Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Лечебник, традиции, уроки прошлого

Круглый стол о традициях, лечебнике, уроках прошлого с профессором, лингвистом Исаченко Татьяной Александровной.

 
 

«О традициях, лечебнике, уроках прошлого»

10 июня 2018 года состоялась встреча за круглым столом руководителя Монастырского Оздоровительного Центра иеромонаха Моисея (Дроздова) с профессором, лингвистом Исаченко Татьяной Александровной

Тема беседы - «О традициях, лечебниках, уроках прошлого»

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

 Михаил Ломоносов

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о лечебниках, о тех традициях, которые мы хотим в какой-то степени усвоить и которые связывают нас с нашим прошлым. Татьяна Александровна Исаченко долгое время занимается лечебниками, как материалами не только библиографическими, но и имеющими ценность как для лингвистов, так и для всего нашего общества.

Несколько лет назад одна из конференций в Московской Духовной Академии была посвящена воссозданию святоотеческих традиций лечения и питания. Лечебники являлись самым первым сводом знаний по лечению, применимых не только у специалистов, но и в народной среде. Они были первым средством оказания помощи в самых сложных ситуациях.

Исаченко Татьяна Александровна

Интерес ко всему тому, чем богата земля, к тому, что произрастает на ней, существовал издавна. Все древнейшие тексты, включая Евхологий, содержат записи, касающиеся лечения, упоминания где используется какая травка. Евхологий (соединение Служебника с Требником) – это одна из древнейших богослужебных книг греческой церкви. Известны рукописи Псалтири, найденной на Синае; Псалтирь Дмитрия Алтарника, где также находятся записи, говорящие об интересе к травам.

Существовали и книги - Травники, которые Церковью осуждались, потому что их взгляд на лечение был несколько языческий.

Псалтирь Дмитрия Алтарника

В какой-то момент на Руси появился Лечебник, как новый тип книги. Это произошло в начале 16 века. Спустя век, к концу 17 века, этот большой Лечебник, переведенный с иноземных источников, переродился и стал совершенно русской книгой. Перед Вами книга «Прохладный Вертоград». Название ее напоминает нам о церковно-славянских кущах, представлениях о рае, Вертограде. «Прохладный Вертоград» представляет собой путь эволюции привозного Лечебника, то, как на него посмотрели русские люди.

«Книга, глаголемая Прохладный Вертоград»

Передо мной тогда была поставлена задача издать Лечебник инока Филагрия. Филагрий был келейником и казначеем последнего патриарха допетровской Руси Адриана. В его келейной библиотеке была небольшая рукопись, красиво оформленная и тщательно переписанная, снабженная красивым титульным листом. Мы переиздали эту книгу. Здесь написано: «Прохладный Вертоград - лечебник от многих мудрецов о различных врачевских вещех, ко здравию человеческому предстоящих».

В книге представлены в основном все огородные культуры, которые были доступны русскому человеку – репа, редька, лук, петрушка. Книгу сопровождали и выдержки из святых отцов: Никоновские книги, ответы святого Варсануфия Великого, изречения Никона Черногорца. Брат вопросил святого Варсануфия, пишет автор предисловия, должно ли заниматься врачеванием. И получил ответ. «Поскольку не достигнем совершенства, когда меняемся в процессе болезни, то лучше заняться лечением, а не болеть. Но надежда может быть лишь на исцеляющего Бога, ибо сказал:

«Я умерщвляю и Я оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32:39).

Читая или вопрошая о том, не забывай, что без Бога исцеления не бывает. Действуй во имя Господне. Врачебную же науку бери в подспорье, дабы не повредила она благочестию, а послужила опорой. Если со страхом Божиим будешь творить сие дело, тогда Господь оградит тебя молитвами святых. Аминь».

Вот такое предисловие, напутствие читателю предваряло книжечку, которая состояла из нескольких разделов. Часть разделов была посвящена дикорастущим растениям (конопля, мак) и тому, что взращивалось в огороде (белая горчица, черная горчица). Вторая часть книги была посвящена зверям диким и домовым (кровь быков, мясо волов, молоко коровье, мясо молодого ягненка, слезы оленьи, мозг козий, смешанный с медом). Есть и мифические, мифологические прописи.

Видя такие прописи, мы возвращаемся к истории появления их в Лечебнике. Источником нашего Лечебника был тот самый именитый Травник, который был когда-то привезен на Русь и переведен по заказу великого князя Василия Ивановича III. Так называемый «Благопрохладный Ветроград, здравию сотворение», знаменитая средневековая книга. Она была переведена немецким врачом, богословом, философом Николаем Бюловым (1460-1548), бывшим придворным лекарем Василия III. Книгу критиковал преподобный Максим Грек, потому что она представляла собой образец западной науки - включала труды по сотворению мира, полученные астрологические знания, все наследие античной натурфилософии. С некоторыми из них православное сознание мириться не могло. Этот огромный лечебник, который в дальнейшем стал известен, как Травник Ивана Грозного, включал 640 глав. Часть глав была посвящена каменьям (Иван Грозный интересовался самоцветами). Большая часть была посвящена растениям в основном средиземноморского ареала.

Из этого списка, русские врачи, уже работавшие в Аптекарском приказе в 13 веке, выбирали самое действенное, самое нужное, то, что им было знакомо. Алфавитный ряд, по которому выстроена система Травника, был основан на интересной средневековой системе. С 18 века ввели иную систему. Прежняя система несколько отличалась. В ней выстроены названия от А до Я. Первая статья посвящена Артемизии (полынь), а последняя Цитварии (Цитварь). Тот, кто не знаком с этой системой, не всегда их распознает. Бывают мужская и женская разновидность одного и того же растения. Названия растений не всегда совпадают с генетикой.

В книге приводится описание растений или продуктов животного происхождения. Называются основные продукты питания – хлеб, вода, молоко, мясо и перечисляются их целебные свойства. Приводятся назначения по прописям с головы до пят – сначала то, что полезно голове и постепенно спускаемся вниз. Сами указатели, которые существуют в этом Травнике (Здравнике) 16 века, также последовательно выстраивают все о человеке -  с головы до пят. Сначала идут представления о болезнях головы (насморк также отнесли к голове). Постепенно указатели спускаются к пяткам. Я публикую в конце книги перечень заболеваний. Прописи приводятся со ссылкой на те растения или продукты животного происхождения, которые присутствуют в Травнике.

Когда в 90х годах я заболела воспалением легких и не было возможности лечь в больницу, я нашла в этой книге указатель «Болячка на плече». Приводилась ссылка на очень многие способы исцеления. Современному человеку они могут показаться примитивными, потому что существуют антибиотики, но у меня другого способа не было. В больницу в тот период я лечь не могла. Из тех средств, которые мне были доступны, я увидела иссоп. Он у меня произрастал. Стала заваривать иссоп и пить. У меня все прошло. Потом я прочитала, что иссоп – это сильный антисептик, который великолепно действует.

Иссоп лекарственный

Есть мой личный практический опыт, который говорит о том, что при всей простоте этих прописей они очень действенны и в критических ситуациях, когда у нас могут не оказаться под рукой лекарства или они противопоказаны, мы можем найти в этой книге что-то очень полезное и действенное для себя.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Готовясь к встрече, я тоже размышлял о том, чем могут быть полезны те знания, которые существовали в народе и о которых мы читаем в лечебниках, травниках и других источниках. Есть очень много рецептов, которые с точки зрения современной медицины могут казаться примитивными, но вместе с тем они очень действенны. Вспомнил один рецепт, который помогает мне на протяжении долгого времени. Если вы обожглись, например, кипятком, нужно сразу же помазать это место хозяйственным мылом. Боль проходит и не остается следов. Казалось бы, очень простое примитивное средство, но оно эффективно работает. Гораздо более эффективно, чем крем или спрей Пантенол.

хозяйственное мыло

Готовясь к сегодняшней встрече, мы поработали в архивах. Некоторые из братии монастыря трудятся в архивах. Один из них, игумен Николай, работает со старыми изданиями, пытается их сохранить для нас, создавая  электронные версии и помещая в электронный фонд. Это огромная работа. Она дает возможность воспользоваться теми старинными книгами, рукописями, письмами, которые давно уже были бы утеряны в силу их древности. Многие из них удается сохранить.

Мы проработали тот список, который нам предоставил игумен Николай. Хотел бы представить статью, которая относится к лечебникам 17 века. Об этом лечебнике пишет врач Николай Блинов. «Памятная книжка Вятской губернии» календарь на 1911 год.

 

«Вероятно еще долгое время будет существовать две медицины – научная и народная. Первая постепенно побеждает вторую, но и она крепка. Народные средства лечения представляют интерес не только с этнографической стороны, но и в смысле знакомства со способами примитивной помощи в случае болезни при отсутствии врача. Для нас также любопытна сама жизнь наших предков более чем за два столетия (сейчас уже более) при отсутствии научных знаний о природе и человеке. При несчастье, болезни почти темные люди придавали важное значение обрядности лечения, суеверным действиям и словам, но уже тогда имелся некоторый запас опытно полученных наблюдений над свойствами трав и других веществ. Любознательные люди записывали на память полезные советы, потом создавались сборники рецептов и получались лечебники, конечно рукописные, которые передавались от одного поколения другому».

Анализируя этот лечебник 17 века, автор статьи пишет о его лингвистических особенностях. О древности этого лечебника говорит, например, отсутствие арабских цифр.

Когда мы анализировали лечебники, обратили внимание, что приводятся меры веса и измерения жидкости, которые отсутствуют в нашем современном обиходе. В частности, золотник. Золотник – это мера веса, равная 4,27 грамма. Существует выражение «Мал золотник, да дорог». Название «золотник», вероятно, происходит от золотой монеты золотник, имевшей хождение в Киевской Руси и позднее. Золотник («златник») представлял собой маленькую золотую монету. Далее мы встречаем меру «унция» (30 мл), «драхма» (от 4 до 7 граммов) и другие.

Автор анализирует книгу и пишет о том, что этот лечебник передавался из поколения в поколение. Если прочитать рекомендации, которые также выстроены в алфавитном порядке, видишь то положительное качество, которое отсутствует у современной медицины. Каждое действие сопровождалось молитвами. Человек правильно выстраивал систему помощи. Не просто помогает какое-то лекарство или трава, а они являются тем средством, через которое Господь подает исцеление. Этим отличается монастырская медицина от современной классической медицины, которая говорит о том, что все заболевания связаны только с нарушением работы клеток, органов, систем. Стоит только поправить эту систему или ввести нужное биохимическое вещество и тут же можно все поправить. На самом деле этого не происходит. Казалось бы, медицина сегодня занимает высочайшую позицию, диагностика ведется на уровне волновых процессов, тем не менее болезней все больше и больше. В нашем православном понимании болезнь связана в первую очередь с грехом. Конечно, есть и другие причины, но основная причина – это грех человека или поколения.

В лечебнике говорится о вербе (зачитывается выдержка). Верба именуется всем травам мати. Мать пчелиная. Кого мучает падучая болезнь, бес настоем вербы умываются, пьют, приговаривая молитву «Отче наш» трижды. Кто не умеет, читай «Господи, помилуй» четыре десятка раз. Кто это делает, здравие получает. Читай Псалом 50 «Помилуй мя, Боже» весь до конца. Кто не умеет, читай 100 раз «Господи, помилуй». «Сохрани мя, Господи! Помилуй мя ради Святого имени Твоего».

В этом Лечебнике присутствуют некоторые суеверные действия – обернуть что-то тряпочкой, взять корень растения тремя пальцами какой-то руки.

Хотел бы поделиться нашей находкой. Мне очень понравилась статья Катковой Н.С. «Лечебник последней трети 17 века». Лечебник относится к нашей обители, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Автор анализирует Лечебник и начинает свою статью так:

«Среди источников, к которым редко обращаются историки русского языка, можно было бы назвать и лечебники. Невнимание к ним – явление традиционное. После длительного перерыва опубликован только один лечебник. Старые издания лечебников давно стали библиографической редкостью. В отделе рукописей Института русского языка АН СССР хранится лечебник конца 17 века (Архив Киреевских). Написан он на оборотах разного рода деловых бумаг, относящихся к делопроизводству Троице-Сергиева монастыря, и на оборотах грамоток».

Автор пишет, что датировка лечебника 1665 год. «Статьи этого лечебника были прежде всего практическим руководством к лечению всякого рода заболеваний. Предназначались они лекарю, связанному с воинской службой. Об этом говорит обилие рецептов мазей от ран и подробное описание тех болезней, которые встречаются в нашем регионе. Статьи лечебника оказались среди документов Троице-Сергиевой Лавры, где еще в 14 веке была устроена больница, которая широко использовалась для лечения больных и раненых».

«Можно предположить и наличие в монастыре такой медицинской литературы, которой составители лечебных статей могли пользоваться для справок. От многих книг-лечебников 17 века данную рукопись отличает отсутствие молитв и заговоров, а также сакраментальных фраз, хотя в некоторых статьях прослеживаются черты суеверий, мистики, которыми полно средневековье. Так утомленному от бессонницы советовали класть на голову траву «с пустой хоромины». Некоторые названия лечебных средств нуждаются в расшифровке. Так, при одном из заболеваний рекомендуется истолченное вяхирево гнездо. Вяхерь, вяхирь - это голубь вятютень (Даль. Слов). Следовательно, вяхирево гнездо – это гнездо большого лесного голубя.

Вяхирь

На самом же деле, речь идет об омеле, растении, другие названия которой вихорево гнездо, птичий клей, дубовые ягодки (Даль.Слов).

Омела. Кустарник – паразит

В другом лечебнике написано: «Омелу пити з вином и уздоровливает утробу гниющую и морит робаки, которые гризут у бруху».

В лексике лечебника в основном представлена народная речь, например, такие ее примеры: суровое полотно, вольная печь, кручинное сердце, час битый, невеликий жарок».

Подробно описываются местные травы, например, лютик.

Лютик

«Трава лютик растет по болоту»

«Цвет желт, лист невелик, а головку, что проскурки»

«Один из виднейших исследователей народной медицины Н.А. Богоявленский писал о составителях лечебников: «Русские переписчики, правщики всегда стремились подчеркнуть русское начало, русские национальные традиции. Так поступают и переписчики публикуемого лечебника. В некоторых словосочетаниях и словах отражаются реалии специфически русские: сбитень, квас, кислые шти, хлеб, кашничек, берестеная скалка, нижний полок, поддавати на каменицу».

Когда читаешь, удивляешься, какие были раньше методы лечения. В качестве примера прочитаю, как лечили тяжелые гнойные раны. Был использован метод прижигания. Для того, чтобы больному что-то прижечь, нужно было больного привязать к скамье (чтобы не убежал) и иметь большой ковшик с холодной водой. До появления наркоза или, когда его не оказывалось под рукой, больному давали выпить какое-то количество водки или спирта. Это средство применяли и в годы войны.

Хотел бы показать еще один Лечебник – книгу, которая является перепечаткой с древнего лечебника. Была выпущена издательством «Русский вестник» в 2015 году – «О продолжении человеческой жизни или домашний лечебник», «заключающий в себе средства, как достигать здоровой, веселой и глубокой старости, предохранять здоровье надежнейшими средствами и пользовать болезни всякого рода с показанием причин и лекарств, почти повсюду перед глазами нашими находящихся, составленный из лучших отечественных и иностранных писателей князем Парфением Николаевичем Енгалычевым».

В Императорской России этот Лечебник был очень популярен и выдержал семь изданий. Данная книга подготовлена с шестого издания, выпущенного в 1848 году в Санкт Петербурге.

В книге можно найти очень много полезного. В качестве примера мне бы хотелось зачитать те рекомендации, которые являются незыблемыми в наши дни. Например, как достигать здоровой старости и долгоденствия.

 1. Убегай всякой чрезмерности или излишества.

 2.Пользуйся здоровым воздухом.

3. Делай много телодвижений.

4. Замечай, какая пища для тебя полезна.

5. Соразмеряй пищу по своим трудам и силам.

6. Убегай лекарей-шарлатанов и употребления лекарств для предосторожности (прим. Пить лекарства, чтобы не заболеть).

7. Жизнь простая, трезвая.

8. Умеренный труд.

9. Страсти тихие.

10.Жилище на здоровом месте.

11. Одежда, приличная времени года.

Вот самые важнейшие условия для сохранения здоровья. Пресечение страстей ведет к долгоденствию, а мирские наслаждения быстро продвигают нас ко гробу».

Приводится цитата из Гиппократа: «Жизнь воздержанная и упражнения тела поддерживают здоровье. Посредством этих двух средств можно восстановить и поправить его, если оно не совсем расстроено. Первое правило для сохранения здоровья – это удаляться от таких мест, где воздух густ, влажность высока, где ветры бывают сильные. Купаться ежедневно в холодной воде или обтираться льдом. Выходить на чистый воздух каждый день, какая бы ни была погода. Не ешьте, если вы не голодны, и не пейте, не чувствуя жажды. Не делать никакого излишества ни в том, ни в другом. Воздерживаться от многоразличных кушаний за одним обедом. Всегда вставать из-за стола, не наевшись досыта. Не есть никогда вечером или иметь весьма легкий ужин. Поститься, дабы дать покой органам своим. Никогда не пить ни до обеда, ни после полуночи. Ложиться спать не поздно и вставать рано. Долго спать вредно. Никогда не спать после обеда, а кто не может воздержаться, то по крайней мере уснуть сидя и то не больше получаса. Не сокрушаться печалью, ибо тесный союз между телом говорит о том, что она не может не страдать без того, чтобы не встревожить одно другого. Трудись, упражняйся, более ходи пешком. Будь умерен в пище и питии. Имей простое и кушанье, и питие, чистую воду, свежий воздух, воздержание от всякого излишества. Избегай всех прихотей. Будь терпелив и постоянен в несчастных случаях, в страданиях, которые нельзя избежать. Преодолевай нападающие страсти, как то, гнев, досаду, мщение, злость».

Как-то в Кремле и нам рассказывали, что раньше люди спали полусидя, откинувшись на стопку подушек, образуя угол в 45 градусов. Кровати поэтому были короткими. Этого было достаточно, чтобы высыпаться.

Старинная кровать

Заканчивается статья в этом большом издании такими словами: «Если бы мы умели предаваться с мужеством и твердостью на волю Божию, были бы всегда готовы к смерти, ведя непорочную жизнь, сколько это возможно из-за нашего несовершенства и предрассудков людей, тогда ничто не мешало бы благоденствию человеческому, и жизнь наша протекала бы в благословениях и трудах для пользы ближних наших».

Насколько все, о чем мы читаем, пронизано пониманием того, что человек – это творение! Очень много зависит от того, как человек живет, как он относится к Богу, к своей душе.

Исаченко Татьяна Александровна

Приложения к нашим лечебникам включали и статьи. Например, Наука Моисея египетского царю Александру Македонскому. Это, конечно, апокрифический текст, но по содержанию он очень сходен с тем, что Вы зачитывали. Здесь присутствует арабская мудрость. Путь нашего лечебника непростой – Греция, Сирия, Арабские страны, Египет, Испания, Западная Европа, Русь. Лечебник вобрал изречения многих мудрецов. Моисей египтянин пишет Александру – царю Македонскому:

«Александр, дам я тебе советы и, если исполнишь их – не нужны тебе будут врачи, разве что в крайнем случае, потому что не должен лекарю излагать свои горести царь. Как только с постели поднимешься, походи немного и разомни члены свои. Да, голову вымыв водою, расчешись гребешком, ибо разминка укрепляет живот, расчесывание – из головы изгоняет воздух, идущий во сне из желудка. После того окатись водою холодной, и тем укрепится живот и сохранится желудок и внутреннее тепло, и породит в тебе нужные желания. Затем облекись в одежды, и чистые, и нарядные, отчего улучшится зрение и усилится душевная сила.

Потом свои зубы почисть древесной корой, подогретой и жесткой, и горькой для языка. Протри хорошенько: это и зубы вычистит, и губы развяжет, и язык направит, речь пробудит, склонность к необходимому».

Таких рекомендаций очень много. Зачитывать их все сейчас нет возможности. Я сейчас изучаю царские дневники, в частности великой княжны Анастасии. В собрании дворцовых библиотек обнаружен альбом. Считалось, что девушки уничтожили все свои дневники в 1917 году. Но сохранился необычный календарный альбом с записями на каждый день. Пропечатаны стихи – лучшая русская поэзия. Есть автографы – практически все окружение царской семьи. В альбоме 450 страниц. Девушкам было предписано, учили их этому смолоду, что утром нужно принимать прохладную ванну, а вечером – теплую. При тех стесненных обстоятельствах, которые они переживали в 1918 году в заточении в Царскосельском Дворце и в Тобольске, они все равно продолжали следовать этим предписаниям. Государь Император Николай Александрович не мог жить без активных движений. Есть фотографии, на которых представлено, как он рубит дрова. Чернь над ним посмеивалась, а он давал себе этот минимум движений, без которых он не мог существовать.

Царская семья. Царь Николай II с наследником в ссылке пилят дрова

Обращение к нашим историческим источникам с определенной, конечно, корректировкой всегда полезно. Везде мы можем найти что-то очень ценное для нашего здоровья.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

У нас сегодня была первая такая беседа. Тема очень интересная. Имеет смысл и дальше эту тему развивать с тем, чтобы найти те хорошие практические рекомендации, которыми мы можем воспользоваться. Когда мы начинали работу в нашем центре в 2014 году, перед нами встал вопрос, как помогать людям в плане рекомендаций по здоровью в том числе и на телесном, уровне, как одном из этапов. Мы проработали хорошие рецепты, сборы трав. Во многих странах комбинации трав патентуются. Проработали рецепты, которые нам подарили ведущие травники, с которыми мы были знакомы. Они стали производить эти сборы на своих предприятиях.

Этими сборами мы пользуемся, как кирпичиками, давая их в помощь людям для того, чтобы дополнить с согласия врача, который их ведет, те лечебные назначения, которыми человек руководствуется.

Люди, которые обращаются за помощью в наш центр, уже знают свои диагнозы. Мы видим, что сборы реально работают. Существуют такие выражения: «Здоровый человек – это плохи обследованный больной», «Нужно, чтобы ваша пища стала вашим лекарством. Иначе лекарство станет вашей пищей». У каждого из нас есть свои заболевания, немощи. Когда человек начинает целенаправленно применять эти сборы для коррекции нашего здоровья, это также является очень полезным.

В нашей обители перед обедом мы завариваем травы для нашей братии. Делаем мы это по системному принципу. Знаем, что он эффективен. Например, в течение двух недель мы помогаем нашим почкам, следующие две недели – печени, далее щитовидной железе. Братия, сотрудники, которые пользуются этими сборами, ощущают и получают пользу.

Появилось много удобных травяных форм. Это таблетки, которые можно заварить кипятком в термосе, чашке и через десять минут выпить. Есть даже сборы в гранулированной форме, которые можно просто проглотить. Это тот набор трав, который должен быть в каждой семье.

Раньше в каждой семье существовала аптечка. Она была очень грамотно составлена. Включала она и гомеопатические средства. Содержимое аптечки человек мог применить в случае простуды, порезов, других заболеваний.

Знания мы черпаем в том числе и из лечебников. Информация, найденная в лечебниках, может оказаться полезной и интересной для тех, кто будет этими знаниями пользоваться.

Исаченко Татьяна Александровна

Заболевания, например, суставов сейчас очень современны. В лечебниках они назывались вертлужья болезнь, вертлуг. Ничего не мешает нам заглянуть в старинные лечебники и, возможно, найти для себя подходящие средства. В старину привязывали к суставу корень лопуха. Это помогает. Заваривали и пили хвощ.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Это очень интересная тема. Мы видим, говорим о достижениях современной медицины. Тем не менее наш организм отличает природные вещества от химических. Организм воспринимает природные вещества, как те, которыми он может воспользоваться для своих надобностей. Химические вещества организм часто воспринимает, как агрессивные для себя. Мы наблюдаем большой спектр аллергических реакций, вплоть до самых тяжелых, при использовании, казалось бы, простых средств, например, витаминов.

Витамины в таблетках направлены на поправку нашего здоровья, но они и опасны своими осложнениями. Когда мы берем таблетку, читаем в инструкции не только о прямом ее назначении, но и о большом количестве побочных эффектов и противопоказаний. Наша задача научиться пользоваться в том числе и теми средствами, которые дают нам лечебники и травники. Как врачу офтальмологу, мне было интересно, например, читать, что раньше закапывали глазные капли с помощью булавок. Не было еще пипеток. Пускали капельку по булавке и с булавки закапывали себе в глаз. Этим методом можно, наверно, воспользоваться и в наше время.

В заключение, хотел бы порекомендовать всем книгу, которую мы долго ждали – «Искусство: язык Бога. От античности до авангарда». Автор книги художник искусствовед Ратнер Л.Н.

«Книга художника Лилии Ратнер - не учебник по истории живописи. Это - яркий, глубокий и эмоциональный взгляд на все мировое изобразительное искусство от античности до ХХ века. Для автора искусство - это язык, на котором Бог разговаривает с человеком. Может ли художник слышать и передавать эти Слова? Как их распознать даже в тех произведениях, которые кажутся бесконечно далекими от Бога? Как личная судьба художника связана с его даром? Автор предлагает читателю посмотреть на искусство с этого ракурса». Допущено к распространению Издательским Советом РПЦ.


 

Благодарим наших гостей, зрителей, слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

 

«Если я неразумен и не сохранил того, чему научился, то пусть другой, научась, сохранит. Если слово мертво во мне, то да не будет оно мертвым и да не останется бесплодным в вас»

Святой Ефрем Сирин

Что почитать:

  1. Священные Писания
  2. «Книга, глаголемая Прохладный Вертоград», Николай Бюлев, серия: Российская государственная библиотека, 1995
  3. «О продолжении человеческой жизни или домашний лечебник», издательство «Русский вестник», 2015
  4.  «Искусство: язык Бога. От античности до авангарда» Ратнер Л.Н., серия «Бог и искусство», издательство «Никея» 2018

 

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля