Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Круглый стол

22 января прошел круглый стол с участием руководителя Монастырского Оздоровительного Центра и православного врача-психотерапевта Боровских Вячеслава Владимировича.

 

«И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф 4:24)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Сегодня наша встреча посвящена зависимости и путях ее преодоления, и мы беседуем с Боровских Вячеславом Владимировичем, православным врачом – психотерапевтом из Екатеринбурга. Слово «православный» врач-психотерапевт – очень актуальное слово, потому что все мы испытываем потребность в разумном сочетании православных методов врачевания и современной психиатрии, психотерапии.

 «Великий князь Владимир в своем Уставе (996г) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности».

Позднее наступил очень сложный период выстраивания отношения церкви и медицины, и в этот период к лечению таких больных относились скептически. Многие врачи, светила психиатрии считали, что религия – это коллективный психоз, не более, чем средство внушения.

Сейчас ситуация изменилась. Во многих медицинских институтах открываются молельные комнаты, храмы, в том числе и в НИИ клинической психиатрии, на территории Московской медицинской академии имени Сеченова, в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, в других центрах. Проводятся семинары с участием психиатров и богословов. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров.

В нашем Центре монастырской медицины мы занимаемся врачеванием людей с позиции лечения духа, души и тела. В телесном отношении – это в первую очередь врачевание от земли (сборы трав), естественные методы оздоровления. Душевная область – это православная психотерапия. Духовная – это то врачевание, которое может предложить Церковь.

Вячеслав Владимирович Боровских занимает очень активную позицию по лечению многих болезненных состояний и в том числе состояний зависимости. Эта зависимость по-медицински называется аддикция (зависимость, пагубная привычка, привыкание).

Хотелось бы привести печальные данные статистики. Наркомания: в сентябре 2009 года на учете стояло 550 тысяч человек. По данным экспертов в России примерно 2,5 миллиона наркоманов. Из них одна пятая часть – школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам – 15-17 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. По данным ООН самое большое число наркозависимых – в Иране и Афганистане. Россия – на третьем месте.

По алкоголизму данные тоже очень печальны. На сегодняшний день по данным статистики на учете стоит более 2,5 миллиона человек, а по данным экспертов этот показатель достигает 13,5 миллионов. Рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) уровень употребления алкоголя– 8 литров. Средний уровень потребления алкоголя на душу населения в Российской Федерации – 15 литров на человека

По данным ВОЗ и независимых экспертов курение в России ежегодно убивает более 350 тысяч человек. На территории нашей страны курит 75% мужчин. Средний возраст начинающего курильщика – 15 лет.

Перечисленные пагубные привычки, страсти мешают не только конкретному человеку, но и государству. Очень хорошо, что опытные врачи-психотерапевты с позиции православия занимаются этой проблемой и достигают хороших результатов.

Боровских Вячеслав Владимирович

Цифры статистики становятся, к сожалению, уже привычными. Как врачи, мы понимаем, что мы считаем человека наркоманом, когда он потребляет то, что официально признано наркотиком. Мы прекрасно понимаем, что это очень условно. Когда человек приобщается к табаку, он начинает принимать вещества, которые официально считаются наркотиками. По статистики Минздрава, каждый второй мужчина в России курит. Мы имеем огромное количество людей, находящихся в так называемом аддиктивном состоянии -  состоянии «диктатуры ада», когда ад им предписывает определенное поведение, и никуда они от этого не могут деться. Это очень серьезная проблема.

Когда я принимал для себя решение, как мне сориентироваться, как врачу в системе здравоохранения, в системе оказания помощи, которая существует в нашей стране, мне нужно было свою профессию воцерковлять.

Наша медицина, к сожалению, сделала очень серьезный крен в сторону, противоположную от церкви. Последние сто лет мы переживаем серьезные богоборческие состояния нашей медицины, и особенно в психиатрии. Каждый врач должен серьезно сориентироваться в этой ситуации.

Когда мы говорим о таких состояниях, как неврозы, другие душевные расстройства, которые находятся вне сферы большой психиатрии, где не требуется изоляция человека от общества и применение серьезных психотропных препаратов, чтобы его привести в чувство, церковную, монастырскую медицину невозможно переоценить. Как это полезно для людей, знаю по своим пациентам. Вижу, как пациенты страдавшие и настрадавшиеся от зависимости, отзывчивы на Евангельскую весть. Страдания размягчают человеческое сердце, и на каком-то этапе жизни у человека «открываются уши». «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17)

На протяжении 16 лет я руковожу Православным реабилитационным центром недалеко от Екатеринбурга. Слава Богу, с Божией помощью, у нас получается помочь пусть не всем, но подавляющему большинству наших воспитанников встать на путь истинный, чтобы они потом самостоятельно общались с Богом в Церкви, строили свою жизнь с Божией помощью. Я вижу свою задачу не только в том, чтобы заниматься непосредственно со своими пациентами, но и в том, чтобы делиться своим опытом. Очень рад тому, что меня куда-то приглашают, как специалиста, чтобы я мог рассказать о том, какой мы видим систему оказания помощи людям. Если кому-то наш опыт интересен, я был бы рад оказать помощь и в организации таких же реабилитационных центров, как у нас. Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей знали о возможностях церковной медицины. Знали о том, что может православная церковь, какой арсенал средств у нее есть для того, чтобы люди обрели надежду и поверили в то, что они могут с надеждой преодолевать тяжелые, погибельные состояния. Надеюсь, что эта работа будет продолжаться, что это будет людям интересно, и что та аудитория, к которой я обращаюсь, будет расти. Это нужно не для собственной славы, а, чтобы в этом направлении медицина развивалась. Для нашей страны особенно это перспективное направление врачебной деятельности. И я очень рад быть здесь, с Вами.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Братия нашего монастыря проявляет интерес к Вашим лекциям. В Духовной Академии прошло уже несколько лекций, посвященных алкоголизму, страстям.

Одним из методов борьбы со страстью является чтение Евангелия, Иисусова молитва. Когда человеку хочется выпить, закурить, он читает Евангелие, начинает молиться, и эта страсть ослабевает. Чем больше человек хочет выпить, тем больше он читает. Знаю случай, когда человек исцелился от этого недуга.

К сожалению, многие больные находятся в таком состоянии, когда они обращаются к психоаналитикам, которые их не могут вылечить и которые вызывают у них еще большее расстройство или уход в другую сторону. Такие больные могут обращаться к сектантам, или врачи-психиатры их просто обездвиживают. Бывает другая крайность, когда представители церкви отрицают все три стороны заболевания (духа, души и тела) и начинают лечить органические заболевания с помощью только церковных средств. Человек при такой духовной экзальтации может впасть в еще большее духовное расстройство. И, к сожалению, проблема заключается еще и в том, что, когда у человека есть психическое расстройство, на него начинают воздействовать негативные духовные силы. К психическому расстройству добавляется еще и духовное (демоническое) воздействие и необходимо совместное применение наших возможностей, чтобы человеку помочь. Как правило, это процесс небыстрый.

Были случаи, когда человеку оказалось возможным помочь в короткие сроки, но, как правило, это процесс длительного духовного преображения с оставлением своих пагубных привычек. У людей, которые и лечатся, и постоянно посещают храм, молятся, наступает длительная ремиссия. У них возвращается потребность в том состоянии здоровья, которое они чувствовали до болезни. Такие люди, приобретя свой личный опыт лечения, понимают силу духовных средств в сочетании с психотерапией и таких схем придерживаются.

Сегодня уход людей от церкви, к сожалению, во многом связан с интернет зависимостью, когда люди длительное время проводят в виртуальном пространстве. Через это пространство страсти могут усиливаться. Человеку потом трудно вернуться к нормальному состоянию.

Интересно, что в центре реабилитации людей, пострадавших от сект под руководством игумена Анатолия (Берестова), хорошие результаты по лечению алкоголизма – до 70%. Когда они пробовали лечить Интернет зависимость, игровую зависимость, результат излечения на порядок ниже – 5-7%.

Главное для человека – понимать опасность этих состояний, не впадать в эти состояния. Легко поскользнуться, но потом очень тяжело выбираться из состояния наркотической и других зависимостей.

Основное направление нашей медицины – профилактическое. «Умный найдет выход из любой ситуации, а мудрый в нее не попадет». Наша задача - разъяснять опасности, которые подстерегают людей, чтобы пресечь развитие страсти. Развитие страсти следует тем законам, которые издревле были поняты, обозначены святыми отцами и которые не меняются. Если мы читаем творения святителя Иоанна Златоустого, понимаем, что человек с тех пор не изменился или изменился в худшую сторону. По тому, как он понимает мир, понимает Бога, самого себя. Наша задача – вернуть человека к тем здоровым традициям, которые всегда были в нашем народе. Недаром Русь называлась Святой Русью. Не только священники, врачи оказывали влияние на людей, но и сама среда способствовала тому, чтобы эти страсти совместными усилиями врачевались более эффективно.

Вопрос от слушателя

Все годы врачебной практики, около 20 лет, Вы, Вячеслав Владимирович, позиционируете себя, как православный человек. Один из серьезных вопросов для людей церковных и нецерковных, для людей, которые так или иначе соприкасаются с этими зависимостями, - это вопрос о крайностях. Между фанатическим погружением в какие-то церковные традиции и, наоборот, уходом в неизвестную психотерапию. Межсоборным присутствием русской православной церкви эта проблема признана общенациональной и отнесена к разряду сохранения нации.

Мы – многоконфессиональная и многонациональная страна. К сожалению, зачастую возникают конфликты интересов, когда человек, не принадлежит к православной конфессии. Межсоборное присутствие постановило целевой задачей приведение человека к Богу. Очень многие это понимают с перекосами, даже руководители. Человека гоняют на всевозможные мероприятия, связанные с посещениями лекций, беседами со священниками, посещениями богослужений. Но как быть с людьми другой конфессии, которые хотят сохранить свою позицию и при этом хотят получить помощь людей православных, глядя на то, что у них в этом направлении более продуктивная работа. Я, как человек с Северного Кавказа, знаю, что исламисты не создают подобных центров. Они относятся к людям, которые потребляют алкоголь, наркотики, с пренебрежением. Они сразу вытесняют таких людей за пределы своего сообщества. Тем не менее это люди нашего государства, и православные могут не только оказать им какую-то помощь, но и указать, что православие по-другому все воспринимает, указать на свои преимущества.

Боровских Вячеслав Владимирович

Если мы встаем сами на православные позиции, если мы люди верующие, то мы не можем быть слишком пластичными. Само Евангелие в определенных вопросах очень категорично. Во-вторых, единственное Богооткровенное учение о совершенствовании человеческой личности – это православное вероучение. В исламе нет учения о совершенствовании личности. Поэтому они ничего другого не могут себе позволить, кроме как изолировать человека, просто от него отказаться. Они ничем не могут ему помочь. А в православии это есть. Когда к нам обращаются люди из другой культурно-религиозной традиции, то мы всегда должны честно говорить, что мы стоим на православных позициях и считаем, что только такой подход по-настоящему избавляет человека от страстей. Только в православии есть детально разработанное учение о страстях. Нигде нет ничего подобного. Наша задача – привлечь к этому интерес людей.

Мы честно говорим, что если вы хотите выздороветь, то вам нужно духовно сориентироваться. Мы не можем сочетать несочетаемое. Это невозможно. И человек должен сделать свой выбор. Мы никого не принуждаем, но с пациентами мы предельно честны и откровенны.

У нас страна многоконфессиональная, и сейчас на самом деле появляется разделение по религиозному признаку, когда и мусульмане стали религиозными, и люди с православной традицией тоже сориентировались в отношении Церкви. Сейчас только формируется наша многоконфессиональность. Часто мы видим, что, если приходит человек из исламской традиции, он никакой не мусульманин. Он не знает, что такое пятничный намаз. Он никогда не читал Коран. Поэтому ему особого насилия над своей душой делать не приходится, особенно, если он хочет выздороветь. Даже его верующие в аллаха родственники, говорят: «Давай, сынок! Иди». Благословляют.

Россия – уникальная страна. Как нас ни называй, мы сохраняем один из признаков империи – национальные провинции, которые были включены в орбиту государствообразующего русского народа. Несмотря на то, что к нашей истории, к нашей традиции было привлечено очень много средних и малых народов, но русских в России больше, чем, например, англичан в Англии, чем литовцев в Литве. Но ни Англия, ни Литва не называются многоконфессиональными государствами. Те, кто педалирует тему нашей многоконфессиональности, хотят принизить роль государствообразующего этноса с его православной культурой, православной цивилизацией, которая сформировала всю нашу многонациональную страну.

Возвращаясь к теме зависимости, нужно сказать, что без посторонней помощи человеку с этой проблемой не справиться. Хорошо, если человек вовремя поймет, что ему своих собственных сил, чтобы преодолеть зависимость, не хватит, и, если он начнет искать помощи. Если его кто-то вовремя и правильно сориентирует, чтобы ему не пришлось долго скитаться, пробуя разные варианты, и растрачивать свои силы и само желание выздороветь, если он сам, по зову сердца придет в церковь, или его кто-то туда приведет (специалист, врач, психолог). Наша задача – научить человека самостоятельному общению с Богом в церкви. Все остальное в руках Господа.

Мы видим, что часть людей, страдающих зависимостью, приходит в церковь спонтанно и воцерковляются сами. Человеку нужно только погрузиться в эту атмосферу. Понять, что Господь именно такой путь для него уготовил. Я знаю многих людей, которые без реабилитации, после первичной врачебной консультации решили пойти в церковь и начать приобщаться к церковной жизни. Если они в этом своем намерении не ослабевали, не унывали, не отчаивались при падениях, а после каждого падения вставали и продолжали воцерковляться, то они выздоравливали.

Иногда мы видим более надежные результаты выздоровления, чем после реабилитации. Господь может человека с любого места взять и спасти.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Многие люди думают, что на определенном этапе своей зависимости они могут сами ее оставить, бросить. Эти сомнения поддерживаются противной силой, и это часто доходит до крайних степеней. Первый шаг самопознания – когда человек начинает сознавать свою греховную сущность, свои немощи; понимать, что, как барон Мюнхгаузен, он не может вытащить сам себя за волосы из болота страстей. Такой человек начинает осознавать, что ему нужна помощь людей. Слово «церковь» в переводе с греческого языка означает «собрание». Раньше была такая традиция, и она у нас долго существовала, когда люди не просто посещали храм. В нашем, например, Трапезном храме, после службы ставились длинные столы. Люди после богослужения садились за стол, кушали, общались и чувствовали, что они в обществе единомышленников - людей, которые могут им помочь. Так называемая «агапа» - трапеза любви.

Цель была – не прием пищи, а общение. Люди приносили на это собрание свои проблемы, пытались друг другу помочь. Это очень важно. Несмотря на то, что в наше время существует много легких способов, средств связи друг с другом, человек все больше и больше чувствует себя одиноким, находясь в своем пространстве. Задача церкви – возвращение к общежительному характеру жизни. Такая жизнь общины отражена и в апостольских писаниях. Когда мы читаем Деяния святых апостолов, узнаем, что апостол Петр создал такую общину, где все делились своим имуществом, слушали его голос. Мы знаем, что апостол Петр наказал смертью двух человек, семейную пару, которые слукавили, пожертвовали не все, а только часть своего. Это пример крайней степени воздействия на людей. Общинный характер жизни помогает людям выстоять в борьбе с негативными влияниями жизни. Это важно и сейчас.

Здесь, с нами находятся сегодня Евгений и Максим, представители сообществ, где помогают людям, которые приходят со своими проблемами, зависимостью. Очень важно, чтобы в этой общине был священник. Когда создаются системы, где нет Таинств, а есть психоанализ без священника, это неполноценная система, потому что исключается сила духовного воздействия Таинства на человека. Именно духовное воздействие является многоопределяющим. Одну девушку привели к психиатру и начали лечить. Не помогали даже большие дозы психотропных веществ до тех пор, пока она не исповедовалась и не Соборовалась. После исповеди и Соборования у нее все сразу прошло. Вернулось реальное понимание жизни.

Боровских Вячеслав Владимирович

Мне бы хотелось представить Дмитрия Сергеевича Лепешкина из города Сургута. Он руководитель Центра духовно-нравственного развития «Истоки». Благодаря его активности и возможностям мы организовали постоянно действующий семинар с участием Департамента образования города Сургута. Семинар для педагогов, школьников, их родителей. Приходят жители города, прихожане храмов. Когда мы вместе, как община, за что-то беремся, у нас с Божией помощью все получается.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Надеюсь, наше общение и в дальнейшем будет полезным не только для нас, но и для наших ближних. Надеюсь, движение в сторону здоровья нации будет крепнуть. Аллен Даллес говорил, что мы уничтожим Советский Союз, Россию, развратив эту страну. Мы дадим алкоголь, наркотики, дадим то, что развращает человека. Эта нация пропадет сама собой. Когда мы сегодня говорим о том, что средний уровень потребления алкоголя на душу населения в Российской Федерации – 15 литров на человека, а рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) уровень – 8 литров, западные социологи, аналитики удивляются, почему мы еще до сих пор не развалились. Один из американских политологов, социологов польского происхождения Збигнев Бжезинский говорил, что единственная сила, которая держит это государство – это православие. Мы уничтожили Советский Союз, но осталось православие. Нужно, чтобы православие было самой главной нашей составляющей и самой главной нашей опорой.

Часто бывает, что человек называет себя православным, но мало интересуется православием. Не знает молитв. Не знает Символ Веры. Символ Веры дается для того, чтобы человек мог осознать, во что он верит, на что уповает. Чтобы он точно мог сказать о том, что обозначили в Символе Веры святые отцы решением Вселенских Соборов.

Будем православием укрепляться и через наши немощи будем приходить к православному образу жизни. Господь во многом попускает человеку впасть в какую-то беду, зависимость, но и обозначает для него и путь выхода из этой беды. Духовный путь и взаимодействие с достижениями нашей медицины, которые могут быть полезны на этом пути.

Про психические болезни хорошо сказал Дон Кихот Ламанчский, рыцарь печального образа, в романе Сервантеса «Дон Кихот». Окружающие люди, видя, что он с копьем бросается на ветряные мельницы, сказали ему: «Ты безумен, ты борешься с ветряными мельницами». А он им ответил: «Я не безумен: это не мельницы, это то зло мира, которое вы не видите!» И добавил: «Самое страшное в мире безумие – видеть мир таким, каков он есть, и не видеть его таким, каким он мог бы стать».

Так что все православные люди, которые живут в этом мире как у Христа за пазухой, – своего рода юродивые и безумцы: они верят в невидимый мир, верят в Христа Распятого. Для эллинов это безумие, для иудеев – искушение, для нас же – спасение.

Желаю нашим гостям, всем нашим слушателям помощи Божией и творческих успехов!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать, послушать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. Лекции Боровских Вячеслава Владимировича
 

Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами

Благочинный Красносельского округа Санкт-Петербургской Епархии
священник, психолог Валерий Швецов

Церковное душепопечение берет начало с момента рождения Церкви Христовой и основывается, во-первых, на примере Самого Христа, который оказывал помощь подобного рода людям – «И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф 4:24). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным (см. Мф 25:31-46 и др.).

Во-вторых, Церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. Никодима Святогорца, «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: «благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога», а архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), известный врач-хирург, писал, что «духовность есть высшее достижение человеческой души».
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:23).Это завещание ап. Павла проходит через все века.
Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.
Таким образом, главной пастырской заботой в деле душепопечения о больном человеке всегда было нахождение корней болезни человека в его духовной сфере и врачевание этой сферы духовными средствами.

И, в-третьих, церковное душепопечение основывается на историческом опыте социального служения душевнобольным самой Церкви.
В  период после гонения на Церковь, начиная с IV века, стали появляться благотворительные учреждения и монастыри. Они стали первыми обителями врачевания. Например, всем известна широкая благотворительная деятельность св. Василия Великого (379г.), в то время, когда он был епископом Кесарии. Им была открыта и врачебница для душевнобольных, которая называлась Василиадою. Также и другие епископы организовывали в своих епархиях в разное время подобные врачебницы.

Пришедшие из Греции в России первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своем Уставе(996г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

В этот период пастырского душепопечения господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических нарушений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или последствия первородного греха. Надо сказать, что даже в этот период у опытных духовников наблюдался дифференцированный подход к психическим больным. Их пастырский опыт позволял разграничивать патологические состояния людей, возникшие под воздействием демонских искушений, и переживания, явившиеся результатом болезненных природных процессов в психофизическом организме. Так, преподобный Иоанн Лествичник (VII в.) описывает признаки, по которым советует отличать «духовное прельщение» (духовное заблуждение) от душевных расстройств, развившихся «от естества».

С конца XVIII века в России стал происходить процесс секуляризации культуры и науки. В это же время от церкви начала отделяться и психиатрия, которая прошла период становления на основе рационалистических теорий. Человек и его душевные болезни стали областью исследования психиатрии как науки. Пастырское попечение о таких больных оказалось, как бы и не нужным. Известные профессора, особенно за рубежом, высказывали свое отрицательное отношение к религии. Всякий немедицинский путь в постановке диагноза и лечение душевнобольных отвергался и порицался.

В начале XX века в психологии и психиатрии возникла необходимость целостного рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. В это время всем здравомыслящим психологам и психиатрам становится ясно, что все психиатрические рационалистические концепции и психологические обобщения не адекватны для объяснения религиозных переживаний. Ученые медики стали приходить к убеждению, что религиозный человек, его поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном строе личности, который включает не только психофизиологическое, но и духовное бытие. Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал, что «каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство». Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда Абсолютного, Вечного и Безусловного, искание Высшего Смысла. На западе «Сократом современности» Шелером издается в 1921 году «Существенная феноменология религии”, где делается попытка по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и дать анализ этих особенностей.

Такое развитие психиатрии, учитывавшей религиозные чувства и духовное бытие человека, было остановлено в России после октябрьского переворота 1917 года. Краеугольным камнем всякой науки, включая и психиатрию, стал воинствующий атеизм. Личность стала рассматриваться с психофизиологических точек зрения. Духовное понимание всякой болезни стало ненаучным и поэтому недопустимым. В Европе в XX веке психиатрия продолжала развиваться в основном на рационалистических идеях.

В последние годы по милости Божией в нашей стране стали вновь наводиться мосты между Церковью и психиатрией, которые освободились от тяжелого гнета тоталитарного атеистического государства. Стали проводиться научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. В декабре 1995 года в Москве состоялся первый семинар по пастырской медицине с приглашением психиатров. В 1997 году в Свято-Даниловом монастыре проходил пастырский семинар, посвященный этой теме. В психиатрических клиниках и интернатах стали открываться домовые храмы. Больные и врачи получили возможность духовно окормляться у православных пастырей.
В связи с появившейся уникальной возможностью совместного попечения о больных людях, как со стороны священства, так и со стороны врачей-психиатров перед нами встает ряд серьезных задач. Одна из основных задач, стоящих перед пастырем и врачом-психиатром, это анализ всех сфер личности, всех слоев бытия человека в целом. И надо сказать, что в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня – это веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни, как на этапе диагноза, так и на этапе лечения.
Как пишет профессор Д.Е.Мелихов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни»: «Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т.е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовнику. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции. Как правильно отмечено в Настольной книге священнослужителя (т.8): «Этап установления духовного диагноза более ответственный, нежели определение наличия и вида психического заболевания. Сюда относится определение уровня духовного развития человека, выяснение глубоко скрытого в тайниках его души личного отношения к Богу и ко греху, способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного пастыря, который имеет особый дар, проявляющиеся либо как присущая ему духовная прозорливость, либо как результат обобщения духовного опыта Церкви. Апостол Павел называл его даром различения духов, перечисляя дары Святого духа: слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов (1 Кор 12:4-11).

При установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. В Священном Писании в Евангелии от Мф 8:28-34 описывается яркий случай исцеления больного в Гадаринской стране, который был одержан злыми духами. Бесоодержимость ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – злые духи знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Св. Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.

В практике пастырского душепопечения состояния бесоодержания имеют свои разграничения. Бесноватостью можно назвать состояние, когда человек теряет всякое самосознание. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых». Не потому ли в психиатрической лечебнице очень тяжелый «дух», что в ней есть такая категория больных, которая не переносит ничего церковного, будь то молитва, окропление Святой водой, запах ладана и т.д.

В социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) §11.5, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000г., указано, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

Болезнь души – это сокровенная тайна. Архиепископ Иннокентий Херсонский утверждал, что «на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу». Не оттого ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых. Для того чтобы можно было легче разграничивать, где случаи истинного психического заболевания, а где случаи психических расстройств, вызванных духовными причинами, священник и практикующий врач Сергей Филимонов в своей книге «Церковь, больница, больной» указывает на наиболее распространенные симптомы духовного заболевания у человека. В этой же книге отец Сергий как пастырь дает и советы духовно болящим людям, направляя их для излечения своих недугов в Лоно Святой Православной Церкви.

В своем повседневном служении пастырю приходится нередко встречаться и со случаями окормления психических больных. Эти случаи рассматривает такая богословская дисциплина как пастырская психиатрия. Архимандрит Киприан (Керн) пишет, «что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества». В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает проф. Д.Е. Мелюсов, «они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлениями здоровой личности, и тогда при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное, догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента».

При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь, психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере его выздоровления «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, духовной – напротив, возрастать. Выше описанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.

К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психического состояния болящих пасомых. Приведем ответ старца, насельника Свято-Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) психически больной женщине на ее вопрос обращаться ли ей к психиатру или нет. Старец ей написал: «обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание». В помощь священнику проф. Д.Е.Мелихов указывает в своих работах, какие психопатологические состояния могут быть поводом для обращения к медицинской компетенции.

С точки зрения пастырского душепопечения душевное заболевание, как и телесное, – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. По поводу того, как нужно пастырю вести дело окормления душевно больных хорошо пишет прот. Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние, это – крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь…»

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевно больные могут жить благодатною жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.

Выше шла речь о душепопечении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут иметь биологическую природу или быть связанными с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующихся в клинике как «пограничная патология (т.е. принципиально обратимая). К этой группе относятся неврозы, депрессивные состояния, психосоматозы, психопатии и др. Страдания этих людей, как считает московский врач-психиатр Авдеев Д.А., являются во многом следствием их личностно-характерологического склада, который определяется духовными причинами. Роль и ответственность пастыря в окормлении таких больных, очевидно, резко возрастает.

Становление психотерапии, которая и должна врачевать вышеперечисленные психические расстройства относят обычно на конец XIX века. Нельзя не отметить, что долгое время перед тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Как пишет известный врач-психотерапевт Невярович В.К. в своем труде «Терапия души»: «Психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру… В святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только не разумно, но и преступно»… В социальной концепции РПЦ в §11,5 говорится, что «нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и уничижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия».

«Психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано или поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя ее спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа», – считает Невярович В.К.

А вот как раскрывает смысл и суть психотерапевтического воздействия архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь делается акцент не на словесном, а духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха. «Поэтому лишено всякого смысла говорить о духовном врачевании, если нет любви в сердце врачевателя, цельной веры, божественного горения и праведности на устах, но более в делах и реальной жизни», – пишет Невярович В.К.

В наше время резко возросло число душевнобольных людей, что является исполнением святоотеческих пророчеств, и в особенности их много в церкви. Сегодня люди ожидают от священнослужителей психотерапевтической помощи, которая является одной из форм духовной помощи, частью пастырского душепопечения. Главный врач одного из психодиспансеров Ивановской области в беседе со священником воскликнул: «Слава Богу, что открылось так много храмов, а то бы мы захлебнулись в потоке больных!»

Такая пастырская помощь особенно актуальна тогда, когда больной закрыт для неверующего врача, не доверяет ему, считая, что неверующий не может иметь правильных представлений о том, что происходит в его православной душе.
Таким образом, священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя Феофана Затворника, который по праву считается Небесным Покровителем Пастырской Психологии как научно-богословского направления.

Роль пастыря в окормлении лиц с психическими расстройствами велика потому, что большинство психических расстройств, относящихся к области малой психиатрии – это болезни личности, возникающие, как правило, от игнорирования духовных потребностей, безбожия, духовной слепоты. Профессор Д.Е.Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. «Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Этому и должен, в первую очередь, научать пастырь своих пасомых.

Рассмотрим такое широко распространенное в наше время психическое расстройство как невроз. Как известно, невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или другими людьми, т. е. это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей. Другими словами, грех определяет духовную почву для возникновения невроза. И поэтому невроз является чутким нравственным барометром и связь его с духовной сферой человека очевидна. По этому поводу священник Александр Ельчанинов писал: «…Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а, именно, гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»

По мнению профессора Д.Е.Мелихова компетенция психотерапевта – это рассмотрение психотравмирующих факторов или дефектов воспитания, компетенция духовника – помощь в преодолении нравственных причин болезни, мобилизация сил на активное противостояние ей, и, главное, помощь в покаянном раскрытии души к Богу, исторжение из души самих корней болезни.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболеваний от экзистенциональных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного, он должен помочь ему найти путь к Богу. «В этом случае слово специалиста, – как пишет, исходя из врачебного опыта, Авдеев Д.А., будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!»

Конечно, как правильно указывает игумен Евмений, у православного врача не должно возникать соблазна, навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. («Вам поможет только исповедь и Св. Причастие! Пока вы не примете Святое Крещение, я не буду Вас лечить!» и т.п.) Это является нарушением врачебной этики. Человек должен сознательно прийти к Богу, Церкви, Таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством к достижению физического или психического здоровья.

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. «Доктор, как указывает врач Авдеев Д.А., иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство)». Также и священник не должен подменять собою врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

     Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что совместная работа пастырей Церкви и врачей-психиатров в деле поддержания и сохранения психического здоровья населения – это давно назревшая необходимость, уникальная возможность сегодняшнего дня, требование людей и веление времени. Общими усилиями, доверяя и помогая друг другу, пастыри и врачи должны спасти наш народ от таких страшных бед, как повальная алкоголизация и наркотизация, от наплыва тоталитарных сект, оккультных врачевателей и психотехник, от постоянно растущей невротизации и психической деградации, корнем которых является бездуховность, потеря истинных ценностей и смысла жизни.
Какой будет Россия завтра, зависит во многом от нас с вами, пастырей и врачей, от нашей веры и духовности. С каждого из нас спросится за каждый нами прожитый день, за каждого человека, который обратился к нам за помощью и советом.

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля