (святитель Иоанн Златоуст)

Благодарение показывает и уровень духовного развития человека. Первый уровень, когда человек благодарит за что-то хорошее. Второй уровень, когда он благодарит за то, что не стало хуже (за нейтральное). Третий уровень, когда человек благодарит за сложные ситуации в жизни, неприятности, и так далее. Чем более духовно развит человек, тем он больше благодарит в сложных ситуациях. Можно вспомнить историю жизни Иова Многострадального. Он был ветхозаветным праведником. Занимал хорошее положение в обществе. Был богат.  Имел большую семью.

«Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что не даром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога».

«Даром ли благочестив Иов?» - спрашивает Сатана. «Ты отними у него его богатство. Посмотрим, будет ли он Тебя благодарить». Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся".

Так и случилось, было попущено Божиим промыслом.

«Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова».

«Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом, и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи. Плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом»

Бог послал Иову еще одно испытание.

«Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи».

Елифаз, Вилдад и Софар беседуют с Иовом, Густав Доре

Верующие люди, когда они ощущают в себе присутствие Духа Божия, чувствуют в себе это наполнение. Они чувствуют Его дыхание, Его присутствие. Это делает их очень мужественными и стойкими в сложных ситуациях.

«В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «Я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Праведный Иов Многострадальный прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением».

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

Праведный Иов Многострадальный показал удивительную стойкость в самых разных сложных ситуациях. Эта стойкость особенно необходима людям болеющим. Если человек находится в сложной жизненной ситуации и не может из нее выйти, если у него не хватает для этого сил, он должен предать себя в руки Божии. С одной стороны, он должен сам стараться что-то делать. С другой стороны, должен постараться привлечь помощь Божию в этой ситуации.

«Господи, Ты дал мне этого сына. Ты мне дал мою плоть. Я лечусь. Ты заповедал лечиться. Но вместе с тем, все от Тебя зависит. Да будет на все Твоя святая воля!»

В Евангелии от Матфея сказано: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39)

О том же говорится и в других Евангелиях – от Марка (14:36) и от Луки (22:42) «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».

Предание себя воле Божией является самым важным. Это дает человеку и силу, и надежду, и мужество, и, во многом – успех в его лечении и перенесении сложных ситуаций.

Нигамадьянов Николай Ралидович

В медицине человек рассматривается с точки зрения его потребностей. Наиболее широко распространена теория «Пирамида потребностей» психолога Абрахама Маслоу.  

Пирамида Маслоу

Человек представляет из себя пирамиду. Основание пирамиды – его физиологические потребности. Средняя часть – материальные потребности. Верхняя часть – духовные потребности. Рассказанная Вами история о многострадальном Иове говорит о том, что человек - это никакая не пирамида. По Маслоу, например, можно понять, что человек не может верить в Бога, пока он голоден, пока он не поспал, пока у него нет одежды и так далее.

 

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Церковь, религия, вера говорят о том, что потребности должны быть удовлетворены. Есть биологические потребности, голод, жажда, но человек должен иметь приоритет ценностей. Мы сейчас находимся в периоде Великого Поста. Можно вспомнить, что подвижники веры, святые отцы ограничивались очень малым. Они превозмогали свою природу. По многу дней не ели, не спали. В пост не вкушали не только молочные продукты. Многие подолгу вообще ничего не ели. При этом они молились. Благодать, которая их наполняла, позволяла им все переносить.

Мне бы хотелось рассказать о книге Ирины Медковой «Христианский пост против болезней XXI века». Это такие болезни, как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и другие болезни. Ирина Львовна Медкова – доктор медицинских наук, академик РАЕН. Много лет она посвятила изучению вопросов питания человека.

 

Предыдущая ее книга - «Христианский пост глазами медика», где автор пишет о целебности поста. Именно пост позволяет человеку во многом нормализовать свое питание, образ жизни. Позволяет отказаться от каких-то ненужных лекарств. Нормализовать свое здоровье. Мы не заставляем человека поститься. Милосердие, доброе отношение к человеку ставим на первое место. Если есть какие-то заболевания, нужно об этом сказать священнику, и священник даст послабление в посте.

Что касается движения, существуют разные системы тренировок. Вместе с тем, есть одно очень гармоничное движение, которое помогает человеку бороться с гиподинамией. Это земные поклоны. В период Великого Поста, во время богослужений мы творим земные поклоны, слушая молитву преподобного Ефрема Сирина. Эта молитва включает 16 поклонов – 4 земных и 12 поясных. Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).  Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон). Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон)».

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании двенадцати поклонов священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Эту молитву можно творить и дома.

Когда человек молится этой молитвой, кроме ее духовной пользы, стоящей на первом плане, лучше начинают работать мышцы, позвоночник, внутренние органы.

Верующие люди, которые воцерковлены, не просто ходят в храм, но и стараются жить хорошей духовной жизнью. В том числе, делают земные поклоны.

Нигамадьянов Николай Ралидович

В Интернет пространстве, на телевидении среди хороших познавательных программ появляются передачи, деструктивно воздействующие на наше сознание. Как ложка дегтя в бочке меда. Для чего это делается?

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Древние мудрецы говорили, что самый опасный яд – это яд, который незаметен. И ложь самая опасная та, в которой 99% правды. BBC – это деструктивная компания при всей значимости ее материалов, даже о мире природы. Эта компания работает против православия, постоянно пытается отвести людей от веры. Шел фильм на BBC, который назывался «Моисей». Посмотрел, чтобы узнать, что нового о пророке Моисее скажет эта известная всем компания. В фильме так и говорится, что скорее всего тех чудес, о которых говорится в Библии, не было. Была обычная экологическая катастрофа, связанная с извержением вулкана в акватории Египта. Извержение вулкана вызвало экологическую катастрофу. Умерли рыбы. Вода от этих рыб стала красной. Умерли насекомые, развелись мыши, жабы. Авторы фильма пытаются все свести к простым объяснениям. Как же они будут объяснять переход через Красное море? Когда пророк Моисей вывел свой народ из Египта, за ним вышло порядка двух миллионов человек. Он вел свой народ к Красному морю. Их преследовал фараон со своим большим войском. Слева - Египет с охраняемыми границами. Справа - пустыня. Впереди было Красное море. Казалось бы, тупиковая ситуация. Пророк Моисей шел и молился. Господь ему ответил: «Что ты вопиешь ко Мне?»

Когда пророк Моисей подошел к Красному морю, он ударил посохом, и море расступилось. Как говорят археологи, море разошлось не просто на какое-то небольшое расстояние, а на сорок километров. С обеих сторон вода стояла стеной. Ветру дули с такой силой, что образовалось пространство, которое позволило пророку Моисею и всем за ним идущим людям перейти Красное море, как по суше. Когда пророк Моисей со своим народом перешли море, он сделал перпендикулярное движение, образовавшее Крест. Войско фараона на колесницах, которое преследовало народ Моисея по Красному морю, начало вязнуть, и море над ними сомкнулось. Войско вместе с фараоном погибло.

Когда для чего-то не хватает аргументов, приходит на помощь ложь. В этой передаче переход через Красное море объясняется так. Это было на самом деле не Красное, а Тростниковое море. Народ пророка Моисея легко перебежал через этот тростник, а тяжелые повозки – колесницы начали вязнуть. Кто-то упал, утонул. А кто-то потом решил, что все утонули.

Подобные фильмы идут на канале BBC. Например, фильм про Ноев Ковчег. Мы знаем, что, когда было всеобщее наводнение, потоп, Ной со своей семьей, животные, которые были с людьми, спаслись в Ковчеге. Этот Ковчег находится на горе Арарат до сих пор. Известно его местонахождение. Местное население очень осторожно к этому месту относится. Чувствуют, что место нахождения Ноева Ковчега охраняют какие-то силы. Экспедиции туда не совершаются.

6 июля 1955 года альпинист Фернанд Наварра со своим пятнадцатилетним сыном Габриэлем совершили восхождение на гору Арарат, отыскали Ноев ковчег и сообщили миру об этом открытии. Они вошли в Ковчег, взяли куски ковчега и на многих конференциях эти куски показывали. Их природа, возраст были определены, подтверждены. В печати появились фотографии, на которых ясно различимы очертания корабля. Попытки восхождения на гору Арарат предпринимались до 1974 года, но не увенчались успехом. Потом Турция объявила этот район закрытым, сославшись на нахождение там постов наблюдений за линией границы.

ВВС рассказывает в фильме, что это был вовсе не Ковчег, а всего лишь тень, падающая от сугроба, который находится рядом. Авторы фильма стараются все исказить и свести к животным состояниям человека.

Вспоминаю еще один фильм ВВС об американце, у которого была опухоль мозга. Американец уже находился на смертном одре. Опухоль захватывала активные жизненные центры, и никто не знал, что с ней делать. Но знали, что есть биологические вещества, в частности вирусы, которые могут работать против опухолевых клеток и уменьшать их объем. С другой стороны, эти вирусы сами по себе могут представлять опасность для человека. Один из вирусов – вирус герпеса. Он является нейротропным вирусом. Нейротропный вирус – это вирус, «питающийся» исключительно нервными клетками и размножающийся внутри нервных клеток. Американец был смертельно болен. Вирус ему ввели непосредственно в опухоль. Врачи говорили, что не могут прогнозировать результат. Начали наблюдать. Опухоль постепенно уменьшалась. Вирусы работали против клеток опухоли. По мере уменьшения размеров опухоли, у больного стали восстанавливаться функции организма. Он начал садиться, пересаживаться в коляску. В фильме показывают, как его везут на футбольное поле. Он держит в руке банку пива. Чудо современной медицины! Лечение дало возможность этому американцу еще некоторое время поболеть за свою любимую футбольную команду. То есть смысл лечения сводится не к тому, чтобы дать время правильно сориентировать человека к вечной жизни, а, чтобы он еще несколько лет поболел за свою футбольную команду.

Святитель Феофан Затворник писал: «Посему замечайте, на что обращается ненависть мира, и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. 

Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим – сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и чрез верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы чрез досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но чрез органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать».

 

Нигамадьянов Николай Ралидович

В школе я участвовал в Соровской олимпиаде по биологии (олимпиада имени Джорджа Сороса). Был задан вопрос. Представьте, что Ноев Ковчег терпит крушение, и вам нужно избавиться от части животных, но при этом сохранить виды. Будучи девятиклассником и погружаясь в решение этого вопроса, я должен был представить, каких животных я мог бы выбросить, чтобы выжил Ноев Ковчег. Сам вопрос звучал деструктивно, и задавался он детям.

Мы беседуем о религии и православии в контексте движения. В школе я писал сочинение на тему – человек, как биосоциальное существо. Нужно было высказать свое мнение, насколько человек социальный и насколько биологический объект. Тогда я мечтал стать врачом и концентрировался на биологических аспектах его существования. Сегодня понимаю, что без здоровья души и духа не может быть и физического здоровья.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

На всех уровнях деструктивные силы пытаются нас примитизировать. Стремятся препятствовать развитию нашего народа, нашего здравоохранения, образования. Все пытаются свести к самым простым, биологическим реакциям – поведенческим, социальным. Заполняют, к примеру, наше пространство агрессивными фильмами для того, чтобы сделать нас страстными, развить в нас какие-то биологические рефлексы. Сделать эти рефлексы доминирующими в нашей жизни.

На уровне медицины – подчинить человека тезису, что главное – здоровье. Чтобы ради здоровья, человек забыл о многом другом. Что касается образования, хотелось бы сказать, что современный формат образования во многом примитивен. Не дает возможности человеку развиваться в нужном направлении. За этим много знанием скрываются и не развиваются духовные ценности. Не формируется нравственная, духовная природа человека.

Мы посетили медицинскую секцию Рождественских чтений по итогам столетия. Профессор, кардиолог Александр Викторович Недоступ, руководитель Московского отделения общества православных врачей, рассказывал о тенденциях развития медицины за последние сто лет. А.В. Недоступ говорил и об отрицательных тенденциях развития нашей медицины. О том, что за этим много знанием, общей информированностью у специалиста медика теряется клиническое мышление. У него меняется отношение к больному. Наступает профессиональное выгорание. К сожалению, медицина из здравоохранения становится сферой обслуживания.

Нигамадьянов Николай Ралидович

 Со стороны пациента снижается авторитет врача. Москва является самым модернизированным в России городом, в том числе и по опросам. В Интернете, в телефонных мобильных приложениях можно найти, подключить электронный опрос (референдум) «Активный гражданин». Выкладывается информация о мероприятиях, связанных с реконструкцией, постройкой сооружений, памятников для того, чтобы люди голосовали. Я там тоже зарегистрирован и был приятно удивлен, что для врачей появился специальный проект, который называется «Моя поликлиника». До 21 марта проходит голосование среди медработников. Думаю, как врачу, Вам тоже будет интересно узнать, что есть такая акция. Она включает в том числе и конкурс на лучшее предложение со стороны специалистов, медицинских работников по улучшению качество обслуживания в поликлиниках, стационарах.

Один из вопросов: «Как на Ваш взгляд можно повысить авторитет врача?» Множество других вопросов. Думаю, эти вопросы не задавали бы медицинским работникам, если бы все врачи имели духовную составляющую, духовный стержень, если бы они не забывали про честь и достоинство. И в таком голосовании тогда не было бы необходимости. Выполняй хорошо свою работу. Люби ее. Люби пациентов, которые к тебе приходят. Делай максимально, что можешь для человека, который обратился к тебе за помощью. И не нужны тогда никакие сверх инновационные технологии для того, чтобы повысить авторитет врача. Может быть, все это связано с участившимися в последнее время случаями избиений и нападений на медработников (врачей скорой помощи, приемных отделений). Или, наоборот, врач избивает пациента. Очень сложная ситуация сейчас вокруг здравоохранения. Возможно ли, что это специально нагнетается? И ничего не остается, как поднимать такие элементарные вопросы. Как Вы относитесь к подобным голосованиям? Действительно ли всем врачам нужно быть верующими? Насколько это важно для врача?

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Хотелось бы, конечно, чтобы врачи были верующие. Наверно, это сложно достижимый рубеж. Первый уровень, уровень нравственности, для врачей обязателен. Мы говорим не только о нравственных качествах человека, но и о профессиональной нравственности. В основе лежит отношение к пациенту. Вспомним заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это не значит, что мы должны делать все, что захочет больной. Исходя из позиций здравого смысла нужно понимать, что больному полезно, необходимо. Понимать, чем мы можем помочь в его выздоровлении. Уметь деликатно и правильно объяснить человеку, что ему необходимо. Порой между врачом и пациентом нет взаимопонимания, взаимного доверия. Нет правильного понимания отношений врача и пациента. Раньше врача любили, его ждали, ему доверяли. С врачом советовались. Сейчас, и в какой-то степени в этом вина самих врачей, врач часто не вызывает доверия у человека. Больной начинает пользоваться услугами не одного, а многих врачей. У него возникают сомнения в возможностях медицины. Среди множества советов, рекомендаций, требований человек теряет понимание, что ему необходимо для лечения.

 Во многом виновата и наша система здравоохранения. Когда человек поступает в больницу, или к нему приезжает скорая помощь, есть специальные формуляры, что можно назначать больному, а что является излишним. Врач, исходя из своего опыта, не может рекомендовать то, что не входит в его формуляр. А если порекомендует, может попасть под административную, уголовную ответственность. Облагается штрафными санкциями или сам оплачивает свои расходы. Штрафные санкции – хороший способ получить обратно часть денег, выделенных на развитие.

Необходимо деликатное отношение с больным, умение с ним побеседовать, его успокоить, правильно направить в дальнейшем лечении. Часто сами врачи в силу своей усталости, невыдержанности, других причин дают повод для того, чтобы у больных людей, у которых и так эмоционально обострены все чувства, провоцировать вспышки гнева, раздражительности. Это общая проблема и решать ее нужно совместно. С одной стороны, врачи должны постоянно работать над своим уровнем. С другой стороны, больные должны понимать, что врач тоже человек, а не просто тот, кто обязан им помочь. Он может не так, как хочется больному, отреагировать на просьбы, жалобы, претензии.

Если врач верующий, это ему очень помогает. Он может не только помочь профессиональным советом, но и помолиться за больного. Может помочь, объяснить, дать больному осознание ценности своей болезни. Может направить больного в храм. Искать утешение не только от людей, но и от Самого Господа. Может привести больному в качестве примера житие святых, которым приходилось много терпеть – примеры жизни Иова Многострадального, Пимена Многоболезненного. Можно рассказать о жизни врача, великого ученого современности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого - архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкого, около 1910 г

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) – российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия. Будучи известным ученым, хирургом он написал книгу «Очерки гнойной хирургии». За неё архиепископ Лука получил Сталинскую премию I степени в 1944 году (вручение произошло в 1946 году). Работа была переиздана 4 раза (последний раз — в 2006 году).

В чем феномен святителя Луки, его жизни, книг? Господь так влияет на человека, на его жизнь, что его таланты не теряются. Когда святитель Лука выбирал свой жизненный путь, у него была борьба между желанием стать художником и желанием помогать людям в качестве врача. Предполагал заняться научной деятельностью и уехать в глубинку, чтобы помогать простым людям. В книге «Очерки гнойной медицины» совместилось его умение и нарисовать, и рассказать.

«Очерки гнойной хирургии», 1934 г

Профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука). Рисунки автора

Приводим отрывок из этой книги:

 «Ни одним словом, ни одним действием Войно-Ясенецкий на протяжении всей своей долгой жизни не нарушил главной заповеди христианина — служи Господу Богу, люби народ свой и Отечество, делай добро людям. Трудно себе представить хотя бы день, час или минуту, когда бы В. Ф. Войно-Ясенецкий не думал о Промысле Божьем, о русском человеке, о его физических и душевных страданиях, и не делал бы все, что в его силах для облегчения этих страданий».

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

(1877-1961)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) не просто великолепный ученый, хирург. Это человек, который быстро и реально помогает людям и сегодня. Его особо почитают греки. Оттуда, из Греции, продолжилось его почитание и у нас. Греки настолько его полюбили, что первыми поставили вопрос о его канонизации. Сделали раку для мощей святого, которые находятся в Симферополе в Свято-Троицком соборе. Архимандрит Нектарий, особый почитатель святителя Луки, проделал весь путь его в ссылке. Чтобы познакомиться с людьми, пройтись по этим местам.

Наш благочинный рассказывал, что к нему обратилась мама с сыном. У него были ампутированные пальцы, которые выросли по молитвам святителя Луки. Одаренный юноша играл на фортепиано. Его ожидало большое будущее. Тяжелыми дверьми юноше прищемило пальцы. Их пришлось ампутировать. Мать и сын приехали к раке святителя Луки и начали ему молиться. Через некоторое время у него выросли пальцы. В результате травмы отсутствовали целые фаланги, которые потом выросли.

Когда человек обращается к святым, Божией Матери, к Богу, он часто получает силы, чтобы переносить свою немощь. Даже начинает выздоравливать.

Возвращаясь к нашей теме, хотелось бы сказать, что у врачей, которые молятся за своих больных, тоже могут быть особые дарования, таланты обращения к святым, особенно к святым врачам. Они – наши помощники и пример терпения скорбей, пример отношения к больному. Пример, который дает нам стимул и возможность обращаться к ним за помощью.

Благодарим Николая Ралидовича! Продолжается Великий Пост. Желаю всем вам и себе доброго и плодоносного поста! Всех благих даров!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать:

  1. Новый Завет
  2. Ветхий Завет. Книга Иова
  3. Писания Святых отцов
  4. Святитель Димитрий Ростовский Жития святых
  5. В.Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука) «Очерки гнойной хирургии»
  6. Е.А. Морозова «Дано мне тело…» Изд. Сибирская Благозвонница, 2017
  7. И.Л. Медкова «Христианский пост глазами медика» Изд. Зерна-Книга, 2014
  8. И.Л. Медкова «Христианский пост против болезней XI века». Изд. Зерна-Книга, 2016
  9. Журнал «Покров» 1 номер 2017

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля