Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Круглый стол с журналистами

Круглый стол с журналистами православного издания Монастырский вестник.

 
 

3 февраля 2018 года состоялась встреча руководителя Монастырского оздоровительного Центра иеромонаха Моисея (Дроздова) с журналистами православного издания «Монастырский вестник».

«Свято-Троицкая Сергиева Лавра издавна славилась «аптекарскими огородами», где монахи выращивали лечебные травы. И хотя подобных огородов уже нет, нынешняя братия занимается врачеванием с помощью даров природы, опираясь на вековые традиции траволечения. С этой целью лаврскими врачами-монахами был организован монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму», куда может прийти любой желающий на консультацию. Чтобы узнать, как функционирует лаврский Центр здоровья, выпускающий редактор «МВ» Христина Полякова пообщалась с его руководителем, врачом-офтальмологом иеромонахом Моисеем (Дроздовым) и провела в Лавре один очень снежный зимний день».

Полностью с текстом статьи вы можете ознакомиться в мартовском номере журнала «Монастырский вестник» или на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

«Монастырский вестник» №3 2018

Ссылку на страницу сайта Свято Троицкой Сергиевой Лавры можно найти в разделе «Что почитать». Текст статьи Христины Поляковой приводится ниже с сокращениями.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Об истории создания Монастырского оздоровительного центра «Дорога к храму»

Монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму» был создан в 2014 году - в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Основная цель создания центра, как и цель всей нашей монастырской деятельности, – помощь людям. Стоит сразу отметить, что мы не занимаемся лечением больных в привычном смысле этого слова. Мы рассматриваем Центр как комплементарную (дополнительную) медицину, которая, главным образом, связана с рекомендациями по приему трав и травяных сборов. Мы ни в коем случае не позиционируем себя как альтернативу тому лечению, которое больной получает или получил ранее. В основном подсказываем, какие еще средства можно использовать помимо тех, что человек уже принимает. Если, к примеру, у человека воспаление легких, одними травами не обойтись. Нужны антибиотики, капельницы и прочее. С помощью фитотерапии лечат даже диабет. Но нельзя забывать, что это лишь помощь. Нужно выполнять предписания врачей.

Важно, что в оздоровительном Центре работают люди с высшим медицинским образованием, имеющие практический опыт лечения больных. К тому же это люди верующие, священники. Медико-санитарную часть возглавляет игумен Тихон – опытный врач с многолетним стажем. Работают терапевты, фармакологи и другие специалисты. Наши сотрудники понимают, как болезнь развивается, в чем ее причина и следствие – на физическом, душевном и духовном уровне. Также мы помогаем людям разобраться, что с ними происходит, как им выйти из сложных жизненных ситуаций, в первую очередь, связанных со здоровьем.

Сколько среди сотрудников Центра лаврских монахов?

Человек семь. Не все врачи из нашей братии работают по специальности. Многие оставили эту деятельность, хотя врач все равно остается врачом. Особенно хочется отметить архимандрита Трифона – замечательного травника с многолетним стажем. Он помог очень многим людям не только исцелиться от болезней травами, которые собирает сам, но и мудрым пастырским советом. Сейчас он окормляет заключенных в местной зоне лишения свободы. Также с большой благодарностью скажем о монахе-травнике Андрее, человеке многогранных знаний в области фитотерапии. Он даже преподавал эту сложную науку в одном из учебных заведений. Отец Андрей с большой самоотдачей трудился в нашем Центре с первого дня его создания, но взял перерыв для углубленной монашеской жизни.

Пациенты оздоровительного Центра – кто они?

Самые разные люди: паломники, духовные чада, сотрудники, коллеги. Почти все приходят в наш Центр не столько за лечением, сколько за советом.

Как люди реагируют на врачей-монахов?

По-разному бывает. Некоторые удивляются, но в целом положительно.

Почему появилась потребность в оздоровительном Центре и почему специализация именно на травах?

Русская медицина восходит к народным рецептам траволечения, оздоровительным методам, которые издавна сложились на Руси. В монастырях медицина появилась с XI века, когда на Руси образовывались первые обители. Именно в монастырях аккумулировались врачебные знания, которые позволяли эффективно лечить людей. В Лавре, например, были «аптекарские огороды». То, что сейчас называют нетрадиционной медициной, на самом деле самая что ни на есть традиционная, и она всегда была высокого уровня, в отличие от современной медицины. Упор делался на профилактику заболеваний, потому что болезнь проще предупредить, чем лечить. Мы решили продолжить эти традиции, чтобы помочь людям поправить здоровье.

К сожалению, в медицинских институтах фитотерапии уделяется очень мало внимания. В основном используются химические, часто заместительные методы врачевания, которые себя не оправдывают. Поэтому в питьевом рационе каждого человека должны быть травы – в качестве профилактики заболеваний. Мы не знаем, кому сколько времени отвел Господь, но надо, чтобы годы прибавлялись к жизни, а жизнь – к годам. Когда человек пьет травы – это хорошее подспорье: и польза, и удовольствие.

В Лавре на братской трапезе на столах всегда стоят чайники с травяными сборами – общеукрепляющими, противовирусными, сердечно-сосудистыми – в зависимости от потребностей и времени года.

Я слышала, что употреблять травы надо с осторожностью. Чем опасно бесконтрольное употребление сборов, которых сейчас очень много в продаже?

Когда мы рекомендуем больному травы, всегда предупреждаем, что надо быть крайне аккуратными в их применении. Сначала мы проводим тесты: заваривается небольшая доза, человек выпивает, и мы смотрим на реакцию организма - нет ли побочных эффектов в виде одышки, покраснения, зуда. Траволечение – это опытный подбор рекомендаций в каждом конкретном случае. Как правило, процесс этот многоступенчатый: одни симптомы болезни уходят, другие остаются. Траволечение – это великая сфера знаний, которая должна быть правильно воспринята. На этом основании мы испытываем новые средства и рекомендуем их людям.

Отец Моисей, сколько Вы уже работаете с травами?

Давно. Тем не менее, мы постоянно учимся. Врачи нашего Центра посещают различные курсы, организованные ведущими фитотерапевтами Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Башкирии и других регионов. Также мы поддерживаем контакты с православными врачами, посещаем конференции, съезды, выступаем на Рождественских образовательных чтениях в медицинских секциях.

 Каждый ли монах может стать травником? Что для этого нужно? Есть какой-то отбор на это послушание?

Злободневный вопрос. Здесь нужно провести грань. Есть опытные специалисты по травам, но не имеющие медицинского образования. И, наоборот, есть фитотерапевты с медицинским образованием, но не очень опытные в собирании, производстве трав. В целом, травником может быть каждый человек. Но называть себя травником только потому, что ты завариваешь травы кипятком, нельзя. Траволечение – это огромная ответственность. Если у больного случится негативная реакция на травы, которые вы ему прописали, он может подать на вас в суд. Не случайно российское законодательство ограничивает область применения трав. Фармакопея насчитывает лишь около 100 видов трав, которые можно использовать. На самом деле их несколько тысяч.

Правильно использовать огромный потенциал фитотерапии могут только люди, знающие, как лечить человека. Травы могут не только помочь, но и привести больного в худшее состояние. Недаром слово «отравление» имеет корень «трав». Поэтому важно, чтобы сбором трав занимались профессионалы. Та же ромашка: надо уметь отличать лекарственную от обыкновенной (разломить цветок и посмотреть, есть ли внутри пустота). Если собирать ромашку только по внешнему виду, легко ошибиться.

Мы проработали рецепты с опытными травниками, в том числе с ныне покойной Еленой Федоровной Зайцевой. Царствие ей Небесное! Травница во многих поколениях, она разработала массу замечательных рецептов, на основании которых на предприятиях Алтая, Башкирии, Крыма, Кавказа профессионалы-травники изготовили сборы в разных формах, в том числе таблетированные (травы в таблетках).

Приготовление рецептов трав – это не просто взял пригоршню одной травы, второй, третьей, перемешал и сбор готов. Это точная рецептура со множеством нюансов. Во многих странах рецепты трав до сих пор патентуются. Я видел докторские диссертации, которые защищались по одному рецепту. Он проверялся на ряде больных, проводились клинические испытания и доказывалось, что рецепт эффективный и действенный.

Таблетки – это всегда риск

Чем опасны таблетированные лекарственные препараты, пресловутая «химия»?

Если мы откроем инструкцию к таблеткам, то увидим там указание на побочные действия. Иногда это очень длинный список – целый ряд побочных эффектов, которые могут быть самыми серьезными. Таблетки – это всегда риск. Ни один врач не даст гарантии и не может с точностью знать, как на кого какая таблетка подействует. Тем более, когда назначается не один препарат, а несколько.

Здоровье – дар от Бога

Важно отметить: будучи православными врачами, консультируя больных, мы делаем упор не на сами травы, даже если они грамотно подобраны, а на то, что в болезни человек должен обращаться к Богу. Господь создал врачевство от земли, и именно Господь дает или не дает человеку выздоровление. Человек может понадеяться на травы и потерять связь с Тем, Кто на самом деле подает исцеление. Врач должен постараться помочь человеку на всех уровнях, но самое главное – привести больного к пониманию тех глубинных духовных процессов поведения, которые необходимы для восстановления.

Однажды меня пригласили в одну из ведущих больниц, где от онкологического заболевания умирал пожилой коммунист. Когда я к нему зашел, он спросил, о чем я с ним хочу говорить и сказал: «Зачем говорить мне о смерти, я готов говорить только о жизни. У меня есть рецепты трав, которые обязательно мне помогут». Люди, которые вне Бога, боятся даже упоминаний о смерти. Для них нет продолжения жизни вне земного существования. Смерть для них – это уход в небытие. Поэтому наша задача – правильно ориентировать людей на восприятие болезни. Для этого мы служим молебны, проводим беседы, организовали сайт в Интернете, лекторий.

Расскажите немного о лектории. Где проходят лекции? Кто их читает?

Лекторий проводился у нас изначально с участием разных специалистов: фитотерапевты, социологи, онкологи, психологи, травматологи и другие лекторы, популяризующие здоровый образ жизни. Вход на лекторий свободный. Его может посетить любой человек. Недавно была интересная лекция про дикорастущие травы Сибири – эндемики, которые произрастают в экологически чистых регионах и очень эффективны в лечении заболеваний.

Как православный христианин должен воспринимать болезни?

С терпением, молитвой и благодарностью. Когда человек, пребывая в недуге, молится, он более глубоко ощущает благодать. Как отмечают некоторые тяжелобольные, человеку становится настолько хорошо, что он даже не хочет избавления от болезни, его немощь – ничто по сравнению с благодатью, которую Господь дает во время молитвы. Когда человек молится, Господь ему помогает, человек начинает понимать, что стоит за его болезнью и что исцеление идет от Бога.

После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая и облечены в кожаные ризы. Святые отцы толкуют кожаные ризы как дебелость нашего естества. Они охраняют нас от воздействия темных, падших духов. Когда человек постится или болеет, эти ризы становятся более проницаемыми. Если в этом состоянии человек не молится, то через полупроницаемые ризы на него действуют падшие духи, которые вызывают в человеке ропот (в том числе и на Бога), злобные и другие негативные чувства. Если человек молится, то через эти покровы к нему приходит благодать.

Самая главная помощь в болезни – это когда человек обращается к Богу и говорит: «Господи, если Ты даешь мне поболеть, значит, это для чего-то нужно».

Психология и проба «10 стаканов»

Что Вы думаете о таком понятии как психолог в монастыре?

Главными психологами были наши святые отцы, они разбирались на всех уровнях, что и как с человеком происходит. Психология в том виде, в котором мы ее видим в современном мире, – это наука, замкнутая на самой себе. Психология должна быть, как говорил апостол Павел, «детоводительницей ко Христу». Кто такой «детоводитель»? Раньше это были люди, занимающиеся воспитанием детей. Они доводили их до определенного уровня и потом передавали другим наставникам или возвращали родителям. Психология, как и философия, к слову, должны быть детоводителями к духовной мудрости.

Для монаха главный психолог и авторитет – это духовный наставник, который обладает пониманием не только психологических особенностей данного монаха, но и его духовного состояния. Раньше в монастырях в ходу был такой тонкий способ коррекции психического состояния человека, как откровение помыслов, так как брань начинается на уровне мысли. Когда послушник исповедовал свои помыслы, старец понимал, с какой стороны к нему подступают темные силы, как ведут с ним борьбу. Поэтому в монастыре в психологе нет необходимости. Хотя бывает ситуации, когда даже монашествующим необходимо в каких-то темах разобраться, получить грамотную консультацию. Не всегда человек может сам справиться. И здесь тоже можно использовать возможности фитотерапии. К примеру, если человек раздражается, он может попытаться себя успокоить духовными средствами, но хорошо и успокаивающий сбор попить. Это позволит снизить уровень стресса.

Можно ли монашествующим принимать антидепрессанты?

Я думаю, можно. Тем более, когда речь идет о грамотной, продуманной, щадящей терапии. Бывают такие состояния уныния, отчаяния, тоски, которые усиливаются духовными негативными воздействиями. Человек может попасть в критическую ситуацию. Самому себе помогать сложно. Поэтому если такой человек и к старцу обратился, и причащается, и молится, но тяжелое состояние не выправляется, можно обратиться к православному психотерапевту.

Для священника знание психологии просто необходимо. Недаром в семинарии есть предмет «пастырская психология». Священник должен обладать определенными понятиями, чтобы разобраться, что с человеком происходит. С каждым годом к нам приходит все больше больных с психическими заболеваниями. Это уже не просто психология, а психопатология, даже психиатрия.

Как Вы думаете, почему таких людей становится все больше?

Люди живут в отрыве от Бога, без активации своей духовной составляющей. На этом фоне возникают психические расстройства. Идет активное воздействие на сознание через Интернет, СМИ. Человек теряет свою сущность. Часто это связано с воздействием темных духов, что приводит даже к беснованию. Некоторые считают, что беснование – это коллективный психоз, но для нас это реальная ситуация. Чтобы в этом убедиться, надо посмотреть, как проходят отчитки, когда люди кричат, хрюкают, гавкают, катаются по полу, теряют сознание.

Таких людей можно назвать духовно больными?

В первую очередь духовно. Для чего преподается психология в семинариях? Если к священнику на исповедь придет психически больной человек, а он этого не поймет, не увидит, что перед ним шизофреник, например, или истерик, то общение будет выстроено неправильно. Шизофреник – это человек, одержимый какими-то нелепыми идеями. Ему можно два часа доказывать, что дважды два четыре, он тебя выслушает и все равно скажет, что пять. Особенно плохо, когда развивается так называемая «религиозная экзальтация», а человек не лечится. Священник ему говорит, что помогут только церковные средства: «Ходи в храм, молись и все пройдет». Но таким людям необходимо лечение, так как могут возникать серьезные повреждения, вплоть до критических ситуаций. Нужно найти консенсус, взаимодействие, которое позволит человека правильно вывести если не на исцеление от недугов, то хотя бы на стойкую стабилизацию – с помощью мягких средств психотерапии, травяных сборов.

Другими словами, важно не отрицать медицину. Нередко бывают перекосы в этом вопросе.

Только храм или только врач – такого быть не должно. Например, если человек будет лечиться в психиатрической клинике без духовной помощи, он может превратиться в овощ. Он вроде бы не нарушает общественный порядок, но уже перестал быть личностью.

У нас многое потеряно. Раньше была четкая градация: что можно назвать душевной болезнью, а что – психиатрической. Была проба «10 стаканов», чтобы за психопатологией увидеть присутствие бесовского начала. Человеку предлагали на выбор 10 стаканов, 9 из которых были со святой водой, а один – с обычной. Как бы стаканы ни меняли местами, бесноватые всегда выбирали стакан с обычной водой. Вывод: это не просто психическое заболевание, а именно беснование.

Психические дефекты часто сопровождаются воздействием темных сил. Мы должны помнить, что идет духовная война. Она шла всегда, от сотворения мира. Архангел Михаил и святое воинство небесное вели тяжелейший бой с падшими ангелами и с их предводителем сатаной (Люцифером). Падшие ангелы были низвергнуты на Землю. Земля – это местопребывание не только людей, но и бесов, поэтому так важно, чтобы человек был защищен на всех уровнях: дух, душа, тело.

Мы контактируем с православными психиатрами. У нас есть Центр психического здоровья. В нашем лектории выступали православные профессора психиатрии, которые говорят, что именно мягкая психотерапия плюс грамотное воцерковление являются наиболее адекватными средствами в плане помощи таким больным.

Хроническая усталость, вирусы и биологическая война

Какие травяные сборы Вы рекомендуете при стрессах, тревожности, постоянной усталости? Или все индивидуально?

Давая рекомендации, мы всегда опираемся на диагноз и анализы. Синдром хронической усталости (СХУ) – это тяжелое эпидемиологическое состояние, которое уподобляется СПИДу. Во многом СХУ лечится с помощью фитотерапии, которая нормализует функции нервной системы. В качестве противотревожного средства используется зверобой. У нас целая линейка сборов. Их можно приобрести в монастырской аптеке или заказать через сайт. Люди приезжают в Лавру из разных мест, закупают сборы оптом.

Когда я только поступил в Лавру, трудился врачом в больничных палатах. Одно время неважно себя чувствовал. Странное было состояние. К нам из Франции приехали гомеопаты. Они дали мне несколько гомеопатических горошин, которые очень хорошо подействовали. Зачастую достаточно небольшого, но грамотного усилия, чтобы дать человеку толчок к выздоровлению. Можно провести аналогию с автомобилем. Когда машина сходит с дороги, нужно немного подтолкнуть и она встанет на место. От грамотного, динамичного и своевременного лечения зависит очень многое.

В наши дни набирает нешуточные обороты биологическая война, когда в общество искусственно запускаются смертельно опасные вирусы. Как правильно выстроить защиту против страшных болезней, с которыми не справляются даже высококвалифицированные специалисты? Вся надежда на Бога или человек может и должен как-то подстраховаться?

Биологическая война идет очень эффективно. Ведутся серьезные, требующие огромных затрат работы по созданию вирусов, которые проходят через защитный барьер человека. Организм не включает защитные силы. Человек может даже умереть, хотя у него была нормальная температура, не было отклонений. Чаще встречаются атипичные проявления: у человека болят, например, почки или кишечник, а на самом деле это вирус. Человек попадает в инфекционное отделение, его лечат антибиотиками, которые убивают флору, снижают защитные функции организма и просто добивают его. Помочь вырваться из этой ситуации – целое искусство. И даже если больной вылечивается, после приема антибиотиков приходится лечить дисбактериоз кишечника. И не факт, что человек вновь не заболеет инфекцией.

Современные вирусы не дают стойкого иммунитета: человек заболел и через какое-то время опять болеет. Казалось бы, вирус гриппа – это простейшая частица, но он настолько мутирует, что ученые не могут разобраться, как бороться с этим явлением. Разработана масса противовирусных препаратов, но вирус все равно растет и растет. Вирусы могут попадать в наш организм отовсюду: и через продукты, и туристы завозят. Недавно я прочитал об одном исследовании мерзлоты в Арктике. С глыбами льда, которые откалываются от ледников, в атмосферу попадают опасные вирусы. Они когда-то уже были (и потом пролежали в мерзлоте много лет), но к ним у современного человека нет иммунитета.

Когда вирусы попадают в организм и человек умирает, в этом видится воля Божия?

Есть два понятия: воля Божия (действие, направленное ко спасению человека) и попущение Божие (когда Господь дает человеку жить по велению его сердца). В Европе стали узаконивать противоестественные вещи: смену пола, однополые браки. В этом нет воли Божией. Землетрясения, войны, убийства – это тоже попущение Божие. Отвернулись от Бога и вот результат. Но Господь не оставляет человека и тогда, когда тот начинает погибать от своего безумия. Господь ждет своего блудного сына. Господь не отвергает людей, ждет их обращения. На каждый шаг человека к Богу, Он делает навстречу человеку гораздо больше шагов, протягивает ему руку, помогает выйти из бездны безумия, хаоса, разложения, в которые человек попал по своей воле.

Молитва генерала Ермолова и пациент-индуист

Основное помещение Центра находится за стенами Лавры, недалеко от лаврских мастерских и монастырского сада на заднем дворе (это единственное место в Лавре, где монахи могут уединиться).

Монах Мелитон (Волосенко) – врач-терапевт. Когда мы вошли в помещение, у него шел прием. Как потом выяснилось, пациент – индуист. Бывал отца Мелитона уже несколько раз. Недавно решил поститься, пришел за благословением.

Монах Мелитон (Волосенко)

К нам приходят самые разные люди, мы принимаем всех.

Какое у Вас рабочее расписание?

– Я здесь с половины девятого утра. Сегодня суббота, закончить я должен был в 14.00, но, как видите, дело к вечеру, а люди идут и идут.

Закуток, где обустроен кабинет отца Мелитона, больше напоминает келью: стены увешаны иконами (по большей части святых целителей) с частицами мощей. Тут же фотографии последних патриархов Московских и всея Руси Алексия II и Кирилла, а также рисунки строения человеческого тела. Много святой воды в бутылках. На одной из стен – грамота, выданная монаху Мелитону за усердное служение Русской Православной Церкви.

Под портретом генерала А.П. Ермолова, «наместника Кавказа», его любимая молитва:

Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,

Чтобы я вносил любовь, где ненависть,

Чтобы я прощал, где обижают,

Чтобы я соединял, где ссора,

Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение,

Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение,

Чтобы я возбуждал надежду, где мучает отчаяние,

Чтобы я вносил свет во тьму,

Чтобы я будил радость там, где горе живет.

Господи, Боже мой, удостой

Не чтобы меня утешали, но, чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали, но, чтобы я понимал,

Не чтобы меня любили, но я чтобы любил.

Ибо кто дает, тот получает,

Кто забыл себя, тот обретает,

Кто прощает, тому простится,

Кто умирает, тот просыпается к вечной жизни.

Аминь.


Врач по послушанию и благословение старца

Как и все монашествующие сотрудники оздоровительного Центра, иеромонах Моисей принимает пациентов каждый день, кроме воскресенья. Кабинет офтальмолога располагается в противоположной стороне от основного здания Центра – рядом с монастырской аптекой у Уточьей башни. Осмотрев кабинет отца Моисея, заглянули и в монастырскую лавку неподалеку, где продаются травяные сборы и другая монастырская продукция.

Сотрудник монастыря Дмитрий

В продаже есть фитолосьон с мультивитаминами для улучшения остроты зрения и регенеративных свойств роговицы, замедления возрастных изменений сетчатки глаза, устранения усталости, сухости, воспаления зрительного нерва. Это натуральное средство. Отец Моисей принимал участие в разработке его уникального состава, который создан на основе опыта православных врачевателей и хранит вековые традиции фитотерапии. Капли жгучие, но эффективные. Вот вам в подарок флакончик, потом поделитесь впечатлениями.

Почему Вы выбрали профессию врача?

Иеромонах Моисей (Дроздов)

 Я был послушным мальчиком. С детства интересовался биологией. Медицину не любил, она ассоциировалась у меня с «анатомичкой». Когда я ходил к маме на работу в мединститут, на кафедру физиологии, я видел приоткрытые двери в комнаты, где лежали трупы, вдыхал запах формалина. Я не хотел быть медиком, но родители настояли, и я проявил послушание. И когда уже учился в мединституте, понял, что медицина – очень интересная специальность. Я хотел быть хирургом общего профиля, но мама сказала, что лучше стать офтальмологом. Я опять послушался маму и ни разу не пожалел, это очень интересное дело. Много лет проработал офтальмологом в миру, делал операции на глазах в Центре микрохирургии, работал и за рубежом.

Откуда Вы родом?

Родители русские, познакомились на Украине, в городе Днепропетровске, где я и родился.

Как Вы оказались в Лавре?

Благословил архимандрит Кирилл (Павлов). Я понял, что его слово со властью, поэтому все оставил и пришел сюда. А дело было так. Я никогда не думал о монастыре. Хотел развиваться по духовной линии, но меня уже не удовлетворяли книги, которые читал. Думал поступить в Свято-Тихоновский университет, благословился у архиерея и приехал в Лавру, чтобы взять благословение у преподобного Сергия. Когда уже шел к выходу из монастыря, меня остановил дьякон: «Ты куда идешь?» Я ему объяснил. Он сказал: «А у старца ты получил благословение?» и повел меня к отцу Кириллу. Батюшка в тот момент шел в свою келью, и я спросил у него то, о чем никогда не думал спросить: «А можно мне к вам в монастырь?» Рассказал о себе. Отец Кирилл отметил, что врачи им нужны. Наверняка духовными очами он видел мое давнее желание монашества. Это было 20 лет назад.

20 февраля годовщина со дня кончины отца Кирилла. Каким он Вам запомнился?

В нем было много качеств, которые мне нравились, но особенно – внутренняя тишина, глубокая духовная мощь, возможно, незаметная внешне, искреннее желание помогать людям, отзывчивость к их проблемам. Он молился за людей. Зачастую основным качеством старцев люди считают некую прозорливость, но на самом деле задача духовника, старца – это молитва. Молитва старца помогает человеку разобраться в трудных вопросах.

В Лавре был старец схиархимандрит Михаил, человек высокой духовной жизни. Когда к нему приходили за советом, он спрашивал: «А сами вы как считаете?» Сейчас я осознаю, что он прекрасно понимал: человек многократно уже все проанализировал, у него есть готовый рецепт действия и к старцу он пришел только за благословением. Благословение – это не просто похлопывание по плечу. Это Божия помощь человеку в реализации планов, которые он наметил.

Христина Полякова

Думается, отнюдь не случайно знаменитого лаврского духовника, духоносного старца Кирилла, не сговариваясь, вспоминают многие собеседники нынешнего выпуска журнала «Монастырский вестник». Молится за нас батюшка, собирает всех вместе, утешает и это чувствуется.


ВЫВОДЫ:

1. В медицинских институтах фитотерапии уделяется очень мало внимания. В основном упор делается на химические, часто заместительные методы врачевания, которые себя не оправдывают. Поэтому в питьевом рационе каждого человека должны быть травы – в качестве профилактики заболеваний. У нас на братской трапезе на столах всегда стоят чайники с травяными сборами (иеромонах Моисей (Дроздов));

2. Травником может быть каждый. Однако называть себя травником только потому, что ты завариваешь травы кипятком, нельзя. Траволечение – это огромная ответственность, которая делает необходимым постоянное получение знаний в течение всей врачебной практики (иеромонах Моисей (Дроздов));

3. Будучи православными врачами, консультируя больных, мы делаем упор не на травы, даже если они грамотно подобраны, а на то, что в болезни человек должен обращаться к Богу. Господь создал врачевство от земли, и именно Господь дает или не дает человеку выздоровление. Человек может понадеяться на травы и потерять связь с Тем, Кто на самом деле подает исцеление (иеромонах Моисей (Дроздов));

4. Врач должен постараться помочь человеку на всех уровнях. Но самое главное – привести больного к пониманию тех глубинных духовных процессов, которые необходимы для исцеления (иеромонах Моисей (Дроздов)).

Христина Полякова

Источник: журнал «Монастырский вестник», № 3 [47] 2018.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В заключение хотелось бы привести слова иеромонаха Моисея (Дроздова), сказанные им во время беседы, но не вошедшие в текст статьи.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Часто люди не связывают то, как они живут, с тем, почему они болеют. К сожалению, наша классическая медицина такой связи не прослеживает. Если берем образование в мед институтах, академическое образование, нигде не говорится о том, что болезнь так или иначе связана с грехом, с греховным образом жизни. Ищут причины на уровне органов, тканей, клеток, но при этом, когда человеку удается выйти победителем из одной болезни, он попадает в другие, страждет. При этом у него часто возникает вопрос «За что?». Вопрос нужно ставить иначе: «Для чего?» Именно страданиями из-за грехов человек как бы искупляет свою вину, очищается.

Готовясь к нашей беседе, я взял книгу «Пролог в поучениях» протоиерея Виктора Гурьева, известного духовного писателя 19 века. Он был настоятелем храма «Покрова Пресвятой Богородицы» в Филях. Сборник поучений был впервые издан в 1889 году.

«Пролог в поучениях» протоиерея Виктора Гурьева

1 сентября. «Одна из причин, по которой Бог попускает злым духам неистовствовать и в телах человеческих и подвергать человека болезням» - это его грехи. «Для чего же Господь попускает злым духам это последнее? И для чего им дается власть не только над духом, но даже и над плотью?»

 «Однажды некоторый пресвитер сидел в церковном притворе и читал святое Евангелие. Во время чтения вдруг он почувствовал, что как будто бы какое-то темное и мрачное облако окружило его, и с этим вместе свет померк в очах его и разум его помрачился, и во всех членах он почувствовал расслабление, и стал нем.

И пробыл он в такой ужасной болезни девять лет и страдал так, что, лежа на одре, не мог обратиться со стороны на сторону без посторонней помощи. Между тем случилось, наконец, так, что родные его, услышав о чудесах, которые творил преподобный Симеон Столпник, взяли пресвитера и понесли к преподобному. Когда же они, не дойдя несколько до монастыря, в котором жил Симеон, легли отдохнуть, в это время последнему, стоявшему на молитве, было открыто свыше о болезни пресвитера и о приближении его. Тогда преподобный призвал одного из своих учеников, дал ему святой воды и сказал: «Возьми эту воду и спеши скорее из монастыря. Около него ты увидишь несомого на одре больного пресвитера, окропи его святою водою и скажи ему следующее: грешный Симеон говорит тебе: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь одр твой и приди к Симеону сам». Ученик пошел и поступил так, как указал ему преподобный. Пресвитер тотчас же стал здоровым, пришел к святому и пал к ногам его. Симеон сказал ему: «Встань и не бойся». Если дьявол и нанес тебе девятилетнюю скорбь, но зато человеколюбие Божие не забыло тебя и не дало тебе погибнуть до конца. Знай, что дьяволу попущено озлобить тебя за то, что ты бесстрашно и неблагоговейно стоял во святом алтаре, слушал клеветников и оклеветанных ими, не доискавшись истины, лишал святого причастия. Этим ты печалил Бога и весьма радовал дьявола, которому и подпал под темную его власть. «Но вот теперь, видя, что человеколюбие и щедроты Божии умножились на тебе, тех, которых ты опечалил отлучениями, разреши, и как Господь сотворил милость с тобою, так и ты сотвори с ними». После этих слов пресвитер с великою радостью вышел от преподобного и исполнил все поведенное ему.

Из этого повествования, кажется, ясно, братия, что злые духи подлинно бывают иногда как бы исполнителями гнева Божия, и что Бог попускает им наносить болезни людям именно за грехи их, чтобы они хотя чрез скорби и страдания телесные раскаялись в грехах своих и исправились. Упомянутый пресвитер как нельзя лучше доказывает эту истину. За что он подпал под власть диавола, который поразил его болезнью? За грехи. Для чего это попущено было? Для того, чтобы пресвитер, как говорил ему Симеон, сознался в своих грехах и загладил их. Но это пример не единственный.

Если мы знаем, что бесы постоянно ищут вредить нам и им попускается это за грехи наши, то должны быть постоянно внимательными к себе – к своим мыслям, намерениям и делам, должны постоянно бодрствовать и облекаться во все те оружия, которые указаны нам в слове Божием против врага нашего спасения.

«Трезвитеся же и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Петр 5:8) Аминь».

Благодарим наших гостей, зрителей, слушателей!

Помоги нам, Господи! Устаем, но не ослабеваем!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2.  «Жития Святых» Святитель Димитрий Ростовский
  3. «Пролог в поучениях», протоиерей Виктор Гурьев
  4. Журнал «Монастырский вестник», № 3 2018.
  5. Материалы сайта и статью Христины Поляковой на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

http://www.stsl.ru/news/all/zdorovyy-obraz-zhizni-po-monastyrski

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля