Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Интервью иеромонаха Моисея

Руководитель Монастырского Оздоровительного Центра иеромонах Моисей дал интервью изданию "Вестник ЗОЖ (Здоровый образ жизни)", в котором рассказал о повседневной деятельности Центра, его целях и задачах, включая работу по профилактике и лечению различного рода заболеваний на основе целебных трав, выпускаемых Центром. В ходе беседы о. Моисей обозначил особый подход к здоровому образу жизни с точки зрения Православной Церкви, подчеркнув, что главным здесь является духовный аспект. Видеозапись встречи представлена на нашем сайте:

 

 

Корреспондент: Пойдём по вопросам, да?

О. Моисей: Давайте я инициативу возьму в свои руки. Очень важно инициативу вовремя взять в свои руки. И вам будет легче, и нам

К.: Конечно. Мы у вас в гостях.

М.: Сегодня, думая о том, как будем проводить с вами встречу, мы молились на Божественной Литургии. Читался отрывок из Священного Писания – Евангелия об исцелении кровоточивой женщины. Читали Евангелие, наверное?

К.: Да, конечно.

М.: Это рассказ о том, что эта женщина много лет страдала внутренним кровотечением. В Ветхом Завете (а это была очень мощная религиозно- народная традиция) считалось, что кровотечение у женщины делает её нечистой, т.е. она не имела права даже прикасаться к кому-то, потому что считалось, что и тот человек оскверниться от этого прикосновения. Её не допускали в какие-то общественные места. Об этой женщине сказано, что она страдала и никак не могла вылечиться. Написано, что она истратила всё своё состояние на врачей и не получила никакой пользы. В это время появляется на земле Господь и начинает исцелять. Идёт исцеляет и проповедует Царствие Небесное, заповеди, высокую духовно-нравственную жизнь. Эта женщина узнала о Спасителе и сказала, что если даже я прикоснусь просто к Его одежде, то исцелюсь. И она настолько в это поверила, что когда Господь шёл, а вокруг Него были тысячи людей, представляете? Люди все знали, что могут исцелиться, мы даже не можем себе, представить, что это было. Тысячи людей кричали, тянулись, говорили о своих проблемах, требовали, падали, хватались за ноги. В этой огромной суете, напряженной, эта женщина касается Его одежды и ощутила, что в ней остановился ток крови, т.е. она исцелилась. И Господь тоже останавливается, потому что Он почувствовал, что некая сила из Него вышла. Он поворачивается ко всем присутствующим и говорит: «Кто прикоснулся ко мне?». Его ученики-апостолы Ему говорят: «Почему Ты спрашиваешь, ведь столько людей вокруг Тебя кричат, теснятся, хватают Тебя» – «Я почувствовал, что кто-то ко мне прикоснулся, потому что сила из меня вышла». Ну,  и эта женщина с большим напряжением признаётся, хотя она могла бы быть побита сразу камнями за то, что она прикоснулась к человеку, тем более к такому высокому Учителю. Но она признаётся, а Господь её не ругает, а говорит: «Дерзай, чадо! (т.е. «действуй! живи по твоей высокой вере!») Вера твоя спасла тебя. Иди в мире и будь свободна от раны твоея».

Это тот отрывок, который, думаю, должен дать направление всей нашей беседе. Многие люди лечатся от одной болезни, другой болезни, третей болезни, и не получают никакой пользы. Почему? Потому что, во- первых, они неправильно понимают болезнь. Болезнь воспринимаю как нечто такое ненужное, что мешает жить, мешает радоваться жизни, делать то, что они хотят. Т.е. они не понимают смысл болезни. С другой стороны, врачи тоже не могут людей лечить, потому что современная медицина она основана в первую очередь в своём большинстве на понимании болезни как некого нарушения на уровне органов, тканей, систем, микроэлементов и т.д. Стоит только немножко что-то подправить и всё встанет на свои места. На самом деле не так. Сегодня медицина занимает очень высокие позиции в диагностике. Уже диагностика идёт на уровне генетики, волновых структур, информационных понятий. Тем не менее, болезней больше, больше и больше. Почему? Потому что только православие располагает правильным пониманием и человека, и болезни. Т.е. человек, согласно пониманию святых отцов и нашего менталитета православного, трёхчастен – дух, душа и тело. И здоровье тоже складывается из этих трёх понятий. Т.е. можно быть душевно и телесно здоровым, а духовно больным. Мы видим таких бесноватых, которые кричат, бегают, их отчитывают, они вопят разными голосами – психически больные. Можно быть телесно здоровым, а душевно больным.  А можно быть духовно здоровым, а телесно больным. Сколько таких подвижников, которые обладали большими немощами! Вот Амвросий Оптинский, например, не мог даже с кровати встать. За ним носили мешок с рубашками, потому что ему было очень тяжко даже малейшие колебания температуры воздуха переносить. Тем не менее, он был такой прозорливый, что к нему стекалась вся Русь. И он всем давал ответы на их вопросы.

Я вспоминаю случай, когда одна девушка решила его разоблачить. Её звали Вера, как это не парадоксально. Она подумала, что это обманщик, который вводит в заблуждение всех людей. И она решила приехать сказать ему, что он лицемер. Она приехала, видит, что уже тысяча людей собралась, ждет его, очередь. Вера встала где-то возле двери и ждёт, когда старец покажется людям. А старец открывает дверь (и дверь как раз её прикрыла) и говорит: «Ну, где Вера, которая пришла обличить лицемера?». Вот этот вопрос ей задал сразу. И сразу её этот менталитет, её это понимание ушло в никуда. Она вдруг поняла, что действительно, это Знание, это Сила, которая выше всех сил. Вот об этот хочется сказать, потому что действительно это всё то, что имеет отношение к нашей беседе.

Если мы говорим о современной медицине, то больных всё больше и больше, несмотря на успехи современной медицины. И только Православие нам говорит, что болезнь связана с грехом, как правило. Есть особые случаи Промысла Божия, когда болезнь дана для того, чтобы какую-то ситуацию проявить, но это уже особая тема. Как правило, болезнь – это грех. Поэтому врачевание должно складываться, как раз, из трёх этих компонентов врачевания – дух, душа, тело. Есть даже специальная работа  свт. Луки Войно-Ясенецкого  «Дух, душа, тело».

Этим занимаемся и мы, наш Монастырский Центр, который был год назад организован. Занимаемся врачеванием и тела, и души, и духа. Опять-таки везде нужны свои приоритеты. Приоритет у нас – дух, именно духовное здоровье человека. Потом уже идёт душа, потом тело. Причём как лечить тело, душу? Есть разные подходы. Современная медицина обладает большим арсеналом таблеток всевозможных, химических средств которые, к сожалению, себя во многом не оправдывают. Если мы возьмём таблеточку хорошенькую, как она выглядит, возьмём инструкцию к ней. А там пять строчек написано о прямом действии препарата и два листа побочных эффектов вплоть до смертельного исхода. Первая таблетка – это всегда риск для человека. И причём, мы не знаем, как она будет действовать, особенно, когда назначают не одну таблетку, а десять таблеток сразу. Причём врачи думают, что от того, что они назначать 10 таблеток, то каждая таблетка будет действовать так, как она бы действовала, если бы она была назначена только одна. На самом деле возникает такой букет, что человек бывает просто не в состоянии всё это переварить, и такой химизм, который непонятен даже самим врачам. Когда я учился, у нас был профессор фармакологии, который говорил: «Когда назначается один препарат человеку, я знаю на 90%,  как он действует». Причём это был человек уникального ума, знаний… «Когда назначается 2 препарата, я знаю на 30%, как они будут действовать вдвоём. Когда назначаются 3 и более, то я ничего не знаю».

Поэтому мы пошли по такой именно схеме, так что мы занимаемся, конечно, врачеванием, но мы занимаемся врачеванием традиционным, т.е. именно травками, в первую очередь. Травы и средства оздоровления, предпринятые людьми естественным образом. Для того чтобы заниматься травами надо иметь опыт. Потому что если мы сами возьмем травки, вот те, что у нас растут, и начнем делать какие-то сборы, то во многом эти сборы будут не самыми лучшими, потому что везде нужен профессионализм, ответственность, знания. Поэтому мы обратились к ведущим травникам, а именно Елене Федоровне Зайцевой, Михаилу Викторовичу Гордееву, Корепанову Сергею Валерьевичу с Алтая, ну и т.д.  Целый ряд есть наших сотрудников, которые нам помогли составить самые лучшие сборы. У Елены Федоровны больше 20 тетрадок, книжек, где она описывала всю жизнь самые лучшие сборы. Ей уже 90 лет, она до сих пор занимается врачеванием, лекциями, ездит по монастырям и ведет такой активный здоровый образ жизни. Нам подарили эти рецепты, мы их проработали и по этим рецептам сделали хорошие сборы на ответственных производствах Алтая, Башкирии и др. экологически чистых районов, где активные травы. И эти сборы нам предоставили. Потом можно в наш киоск пройти посмотреть. С помощью этих сборов мы занимаемся лечением; скорее даже не лечением, а рекомендациями к лечению. Что такое лечение? Это когда сборы назначаются, допустим, потом врач-фито терапевт отслеживает, как он действует, что-то выбирает, что-то убирает, потом человека ведет, анализы берёт. Мы можем только рекомендовать. Но наши рекомендации, мы видим, оказывают полезное действие. Особенно в тех отраслях медицины, где, к сожалению, очень малая база восстановления человека. Например, онкология – очень жёсткое направление, где облучить, прижечь, отрезать, химиотерапия. Практически – многие об этом говорят,  вот у нас были лекции с онкологами как раз – что нет средств человека поддержать в таком лечении. Та же химиотерапия, когда вводятся  какие-то токсические вещества для того, чтобы убить онкоклетки, но они убивают и здоровые клетки, и человек поэтому лысеет, обездвиживается, теряет силы. Но когда мы даем этому человеку сбор (мы очень благодарны Корепанову Василию Валерьевичу, он занимается фито-онкологией, у него специальные сборы для разных моментов онкологии, для разных органов и т.д.), который стоит 100-200 рублей, и человек параллельно с принятием химиотерапии пьёт этот сбор. И гораздо себя лучше чувствует. У многих даже волосы не повыпадали после этого.

К.: А что в этот сбор входит?

М.: Рецептуру я уже сейчас точно не помню. Там хорошие рецепты, можно потом подойти посмотреть. Туда входят, в первую очередь, оздоровительные средства, и иммунокорректоры и другие травки. Мы доверяем это специалистам, они лучше знают, что туда входит.

Потом мы с человеком беседуем о его жизни, даём ему рекомендации. Очень важно, когда такое врачевание соединяется с верой человека. Сегодня не зря мы услышали отрывок о том, что вера должна быть в основе всего. Даже более того, когда Господь был в своём отечестве, Он многих людей не исцелил по их неверию, потому что Его воспринимали, как одного из своей среды, знали этого человека, Он рос рядом с ними. Они не могли воспринимать Его как Человека с большой буквы, Мессию, высокого Учителя и т.д. И Господь поэтому их не исцелял.

Очень важны все составляющие, и духовные в первую очередь. Если человек думает излечиться, при этом оставив в стороне свою духовность, свою нравственную жизнь, то, как правило, из этого ничего не получается. Мало того, могут быть даже самые непредсказуемые результаты. Допустим, человек пьет и говорит: «Я надеюсь на таблетку (на препарат)». А у него возникает аллергия или ещё другая болезнь. Он вроде бы излечился, а всё равно его постигает какое-то несчастье. Поэтому мы как раз заняты в нашем Центре именно общением с людьми. И мы также занимаемся профилактикой болезней у нашей братии, сотрудников. Мы работаем по системному принципу профилактики. Т.е. мы завариваем травы перед обедом братии, и они пьют, допустим, две недели сбор иммуномодулирующий. Следующая неделя – почечный сбор. Братия стали гораздо меньше болеть!

К.: Вы можете рецепты рассказать?

М.: У нас рецептов тысячи!

К.:  Ну вот, иммуномодулирующий, допустим, сбор?

М.: Туда в рецептуру входят более 16 трав. У нас есть разные формы сборов. Мы работаем с Башкирией. Они разрабатывают сборы (в очень красивых упаковках) для детского здоровья (тоже очень важно – дозировки правильные), для мужского здоровья, женского здоровья, другие категории больных… Люди – у нас уже определённый опыт есть – благодарят за эти сборы. То, что у нас сейчас твориться в медицине – это кризис,  очень глубокий кризис. Например, мы вчера читали лекцию в Соцзащите, рассказывали, общались с людьми-пенсионерами. Говоришь им: «Вот хороший сбор для вашего здоровья». – «А сколько он стоит?» – «100 рублей». – «О, 100 рублей – это так дорого!» – «А вы положите на другую сторону вот те медикаменты, которые вы пьете». Женщина была нашей сотрудницей, сейчас работает в Соцзащите,  говорит: «Едешь в маршрутке, говорят, что потратил 5 000-6 000 р., 8 000 руб.» А вот в той же онкологии одна химиотерапия последнего поколения стоит до 300 000 руб. 300 т. р. человек должен заплатить за одну только капельницу. Такие вот невероятные цифры. А если вот этот сбор наш положить, рядом гору таблеточек, то, может быть, наш сбор перевесит эту гору по лечебному воздействию на человека.

 Это всё очень интересные темы, и мы их развиваем. Ездим на конференции. Были вот на хорошей конференции в Башкирии недавно. Её проводил Михаил Викторович Гордеев. Конференция с участием ведущих фито терапевтов на тему: «Здоровый образ жизни – основа безопасности нации». Туда привлекались государственные структуры, высшие чиновники региона. На самом деле мы все страдаем от того, что у нас такие сложные проблемы со здоровьем. И основное направление медицины должно быть профилактическим. Т. е гораздо проще, как нас учили в институте, и мы видим, болезнь предупредить, нежели лечить. Поэтому задача в первую очередь пить травки, чаи заваривать. Сейчас такие вирусы ходят, которые проходят очень быстро иммунный барьер, вызывают быстро осложнения, много атипичных форм. Это не только вирусы, которые естественным отбором появились в этой среде. Это лабораторные вирусы, которые засылаются в нашу среду. Идёт биологическая война, к сожалению. И люди, конечно, если они не защищаются травами, естественными средствами профилактики своего здоровья, то они болеют. И это наносит очень большой удар и по популяции нашей, и по экономической составляющей нашего бытия.

Перейдём немножко дальше. На эту тему можно говорить долго. Давайте поговорим о ваших вопросах.  Для того, чтобы вам сделать хорошее интервью, вам надо хороший фактический материал, с которым вы бы могли поработать, что-то там «отжать», сделать более выпуклым. Поэтому рекомендую вам книгу зам. каф. РУДН фитотерапии Корсуна В.Ф. «Традиционное лечение в Православии». Купить её нельзя, но мы вам сделали ксероксы некоторых страниц, которые представляют интерес. По ним будем с вами беседовать. Начинается эта книга с того, что проходил 3-й Всесоюзный съезд православных врачей России (а недавно в Питере прошёл уже 5-й съезд такой). На этом съезде была обозначена необходимость объединить усилия врачей и духовенства РПЦ. Выступала Министр здравоохранения Голикова, которая говорила, что «Российская система здравоохранения и РПЦ объединены общей благородной целью служения людям. Деятельность РПЦ направлена на формирование понятия такого образа жизни, который помогает укрепить индивидуальное и общественное здоровье. Человек страдает многие годы от даты рождения до смерти. Есть телесные страдания и духовные. И поэтому нет служений таких близких друг к другу как служения священника и врача, которые облегчают страдания людей».

Надо сказать и о словах на этой конференции епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона: «Священник лечит душу, а врач – тело. Но оба, в то же время, для серьезной помощи обращают внимание на его здоровье: первый на физические болезни, второй на состояние его души… Служение должно быть бескорыстным. Церковь всегда тесно связывало человеческое здоровье с присутствием Бога. Господь наш Иисус Христос никогда не отделял своих целительных действий от провозглашения Царствия Божия, в котором люди живут по закону, установленном Богом. Исцеление больных и провозглашение Царствия были двумя сторонами Благой вести Спасителя. «И ходил Иисус по всей Галилее, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4, 23). Поэтому благословляя апостолов на проповедь в мире, Христос наделяет их способностью к врачеванию, рассматривая его как важное средство для распространения Евангелия  (Если перевести слово «Евангелие», значит «Благая весть»). Если придете в какой город, исцеляйте находящихся в нём больных, говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие».

И касаясь другого вопроса  – о развитии монастырской медицины, вот раздел, который говорит о том, что монастырская медицина возникла уже с ΧΙ века  в нашей стране. Монастыри были долгое время единственным местом, где сосредоточивались правила врачевания. Потому что травники были не просто люди с богатым опытом, но, как правило, образованы, знали языки, переводили рукописи и умели врачевать. В кормчей книге некоторых монастырей в числе церковных людей упоминаются лечевсы. Эти люди, пользуясь данными русской народной и греческой медицины являлись авторами многих рукописных травников, лечебников, зелейников, которые потом во множестве копий распространялись в народе. Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смерд (ΧΙ в.), приглашённый в Киев Владимиром Мономахом. Лекарства – сушеные травы – привозили из Константинополя (Царьграда) и Генуэзских колоний в Крыму, однако очень скоро в многочисленных монастырях русские учёные монахи начали собирать местные лекарственные травы, преимущественно те, которые описывались в греческих травниках или были на них похожи, и лечить ими больных. В монастыри приходили болящие, бездомные, тяжелобольные. Например, прокажённых (людей больных проказой) гнали из родного села, потому что боялись как проклятых. Слова «прокажённый» и «проклятый» означали одно и то же. Им не продавали хлеба, не допускали до колодца воды напиться, не позволяли даже обмыться в реке. Языческому суеверию было чуждо упование на Христа. Шли прокажённый, палимые солнцем, гонимые людьми. Только монахи принимали их в святой Божией обители с православным братолюбием. Монахи вставали на усердную молитву, держа строгий пост, денно и нощно читался неусыпаемый Псалтирь за здравие страждущих, а в ответ по смирению сердца получали благодать Божию и сокровенное знание, какую нужно взять травку,  с какой смешать, как приготовить то или иное снадобье. Эти рецепты монахи усердно переписывали и бережно хранили, передавая из поколение в поколение данную Богом истину. Ни один монастырь на Руси не строился без госпитальных палат, т.е. больниц. Их стали открывать в ΧΙ веке (идут ссылки на рукописи, летописи).  Большую роль в истории русской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь. Иноки Печерского монастыря пришли с Афонской горы, где при монастыре ст. Афанасием на Афоне была устроена больница больных ради, и принесли с собой врачебное знание. Как свидетельствует летописец, в Χ в. игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий построил при монастыре богадельню. <…> Фактически это было соединение богадельни с больницей, странноприимный дом, созданный, скорее всего, по примеру богаделен Византии». И приводятся некоторые сведения о врачевании в Киево-Печерском монастыре, и говорится о подвижников этой обители, которые прославились своим врачебным искусством. На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления, врачевания больных, как например, Антоний Преподобном, Дамиан, Агапит Печерский, Пимен Постник. В частности Агапит был врачом «безмездным». Была такая даже история, когда он настолько искусно врачевал людей, что ему позавидовал некий армянин некрещённый. Этот армянин был тоже искусный врач и он даже соревновался с Агапитом, но не мог его никак победить. И когда уже преподобный Агапит был на смертном одре, пришёл этот армянин и увидел явные признаки приближающейся смерти. И он говорит: «Твоя смерть наступит через один день». А тот говорит: «Если я захочу, я попрошу у Бога, и она наступит через три месяца». Потом говорит этот армянин: «Если она наступит больше чем через три дня я приму Православную веру и крещусь». И вот это так и случилось.

Хотя аналогичный случай был с Василием Великим, который лежал на смертном одре, и к нему пришёл тоже врач и сказал: «Ты уже умираешь». Он ответил: «Если надо, я могу подняться и пожить, сколько мне надо ещё». – «Если поднимешься, я тогда крещусь». И вот Василий Великий поднялся, совершил Божественную Литургию, крестил его, а потом лёг на одр и умер, почил, как говорят, перешёл в жизнь вечную.

 И вот стало известно, что «в Чернигове заболел князь Владимир Мономах (1114-1125). Ему созвали всех известных врачей-иностранцев, живших в Русском государстве. Но болезнь усиливалась. Тогда обратились в Печерский монастырь к преподобному Агапиту. Тот послал князю лечебный отвар, «варенное былие». В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился. Желая вознаградить исцелителя, князь направил щедрые дары иноку. Тот не принял даров». И т.д. Тут очень интересный рассказ о том, как развивалась дальше монастырская медицина, и как они (монастыри)  постепенно превращались в госпитали, в том числе во время военных действий. Открывались больницы при монастырях. Монахи продолжали собирать различные лекарственные растения, даже культивировать в виде аптечных огородов при монастыре.

Кстати, мы близко познакомились с Владимиром Фёдоровичем на конференции, <посвященной>  юбилейной дате, связанной с аптекарскими огородами, которая проходила в прошлом году на базе нашей Академии Наук. Приглашали ведущих фито-терапевтов, руководителей фито-центров, институтов. Владимир Фёдорович там как раз был председателем этой конференции, и мы с ним общались.

«Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом книг медицинского содержания». Рассказывает много интересных данных. В частности, о патриархе Никоне. В начале у нас была симфония в государстве, когда патриарх Никон и Алексей Михайлович были в очень хороших взаимоотношениях. И даже патриарх Никон оставался как руководитель государства, скажем так, во время походов Алексея Михайловича. Но потом злые люди, клевета сделали своё дело, и на патриарха Никона было возведено обвинение. Он был лишён патриаршества и сослан в монастырь. И когда он был уже в Ферапонтовом монастыре, «патриарху Никону было видение, о котором допрашивавшие его следователи записали следующее: «Явился ему Христос в церкви тем образом, как пишется на иконе, подал ему благодать чаши лекарственной. «Отняв у тебя патриаршество», – было сказано ему в этом видении,– «тебе за то дана чаша лекарственная. Лечи болящих». Патриарх Никон был, прежде всего, врач духовный, поэтому все его лечебные действия начинались с молитвы. Приезжавших в Ферапонтов монастырь больных патриарший келейник иеродиакон Мордарий приводил в Крестовую келию, куда приносил кадило и свечи. Здесь п. Никон читал над болящими молитвы по Требнику, помазывал их освященным маслом, кропил Святой водой, давал лекарства, которые сам приготовлял. Некоторые составляющие для мазей и настоек приобретались в Москве. Одни лекарственные травы патриарх Никон выращивал на огородах, другие собирал в лесах, полях, на берегах рек и озер. Со временем у него появились помощники из числа живших с ним монахов». И так далее. Я вам эти материалы передаю. Тут очень много интересного, того, что можно использовать для интервью.

И тут кроме всего прочего – вы спрашивали о том, как готовить сборы – отвары, настои… Тоже тут материалы. Я вам передаю всё. Потому, что есть вещи, которые должны озвучивать только профессионалы. Иначе мы начнём сейчас что-то тут говорить по нашему разумению, как мы говорим, «от вольного ветра твоей головы», то не всегда это будет правильно. Надо всегда использовать именно те данные, те возможности, которые нам дарят люди компетентные. Т.е. те люди, которые знают, как готовить, как пользоваться. Сегодня фито наука располагает большими средствами для того, чтобы извлекать нужные части и эффективные компоненты растений.

Вот допустим, экстал – это новая форма фитотерапии. Я прочитаю: «Представляет собой высококонцентрированную вытяжку из растений, полученную вакуумным низкотемпературным методом». Потом она представляет собой такой вот сиропчик. Причём разной направленности: это у нас, допустим общеукрепляющее. Есть там очищающие, иммуномодулирующие и т.д. Там целый ряд составов. Это «корепановская» продукция. Вообще Сергей Валерьевич, он, конечно, в этом направлении пионер. У него есть и таблетки сборов, т.е. сборы прессуются в таблеточки, потом легко этот сбор заваривать: бросил таблеточку в чашечку, налил кипятка, через 10 мин. сбор готов. Можно выпить. Никаких не надо «водяных бань», термосов.

К.: В аптеке это не продают. А где всё это можно приобретать?

М.: У нас это продаётся. Они нам помогла сделать собственные наши рецепты в виде таблеток – монастырские сборы.

К.: Это только в вашем Центре или в других монастырях (чтобы людей сориентировать, где они могут это всё приобрести)?

М.: Пока у нас в Центре. Но я думаю, что в дальнейшем можно, в общем-то, распространять и дальше. Потому что очень удобно, оказывает очень хорошее действие. Вот я открываю эту коробочку: здесь есть утренний и вечерний сбор. Очень удобно, для людей, которые находятся в больницах, и у них нет там возможности с собой термос нести, чайник или что-то ещё. Кипятка попросил на «раздатке», налил и выпил за 15-20 минут.

У него, кстати, есть ужи гранулированные сборы, которые можно даже не заваривать. Как таблетки выпить и всё. И в организме сбор уже начинает действовать нужным образом.

Это вот к вопросу о современных методах фитотерапии.

Но есть ещё такое направление, которое давно используется в современной медицине, когда пытаются делать некие химические аналоги активных веществ лекарств. Например, говорят, в чернике антоцианов столько-то, мы вот сделаем более концентрированные антоцианы в виде химических таблеток, которые можно пить. На самом деле не всё так просто, потому что, оказывается, есть такие данные, которые показывают, что даже одно и то же вещество может по-разному восприниматься организмом. Есть правовращающий замер и левовращающий замер. Вот, например, для природных соединений характерен левовращающий замер. Что это значит? Одна и та же формула вещества, но она по-разному развернута в пространстве: эта в лево, а та в право. И организмом она уже по-разному воспринимается. Все химические вещества в организме воспринимаются с большей степенью напряженности. Поэтому очень часто аллергия на всякие витамины, всякие такие сложные химические соединения. Человека буквально высыпает. Что такое «высыпает», аллергия? Это сигнал sos, который подает человеку его организм, говоря о том, что ни в коем случае мне не давай. Мало того, эта память сохраняется на многие последующие годы. Если человек через 20 лет выпьет такую же таблетку, может такая же реакция возникнуть опять. Этим свойством практически не обладают растения. Но как биологически активные вещества они могут тоже давать аллергию. Поэтому всегда мы должны быть настороженными в этом плане. Все мы говорим о том, что первый приём препарата и последующий надо проводить под контролем именно самочувствия и тех физиологических проявлений, которые могут быть. Поэтому мы всегда рекомендуем начинать с меньшей в несколько раз дозы заваривания этих лекарственных веществ, для того, чтобы предупредить аллергические реакции. Бывает уже по мере лечения перенасыщение этими активными элементами сбора, поэтому надо менять сборы. Это очень важно! Надо смотреть динамику, как происходит… Грамотные фитотерапевты всегда ведут подробный анамнез, т.е. запись жалоб больного. Вот мне рассказывала одна из наших ведущих наших терапевтов Валерия Александровна Данилюк, что пишут, допустим, жалобу больного, а потом приходит через месяц, говорят: «Ну, как?» – «Да никак, всё так же!» – «Давайте вспомним жалобы». Начинают сверять жалобы, оказывается, что жалобы из книжки все ушли. Осталась одна или две из двадцати. «Вот видите, у вас это было?» – «Было». – «А сейчас есть?» – «Нету».  Это действует очень хорошо!

Многие люди  (это один из ваших вопросов) проявляют некое недоверие к травкам, допустим, к сборам на основании того, что у них правильного понимания и опыта применения этих трав. Когда человек начинает принимать – начинает видеть это действие. Для него это самое лучшее удостоверение того, что это всё правильно и действует.

Но, опять-таки, говоря о травах мы ни в коем случае не должны противопоставлять фитотерапию, траволечение официальной медицине. Мы – помощники этой медицины. Часто мы на себя берём основную функцию помощи человеку, но ни в коем случае нельзя отменять те жизненно важные таблетки, которые человек пьёт по поводу давления своего, сахара, например, гормонов и т.д.

К.: А травы могут заменить?

М.: Надо всё смотреть. Травы могут заменить, но, опять таки, они могут заменить может быть не в полной мере. Эффект трав наблюдается чрез какое-то более менее продолжительное время. Т.е. идёт аккумуляция эффекта. Не сразу травки начинают «включаться». Поэтому нужен именно союз, содействие с врачом, который ведёт больного, проверяет анализы, самочувствие, клинические проявления. С ним варьировать и дозы лекарства и фитотерапию и т.д.

Это те моменты, которые должны быть обязательно обозначены. Особенно касается это психических больных, допустим. Врач выстраивает какую-то схему лечения препаратами, а больной решает лечиться травами. Или только церковными методами лечиться: ходить в храм, молиться. И у него наступает резкое обострение. Потому что, как мы говорили в начале, надо содействие врача и священника, Церкви и официальной медицины. Когда такое содействие есть, когда оно благожелательно, когда люди не стараются друг друга уничтожить, потому что они занимают другую позицию в лечении, тогда это лечение приносит максимальную пользу и человеку и обществу. Опять-таки, мы видели, что эта польза начинается с обращения к Богу. Когда человек начинает молиться, когда исправлять свою жизнь начинает, правильно выстраивать вертикаль, т.е. не на таблетку надеется или на траву, а на Господа, что Он через эту траву даст человеку облегчение, укрепление в его немощи.

 Я Вам ещё представлю тут ряд материалов из этой книги о конференции, которую мы проводили здесь.  «Монастырское врачевание сегодня» – это глава, посвященная нашему Центру. Здесь рассказывается о наших основных людях, которые принимают: отец Андрей травник, отец Мелитон, я тоже. Тут говориться о том, что наш Центр был создан с 2014 года. «Лечению травами поддаются практически всё недомогания (то, о чём Вы спрашивали): ушибы, порезы, небольшие ожоги, сыпь, опухоли, простуды, лихорадка, инфекционные заболевания. Травы уничтожают бактерии, вирусы, обладают гораздо меньшими побочными эффектами, чем стандартные лекарства. например, валерьяна – очень мягкий транквилизатор, к ней не возникает привыкания. Имбирь обладает антигистаминными свойствами не в меньшей степени, чем димедрол, а побочных эффектов у него практически нет. Для здоровых людей травы – отличный вариант профилактики. Когда вы устали, а работа требует полной самоотдачи каждый день, стоит принимать капсулы женьшеня. Выпив чашечку чая с лимонником, вы успокоитесь, расслабитесь, восстановите потраченные силы. К тому же это дешёвый способ лечения опухолей, чем услуги системы здравоохранения».

К.: А женьшень ведь вроде нельзя при онкологии?

М.: Тут мнения разные. Мы разговаривали с Сергеем Валерьевичем Корепановым, и он говорит, что возможно при онкологии, чтобы помочь человеку выстоять в борьбе с опухолью. Опять-таки, это всё требует именно профессионального грамотного подхода.

«Хороший рецепт, который в 16 и более позиций. Правильно подобрано соотношение трав». Во многих странах рецепты трав патентуются, они являются точной информацией, которую необходимо соблюдать. Здесь говориться о тех травах, которые мы особенно любим. Это софора японская, например  – это один из самых мощных препаратов, которые восстанавливают капиллярное кровообращение. Был такой учёный наш отечественный Долманов, который говорил о том, что до 80 % болезней связано с ненормальной работой капилляров. Вот софора японская в нужных дозировочках работает очень хорошо для того, чтобы восстановить правильное функционирование капилляров. Опять-таки, тут важно дозировка! Оказывается, если превысить дозировку выше допустимого, то софора обладает уже токсическим действием. Гингко билоба тоже очень нам нравится. Не те препараты, которые мы имеем в аптечной сети, где его очень мало, а мы берём сами листики эти гинко, делаем настоечки.

К.: А где Вы берете листики?

М.: Гинко очень редко бывает на аптечных витринах, но мы заказываем через фирмы, которые эти листики могут < поставлять>. Они не очень дорогие. Буквально пакетик стоит 50-60 рублей. Но этой настойки хватает на 2-3 месяца. В отличие от того же танакана, который стоит под 300 руб., билобина там и т.д. Они работаю хуже, дольше и эффект их менее выражен, а стоят гораздо выше. Один из примеров.

Я вспомнил тоже очень интересный факт. Мы как-то были на заседании фитотерапевтов Москвы, и один из специалистов этой области, руководитель многих поездок, экспедиций по разным регионам нашей страны, издаёт атласы великолепные, ко мне подошёл и говорит: «Вы знаете, я не верю в Бога». Это очень странно слышать, потому что человек, который занимается травами, неужели он думает, что травы сами по себе возникли? Т.е. сделать этот шаг – от творения к Творцу – это очень важно. Потому что когда мы слушаем эти бредни об эволюции, что человек произошёл от обезьяны, а обезьяна произошла ещё там от кого-то из низшего; а жизнь возникла из лужи, куда ударила молния… Понимаете, это всё рассчитано на дураков. К сожалению, наука поддерживает иногда вот такие вот глупые вещи. Сказать этому учёному: «Ты знаешь, вот эта машина, которая стоит, она случайно возникла. Ну, прилетели винтики, гаечки. Они скрутились и создали эту машину…» Конечно, он не поверит. А человек с его уникальным функционированием всех систем для него – это продукт эволюции. Такие теории были всегда. Даже такой известный мыслитель Платон говорил, что есть эволюция как, скажем так, прогрессирование Богом созданных людей в своём развитии. И есть инволюция. Вот мы обезьян рассматриваем как наших предшественников, а он обезьян рассматривает как деградирующих людей. Т.е. люди, когда они деградировали, они превратились в обезьян. Такая была концепция. Скоро, конечно, многие люди пойдут путём инволюции, особенно те, которые без веры живут.

И вот как раз представляю вам информацию по конференции, здесь которая у нас была в пролом году. Первая было посвящена аптекарским огородам, а вторая была посвящена возрождению святоотеческой традиции в лечении и питании. И на этой конференции были представлены хорошие доклады о гомеопатии, о священномученике Серафиме (Чичагове), о действии различных растений и т.д. Поэтому я вам это всё предоставляю, вы сможете воспользоваться этими материалами. Здесь не на одно интервью (статью). И тут есть «Сбор и хранение лекарственных средств».

Ну и, наверное, это основное, что мы хотели вам рассказать. Какие-то вопросы есть?

К.: У меня вот, по ходу, возник такой вопрос. Ведь лечение природными средствами существует не только в Православии. В других культурах ведь тоже. Мы в нашей беседе, естественно, говорили о Православии. А что говорить, допустим, об азиатских странах, о тех же мусульманских странах? Они же тоже лечат природными средствами, но у них отношение и бог другой, как говорится… Вот как с этой точки зрения?

М.: Конечно, в общем-то, лечат все: и мусульманские страны, и другие страны. И действительно, первый уровень присутствия Божия в человеке – это нравственный закон. Он есть во всех религиях. Господь вложил в человека тот закон, по которому Он будет судить. Нравственный закон является основой для того, чтобы в дальнейшем как-то выстраивать лечебную программу. Конечно в монастырях, не только в наших, Православных,  но и в буддийских, накоплен огромный опыт использования тех или иных лекарственных веществ и средств выздоровления  для того, чтобы человеку помочь. И действительно эти средства помогают, но, опять-таки, если здесь мы говорим о Православной медицине – мы говорим о нашем понимании, нашем видении того, как человеку можно помочь. С позиции Православной Церкви и врачевания на уровне наших монастырских традиций. Тут можно провести некое отличие между Православной медициной и монастырской медициной. Монастырская медицина говорит именно о Православных монастырских традициях. А Православная медицина говорит обо всей медицине, которая должна выстраиваться тоже на основании неких правил. И вот я, готовясь к нашей беседе, приготовил книжечку Стлуяновой, которая называется «Современная медицина и Православие».

К.: Это современный автор?

М.: Да, Ирина Силуянова. Боюсь, не знаю, какую она занимает позицию. Я имею в виду, в рамках здравоохранения нашего. Здесь говорится, что ещё в 92-м году российская общественность познакомилась c книгой «Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали».  Это издание было осуществлено при содействии Европейского Секретариата Совета Европы по научному знанию. Эта книга посвящена тем темам нравственности, морали, права, свободы человека, жизни как ценности, которые являются очень значимыми,  в том числе против абортов, против эвтаназии, против других недопустимых с точки зрения православной морали и этики и понимания здоровья методов лечения. Поэтому я тоже рекомендую эти и другие книги для того, чтобы человек, кто хочет немножко разобраться «можно или нельзя».

А для верующих людей этот вопрос решается более просто. Они приходят к батюшке, который их ведет, и говорят, можно мне вот, допустим, ЭКО сделать? Т.е. эко-оплодотворение. У нас нет детей, допустим, вот рекомендуют подсадить эмбриональные клетки для того, чтобы беременность возникла. А батюшка говорит: «Нельзя». Потому что батюшка знает, что для того чтобы эмбриональные эти клетки добыть, убиваются ещё другие эмбрионы, т.е. идёт преступление в общем-то. Тем более, тут ещё этический момент – участие третьего лица в оплодотворении. Тут целый ряд тонких и очень значимых для нас моментов, которые человеку надо объяснить, чтобы он понимал, что можно, что нельзя. Оказывается не всё, что полезно можно. И не всё, то что даёт быстрый результат, оно полезно.

Люди приходят к экстрасенсам, говорят, он же тоже лечит, он же тоже даёт здоровье. А на самом деле он не лечит, а калечит. Потом у человека возникают духовные проблемы. Начинают бесноваться. Многие люди приходят сюда после этих экстрасенсов, колдунов, целителей к нам в Лавру для того, чтобы уже от беснования лечиться. Вот они ходят к о. Герману на отчитку, тут кричат они, мучаются  многими годами, прежде чем у них облегчение наступит. Поэтому Церковь несёт ответственность не только за телесное здоровье, но и за духовное в первую очередь. Потому что тело мы тут оставим с нашими немощами, а душа пойдёт к Богу, даст ответ за то, как она здесь жила и как она себя вела. И если окажется, что много таких проблем у человека… Бывают проблемы от незнания, бывают – от гордости. Когда человеку говорится, что «не надо». А он: «Я всё равно считаю, что я выше всех этих религиозных запретов, установок. Я буду делать так, как хочу». Человек берёт на себя ответственность и потом, когда душа перед Богом стоит, ей нечем оправдаться. Он скажет: «А я думал так!» – «Ну, всё, иди туда, куда идут все эти умники…»

Поэтому это очень важный момент, особенно в наше время, когда люди теряют позиции нашего народа – позиции нравственные, религиозные, православные позиции в первую очередь. Потому что люди живут в неком пространстве, интернет пространстве, по своим непонятно каким нормам. Распространяется чума всяких там вседозволенностей. Люди, которые казалось бы пришли являть пример развития мысли, права, они сами становятся источниками (я имею ввиду европейскую цивилизацию) греховных ситуаций. Мало того, они это законодательно вводят в свои документы и навязывают ещё другим людям. Кричат о том, что нарушаются права человека, сексуальные там и т.д. А мы видим, к чему это приводит. Это приводит к тому, что человек и общество начинают умирать, как структуры, которые охраняются Богом. Самая главная наша защит – это Сам Господь. Потому что если есть эта защита, то человек имеет право на жизнь, он живёт. Правильная нормальная жизнь.  Если нет такого права, если нет такой связи, то этот человек начинает разрушаться. Мало того, они не только разрушаются, они активно разрушаются Самим Господом. Мы вспоминаем тот случай, когда три Ангела – это символ Троицы – шли на разрушение Содомистских городов. И Авраам, наш праотец, говорит: «Если там в этих городах будет 50 праведников, вы их пощадите?» – «Да». – «А если 40?» –«Да».– «А если 30? Если 20? Если 10..?». И вот мы знаем, что в итоге там и десяти не нашлось. Эти города были уничтожены.

И вот сейчас пытаются возродить и неоязычество в нашей стране, и симпатии к этим отрицательным персонажам и реалиям. Едут на берег Мёртвого моря помазать себя грязями. Или начинают кричать в средствах массовой информации о том, что мы нашли новое евангелие от Иуды, а Иуда, оказывается, был не предателем, а поспособствовал тому, что Господь Себя проявил. Так вот всё передёргивается, переиначивается для того, чтобы людей вообще… они и так не знали, а так они вообще в этом засомневались, и это было всё ложью «замазано». Поэтому это очень всё важные темы, в которые входят понятия здоровья и здорового образа жизни, которыми вы занимаетесь. Желаю вам успехов на этом поприще!

К.: Спасибо Вам огромное за беседу, за время которое уделили!

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля