Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Основы безопасности жизнедеятельности

Встреча с ведущим сотрудником Душепопечительского центра им. св. прав. Иоанна Кронштадтского (Люблино) о. Иоанном (Адливанкиным). Тема беседы: "Основы безопасности жизнедеятельности. Православный взгляд".

 

13 декабря 2018 года

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни. (ВикипидиЯ)

«…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков,

по хитрому искусству обольщения»

(Еф 4:14)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, сегодня наш гость отец Иоанн (Адливанкин), специалист в области реабилитации людей, попавших в секты; лечения людей, страдающих различными зависимостями. Сегодня мы будем говорить о том, что допустимо и недопустимо в лечении. Это тема очень актуальна в наши дни. Часто слышишь, что главное здоровье. Нужно подумать, какими средствами это здоровье достигается и какое здоровье имеется в виду. Когда человек не задумывается о том, как он лечится, потом (даже при внешне благополучном исходе заболевания) могут возникнуть очень сложные последствия в его жизни. Апостолы, их последователи, наши отцы – все говорили об ответственности лечения. Запрещалось лечиться у людей, которые могут принести душе вред. Можно или нельзя лечиться всеми доступными средствами? Мы поговорим и о том, к каким последствиям приводит лечение недопустимыми средствами, как из этого состояния выходить. Что можно, что нельзя.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Являясь ведущим специалистом (по проблемам сект и оккультизма) Душепопечительского центра, хотел бы сказать, что все наши доклады, беседы базируются на объективном опыте. Наша организация давно работает в этой области. Руководит нами игумен Анатолий (Берестов), который совмещает в одном лице врача и духовника. Я работаю в центре почти 16 лет. Мы недавно подали отчет о нашей работе Святейшему Патриарху, в котором привели всю возможную статистику. Когда мы посчитали по журналам, анкетам, оказалось, что в год к нам приходит в среднем 700-800 человек. За 15 лет моей работы это огромное количество людей - тех, кто к нам обратился. Эта статистика указывает на возможность формирования некой системы, которую можно дифференцировать – у кого какие проблемы, кто с чем приходит. Иногда в день я слышу от разных людей одно и то же. Человек что-то рассказывает, как о некоем откровении, которое ему дано, а я только что слышал то же самое. При таком опыте вырабатывается какой-то подход. Мы ориентируемся на общецерковный опыт, на святоотеческое наследие. Не так просто найти подход к человеку, а это наша главная задача.

В таком поиске с такой статистикой мы пришли к целому ряду выводов, которые широко публикуем в наших книгах, в работах отца Анатолия (Берестова), в моих работах. Есть публикации, доклады, представленные и в сети Интернет. По отзывам многих людей они приносят пользу. Человек читает статью, смотрит видео и понимает, что и у него та же самая ситуация. Ничто так не важно для человека, как его не духовное, а физическое здоровье. О духовном здоровье, конечно, думают, но должно пройти какое-то развитие прежде, чем человек начинает думать о своем духовном здоровье. В поисках телесного благополучия происходят самые большие подмены - подмены ожидаемого блага на большую беду. Именно в медицине существует самый широкий спектр охоты на человека.

Матери, которые заблудились в этой области, в первую очередь ставят эксперименты на своих собственных детях. Куда-то мамочка пошла, что-то нашла и первые, кто подвергаются эксперименту – ее собственные дети. Я прихожу в ужас от этого. Существует общий для животного мира закон сохранения рода. Здесь этого не происходит. Какие только эксперименты не ставятся над детьми! Эта область медицины порождает самые разные механизмы захвата человеческой души, личности под часто совершенно неразличимыми явлениями. Происходит эскалация разрушения под декларацией созидания. Имея перед собой людей, изучая их судьбы, жизненный опыт, часто плачевный (мы редко имеем дело с позитивным опытом), удается выявить наиболее острые моменты, масштабные в смысле своей деятельности на пространстве СНГ, России. Из них мы выделяем наиболее пагубные явления, которые так или иначе разрушают статус кво человека – его личность, душу, тело.

Мы живем в мире, дезориентированном духовно. Православие проходит некий процесс (я бы не сказал деградации). Просто мы все находимся на стадии воцерковления. Тот сакральный опыт, который по логике должен действовать вне сознания человека, по сути своей отсутствует. Иммунитет не выработан. Вместе с этим мир предлагает многие вызовы, как в отношении грубого сектантства, так и деструктивных течений. В первую очередь в отношении медицины. КонЪюнктура. Есть человек - есть запрос. На этот запрос формируется очень много предложений. Пожалуй, обозначу некоторые явления в целом, которые в основном внутренне антологически объединены одной очень древней философией. То, что происходит сегодня, не ново. Даже если внешне невозможно найти между этими явлениями какой-то тождественности, она существует. Я бы сказал, что речь идет о развитии научно-технического прогресса и некой философии, которая порождает этот прогресс. При профессиональном исследовании оказывается, что эта философия довольно древняя. Ничего нового под солнцем точно нет. То, что мы читаем сегодня, можно было прочитать и в 16, 17 веке – когда происходило разделение науки и оккультизма.

Мы прекрасно знаем, что такие светочи науки, как Парацельс, с позиции современного понимания проблем, которые существуют в мире, - это матерый оккультист, основатель демонологии. Во времена Парацельса медицина делилась на хирургов, ремесленников и терапевтов. Терапевтами были аристократы. Именно терапевты в 14, 15, 16 и до 17-18 века совмещали в себе не просто медицинскую работу, но и определенную философию. 17 век был квинтэссенцией магии. Работа терапевта имела под собой философское обоснование. Можно привести в качестве примера Исаака Ньютона. Несмотря на то, что закон всемирного тяготения сыграл свою глобальную роль в формировании дальнейшей науки, наука еще столетия тормозилась самим Ньютоном, потому что Ньютон был каббалист, и это хорошо известно. Он был по нашей терминологии практикующий оккультист, маг-волшебник. Открытие Ньютона вошло в анналы науки, но путями к подобным открытиям в те века были оккультные технологии, оккультные практики. Эти практики имели под собой глобально-мировоззренческую концепцию. Я не очень люблю теории о мировом заговоре. Мы все понимаем, что мир не прост, но не следует на эти теории базироваться. Когда изучаешь биографии этих людей, сопоставляешь их с известными фактами о масонстве, о каких-то группах, личностях такого рода, оказывается, что все довольно гармонично и развивается в определенной стезе.

Именно сегодня, сейчас мы наблюдаем интересную картину – происходит трансформация некоторой области науки. То, что когда-то было рациональной наукой, сегодня опять становится оккультизмом. Например, термин «энергоинформация». Что-то непонятное, расплывчатое. На самом деле этот термин имеет абсолютно фундаментальную базу. Для исследователя этой проблемы совершенно понятно, откуда она взялась. Почему я об этом говорю? Сегодня в этом направлении существует целый конгломерат услуг, которые охватываются этим псевдонаучным термином. Что-то, что невозможно пощупать. Создается впечатление некоей глобальности, но на самом деле этого не существует, потому что это бездоказательно. У оккультистов, труды которых были опубликованы за последние три-четыре столетия, есть понятие, например, что вилочковая железа является сосредоточением космоса в человеке.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

«Оккультизм (от латинского occultus — скрытый, тайный) — общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым» (ВикипедиЯ).

Как определить понятие «оккультизм»? Это то, что вне Бога. То, что человек использует для того, чтобы привлечь некие силы.

Монах Иоанн (Адливанкин)

«Большая Советская Энциклопедия» обозначает оккультизм, как тайное знание, доступное посвященным. Это учение о едином целом всех вещей. Существуют некоторые методы познания мира. Три глобальных пути – это религия, которая базируется на Откровении; это наука, которая развивается эмпирическим, доказательным путем; и это оккультизм. В религии есть единое целое всех вещей. Это единое целое – Бог. В оккультизме единое целое всех вещей – это тоже Бог (в своем понимании). А наука, которая за последнее столетие разрабатывает единую теорию поля, - это тоже единое целое всех вещей. Видите, какая интересная происходит взаимосвязь? Поскольку наука и религия имеют свои фундаментальные постулаты и не могут их нарушать, оккультизм спекулирует на одном и на другом и создает умопомрачительные концепции. Наука ограничена экспериментом. Религия ограничена Откровением, а здесь никаких ограничений нет. Именно благодаря этому оккультному свойству, получается, что в то время, как научные деятели могут десятилетиями разрабатывать какую-то маленькую концепцию, оккультизм погружается сразу же в Откровение.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Какие формы оккультизма существуют сегодня? В каких видах? Чтобы это было понятно людям, которые нас слушают.

«К таким учениям относятся эзотеризм (синоним слова "оккультизм") и его практические формы: алхимия, астрология, каббала, розенкрейцерство, спиритуализм, теософия, теургия, гадания, онейрокритика, некромантия, хиромантия, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстрасенсорика, йога, медитация, психобиоэнергетика, верования в связь с потусторонним миром и другие учения, основанные на вере в скрытые силы в мире и человеке и иногда сохраняемые в тайне» (ВикипедиЯ) Что нельзя использовать? Что можно применять без ущерба для своего духовного здоровья?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Оккультизм и магия – это тождественные понятия. Раньше он так и назывался. Этот термин введен позже и подвел черту под целым рядом учений, которые базировались на разного рода понятиях. У оккультизма тоже есть свое Откровение. Оккультные науки имеют общение с духовным миром, и это не мир Ангелов. Оккультизм это глобальная надмирная или подмирная философская концепция, которая пытается все соединить. Для оккультизма нет разногласий между, например, наукой и религией. Он пытается все нивелировать, создавая некую срединную, всепоглощающую систему, которая может в себя включать спокойно все.

Рассмотрим, к примеру, на сегодняшний момент квинтэссенцию оккультизма – еврейское древнее учение каббала. В этом учении также есть начало магии, серьезной магии, не формальной, не бабушкиной. Но каббала основана на довольно глубоких философских концепциях. Можно отделить практическую каббалу с ее магией от ее философии. Для кого-то подойдет вторая часть, а для кого-то будет важна именно первая часть, потому что она создает впечатление развития разума. Ее концепции невероятно сложны. Во время Рождественских чтений я часто посещаю секцию «Наука и религия», которая проходит в университете. Несколько лет назад один академик сделал на секции доклад по теме «Квантовая механика и Троица». Эта проблема сегодня известна и очень многогранна. Докладчик по сути своей излагал каббалистические формулы. После доклада я подошел и спросил его, знаком ли он с каббалой. Он ответил: «Конечно, это фундаментальная наука, которая лежит в основе всех исследований, но думаю, что наша работа более глубинная, чем каббала».

Иеромонах Моисей (Дроздов)

В практической деятельности и в обычной жизни, где человек, обращаясь за помощью к медицине, может с этим столкнуться?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Медицина – это та самая периферия оккультизма, где происходит практическая реализация его основных зон. Здесь и заключена проблема. К нам обращается много людей, которые так или иначе были погружены в эту философию. Мы работаем с людьми много лет, наблюдаем, выводим их по милости Божией. Очень многие люди, которые занимались оккультизмом, стали серьезными православными людьми. Скажу, почему. Они изучали. Оккультизм открыл для них реальность духовного мира. Пусть негативного, перевернутого, но, если они вовремя осознали и не повредились серьезно, то те серьезные исследования, которые они проводили там, перешли в целом на понимание религии, мира и так далее. Понятно, что существуют сроки и глубина погружения, но на сегодняшний момент могу сказать, что очень многие известные священники, владыки и не скрывают, что когда-то заблуждались и прошли некоторым блуждающим путем. Понятно, что до какой-то степени. Что касается практической ее стороны – это просто магия с ее заговорами и всякими деяниями, о которых даже неприятно говорить.

Каждый день встречаюсь с этим у себя в кабинете. Женщина заговаривала своего мужа, привораживала его, резала с него волосы, бросала их 13 числа на перекресток дорог. Нам кажется, что это шутки, но я каждый день слышу что-то подобное. Потом в ее душе разворачивается трагедия. Мы проводим анкетирование, и я сразу вижу в анкете определенный намек. Есть вещи, которые неполезно сразу выяснять, не поймешь. Спросил пожилую женщину: «Простите, а Вы случайно мужа не привораживали?» Вижу, что это возможно. Она страшно испугалась. Почему? Она и сейчас, и всю жизнь с ним живет. У них дети, семья, и она боится, что сейчас, когда это выяснится, от нее потребуют какого-то обратного пути (покаяния). А вдруг у нее все распадется. Начинаешь выяснять, как они живут, и вскрывается катастрофа – с синяками под глазом, водкой и всем остальным. Счастье здесь трудно найти. Но такие вещи происходят очень часто.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Некоторые наши соотечественники посещают острова языческого мира. Одна женщина, находясь на острове Бали, пошла с группой в этнографический музей. Им показывали фигурки божеств, которым раньше покланялись. Эта женщина увидела маленькую фигурку, засмеялась и юмора ради говорит этой фигурке: «Вот видишь, ты был раньше божеством, и тебе все покланялись, а теперь тебе никто не кланяется. Хоть я тебе поклонюсь». Она ему поклонилась, и после этого в нее вошел бес. Женщина начала бесноваться, кричать. Приехала к нам. Здесь, в Лавре, ее наставляли на путь истинный, лечили.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Новое явление – посвящение в шаманизм. В Москве в большой красивый самолет собирают полный самолет женщин в возрасте 25-35 лет и везут их в Перу на шаманское посвящение. Это происходит на протяжении двух-трех лет.

Эти женщины в самолете (примерно 300 в Боинге) потом возвращаются в Россию. Я с этим сталкиваюсь года три-четыре. Мне их жаль – наблюдаю от психиатрии до беснования и наоборот. Лечение идет очень тяжело. Нам надо вырабатывать определенную позицию, что с такими людьми делать - смотреть, насколько человек отпал от Церкви, остался ли он членом Церкви. Мы применяем чин присоединения, чин отречения. Это серьезные моменты и приходится каждый раз вырабатывать позицию, искать аргументы. Это тоже область оккультизма. Она сегодня массовая. От незнания, неразвитости происходит духовная деградация.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Порой слышишь от человека такое: «У меня были проблемы с мужем, который пил. Я обратилась к женщине, которая лечит заговорами. Теперь он не пьет, но стал другим – мне чужим, потерял ко мне интерес».

Монах Иоанн (Адливанкин)

Лучше бы пил. Это касается не только оккультных методов, но и системы кодирования. После 30-летнего опыта наблюдения официальная медицина доказала, что при кодировании паталогически меняется личность. Человек становится агрессивным и так далее. Эта область чисто магическая. Она кругом. Когда человек вступает в такого рода соблазн, он имеет право выбора. Нужно быть деградантом, чтобы этого не понимать. В какой-то мере это право выбора играет свою роль – каждый человек имеет на это право. Когда речь идет о медицине, человек не всегда имеет право выбора, потому что он порой не понимает, что происходит. Будучи вполне образованным, разумным, понимает, что магия – это плохо. Не все пойдут к черному магу. Пойдут к белому, думая, что это хорошо. К черному пойдут немногие, хотя тоже пойдут. Медицина – это та же белая магия. Например, Неумывакин, известная личность. Сколько людей перепили этой перекиси водорода! Открываете его первую или вторую книгу, а там написано, что существует космический разум. Понятно, что раз ему это диктует космический разум, значит он на подключке у демонов. А что делать дальше? Перекись – это полный вред, или она имеет какой-то положительный эффект? Нужно разбираться. Но мне кажется, когда открываешь книгу и читаешь, что она была подсказана космическим разумом, нужно ее сразу закрыть и даже перекись не пить.

Приведу еще один пример, сложно различимую проблему. Есть такой Питерский врач Коновалов. В полемике с людьми, приходящими к нам, все казалось – бы хорошо: отбил, объяснил, оторвал – все поняли. Остается сам Коновалов – «Нет, это доктор, заслуженный доктор. У меня все очень хорошо – мне стало легче». Спрашиваю: «- Вы на его книгах спали? –Спали». То есть, берешь книжку, подкладываешь ее под то место, где болит, под спинку и ложишься. В книге так и написано – я беру на себя твою боль. Кто что представляет в это время? Кто-то представляет, что это энергия информации, которая таким образом вытягивается из организма – в книжку уходит. Допустим, ладно, – бред, глупость, но не страшно. Коновалов дает понять, что он принимает на себя роль Христа. Если человек ложится на эту книгу и понимает, что в данном случае он уповает на Христа в образе Коновалова, это уже совсем иное отношение к проблеме. Я знаю три-четыре случая, когда человек просыпался утром бесноватым в самом прямом смысле этого слова - просто, полежав на книжке. Человек прочитал все книги Коновалова и думает, что Коновалов имеет право забирать на себя чью-то боль. С точки зрения канонического подхода, если человек поверил, что это Христос, а это не Христос – это есть серьезное отпадение от Церкви. Их много – Коновалов, Синельников, Неумывакин.

Один из первых активных людей, который стал себя реализовывать в этой области – это академик Сытин. Так называемые «настрои» Сытина. Лет семь-восемь назад ко мне пришла молодая женщина. Она оказалась женой Сытина, православным человеком. Женщина попросила о помощи, потому что не могла объяснить, доказать, в чем заключалась проблема. Я ей дал наши книги, книги отца Анатолия (Берестова). Звоню Сытину: «Я почитал Ваши книги. Мы с Вами полные единомышленники. Я тоже всю жизнь борюсь против оккультизма». Академику Сытину было тогда 86 или 87 лет.

Читаю автору отрывок из его книги: «Божественное устройство. Божественная энергия мощным потоком вливается в каждую клеточку Вашего организма – в желудок, в простату и так далее. Божественная энергия вливается и исцеляет каждую клеточку Вашего организма». Я спрашиваю Сытина: «Энергия чья?» Сытин отвечает: «Божественная». Я говорю: «А кто командует энергией?» Тишина на той стороне трубки. «Сытин». Так это и есть оккультизм – командовать тем, что тебе не принадлежит. Он понял. Больше не звонил, но понял. Сказал: «Я должен серьезно подумать». Я тогда с ним еще немного поговорил, объяснил какие-то вещи. Он сказал, что никогда об этом не задумывался.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Человек не знает, с чем и с кем он может столкнуться, приходя, например, в поликлинику – с каким человеком, с какими препаратами, методами лечения. Часто люди в таких случаях говорят – мы не знаем, будь что будет. Другие люди, православные, молятся. Батюшку (ныне епископа) пригласили домой, и он увидел стоящие на окне банки. «- Что это за банки? - Это специальная заряженная вода. Мы ей цветы поливаем, сами пьем и чувствуем пользу. - А как Вы зарядили воду? - Через телевизор. Выступают известные люди – Чумак, Кашпировский, другие. Они нам заряжают воду». Смотрят на священника, как он себя поведет. Батюшка помолился, достал святую воду и капнул несколько капель в эти банки. В воде сразу же появились грубые изменения в виде мути. Стало понятно, что к чему.

Когда верующий человек берет таблетку, чтобы ее принять, он должен сначала помолиться. Молитва опережает таблетку, помогает нейтрализовать действие яда. Это относится и к процедурам. К одному массажисту пришел верующий человек, который пытался творить Иисусову молитву. Массажист ему рассказал, что проводит сеансы массажа весь день и испытывает большую усталость. Когда массажист начал проводить сеанс массажа, тот человек начал творить Иисусову молитву. Через десять минут работы массажист сказал, что с этим человеком невозможно работать, что он за эти десять минут так устал, как не устает за весь день.

Когда мы молимся, мы получаем, во-первых, удостоверение того, чего мы не знаем, во-вторых мы себя ограждаем от тех воздействий, которые могут на нас повлиять и которые мы тоже не знаем. Область таинственного вокруг нас, но именно Господь окружает нас той защитой, которую мы не видим, но которая реально присутствует в нашей жизни. Человек часто не может разобраться в терминологиях, подходах. Ученые также могут заблуждаться (при этом не догадываясь об этом). Когда человек молится, ему на сердце приходит некое откровение, ощущение, можно или нельзя. Врач предлагает бабушке таблетки, а она, помолившись, говорит – нет, не хочет пить таблетки. Лучше я попью травки.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Меня волнует не просто медицина, не просто общество, как таковое. Меня волнует прежде всего общество православное. Оно наиболее щепетильно относится к возможному вреду и совершенно понятно, что в православное общество враг рода человеческого пытается внедрить те прилоги, развитие которых может быть чрезвычайно опасно.

Недавно я сделал довольно большой фильм «Осторожно: остеопатия!» Как только я начинаю говорить о тех вещах, которые каким-то странным образом тесно вошли в церковный круг, церковное общество или куда-то рядом, я наживаю себе жутких врагов. Спорить можно, о чем угодно – об оккультизме, о разных подходах, о богословии, о чем-то еще. Но как только начинаю говорю «остеопатия, гомеопатия, метод Фолля, биорезонанс, Ксения» и так далее, даже в нашей дорогой обители – моментально полный разлад. Ну какое это имеет отношение к связям в православном мире?

Лет десять назад я проходил здесь по коридору и мне встретились новопостриженные монахи. Я тогда был еще Изяслав Александрович и писал о компьютерных программах. Они меня увидели: «Как Вы относитесь к книге о Гарри Поттере?» Два новопостриженных монаха. Я им говорю: «Если бы Вы меня спросили, как я отношусь к спору святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия по поводу Ангелов, это было бы мне понятно. Но почему Вас так волнует вопрос, который вообще не должен Вас волновать?» Здесь есть какой-то соблазн, даже в отношении медицины.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

С одной стороны, это правильно и вызывает недоумение. С другой стороны, Гарри Поттер – это персонаж, у которого мы тоже можем чему-то поучиться. Хотя, конечно, Ваш вопрос был правомерен.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Я называю этот феномен атомом Демокрита. Как только Демокрит открыл атом, этот атом закрыл собой весь мир. На самом деле эти вещи ставят на полку среди других книг. Это касается и психологии, других учений. У человека масштабного не в смысле его образованности, а духовно эти вещи занимают какую-то часть его мира и не являются определяющими. Спор вокруг Гарри Поттера разделил многих родственных, даже монашеских душ. Помню, меня пригласил один известный игумен, и я был очень рад этому. Известный человек, мне было очень приятно это общение. Мы разговаривали. Вдруг он узнал, что я в каком-то докладе говорил о Толкиене (о фэнтэзи). У меня материала об этом очень много, потому что обращается масса людей. Как только он узнал, что я не вижу места Толкиену среди православных книг, мы в этот момент разошлись навсегда. К Толкиену я отношусь негативно. Толкиен на своем месте, но не среди православных книг. Если говорить о моей практике, я повторю то, за что меня Андрей Кураев обидел непонятно, почему. Я знал многих сатанистов. В какие-то годы они приходили массово. Сейчас уже не приходят. Я не знал ни одного, который в своем развитии не был бы с Толкиеном. В этом случае я просто статистик. И выясняя, я понимал, почему. Это смешение добра и зла. Заигрывание со злом всегда пагубно.

Я был в хороших дружеских отношениях с Юлией Вознесенской. Она принесла мне свою первую книгу (это было в Мюнхене), потом уехала во Францию, в монастырь, написала книгу. У нас был один духовник отец Николай Артемов, секретарь митрополита Марка. Я тогда тоже жил там – оттуда начинал свои шаги. Мы были в очень хороших отношениях. Когда я прочитал книгу, сказал: «Юлия, с тьмой не заигрывают». Она фыркнула. Я пошел к батюшке. «Батюшка, она меня больше не слушает». Мы с ней не поругались, но она знала, что я ее оппонент. И когда Юлия написала третью книгу, я обратил внимание: она точно ничего не знала о сатанизме, но то, что она описывала, было точно сатанинскими обрядами. Я ей на это указал. Это ее очень насторожило. Она одумалась и перестала. Я много выступаю, знаком со многими людьми, которые ко мне приходят, и все время сталкиваюсь с этой парадоксальной ситуацией. Поражает, что даже если кто-то из братии узнавал, что мне что-то не нравится – все. Мы расходимся совсем.

Я издал фильм об остеопатии. Мой почтовый ящик уже завален матом, руганью, отчасти аргументами. Самое главное – я узнал то, чего не знал, когда делал фильм. Отключаю «Комментарии» не потому, что боюсь. Противно читать, как поливается грязью Церковь в моем лице.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Мат – это язык, на котором общаются бесы. Одна девушка, когда у нее наступает период беснования, пишет языком мата, криминальным языком. Читаешь и понимаешь, что это язык бесов. Не сама девушка пишет, а это из нее исходит брань, о которой она потом не может вспомнить. Или не осознает, что это она писала. С одной стороны, нельзя общаться с бесами, с другой стороны видишь, как они разговаривают, и что их задевает.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Когда я готовил материал об остеопатии, основывался на многолетнем наблюдении. Приходят люди и мы ищем проблему. Я очень внимательно исследую, что происходит. Иногда никакой оккультной, другой проблемы нет. Много раз было, когда, встречая, остеопата я видел изуродованную душу, изуродованного человека. Мне было стыдно поэтому, что я 4-5 лет молчал. Но нужно было найти время, чтобы сделать фильм.

Представился случай, и я снял этот фильм. В то время я принимал при одном храме (в дополнение к моей основной работе). Как-то еду в метро и пишу сценарий по остеопатии. Тема непростая, она требовала серьезного подхода, изучения. Прихожу в свой кабинет, где веду прием. В этот кабинет некоторое время назад я привез свое кресло, чтобы было удобно сидеть – у меня больная спина. Вдруг мне наперерез бросаются какие-то тетушки и кричат: «Туда нельзя! Там врач принимает – остеопат». А я перед этим ехал и писал сценарий по остеопатии. Мне так стало обидно, что остеопат сидит в моем кресле. Я был совершенно обескуражен. Нашел батюшку, который его пригласил. Батюшка сказал, что этот потрясающий доктор только что ему самому спину поставил. Я показал батюшке фрагменты фильма. Он признал, что это очень опасно. Потом остеопата убрали из моего кабинета, и я думал, что мы с ним расстались. Оказалось, что он рядом в кабинете принимал православных людей. Я туда пошел и, когда начал с ним разговаривать, в первые пять минут наши православные тетушки опешили. «Я потомственный остеопат. Церковь всего лишь две тысячи лет существует, а мы намного древнее». Когда они услышали, чуть в обморок не упали. Я сделал об этом фильм, но меня оттуда попросили, и я там больше не принимаю.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Чем остеопатия отличается от мануальной терапии?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Проблема в фильме «Осторожно: остеопатия!» рассмотрена основательно. Считается, что мануальная терапия вышла из остеопатии. Остеопатия базируется на развитии чувствительности рук, сенситивности.

Любой остеопат, если он хочет практиковать, обречен на развитие определенной сенситивности

Недуховный человек не понимает, что сенситивность – самый страшный бич современного человека. Сверхчувствительность. Человек, который вступает в общение на таком уровне, в любом случае становится проводником духовных сил.

Когда речь идет об энергии с приставкой «био», это всегда катастрофа. Энергия и Бог неразделимы (по трудам святителя Григория Паламы). Бог действует в мире Божественными энергиями. Это неразделимые понятия. Все то, что человек может ощутить руками в человеке (кроме тепла) и как-то этим манипулировать - это всегда энергия демонического мира. Мир разделен. Просто мы не понимаем, как тесно живем в духовном сообществе. Нам кажется, что Ангелы – там, а демоны – там. Нет. Они не там, они здесь. Они всегда там, где человек. Остеопатия неизбежно развивает сенситивность у практикующего ее человека.

Все наследники Эндрю Стилла, основателя остеопатии, все в итоге стали экстрасенсами. Когда мы читаем историю, может быть там и не написано «экстрасенс», но я внимательно прочитал десятки биографий его последователей и все, что можно было по этой теме найти. Я везде вижу следствия сенситивности. Крайняя сакральная терапия, актуальное для остеопатии течение, была заложена и развита последователем Стилла, который был просто экстрасенсом. Это чистой воды оккультный институт. Я сейчас не хочу погружаться в это, но в моем фильме подробно об этом говорится.

Я не говорю о том, что остеопатию совсем нельзя применять. Я говорю о том, что, когда это профессиональный врач, который здраво может отличить одно от другого, в остеопатии есть ряд механизмов, которые могут быть им вполне использованы в мануальной терапии. Надо исследовать, кто этим занимается. Но, если окунуться в древность, к Стиллу, здесь везде одна и та же картина. Развили стилловскую остеопатию в Америке. Ее не принимали. Против таких вещей всегда категорически выступала традиционная медицина, во всех ее состояниях. Неправильно говорить, что в остеопатии нет ничего рационального. Но наряду с рациональным там есть очень большая опасность. Эта опасность в первую очередь – сенситивность. Она представляет опасность прежде всего для того, кто вступает в обучение остеопатии. Очень многие врачи деградировали, начав изучать остеопатию. И многие мне в этом лично признавались. Конечно, люди, которые попадают под руки таких остеопатов, также находятся в большой опасности.

Самая большая проблема – в монастырях, в православных приходах – какое отношение имеет массаж к православию? Именно потому, что люди идут на это, хотя это не имеет отношение к вере, это все должно быть вне Церкви. Переступая этот этический порог, они сталкиваются с тем, что работают на основе коньюнктуры. После того, как я создал этот материал, многие стали приходить, рассказывать. Оказывается, остеопатия в первую очередь реализуется в области родовспоможения, акушерства. Почти все акушерки так или иначе проходят остеопатические курсы и курсы по краниосакральной терапии. Это катастрофа.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

«Краниосакральная терапия (КСТ) - это направления мануальной терапии, которая была открыта американским остеопатом Сазерлендом в начале 20 века. Он был доктором-остеопатом, и учеником Э. Стилла, основателя остеопатии.  Краниосакральная терапия основана на том утверждении, что в организме человека всё находится в движении, даже череп. И хотя швы между черепными костями еще в нашем детстве окостеневают, но между этими швами есть растяжимые волокна, которые позволяют черепу расширяться, а проще говоря, “дышать” в своём особом ритме. Несмотря на то, что мы этого не видим, наше тело постоянно проявляет ритмическую активность».

Когда принимаются роды у женщины, возникают ситуации, когда из-за неправильной техники акушера у ребенка повреждаются кости черепа.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Остеопатия настаивает, что кости черепа подвижны; в отличие от традиционной медицины, которая убеждает, что нет. Остеопатия использует разного рода техники. Она как раз и занимается исправлением патологий, возникающих в процессе родов. Профессиональный специалист не переступит границ. Возможно, он возьмет из остеопатии что-то, что может быть полезно. Но таких людей очень немного, потому что развивается сенситивность. Человек, который четко не утвержден в святоотеческом понимании мира, неизбежно становится экстрасенсом.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Люди, которые занимались в какой-то сфере аналогичной практики, например, в сферах, связанных с дыханием, развитием чувствительности, потом, когда отходят от этих практик, все равно очень долго мучимы от бесов. Им трудно молиться, они длительное время пребывают в тяжелом состоянии.

Монах Иоанн (Адливанкин)

До десяти лет. Это мы знаем по нашему опыту, общаясь с людьми, которые попали в какую-то область, где развита сенситивность. Все уходит. После того, как к человеку правильно применены все церковные возможности по реабилитации, как правило, все заканчивается. Но остается сенситивность. Это означает внушаемость в какой-то мере от людей, но в первую очередь – от духовных сил. Это катастрофа, потому что это не уходит. Нужно в этом случае перестать доверять самому себе, всему тому, что происходит у тебя в голове. Без твердого духовника это очень трудно сделать.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Где-то читал, что сегодня в мире сенситивность развивается, благодаря использованию в том числе и компьютеров, Интернет пространства. Как Вы считаете?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Это чувствительность немного другого рода. Когда мы говорим в принципе о сенситивности, мы говорим о развитии сверхчувствительности. Она может быть и физиологическая – утончение восприятия. К примеру, любой массажист, который долгое время работает с телом, со временем начинает чувствовать аномалии, существующие в теле пациента. Это обыкновенная сенситивность, которая все равно развивается. Она может переступать какие-то границы, но она может не достигать экстрасенсорики. Слепые массажисты обладают большей сенситивностью, чем зрячие люди. Я знаю массажистов, которые в своей практике не переступили какие-то пороги, и для которых это не стало аномалией. Это возможно. Есть сенситивность духовная. Это самая опасная сенситивность.

Говоря об остеопатии, не скрою, у меня был однажды такой опыт. Болела спина. Отцы нашли мне известного остеопата, который вышел из Лавры. Здесь, в Лавре, он проводил сеансы лечения, и отцы его благословляли. Я тогда какое-то время еле ходил, с палочкой. Когда я переступил порог, понял, что попался. Мои отцы улыбались: «Батюшка, кто-то же должен определить, в чем проблема». Я понял, что стал жертвой для определения.

Передо мной человек. «Ну что у Вас?» Рассказываю. Он сидит, смотрит по сторонам и говорит: «Нет, нет. Это не так». Откуда ты знаешь? Он считывает информацию. А по его движениям – моторике рук, головы, посадке, движениях я вижу, что он в погружении. У психологов, в оккультизме есть такой термин «погружение». Это значит, что он моментально включился, только не в меня. Бог, надеюсь, не дал. И там теперь читает, сам того не понимая. В облако, в ауру ко мне влез и там давай копаться. Это все можно отследить. Потом он положил меня на пол, возложил на меня руки, что-то потрогал и замер. «Ой, бедненький, он у меня попался, батюшка!» Я говорю: «А что Вы там делаете?» «Я исследую.» «А почему Вы не шевелитесь, доктор?» И так далее.

Я оттуда удрал, но картина совершенно типичная. Это тоже сенситивность, но она имеет чисто духовную основу. Это бес, который постоянно существует на контакте и сразу погружает человека туда, куда ему доступно. У кого-то недоступно. Я надеюсь, что у меня не было доступно. А у кого-то полностью доступно, и это уже оставляет свои следы в человеке. Это право, некоторым образом данное. Когда, допустим, люди уходят после сеанса, они не все одинаковы. Этот доктор говорит мне: «У Вас потихоньку все изменится. Вот у Вас почки. Печень немного опустится, здесь у Вас восстановится». Вопрос: «А как?» Если ты с этим соглашаешься, ты даешь право на изменение. А кто может это изменить? Как оно изменится? Если ты согласен и ушел с мнением, что оно будет меняться, в некоторой мере ты ушел к бесам, и сам себя открыл. Это некоторая установка. И могут произойти реальные изменения, только не до такой степени, чтобы убрать патологию. Есть ряд нюансов, и они вполне подвергаются какому-то анализу.

Это массовое явление сегодня. Я уже не говорю о краниосакральной терапии. Как, чем двигать жидкость, которая циркулирует между костями черепа? Руками? А как руками двигать? Теплом? Ты что, утюг? Значит, надо развивать чувствительность рук. Это очень серьезная проблема.

Мы сегодня с Вами не говорим о такой важной области, как восточный оккультизм, восточная антропология. Йога – это не медицина, но все открыто, все доступно.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Ко мне как-то приходила одна женщина. Она хотела с кем-то из своих православных коллег открыть центр православной йоги, рассказывать людям, как надо сидеть, дышать. А мы должны со своей стороны их духовно окормлять. Я понял, что надо с этим человеком работать. Порекомендовал ей сходить на исповедь, поститься, причаститься. Когда она все это сделала, пришла и сказала: «Вы знаете, я почувствовала пользу. Теперь давайте мы научим Вас неким психотехникам, чтобы повысить эффективность Вашей молитвы». Я понял, что мы ничего не достигли.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Мы сталкиваемся с тем, когда многие священники не понимают проблемы йоги. Многие говорят, что нет проблем, можете йогой заниматься. Только не погружайтесь в эту историю. Сама йога означает связь. Там нельзя не погружаться. В ряде моментов можно не заниматься энергией, но ты не моешь не заниматься дыханием. Дыхание – это ее основа. Без этого йоги нет. А там, где существует дыхание такого рода, там всегда существует мощная перестройка сознания.

Дыхание с сознанием тесно связаны. По сути своей йога с ее дыханием, асанами – это и есть перестройка сознания человека. Невозможно заниматься йогой и не коснуться некоторых вещей, которые могут быть крайне опасны.

Недавно ко мне пришла женщина, у которой были физиологические проблемы, связанные с кишечником. Я первый раз в жизни ей посоветовал одну позу - втягивание ануса, кишечника друг к другу. Она занималась йогой и спросила – что можно, чего нельзя. Я ей сказал, что ничего нельзя, но эту позу применять можно. Если ты занимаешься йогой, невозможно уйти от самой этой области. Надо понимать, что приближение к этой области – это приближение к определенному духовному миру. Йога – это духовная практика. Даже если ты и не думаешь ни о чем, ты участвуешь вместе с людьми, и ты не знаешь, что это за люди. Ты вступаешь в систему. Когда ты садишься в определенную позу, ты уже согласен быть частью этой системы. Это все очень серьезно.

К примеру, сегодня один из больших вопросов, который касается лечения– это китайская рефлексотерапия. Действительно, вопрос очень сложный, непростой. Многие, в том числе и батюшки, не понимают еще, как на него отвечать, считают, что в этом нет ничего особенного.

Если говорить в двух словах, все знают, что такое китайские каналы. Неподробно, но как-то знают об этом – во всех поликлиниках, клиниках это известно. Так называемые меридианы. Чем занимается китайский иглорефлексотерапевт? Что циркулирует в этих меридианах? В меридианах циркулирует энергия ци. А вся проблема организма – в разбалансированности энергии ци. Она базируется на постоянном контакте, балансе инь-янь, добра и зла. Или иначе говоря, энергия ци – это энергия абсолюта, которая циркулирует в теле человека. Что будет делать иглорефлексотерапевт? Главная его цель – сбалансировать энергию абсолюта, которая действует, циркулирует в теле человека. Человек в данном случае, как часть космической системы. Или иначе говоря, как часть представлений о человеке на Востоке. Абсолют – это пантеизм – полная смесь Бога, природы, человека, Вселенной, падших духов и всех остальных – демонов, людей и так далее. Здесь нельзя быть абсолютным фаталистом – только так и никак иначе. По сути своей вся основа этой работы именно в балансе инь-янь, энергии ци, существующей в организме, как представительницы абсолюта.

Другое дело – когда этим занимается, допустим, врач-невролог, считывает эти точки врач-профессионал, который понимает, где какая граница и, если он более реализует себя, как врач, в смысле европейских пониманий человека. Там есть очень много совпадений, сочленений и так далее. Каждый человек адаптирует систему под себя. Классическая рефлексотерапия – это классическая восточная оккультная антропология. Эти точки появились не путем исследования, а путем откровения. Эти исследования основаны на сенситивности. За сенситивностью всегда стоят падшие духи.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Был как-то на конференции, посвященной офтальмологии. Выступала китаянка, которая рассказывала об эффективности иглорефлексотерапии. Ей задали вопрос, почему в руках европейцев все эти точки для иглоукалывания действуют менее эффективно, чем в руках китайцев. Она ответила, что это очень глубокий вопрос. Главное, что европейцы не призывают духов на эти «антенки».

Монах Иоанн (Адливанкин)

Иглотерапия играла и сегодня играет очень серьезную роль. Метод Фолля основан на иглорефлексотерапии, на восточных представлениях о человеке. Огромное количество систем сегодня так или иначе базируются на этих китайских представлениях о человеке. Это имеет свои основания, не случайность. Это единая концепция, которая разветвляется на разные позиции на Западе и на Востоке. К примеру, китайская концепция сочетается с индийской концепцией. К этим точкам аюрведы тоже всегда прикладываются, потому что в аюрведе существуют свои понятия о свойствах - о тепле и обо всем остальном. Это перемешивается некоторым образом с принципами китайской рефлексотерапии. В аурведе существует своя система каналов и своя система точек. У медицины Тибета тоже своя система каналов и точек.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Появились препараты биологического происхождения, которые делают аюрведы – например, травы, препараты растительного происхождения. Можно ли, сотворив молитву, этими препаратами пользоваться?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Аюрведы не действуют на европейского человека. Просто потому, что это дисгармония. Аюрведы, как правило, собирают те естественные вещества, которые окружают человека в том мире, где он живет – травы и все остальное. Конечно, могут быть какие-то совпадения. Существует общее мнение, что аюрведы неэффективны для европейцев. Я лично знал больных с серьезными заболеваниями, которые лечились в лучших аюрведических клиниках, и тоже поняли: это большие деньги, но эффекта не было. В аюрведе используются очень специфические вещества, которые, как правило, из того региона, где по сути это развилось. Здесь есть несоответствие. Но сами представления аюрведические, как и тибетская, китайская медицина все равно базируются на своих представлениях об инь-янь. Это все оккультная космология и оккультная антропология. Естественно, во мне нет этих каналов, не существует, и когда с православным человеком работает доктор по системе Китая, возникает некая опасность. В одну китайскую или корейскую (не помню) клинику в Москве привезли одну взрослую женщину на стадии умирания. Ей ничего не помогало. Они ей помогли – за день-два поставили на ноги. Столько, сколько иголок можно было в нее воткнуть, они воткнули. Вся поверхность тела была покрыта иголками. Наверно, мы можем предположить, что это могло вызвать всплеск, встряску организма, и все это дало такую реакцию. Этот опыт описан. Я знал человека, который таким способом получил пользу. Понятно, что это не классический подход.

Совершенно точно, что для какого-то специалиста в области медицины, разбирающегося в физиологии и имеющего антропологическую научную картину, игла в руках, которую дозволено ввести до 1,5 сантиметров, может быть очень серьезным инструментом для лечения каких-то патологий. Здесь нужно разбираться, кто это делает и как. Понятно, что балансировать энергию инь-янь в наших организмах был бы какой-то нонсенс и парадокс. В основном это классическая схема китайской иглорефлексотерапии. Именно поэтому в Китае в официальной медицине запрещено использование иглорефлексотерапии. Это отдельная автономная область.

Что сегодня происходит? Все условия сегодня есть. Тот же самый метод Фолля сегодня есть, биорезонансная терапия – все основано на этом. Если метод изначально основан на ложном учении о человеке, то какую он может принести пользу?

Я не хочу трогать гомеопатию, потому что наживу сейчас миллион врагов. Оставим все это за темой. Готовлю сейчас фильм о гомеопатии.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Гомеопатия тоже разная. Существует и оккультная природа гомеопатии.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Я допускаю, что какой-то профессионал, используя низкие разведения и работая один на один с человеком, может принести ему пользу. Я этого не исключаю, как и всего остального. Но, когда речь идет о комплексных препаратах, это может привести к катастрофе. Гомеопатия, метод Фолля и все остальное – это все один и тот же мир. Он базируется на одних и тех же постулатах. Фолль проводил опыт на людях в эсессовских лагерях. Фолль был эсессовец. В те годы, когда в лагерях проводили исследования эсессовцы, никто не мог знать, что такое китайская иглорефлексотерапия кроме посвященных.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Они не могли знать, но тем не менее совершали многочисленные поездки на Тибет.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Да, никто не знал, кроме посвященных людей. Тот факт, что они это знали и употребляли, говорит о том, что для них были открыты анналы тех знаний, которые точно тогда еще были закрыты для европейцев.

Дайте мне пожалуйста Вашу руку, я определю по прибору Вашу ауру. Вот он весь Фолль. Это обыкновенный тестер. Мы сейчас посмотрим напряжение постоянного тока. Смотрим показатели – 0, 04… Сейчас мы дойдем и до 100, может быть. Вот и все. В этом весь обман. Купил этот прибор когда-то за 26 пфенингов в Германии, а посмотрите, сколько сейчас таких услуг.

Осталось к этим моим замерам приделать схему и сказать человеку, что у него, например, больная печень. Такого глобального шарлатанства, как в этой области, еще не было. Шарлатанство кругом, везде. Я уже не говорю о биорезонансе. Та же самая Ксения, которая говорит, что она последовательница Серафима Чичагова. Я считаю, что это беспрецедентный случай. Чем она занимается? Фоллем и резонансом. Недавно умерла моя знакомая, которая у нее лечилась. Онкология. Хорошо, я допускаю, что человек заблуждается. Даже люди заблудшие дифференцируются по здравости. Как правило, за онкологию они не берутся – эта область крайне опасная. Ксения берется. И весь ее метод – это метод Фолля и биорезонанс. И причем здесь Серафим Чичагов? Я специально взял, изучил два тома, 800 страниц Серафима Чичагова. Интересный, в чем-то спорный труд. Но взять на себя такую ответственность утверждать, что она использует метод Серафима Чичагова и заниматься кардинально больными людьми – это чересчур.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Лет пять назад к нам обратился один молодой человек, оператор одной кинофирмы, осветитель. Так получилось, что он остался без жены и решил, что для него наступило хорошее время, когда он может себе все позволить. Никто его теперь не ограничивает, и он может жить во всех страстях. Так и жил. А когда человек живет в своих страстях, то, хочет он или не хочет, его душа оскверняется, и на него начинают действовать противные силы. Это проявляется и в том, что у человека появляется тревога, потом депрессия и в конечном итоге нежелание жить. Хотя внешне все благополучно. Когда у него появились тревога, депрессия, нежелание жить, он начал лечиться. Вначале это были транквилизаторы, стимуляторы. Потом он понял, что это не помогает, и тогда решил обратиться к одному сибирскому монаху, который лечил людей доступными средствами. Тот поводил руками и сказал: «На Вас очень сильно действуют отрицательные биоэнергетические сущности. Я Вам ничем не могу помочь. Поезжайте в Троице-Сергиеву Лавру». Человек к нам приехал, мы провели с ним работу.

До того, как человек совершил грехопадение, он распознавал только добро. После грехопадения человек начал распознавать и зло для того, чтобы опять вернуться к добру.

Монах Иоанн (Адливанкин)

К сожалению, человек все более и более открыт. Научно-техническая эра, электронные системы открывают сознание человека. Все более и более универсальны методы захвата человека, особенно в области практической - там, где существует психология (особенная область сегодня), медицина в разных аномалиях. Медицина сама по себе становится опасной. Речь же идет не только об оккультно-ориентированной медицине.

Для православного общества требуется выработка серьезных подходов. Для пастырей необходимы обсуждение, обучение, объяснение, почему это плохо, а это хорошо. Когда соблазн действует через пастыря, это очень опасно. Надо просто иметь какой-то круг людей, которые сомнительные вещи будут обсуждать и вырабатывать какие-то рекомендации. Сегодня каждый день рождаются все новые и новые услуги. Все они нанизаны на подобные концепции, но в любом случае в этом надо разбираться.

Лет 20 назад, когда был полный крах и кризис страны, я работал в первом детском хосписе, Уже тогда бедные дети, страдающие лейкозом, пили масло с керосином, что-то ели. Чего только не было! Ведь это все началось тогда. Я не помню, чтобы кому-то что-то помогло. Они применяли лечебное голодание. Я сам участвовал в чем-то. Помню людей, которым ничем нельзя было помочь. Не было лекарств, ничего не было. Дети, родители не просто мучились. Они голодали по сорок дней, пытаясь что-то сделать. Я помню детей, которые почти умирали у меня на руках. Надо признать одно: одни были измучены традиционными методами, а другие были измучены нетрадиционными методами. Как найти золотую середину? Очень сложно.

Для пастыря нужно вырабатывать для себя какую-то позицию, чтобы что-то рекомендовать, что-то нет. Как химиотерапия для всех. Люди спрашивают – лечиться или не лечиться. Одни пастыри говорят надо, другие говорят – не надо. Результат непрогнозируемый ни там, ни там. Все очень непросто, когда дело касается человека и его организма.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

С одной стороны, пастыри должны человека правильно ориентировать, а с другой стороны пастырю самому бывает трудно разобраться, насколько вреден тот или иной метод. Этому посвящены конференции, собрания. На Рождественских чтениях этим занимается медицинская секция. Обсуждается, можно или нельзя применять тот или иной метод, в каких рамках он допустим и так далее. Думаю, что пастырь должен в первую очередь человека сориентировать на молитву и на церковные Таинства и дать благословение лечиться. В то же время человек сам тоже должен пытаться разбираться.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Совершенно правильно. К примеру, прививки. Прибегает множество людей. Батюшка благословил. Батюшка не благословил. Это не батюшкино дело. Надо пастырю занять свое место и ограничить себя юрисдикцией пастырства. Все остальное может быть по мере общения с пасомыми, но это очень сложная тема. Нужно изучать, консультироваться, потому что соблазны сегодня очень большие.

Есть мой сайт, где публикуется фильм «Осторожно: остеопатия!» Готовлю цикл бесед по темам, которые мы коснулись, потому что они требуют показа документов, объяснения. Для тех, кто серьезно хочет с этим разобраться, это будет очень полезно. В Интернете в поисковике можно набрать «Монах Иоанн» и откроется мой сайт.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Когда к отцу Кириллу (Павлову) приходили люди с просьбой благословить на тот или иной метод лечения, он спрашивал обычно: «А как врачи?» А потом уже благословлял или не благословлял лечиться.

Завершая нашу беседу, хотел бы сказать, что сегодня день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, который был и остается мудрейшим пастырем церкви.

Свт. Филарет, митрополит Московский

"Надобно терпеть искушение, когда оно найдет, а не вводить самого себя в искушение и с тем вместе и других, когда нам заповедано молиться: не введи нас во искушение"

"Поистине благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь, - и не только ему, но через него и приближающимся к нему"

"Помолимся, да благословит Господь и слово и молчание; да не будет ни слово праздно, ни молчание бессловесно" (святитель Филарет)

Благодарим за встречу! Благодарим наших зрителей, слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. Фильм «Осторожно: остеопатия!»
  4. Сайт Душепопечительского православного центра
    http://dp-c.ru/spetsialisty/monah-ioann-adlivankin

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»

Одно африканское племя имеет интересный обычай. Когда кто-то из племени совершает плохой поступок, они приводят его в центр поселения окружают толпой и в течении двух дней они просто вспоминают всё хорошее, что он делал и благодарят его за это. Они считают, что каждый человек приходит в мир хорошим. Каждый хочет любви, счастья, мира, безопасности. Но иногда в погоне за этими ценностями человек совершает ошибку. Племя видит в этих ошибках сигнал, крик о помощи.

Они объединяют свои усилия, чтобы поднять упавшего, восстановить его в своей истинной природе и напомнить ему, кто он есть на самом деле.

               

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля