Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Как относиться к страданиям, скорби, потерям...

Встреча руководителя Монастырского Оздоровительно Центра иеромонаха Моисея, Фредерики де Грааф с отдыхающими отделения дневного пребывания Комплексного Центра социального обслуживания населения в Сергиево-Посадском Управлении социальной защиты населения. Проводила лекцию Фредерика де Грааф, рефлексолог, психолог, доброволец Первого московского хосписа, автор книги «Разлуки не будет».

 

Если Господь посылает человеку скорбь,

 значит, Он дает ему шанс возрасти

Святейший Патриарх Кирилл

 

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Праздником!

Сегодня у нас Новолетие. Обрезание Господне. И День Славы святителя Василия Великого! Многие из вас знают, что это был человек очень больших дарований, который много послужил Церкви своими произведениями, ревностью о Боге, умением привести людей к вере, ко спасению. Сегодня мы просим особо его молитв у престола Божия.

Позвольте мне представить вам нашего лектора Фредерику де Грааф. Она – жительница Голландии. Переехала в Россию. Фредерика – доктор, православный психотерапевт. Она помогает людям, которые находятся в Первом Московском хосписе.

Фредерика де Грааф – духовное чадо митрополита Антония Сурожского. Многие читали его книги, видели и слушали кассеты с его проповедями.

Фредерика расскажет о митрополите Антонии, что даст нам возможность лучше понять этого человека. Сегодня мы поговорим и о книге, написанной Фредерикой. Книга называется «Разлуки не будет». Она о том, как нам относиться к страданиям, скорбям, к потерям близких. Как правильно выстроить наше понимание этих процессов, которых, наверное, никому не избежать. Когда это случается, многие начинают сильно скорбеть, переживать. Для многих это является психической травмой.

Мы дадим слово Фредерике с тем, чтобы она поделилась своим знанием человеческой души именно в этой ситуации.

 

Фредерика (Мария) де Грааф

Я бы хотела начать с того, чтобы познакомить вас с владыкой Антонием. Возможно, не все про него знают. Владыка Антоний был русский по происхождению. Во время революции он через Персию попал во Францию. Там стал врачом. Очень много пережил. Когда ему сказали: «Ты нужен в Англии», переехал в Англию. Там он служил в большом соборе. Этот собор стал международным, но православным собором.

Владыка Антоний (Блюм) был монахом, врачом души и тела. Родился в 1914 и отошел ко Господу в 2003 году. Он сейчас с Богом. Я думаю, Владыка Антоний сейчас рядом с нами, потому что он очень любил Россию. И он вас любит. Я смотрю и вижу, что у вас, я думаю, много переживаний было в жизни. И трудно, наверно, трудно жить в старости лет. Ему тоже было нелегко, потому что он был очень подвижным человеком. Умер, когда ему было 89 лет. Я хотела бы еще подарить вам книгу о проблемах в старости. Как готовиться к тому, что происходит, и как справиться с теми проблемами, которые есть.

Сначала Владыка Антоний не был верующим человеком. Только, когда ему было 14 лет, в то место, где он жил, приехал какой-то священник. Тогда это было христианское движение. Священник, думаю, был Сергей Булгаков. Он рассказал подросткам, какой Господь смиренный, любящий. Юный Антоний не хотел это слушать, так как был настроен бороться, чтобы вернуться в Россию. После лекции юноша ехал домой и думал: «Если Христос такой, я раз и навсегда не буду с ним иметь дело».

Дома он начал читать Евангелие от Марка (самое короткое) и, как митрополит Антоний описывает это в одной из своих книг, читая третью или четвертую главу, он почувствовал, что перед ним стоит воскресший Христос. Юноша всем нутром понял, что, если перед ним стоит воскресший Христос, значит все в Евангелии – правда. Владыка Антоний был максималистом. Он решил – если это так, тогда совсем по-другому надо жить. Не жить вегетативно. Он сказал, что если Христа Бога нет, то нет вообще смысла в жизни. Для него смысл жизни стал – только в Боге. Потому что все – правда. Антоний стал дальше читать Евангелие и его поразило, что Господь любит всех – и добрых, и злых, и верующих, и неверующих. И ради всех Он умер. Антоний (ему было 14 лет) жил тогда в Париже. Он смотрел на окружающих его людей и думал: «А Господь всех любит! Я хочу быть с Ним, тогда я должен сам научиться любить всех и пойду за Христом, чего бы мне это ни стоило». Для него смыслом жизни стало просто расти в познании Христа.

Если у вас будет возможность, читайте книги Владыки Антония, потому что он с вами лично будет тогда говорить. Он в своих книгах не настаивает. Я тоже не настаиваю. Вас не обучаю. Я делюсь с вами, какая для меня была и есть цель жизни. Что без общения с Христом Богом жизнь очень поверхностна и скучна.

Владыка Антоний говорит: Христос стал Человеком. Один из Троицы. Ему было хорошо там, с Отцом. Он не нуждался в нас, но Он стал Человеком. Почему? Потому что Он не мог терпеть, как мы живем. Мы живем без Него. Мы живем кое-как. Мы развлекаемся телевизором, сладостями. Много спим. Господь увидел, что это недостойно призвания человека, и Он стал Человеком, чтобы нам помогать. Чтобы мы знали – есть другой путь. Нужно и можно жить по-другому. Господь стал на сто процентов человеком. Как говорит Владыка Антоний, Он был солидарен с нами до конца, то есть до Своей Крестной смерти. И когда Господь умирает, Он говорит: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» (Мф.27:46) Он был Человек и Бог. Господь все время был и с Отцом, и с нами. Он умирал и умер на Кресте, чтобы самого последнего человека, неверующего, атеиста, человека, который не верит в себя, не имеет смысла в жизни, чтобы самого последнего человека, который думает: «Я – подонок. Я ничего не могу сделать с собой!», чтобы самого последнего человека спасти. Господь столько пережил! Он мог нас спасти! И он шел до конца. По любви к нам.

В одной из своих книг Владыка Антоний говорит, что все нам дано. Ничего не принадлежит нам. Есть только одно, что принадлежит нам – это наше сердце. Господь спрашивает: «Хочешь ли ты быть со Мной?» Это наш выбор. Он не давит. Он не говорит: «Будьте со мной, иначе тебе будет плохо!» Он говорит: «Хочешь ли ты быть со Мной? Я же Любовь! Я готов с вами быть до конца. Умереть за вас». И Он умер.

Когда мы теряем близкого человека, это огромное горе. Вы уже в возрасте. Наверно все вы теряли близких, любимых. Мы знаем, что это – временная разлука, что это не навсегда. Христос умер на Кресте, чтобы быть мостом между нами и Отцом. Через грехопадение мы не могли бы быть с Отцом. И именно ради этого Господь умер.

Если у вас есть отчаяние на душе от того, что самого близкого человека нет больше с вами, знайте твердо, что вы снова будете с Ним именно по любви Христа к нам. И вопрос стоит: «Хочешь ли ты быть со Мной?» И мы говорим: «Конечно, мы хотим быть с Тобой!» Но это непросто. Надо работать над собой. Надо делать какие-то шаги, чтобы показать, что да, мы Тебя любим. Не потому что Господь – Судья. Владыка Антоний говорит, что Господь прежде всего – наш Спаситель. Он хочет быть с нами.

Очень интересный пример. Владыка Антоний жил в Лондоне. В один прекрасный день, а это был весенний день, он смотрел в окно и увидел старушку, которая рылась в мусорном баке. Она старается найти там что-то. Вокруг – птицы, солнце, красота, а она роется в этом мусорном баке. Владыка Антоний сравнивает ее с нами. Мы можем рыться всю жизнь. Смотреть, что не то в нас, что не так, а он говорит – это бесполезно. Это не дает никакого вдохновения. Это не дает ничего. И Владыка Антоний дает совет, и я передаю его вам. Он говорит: «Читайте Евангелие. И читайте очень вдумчиво. Не читайте благочестиво. Читайте очень медленно и смотрите, что в этих словах есть. Это Сам Господь с вами говорит. Есть места в Евангелии, которые вам нравятся. Есть такие места, когда вы говорите: «Это не по мне. Это я не понимаю». Но есть, может быть, одно – два места, где можно сказать: «Вот это да! Я как-то легче себя сейчас чувствую! Это меня вдохновляет!»

Владыка Антоний говорит: «Эти места навсегда запомните. Держите в сердце вашем и живите только этим. Это уже то место, которое вы имеете вместе со Христом. Это – ваша связь, хотя и очень маленькая, но она есть. И ничего не делайте в жизни против этого Света. И тогда будет легче. Будет вдохновение идти за Христом. Не просто думать: «Ах, надо поститься! Ах, надо…» Для Бога ничего не надо. Дайте Ему свое сердце! Захотите быть с Ним. И вам будет легче. Потому что болеть или стареть без Бога, я думаю, безумно трудно. И не так тяжело быть с Ним. Только сказать: «Я хочу быть с Тобой!»

Господь говорит: «Хотите ли вы быть со Мной?» И сейчас вы задайте себе этот вопрос. Хотите ли вы быть с Ним? Дайте Ему свое сердце! Это так просто, но надо захотеть быть с Ним. Единственное, что Он не может сделать, это нас заставить любить Его. Любовь – это свобода. Свободная воля. Господь спрашивает апостолов, хотят ли они быть с Ним или хотят уйти. Господь дал им свободу, потому что Он - Любовь.

Вам легче будет жить с Ним. Я от всей души вам скажу: постарайтесь, потому что болеть и стареть – это трудно. Я думаю, что все вам дано, и вместе с этим вы уже близки к смерти. Близки к переходу, потому что смерть – это не смерть. Это ворота, которые открываются в вечность. Вечность – это Христос. Встреча с Ним.

Вам кажется, что вам тяжело. Колено болит, сердце болит, голова побаливает, спина болит и так далее. Может быть ваши близкие уже умерли. Но у вас есть очень много плюсов, потому что у вас есть время. У вас уже есть ощущение телом вашим, что вы ничего не можете делать, потому что вы не контролируете уже хорошо свое тело. Вы можете научиться быть беззащитными. Быть маленькими. Как дети. И Господь говорит, что дети к Нему близки. Они могут приходить легко к Господу.

Я вижу своих больных в хосписе, которые тяжело болеют. Они становятся более «тонкими», потому что они знают, что ничего не могут сделать. И именно беззащитность ваша может помочь вам открыть сердце ко Христу, к Богу. У вас нет других, больших задач. Может, какие-то и есть, но не так много, как тогда, когда вам было 20-40 лет. У вас нет уже каких-то обязанностей. У вас есть время, чтобы научиться быть самим собой. Научиться молчать.

Научиться быть наедине с собой – это нелегко. Я вижу медсестер, врачей, которые работают в хосписе. Многие ищут развлечений. Любят кино, любят танцевать, любят телевизор, любят хорошо покушать, попить и так далее. Это все защита от того, что происходит на самом деле внутри себя.

 На одной конференции у нас была собрана группа, чтобы научиться молчать. К моему ужасу мне дали эту группу и поставили задачу, чтобы с людьми пережить этот опыт молчания. Я думала, что никто не придет, но пришло более сорока человек. Мы сидели в очень душной комнате. Нужно было научиться молчать.

Я не могла предположить, что будет. Люди собрались верующие. Среди них было много молодых. Это было удивительно! Мы немного поговорили про молчание. Сказали, что молчание – это не только отсутствие слов. Нужно, чтобы утихли, успокоились наши чувства, эмоции. Чтобы тело (это важно), было тоже неподвижно. Чтобы мы сидели перед лицом Бога. И мы сидели так 15-20 минут. Молчали. Сначала было очень трудно. Потом густая тишина настала, и люди не хотели выходить из этого состояния. Потом мы немного поговорили о том, что происходило, и все говорили, что впервые они пришли «домой». Люди почувствовали, что они внутри себя. Что они могут кого-то встретить, потому что они были внутри себя. Как говорит Владыка Антоний, «под кожей своей сидели». Владыка Антоний добавляет: «Оставайтесь под кожей. Не вылезайте из своей кожи. Просто встречайте все через кожу, изнутри».

Мне кажется, самое важное – научиться молчанию перед лицом Бога. Перед лицом Христа. И тогда вы найдете себя внутри себя. Без телевизора, без развлечений, без транквилизаторов, без лекарств, может быть, если не слишком сильно болит. Чтобы было открытие! Чтобы был путь ко Христу! Или к себе. Прежде всего – к себе. Ибо мы не можем дать кому-то то, чем мы не владеем. Если мы не владеем собой, мы не можем давать. Смотрите на Христа, как на друга. Как бы вы относились к другу. У вас есть возможность, больше чем у нас, потому что мы должны еще много сделать в жизни, а вы можете просто быть.

Владыка Антоний приводит такой пример. Пожилая женщина приходит к нему. Он тогда был еще молодым священником. Состоялся такой разговор:

- Батюшка, я уже двадцать лет молюсь и никогда не чувствую присутствие Божие.

- Ну как же так? Вы столько времени разговариваете! У Него нет возможности слово вставить!

- А как быть?

- Идите домой. Уберите свою комнату. Сядьте в кресло. Вы любите вязать?

- Да, люблю.

- Тогда научитесь вязать перед лицом Бога. Ни слова. Просто слушайте тишину, которая есть в Вашей комнате. Чтобы слышно было только, как Вы вяжете. И тогда приходите ко мне еще раз.

Через некоторое время эта женщина снова пришла к нему.

- Ничего себе! Впервые за двадцать лет я почувствовала в тишине молчания присутствие Божие!

Дело не в том, говорит всем нам Владыка Антоний, чтобы молитвословить. Дело в том, чтобы то слово, которое мы говорим Ему, было от сердца. Не просто «тратататата», но действительно изнутри. Как будто мы с другом общаемся.

Представьте себе, что вы со мной разговариваете. Быстро, невнятно, невнимательно. Отвлекаетесь. Я тогда думаю: «Я пошла. Это не разговор».

Итак, нужно научиться быть в молчании. И из глубины молчания, как сказал Владыка Антоний, заговорить с Богом. Я думаю, что вам будет очень радостно!

Владыка Антоний говорил, что сначала это трудно – быть наедине с собой. Должно быть радостно, но не сразу. Сначала будет скука. Наедине с собой быть нелегко. Мы не привыкли к этому. И надо пройти через эту пустыню и не ждать, что сразу будет радостно. Сначала это труд. Сначала это нелегко. Но потерпите. И Господь наш терпит. И Он нас терпит.

Когда наступит тоска по Богу, тогда все будет легче. Как тоска по другу. Тоска есть у каждого из нас. Она может быть прикрыта. Но тоска по Богу, чтобы быть с Богом, думаю, есть у каждого человека.

Владыка Антоний говорил, что даже когда мы уже перешли эту грань, и мы уже стоим перед Христом, тогда мы падаем ниц (это его слова), потому что мы видим в Его глазах милосердие, любовь и боль. Что мы так жили и живем.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы хоть как-то начали смотреть в сторону Христа. Он готов вам помочь, и он готов облегчить ваши страдания, одиночество, уныние, чувство оставленности.

Выбор за вами. Вы можете думать: «А почему со мной это происходит? Я же всегда был хорошим». Многие люди так говорят, когда болеют. «Я всегда был хорошим человеком. Почему я болею?»

Или же можно сказать: «Да, есть проблемы: колено болит, сердце болит, слабость, уныние. Но я выше этого». Мы все там будем. Призвание человека очень высокое, иначе бы Христос не стал человеком. Наше призвание – жить выше этого.

 Да, есть проблемы. У меня была сестра. Она умерла от рака. У нее был рак кишечника и метастазы в печени.  Сестра была психиатром, врачом. Она была тогда здоровой. И вдруг ей сказали – три месяца жить и все. И она мне сказала, что хочет пересмотреть всю свою жизнь. Она поняла, что душа и тело – это одно целое. Что происходит в душе, неизбежно имеет свое влияние и на тело. Вы знаете, когда в молодости вы были влюблены, радость была в душе. Если есть радость в душе, тогда можно все перетерпеть. Тогда тело не так болит.

Но если у нас уныние, тогда все так тяжело! И с тем, что происходило и происходит в нашей душе, как говорил Владыка Антоний, нужно работать. Мы не можем перейти туда, когда у нас есть ненависть, есть непрощение. Я иногда своим больным говорю: постарайтесь без багажа перейти туда. Багаж тяжелый. В каждом есть хорошее и отрицательное. Есть поступки, которые мы совершали не по любви. Не по любви к себе. Не по любви к Богу. Не по любви к людям.

Владыка Антоний говорил, что надо сурово смотреть, что происходило и происходит у нас в жизни. И каяться в этом. Примирение очень нужно при переходе в вечность. Зачитаю слова Владыки Антония, которые он сказал нам в одной из своих книг:

«Необходимо готовиться к смерти через суровый, но освобождающий нас процесс примирения со всеми, с самим собой, с собственной совестью, со всеми обстоятельствами, с настоящим и с прошлым, с событиями и с людьми, и даже с будущим, с самой грядущей смертьюНевозможно войти в вечность связанным, опутанным ненавистью, в немирном состоянии».

Владыка говорит, что мы все смертники. Мы все болеем смертельной болезнью. И это мы знаем точно. Я смотрю на своих больных. Когда у них что-то тяжелое лежит на душе – непрощение или тяжесть какая-то, они не умирают. Это милость Божия. Господь дает им время. Возможность покаяться.

Владыка Антоний рассказывал о женщине, которая была очень тяжело больна, при смерти. Между ними состоялся такой разговор:

- Я хочу исповедаться!

- Вы в мире со всеми?

- Да, со всеми. Кроме своего дяди.

- Тогда я не могу дать Вам отпущение грехов. Я ухожу на два часа, а вы примиритесь сначала внутри, а потом позвоните Вашему дяде. Чтобы было примирение. Иначе, Вы не сможете перейти в вечность. Решайте.

Владыка Антоний был очень прямой человек. Он ушел. Через два часа вернулся, и разговор продолжился:

- Вы знаете, впервые я поняла, о чем идет речь. Я позвонила своему дяде, и мы примирились.

И потом эта женщина очень легко перешла в вечность.

И еще один случай. Может быть, у вас такое тоже бывает. Наверняка. По- человечески мы все очень похожи. К Владыке Антонию пришла пожилая женщина, и между ними состоялась беседа:

- Я все сделала. Я исповедалась. Я снотворное принимаю, а все время у меня кошмары. То, что было раньше, как кошмары, ночью восстает на меня. Я не знаю, как избавиться от этого.

- Это милость Божия, что Господь дает Вам возможность еще раз пережить свою жизнь. Возьмите свое знание жизни сейчас, то, что Вы сейчас знаете, то, кем Вы сейчас являетесь, и поставите себя в ситуацию, в которой Вы плохо поступили тогда, в прошлом. Словами, делами, мыслями поступили тогда, в прошлом, плохо. И спросите себя: «Поступил ли бы я таким же образом сейчас или нет?» Дайте честный ответ. Всегда с Богом нужно быть честным. Если вы скажете: «Нет. Сейчас я бы так не могла поступить!», тогда знайте. Вы уже другой человек. Вы уже не тот, и можно это оставить, забыть. Но если эти кошмары есть что-то, в чем Вы и сейчас бы поступили точно так же, тогда это не проблема прошлого, а проблема сегодняшнего дня. И надо каяться. Надо работать над собой. Я думаю, у вас такое тоже бывает. Мне показалось, что это очень ценный совет.

Владыка Антоний говорит, что смерть является краеугольным камнем того, как мы относимся к жизни. Потому что, если мы боимся смерти, мы никогда не будем жить с риском. Мы будем вегетировать. Мы будем просто сидеть перед телевизором. Ждать того, что будет и жить недостойно человека. Владыка Антоний говорит, что есть смерть души, хотя тело человека еще живо. Не дай, Бог, чтобы мы умерли душой и просто пассивно ждали перехода в вечность.

Как это важно – иметь память смертную. Не как угроза, но как стимул, чтобы жить полной жизнью, чтобы жить глубиной. Мне бы хотелось процитировать, что Владыка Антоний говорит про смерть.

«В этом смысле смерть – благо; смерть напоминала бы нам, что надо жить со всем напором, надо спешить жить. Нам некогда писать черновик жизни: времени хватит лишь на то, чтобы жить с полнотой, напряженно, жить всем своим существом, творя и созидая совершенство, красоту».

«Быть готовым к смерти – не означает какое-то особенное состояние. Это значит, что все в жизни – каждое слово, каждое движение, все самое малое должно быть так совершенно, что, если смерть застанет в этот миг, сейчас, это последнее действие было бы самым прекрасным, что сумел сделать этот человек».

Я думаю, это говорит о возможности и стремлении жить настоящим. Чтобы не думать: «Время еще будет». Жить настоящим, потому что только в настоящем мы можем встретиться с человеком, с собой и с Богом. Если мы будем жить в прошлом только потому, что, например, было так хорошо когда-то, так было приятно, то мы уже тогда не живем. Мы тогда не живем сейчас. Господь, возможно, стучит, хочет быть с нами сейчас, а мы живем прошлым. Или мы думаем: «Ах, что будет? Может быть, больно будет?» Вместо того, чтобы жить сейчас.

Владыка Антоний говорит в отношении человека, который страдает, что мы еще больше умножаем наши страдания нашими воспоминаниями. У нас что-то болит, и мы говорим: «А в прошлом году, а три года тому назад, а десять лет тому назад так было больно! Физически или душевно. И мы перекладываем эту боль на сегодняшний момент, и это невыносимо трудно и тяжело. И это напрасно, потому что то, что сейчас происходит, мы можем тогда перенести легче. Но если то, что есть сейчас преумножить тем, что было в прошлом, или будет в будущем - это нам не нужно. Надо жить в настоящем. Жить в этом мире. И радоваться, что сейчас мы живы. Сейчас мы можем говорить, смотреть друг на друга. Этот миг – он самый важный.

Одного человека попросили ответить, какой миг самый важный, кто самый важный в жизни, какое событие самое важное. Он не мог ответить, решить. Задал этот вопрос девочке. Она ответила: «Все просто. Вот этот миг, который сейчас, он самый важный. И тот человек, который сейчас перед тобой, самый важный для тебя. И то событие, дело которое происходит сейчас с тобой, оно самое важное».

Конечно, у вас у всех были потери, горе, разлука. И я вижу у себя или у родных, которые теряют своего близкого человека, как это страшно. Как это трудно! Какая пустота! И что делать после этого? Можно замкнуться в своем горе.  Положение жертвы. А можно сказать: «Да, больно, но у меня есть задача».

И я всегда об этом говорю, потому что осмысление душевной и физической боли, осмысление старости, осмысление горя утраты – это очень важно. Когда есть смысл, тогда мы можем очень много терпеть. Если нет смысла, мы будем просто сидеть и ничего не делать. Смысл мы не можем дать другому человеку. Мы можем только помогать, чтобы человек нашел смысл. Смысл для христиан – это Христос. Смысл в том, чтобы раскрыть свое сердце Богу. Для вас может это и утилитарный принцип, но это выход из положения. Я не хочу сказать, чтобы пользоваться Христом, чтобы выход был из положения, но Он будет рад этому даже таким образом.

Владыка Антоний говорит про горе и разлуку. Он сам потерял свою маму, умершую от рака груди. Она три года болела. Они были очень близки, потому что пережили очень много вместе. Ему было очень больно. Была Страстная неделя. Он был единственным священником в храме. Много служб. Мама была уже при смерти. Владыка Антоний пришел домой после продолжительных служб. Он с ней посидел. Немного молчали, потому что, как я говорила, каждое слово и каждый миг важен. Он понимал, что даже, как ты подаешь чашку чая, как ты поправляешь подушку, это выражение любви. Но он так устал! Сказал, что на пять минут ляжет и потом придет к ней. Когда Владыка Антоний пришел, она уже умерла. Владыка Антоний говорил, что Господь не дал ему быть с ней в последний момент. Может быть, у вас это тоже было.

В хосписе лежат больные с четвертой стадией рака. Люди сидят там часами, днями. Долго-долго. Они уходят на минуту, и человек умирает. Это так больно – умереть при любимом человеке. Умирающие не могут терпеть свое горе и горе людей, которые в каком-то смысле держат их. Они быстро «уходят», когда есть «окошко». Родным нужно говорить, что это не потому, что это не дано было им, но что так легче было человеку перейти в вечность.

Есть некоторая стадия – агрессия, непринимание. Когда медицина не помогает, человек впадает в депрессию. Есть два типа депрессии. Например, пожилой человек, много и многих потерял. Уже не может иметь свой дом. Уже нет своих близких. Уже бегать не может. Уже не может делать то, что так хочет. Теряет все. Такое его состояние – реакция на старость, болезнь.

Но есть второй тип депрессии, когда человек уже готовится к переходу в вечность. Он удаляется постепенно от своих близких. Он не нуждается в ободрении: «Все будет хорошо! Все нормально». Он нуждается в тишине. Он отвергает, как будто бы, жену или мужа, потому что он перешел, по словам Владыки Антония, какую-то грань. Он мужественно, шаг за шагом идет дальше. Он идет туда, где мы еще не можем быть. Он не отвергает своих близких. Он просто идет туда. Мужественно.

И об этом нужно говорить с родственниками, иначе жена будет думать: «Умирает муж. Сорок лет с ним жила, а когда сложно, уже я ему и не нужна».

Это не так. И об этом нужно говорить. Может, и у вас такой опыт был. Вы можете задавать вопросы или поделиться с нами вашим опытом.

Когда человек долго ухаживал за больным (за мамой, за женой, за мужем), и он уже у Бога, наступает пустота. Горе. Чувство разлуки. Чем наполнить эту пустоту? Что делать? Владыка Антоний не разрешал давать родственникам умершего транквилизаторы, советовать отвлечься, развлечься. Потому что это тогда отказ пережить боль. Боль после разлуки – это другое выражение любви. Это та же любовь, только сначала с радостью, а потом уже с болью.

Владыка Антоний говорит, что, когда человек уже туда перешел, чтобы мир не оскудел для вас от того, что ваш близкий человек перешел в вечность, вспоминайте, что было самое светлое в этом человеке. Самое светлое, самое красивое, что вдохновляет вас. И вы будете жить именно этим, потому что тогда мир не оскудевает от того, что ваш родной человек перешел в иной мир. Это ваша задача. Тогда вы будете едины со своим любимым человеком.

Вопрос в старости, болезни не в том, что я могу еще взять от жизни, а в том, что я могу еще давать. Думать о том, что я могу еще дать. И не думать о себе, как о жертве. Перестраиваться на другой лад. Что я могу давать? Улыбку, благодарность, тишину, молитвы за людей.

Когда человек умирает и возникает пустота, что можно делать родным, близким? Думать о задачах, о которых мы говорили. Человек, который умер, он жив в Боге. И человек может встретиться с ним только в Боге – в молитве. Не в молитвословии, а в глубоком молчании. Чем больше вы будете в Боге, тем ближе вы будете с любимым человеком, который уже перешел туда.

Владыка Антоний пишет:

«Одна из проблем для того, кто потерял близкого человека, - это чувство, ощущение одиночества, оставленности тем, порой единственным, человеком, кто имел для нас значение, кто заполнял все пространство, все время, все сердце. Пока человек болеет, мы погружены в мысли и заботы о нем. Мы действуем собранно и целенаправленно. Когда человек умер, очень часто оставшимся кажется, что их деятельность потеряла смысл, во всяком случае, не имеет непосредственной цели, центра, направленности; жизнь, которая, хотя была тяжела и мучительна, текла потоком, становится трясиной. Одиночество означает также, что не с кем поговорить, некого выслушать, не к кому проявить внимание, что никто не ответит, не отзовется, и нам некому ответить и отозваться; а это означает также очень часто, что только благодаря ушедшему мы имели в собственных глазах некую ценность: для него мы действительно что-то значили, он служил утверждением нашего бытия и нашей значимости».

И Владыка Антоний добавляет:

«Этому тоже надо уметь посмотреть в лицо. Такое нельзя, невозможно отстранить, от этого не уйдешь. Мы должны быть готовы встретить горе, тоску, смотреть в лицо всему, что происходит внутри нас самих. Мы должны быть готовы признать, что любовь может выражаться и через страдание. Мы должны быть готовы любить человека из глубины горя и страдания, как мы любили его в радости».

Я думаю, это важно, потому что сейчас есть тенденция, чтобы не почувствовать боль – ни физическую боль, ни душевную. Сразу надо это отстранить. Владыка Антоний не был сторонником этого. Он говорит. Что если мы сразу аспирин, обезболивание, транквилизаторы принимаем, потому что что-то заболело, мы не растем. У нас не становится более сильной воля. Мы недостойно тогда живем относительно нашего человеческого призвания.

Христос стал человеком. Он так верил и верит в каждого из нас! Он видит образ Божий в каждом человеке! Он любит каждого из нас! Откройте свое сердце! Дайте Ему знать, что Господь не напрасно стал человеком на земле. Не напрасно жил. Не напрасно страдал и умер на Кресте! Ему это не нужно было. Это – для нас. Для каждого из вас и для меня.

Мы плачем обычно о себе. Если в нас достаточно любви, можно радоваться, что близкий человек перешел к Творцу, к Спасителю. У нас были дети, которые умирали от рака. Многие – от опухоли мозга. В том числе и из-за компьютеров, мобильных телефонов. Намного больше, чем десять лет тому назад. У нас лежал Ромка. Ему было пять лет. Он лежал без сознания. Опухоль мозга. Он ослеп.

Ромка лежит, с трудом дышит. Его мама мне говорит: «Я верующая, но по-своему. Я в храм не часто хожу, но у меня есть свои отношения с Богом».

Мы сидим вместе с мамой, и вдруг Ромка, который уже без сознания, открывает глаза и смотрит наверх. Смотрит на потолок. Такое часто бывает, но у него это длилось полчаса. Ромка смотрит наверх, губы шевелятся. Он с кем-то разговаривает. Его глаза ясные, не коматозные. Кого-то видит, и с удивлением разговаривает.

Я потом вышла, чтобы оставить маму со своим ребенком. Через полчаса вернулась. Ромка уже снова ушел в коматозное состояние. Он умирал. Последний вздох. Ромка умер. И я слышу, как мама говорит: «Спасибо Тебе, Господи!» Я ушла, чтобы они остались одни. Вечером она мне сказала:

- Когда Вы ушли, когда он смотрел так и с кем-то встретился там, на небе, я ему говорю: «Ромка, если ты сейчас с Богом, возьми Его за руку. Я тебя отпускаю». И он умер.

Я думаю, это такой высокий пример! Наше призвание «человек» - это высокое призвание! Признать, что мы созданы Богом и что к Нему идем. Но, чтобы мама, разбитая горем от потери своего ребенка, смогла сказать: «Спасибо Тебе, Господи! Я тебя отпускаю»! Она видела, что Ромке хорошо. Редко слышишь такое. Пусть это будет пример, что можно отпустить ради любви, высокой любви. Забыть про себя ради любимого, забыть хотя бы временно про свое горе.

Хотелось бы несколько слов сказать о примирении. К Владыке Антонию пришел пожилой человек. Состоялся такой разговор:

- Шестьдесят лет тому назад я убил свою любимую девушку. Нечаянно. Я был в окопах во время второй мировой войны. Она была медсестра. Я застрелил ее врага, и ее убили. Шестьдесят лет я милостыню давал, я все сделал, но мир не могу найти.

- Вы знаете, что Маша жива?

- Нет, она умерла.

- Вы верующий человек. Она же жива. Поезжайте домой, сядьте перед иконами, помолчите немного, а потом поговорите обо всем с Машей и скажите ей все. И в конце просите ее. Если она простила Вас, чтобы Господь послал свой мир Вам.

И этот человек пришел через некоторое время и сказал, что такого мира он никогда в жизни не переживал.

(вопрос из зала) - Часто родственники после смерти близкого человека начинают себя винить, что что-то не сделали, чтобы помочь больному близкому человеку. Что можно им сказать, посоветовать?

Я бы сказала, что это чувство вины совершенно напрасное. Нужно различать. Можно что-то недоделать по недостатку любви. Тогда нужно каяться. Часто родственники ощущают свою беспомощность, что-то сделать. Они говорят: «Если бы пораньше начать лечение и так далее». Но так есть сейчас. И то, что они могут давать – это свою любовь. И это важнее, чем присутствие человека, когда их близкий умирает. Это важнее всего! Чтобы больной человек, умирающий чувствовал, что его любят.

Лежал в хосписе мужчина. Он не мог говорить. Все писал на бумаге. Его спрашивали:

- Вас полечить?

- Нет, не хочу. Я хочу видеть свою жену, своих детей, друзей.

Ему ничего не нужно. Но быть оставленным, когда ты один, очень трагично. Когда у нас что-то болит, мы хотим человеческой теплоты. Чтобы кто-то был рядом с нами. Еще хотелось бы сказать, что тревога родных передается и болеющему человеку. Мир вокруг себя гораздо важнее, чем думать о том, что не так. И нужно работать с теми, кто окружает больных, чтобы они были как можно больше в мире. Молиться, чтобы внутренне быть с Богом. Чтобы с молитвой, в покое и тишине быть рядом. Без лишних слов и проповедей. Не давать мыслям и чувствам прорываться. Любовь – это самое важное. Если нет любви, тогда нужно каяться.

Владыка Антоний говорит, что человек, который уже перешел, который уже в вечности, он все видит. Не нужно забывать про это. Ему все видно. Он – в Любви. Он – во Свете. Ему не важно уже то, что было, потому что он, как в самолете, видит все. Ему это уже не нужно, потому что он уже там, в другом измерении. И нужно об этом тоже говорить, потому что люди здесь думают, что и там так же. Это не так. Владыка Антоний говорит, что им там все видно. Они стоят перед Богом и молятся за нас. Там есть Любовь!

 

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Я вспомнил слова известного и святого человека нашего времени сербского Владыки Павла. Он говорил, что, когда человек рождается, он кричит. А все вокруг радуются. Надо жить так, чтобы ты, когда уходил из этого мира, ты радовался, а все вокруг плакали.

Хотел бы сказать несколько слов о молчании. Я вспомнил один эпизод из жизни Владыки Антония. Он рассказывал о том, что в храме, где он служил, он как-то увидел одного человека, который там просто сидел. Владыке Антонию было это удивительно, потому что все обычно спешат после службы домой, по делам. Этот человек просто сидел. Он любил приходить в храм и не в богослужебное время и молча сидеть. Когда Владыка Антоний спросил его об этом, тот ответил: «Я здесь сижу и чувствую Бога. Я смотрю на Него, а Он на меня, и нам хорошо вместе».

Добавлю несколько слов о важности оставаться время от времени наедине с самим собой и с Богом. У нас здесь недавно была известная травница из Украины. Она принимает людей, говорит с ними о Боге, о здоровье. Она рассказывала, что раз в неделю полностью закрывает дом. Выключает мобильный телефон, телевизор. К ней никто не приходит. Это время она посвящает себе и Богу. Молится, читает.

Действительно, это очень важный момент. Когда человек остается один, очень важно понять, что он не один. Есть Господь, Который рядом, Который наполняет внутреннее пространство человека. Попечение Господа о человеке начинается с его сотворения. Есть такие знамения каждого дня нашей жизни. Мы с утра обычно бодры. Днем мы делаем дела. Вечером мы уже вялые, ложимся в постель. Принимаем форму умершего человека, теряем сознание. Где мы проводим 6-7-8 часов – неизвестно. В этом модель нашей жизни.

Наша жизнь еще тем, как модель, интересна, что с возрастом у человека начинают приходить в негодность все его чувства. Становится хуже зрение, слабеет слух, хуже восприятие, слабеет память. Для чего? Казалось бы, нужно попринимать какие-то стимуляторы, чтобы все это активировать. На самом деле в этом есть тоже глубокий смысл для того, чтобы человека понемногу отключать от внешнего мира. Потому что внешний мир и внутренний мир находятся в конкурентном состоянии. Пока есть внешнее, человек не думает о внутреннем. Он занят внешним: успеть, сделать, побывать, встретиться, поговорить, чего-то достичь и так далее. Когда ничего этого нет, у человека начинает открываться внутреннее пространство. Важно, чтобы это пространство было чем-то заполнено. Это заполнение должно быть именно духовное, потому что, когда человек не знает, чем его заполнить, он начинает заполнять его всяким мусором. Например, сидят вместе дедушка и бабушка. То сидят, телевизор смотрят. То между собой в какие-то игры играют. Так люди бесцельно проводят самые значимые минуты, годы своей жизни. Это именно то время, когда человек уже обладает знаниями, понятиями. Он уже может целенаправленно, осознанно принимать или не принимать Господа в свою жизнь.

Хотелось бы добавить несколько слов о примирении и прощении. Был такой случай, когда в детстве Владыка Антоний поссорился с одним мальчиком, и пришел к своему духовному отцу, духовнику, у них состоялся разговор:

- А ты со всеми примирился?

- Со всеми, кроме этого мальчика.

- Господь ставит свое прощение в зависимости от того, простили ли мы других людей. Поэтому давай подумаем, как нам обойти этот сложный момент. Почитаем с тобой «Отче наш». Там написано: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Давай «Отче наш» без этой фразы будем теперь читать, раз ты мальчика этого простить не можешь.

Как-то не получается. «Отче наш» без этой фразы не звучит. Ребенок думал, думал, потом все-таки решил примириться с этим мальчиком. Потом они стали друзьями.

Когда мы не можем примириться с ближними, очень важно призывать Самого Господа, как Человека и Бога, Который может это сделать. Призываем примиряющую сторону.

- Господи, дай нам примириться друг с другом.

- (вопрос из зала) А если тот человек уже умер? Как примириться с ним?

Очень важно понять. Человек не умирает. То, что вы с ним примиритесь, важно в первую очередь для вас. Если он уже умер, примиритесь с ним в своем сердце. Скажите: «Господи!» Вспомните того человека и попросите прощения за то, что вы ему что-то сделали, или не уделили ему внимания, любви и попросите Господа, чтобы Он вас примирил, и сами в своем сердце его отпустите.

Несколько слов о смерти. Владыка Антоний говорил, что смерти нет, потому что, пока мы есть, смерти нет. А когда смерть есть, то нас уже нет. Часто люди, которые остались жить, переживают, что человек ушел из этой жизни. А очень часто, как правило, человек, который перешел уже в вечность, не хочет возвращаться. Для него возвращение – это мучение. Об этом пишут многие люди.

На том свете звучит вопрос от Бога человеку: «Есть ли то, что ты после себя оставил неоконченным? Хочешь ли ты быть здесь или хочешь вернуться?»

Люди вспоминают, что остались дети, жена без содержания, неоконченное дело, и тогда он возвращается в свое тело. Часто такое бывает.

Поэтому очень важно, с одной стороны, готовиться к этому переходу, а с другой стороны понимать, что этот переход потребует от нас очень много сил. Духовных в первую очередь. То есть надо в себе эту силу иметь. Как воздушный корабль, который должен преодолеть силу земного притяжения, так и душа должна преодолеть силу земного притяжения – своих страстей, своих состояний и оторваться от земли.

Человек, например, не может сразу поднять сто - двести килограмм. Ему нужно тренироваться. Для того, чтобы в себе этот потенциал жизненный усиливать, для этого необходимо быть почаще с Богом. Быть чаще с Богом – это и в храм ходить. Часто люди говорят, что не понимают, что там читают, что поют, что происходит. Если ты не понимаешь, душа все равно понимает. И, конечно, если человек просто даже стоит в храме, он все равно получает. Нет ни одного человека, который бы сказал, выйдя из храма, что я такой же вышел, как и вошел. В любом случае, это опыт соприсутствия Божия с человеком. А второй путь, когда человек говорит: «Я не понимаю, но я буду узнавать, разбираться. Что читается, что происходит. Какой святой сегодня празднуется. Его житие».

Такое активное участие в познании того, что происходит, человека тоже очень сильно обогащает. Человек, когда читает о святом, понимает, что не он только один терпел, а этот святой такие муки претерпел, что невозможно даже про них читать. Мучеников строгали, пилили, жгли. Мы часто стремимся убегать от страданий, от боли и, к сожалению, у нас мало опыта терпения. Мы часто не хотим даже терпеть. Нужно понять смысл и значение того, что мы должны хотя бы немного претерпевать.

 Бывают такие состояния, когда таблетки не действуют, не помогают обезболивающие средства. Боль усиливается. Тогда очень важно человеку помолиться, призвать Господа, святых, Матерь Божию, которые помогают человеку все это выдержать.

Очень важно, чтобы человек не концентрировался на своей боли. Иногда он ни о чем больше не может думать кроме своей боли. Зубная, например, боль. Он думает про боль, и ему очень сложно.

Сегодня прозвучало имя Виктора Франкла. Это человек, который создал учение о смысле жизни. У него есть книга, которая называется «Человек в поисках смысла». Виктор Франкл начал с того, что проанализировал анкеты большого количества студентов американских престижных вузов, которые хотели покончить с собой. Он обратил внимание, что у этих людей было все, но тем не менее, у них не было интереса жить дальше. Они страдали от потери смысла жизни. Виктор Франкл мог уехать, но остался в Австрии для того, чтобы содержать своих родителей. Австрия уже находилась в оккупации фашистами. Свое учение он пронес через концлагерь. У Франкла есть книга «Сказать жизни: «Да». Психолог в концлагере». Он там, как психолог, видел многих людей, которые ломались, очень плохо себя чувствовали, уходили из этой жизни прежде конца. Они концентрировались на тех нечеловеческих условиях, в которых человек там находился. Только те люди, которые умели свое бытие видеть дальше, чем то, где они сейчас находятся, получали особые силы для того, чтобы это все претерпевать.

Виктор Франкл про себя говорит, что он вначале думал об этих ужасных условиях, обращении с узниками, и ему было себя очень жалко. Но он вдруг себя почувствовал психологом, который выступает с лекцией о пережитом концлагере. Ему стало гораздо легче жить, потому что он уже на себя смотрел из будущего.

Очень важно, чтобы человек не замыкался в этой земной перспективе. Важно, чтобы человек себя осознал частью будущего. Духовного будущего. Жизни вечной. И когда человек поймет, что он вечен, для него эти мучения будут даже радостными. Он будет призывать имя Господа в свою жизнь.

Есть такое выражение у апостола Павла: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10). Когда я немощен, тогда я и силен. Когда человек немощен, если он призывает Господа, наступает особое присутствие Божие, благодать Божия в этом человеке. Я знал многих людей, которые страдали тяжелыми заболеваниями, но они молились, и при этом к ним приходило такое утешение, радость такая, что они даже не хотели, чтобы Господь их исцелил.

Когда мы говорим о десятине, это не значит, что десять процентов имущества нужно пожертвовать Богу, церкви. Десять процентов самого ценного – это время человека. У человека, например, рабочий день - десять часов, значит нужно час отдать этому великому делу - предстоянию души перед Богом. Это то, что будет человека наполнять, потому что человек так живет, что он обычно растрачивает и себя, и силы свои, здоровье ради чего-то. Когда человек находится одну десятую своего времени с Богом, он начинает наполняться, как пустой сосуд, этой благодатью, радостью, миром. Силой, которая ему позволяет жить более радостно.

Преподобный Серафим Саровский, чью память мы завтра совершаем, сказал замечательные слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Не нужно специально, настойчиво людей учить, призывать. Хорошо, если бы все в храм пошли, молились. Но ты начни с себя. Когда в тебе будет Дух Святой, тогда люди, которые страдают пустотой в себе, к тебе потянутся. Как люди, которые страдают от холода, тянутся к огню. Поэтому я и себе, и всем вам желаю, чтобы мы все были с Духом Святым.

«Царствие Небесное нудится», —говорит Спаситель. Как не очень приятный труд, усилие.

«И нуждницы восхищают его» (Мф. 11,12). И прикладывающие усилие, восхищают его. Не только на Небе, куда мы пойдем после смерти, но уже здесь человек обосновывается жить с Богом, когда старается в этом Царстве пребывать. Мы в себе, как уникальные создания, совмещаем и земное, и небесное. И временное, и вечное. Человек, как зеркало. Куда он смотрит, то он и отражает. Он смотрит на землю – он отражает землю. Смотрит на небо – отражает небо. Он смотрит на Бога - отражает Бога. Смотрит передачи по телевизору – он все это отражает. И не только отражает, но и в себя это все впускает. Потом у него в голове сплошной телевизор. Новости на одном канале, на другом канале сериалы бесконечные.

(вопрос из зала) – Когда у меня умер муж, я сама, видимо, инстинктивно, хотела быть одна. А меня наоборот все окружали. Я в таком трауре была страшном! Он долго болел. И меня наоборот отвлекали: «Надо быть с народом – пошли туда, пошли сюда». А меня тянуло к одиночеству. Я хотела побыть одна.

С одной стороны, это правильно. С другой стороны, в этом тоже нужно уметь разобраться. Есть некий промысл Божий над человеком. Человек, например, хочет побыть с горем своим один, а с другой стороны, это ему неполезно, потому что этот человек может повредиться психически, душевно. Господь нам посылает людей, которые бы нас отвлекали, переключали на другие дела.

Хотелось бы сказать еще о примирении. О примирении с ближними. О примирении с ушедшими уже из этой жизни. Возникает иногда чувство вины. Примирение часто начинается со слова «Прости!» Это слово, с одной стороны, трудное, с другой стороны, очень емкое для восстановления тех отношений, которые, возможно, были нарушены из-за нашей недостаточной любви и внимания, или других причин. И эта связь между близкими людьми всегда есть и присутствует. Если даже человек ушел в иной мир, слово «Прости!» работает.

Интересно, что с одной стороны, умершим людям мы физически уже ничего не можем дать из того, что мы недодали в этой жизни. С другой стороны, мы можем им дать то, что им нужно. Нужно им поминовение их в церкви. Поминовение на проскомидии. Милостыня, которую мы творим в их память. Наши добрые воспоминания. Добрые дела, которые мы делаем ради этих людей.

В том мире человек уже не может каяться. Покаяние – это не только скорбные чувства, но изменение жизни. Там человек уже живет по другим законам. Там возможно изменение их состояния в связи с нашими какими-то действиями по отношению к этому человеку. Поэтому для умершего человека очень важно то, что мы делаем, как память об этом человеке. С другой стороны, это важно и для нас самих. Потому что часто бывает, что наша скорбь об ушедшем этого человека тяготит. Умерла мама у одной женщины. Она рыдала, не могла никак успокоиться. Мама ей приснилась в мокром одеянии. Она сказала дочери: «Мне очень неуютно от того, что я вся мокрая. Мне хорошо здесь. Гораздо лучше, чем тебе там, поэтому ты обо мне не плачь, но радуйся».

(вопрос из зала) – Как примириться с человеком на войне? Есть заповедь «Не убий». А если перед тобой враг? Наши пилоты бомбят ИГИЛ. Должен ли человек сказать: «Господи, спаси меня и сохрани! Господи, прости, что мне приходится убивать»?

Это, конечно, идеальный вариант, когда человек живет высокими ценностями. Когда идет война, есть даже такое выражение «Война все спишет». Люди порой становятся жестокими. Начинают убивать даже мирное население. Творить всяческую неправду. С них вроде бы не требуют воздаяния за эти поступки. Тем не менее душа начинает околевать, потому что она получает множество грехов. Если человек – верующий, он будет молиться о том, чтобы Господь дал ему силы остаться в мире со своей душой, потому что он защищает свою Родину. Когда человек вынужден убивать, но с Богом имеет общение, просит о тех, кого он убивает, о своей душе, то такой человек во многом остается близок к Богу. Всегда нужно переживать за тех людей, которых вынуждены по роду нашей деятельности убивать. Если есть возможность не убить, конечно, лучше не убивать. Когда такой возможности нет, когда это является твоей обязанностью - защищать твое Отечество, тогда нужно максимально стараться духовно пребывать с Богом. Тогда это действо будет воспринято, как ратный подвиг, а не как просто убийство.

Дорогие братья и сестры, хотелось бы закончить нашу встречу словами Святейшего Патриарха Кирилла:

«В Писании и у святых отцов мы находим утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого Бог любит, того и наказывает (Притч. 3:12). Если Господь посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, значит, Он дает ему шанс преодолеть трудности, дает ему шанс возрасти. Именно такой подход к скорбям и печалям, с которыми мы сталкиваемся, придает христианину огромную духовную силу, помогает ему возвышаться над трудными обстоятельствами, не терять голову, не терять жизненные ориентиры, не падать под натиском тягот.

Опыт жизни с Богом, со Христом дает человеку великую силу. Собственно говоря, чем же является свидетельство мучеников, исповедников, как не свидетельством этой внутренней силы? И если мы проходим по жизни вместе с Богом, то Божественная сила нас укрепляет, и Бог становится нам ближе. Вера дает каждому человеку огромную Божественную силу, а через эту силу — мудрость и способность противостоять трудным жизненным обстоятельствам, без преодоления которых не может быть духовного роста.

Дивные слова преподобного Ефрема Сирина: «Без скорби и печали нет спасения». И да поможет нам Господь мудро, спасительно идти по жизненному пути, вразумляясь дивными мыслями, которые мы черпаем в святоотеческом наследии и богослужебной традиции нашей Церкви».

Благодарим всех за внимание!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Спаси, Господи!

 

Что почитать:

  1.  Священные Писания
  2. Жития святых
  3. Митрополит Антоний Сурожский «Оживший из мертвых»
  4. Митрополит Антоний Сурожский «Смерть»
  5. И потребляющие усилие восхищают его. Фонд «Духовное наследие Митрополита Антония Сурожского», 2010
  6. Виктор Франкл «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере»
  7. Фредерика де Грааф «Разлуки не будет»

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля