Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

О Боге, вере и Церкви

15 декабря 2015 в Сергиево-Посадском Управлении социальной защиты населения состоялась встреча руководителя Монастырского оздоровительного Центра иеромонаха Моисея с отдыхающими отделения дневного пребывания Комплексного Центра социального обслуживания населения.

 

Отец Моисей побеседовал с участниками встречи о Боге, вере и Церкви, затронув вопросы, касающиеся влияния духовной жизни человека на его здоровье и общее физическое состояние. Рассказал он также и о традиционных методах фитотерапии, которые широко и с успехом практикуются Монастырским оздоровительным Центром, дал общие рекомендации по приему тех или иных травяных лекарственных сборов, ответил на вопросы слушателей. Предлагаем вашему вниманию видео-запись этой встречи:

 

 

…не просто сразу рассказывать, а помолиться, попросить Господа вразумления, слов нужных:

– Царю Небесный… (молитва)

Господи благослови!

Мы сегодня собрались для знакомства, поговорить с вами о том, что для нас важно. А для нас важно что? Вот человек называется homo sapiens – человек разумный. Разум предполагает некий смысл его существования. Вот спрашивают: а для чего человек живет? Говорят: дом построить, дерево посадить там, сына родить… Это не основная задача. Можно и дочь родить, не дерево, а куст посадить, а куст, допустим, сгорит…  Люди воспринимают свою жизнь часто как некие задачи, которые перед ними ставят для того, чтобы они их решили и успокоились от своих дел. Человек деятельный, он активно занимается разными делами: кормит семью, достигает <…> высот, делает добрые дела, общается, живет такой полнокровной жизнью, а потом этот этап проходит. И вроде бы уже всё сделано, что наметили. Дети куда-то разлетелись по разным весям, на работе уже как бы не нужен – на пенсию отправили. Ради чего человек дальше живет? Говорят: мы живем для того, чтобы уже, в общем-то, доживать. За внуками смотреть, на даче дерево поливать, консервировать, шить-вязать, телевизор смотреть… и всё. Для человека этот этап его жизни становиться таким как бы второстепенным. Он уже понимает, что он всё сделал и ожидает, когда он этот бренный мир покинет.

Может, было бы все намного проще, если бы этот период не был связан с болезнями. Как правило, приходят болезни, недуги. Человек не знает, как к этому правильно относиться, хочет быть здоровым, естественно, но у него ничего не получается. В итоге все равно наступает выраженная старость. Человек уже в тягость даже своим ближним. Вот когда человек живет в такой ситуации, то ему тяжело. Тяжело, потому что на самом деле он не понял, для чего он живет, как и раньше. Ему казалось, что он живет, для того, что бы что-то сделать. А самая главная цель человека, начиная от младенчества, заканчивая уже преклонными годами, – это что? Это его вечная жизнь. Мы здесь, как космонавты готовятся к полету в космос, готовимся к вечной жизни.

Вечная жизнь начинается не там где-то после смерти. Она начинается здесь. Хорошо, конечно, когда человек провел свою жизнь, как святые отцы проводили, как Святая Русь проводила: в понимании Бога, ближних, в понимании заповедей, нравственного закона, который есть в каждом человеке. Тогда у него жизнь не просто осмыслена, а наполнена присутствием Божиим. Это присутствие человека согревает. «Блаженны верующие, тепло им на свете» (c).

Когда человек вступает в период старости, для него это самый важный период его жизни. Господь так промышляет о человеке, что дает ему возможность потихонечку отключаться от этого внешнего мира, который его манит, увлекает, не дает ему задуматься о себе самом. У человека становиться хуже зрение, слух, движение, он уже не помнит, иногда бывает, не узнает, всё забывает… Для чего? Для того чтобы он устранился, по возможности, от этого внешнего мира, чтобы открыл свои внутренние очи.

Очень хорошо, когда человек приходит к этому этапу уже осмысленно: он уже знает закон Божий, он уже знает Евангельскую историю, о святых, о Божией Матери. Для него это не просто знание, а конкретные живые люди, святые, к которым можно обратиться за помощью. У него есть опыт жизни, который связан с чудесами, участием Божиим в его жизни. Такой человек, когда приходит в период старости, для него старость является самым любимым периодом. Смотришь и сравниваешь, порой, людей, которые живут с Богом, и людей, живущих без Бога. Это две большие разницы. Когда человек с Богом, он радостен, мирен, немощи переносит спокойно, сохраняет ясность ума до конца жизни. И наоборот, когда человек без Бога, это одно, как мы говорим, недоразумение, одна скорбь: человек раздражителен, плаксив, обидчив, в нем все страсти повылезли, которые он впитывал всю жизнь. Эти страсти мешают ему справляться с болезнями. Душа мятется, естественно, т.к. при жизни она не знала Бога, то скорбит и эта скорбь отзывается во всем человеке депрессией, унылостью, некоторые уходят в тяжелые пороки – пьянство и т.д. Телевизор также, это тяжкий порок… с утра до вечера смотрят телевизор, сериал 128 серий. Смотрят и смотрят, живут чужой жизнью, непонятно для чего.

Сделать жизнь осмысленной – это задача этого периода. Это самый важный период, когда человек максимально может исправить те ошибки и те пробелы в своей жизни, которые он допустил. Вот есть 2 позиции. Первая: когда человеку преклонного возраста говоришь о Боге, о вере, о Церкви, он отвечает: «Нас этому не научили, мы жили в такое время, Советская власть этого не разрешала, а теперь нам не хочется, нам некогда, мы не воспитаны… мы уж будем как-нибудь так». Это самая худшая позиция. Другая позиция, когда человек говорит: «Да, нас не научили, мы оторванное поколение, но мы БУДЕМ учиться».  Храмы открыты, книжечки есть, молитвословы есть, кассеты есть, можно фильмы смотреть православные, можно с верующими людьми общаться. Можно уже сейчас попытаться на молитву становиться и пред Господом каяться в своей жизни. Можно уже сейчас свою жизнь осмыслить, написать генеральную исповедь, начиная с 7-летнего возраста, где мы все свои грехи на основе заповедей обозначиваем  в письме и пред Богом принесем покаяние.

Когда душа выходить из тела, она идет по страшным ступеням мытарств. Если бы человек это видел, как душе тяжело в это время, какие крики раздаются, огонь везде, смрад, то одного этого зрелища хватило бы ему для того, чтобы потом, если он вернется в эту жизнь, только на коленях стоять и каяться: «Господи, прости! Господи, не допусти мне погибнуть на этих ступеньках!». А те, кто эти ступени не проходят, они в ад ввергаются. И это не просто какая-то сказка, это реально существующие вещи. Если мы будем смотреть этот телевизор наш, то мы с вами посмотрит филь Галины Царевой о современном понимании смерти, интервью с теми людьми, которые возвратились после клинической смерти и рассказывают, что они там видели – это всё реальная ситуация. Говорят, «нас Господь помилует». А если не  помилует?! Потому что Господь, с одной стороны, милующий, а с другой стороны, Он Судия. Есть такая икона на Синае, Синайский образ Спасителя. Господь держит в одной руке Евангелие, другой – благословляет. И вот лицо Его, со стороны Евангелия, очень строгое, а где благословляет – очень доброе лицо. Господь будет судить людей, но Он будет судить по делам (дела сами будут людей обличать) и, вместе с тем, Он будет милосерд и к тем, кто милосердие в своей жизни оказал. Когда ученики Господни приходили к Нему и говорили: «Научи нас молиться». Господь им дает молитву «Отче Наш». Кто знает молитву «Отче Наш», поднимите руку? Все знают? Очень хорошо! А то бывает, люди не знают даже этой молитвы.

Так вот последние слова этой молитвы: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». Т.е. Господь ставит свой суд в зависимость от того, как мы ведем себя по отношению к своим ближним. Если мы милосердны, то господь к нам милосерд. Если мы молились о помиловании, Господь нас помилует. А если мы ничего не делали, мы всех судили-рядили, ко всем были жестоки, то тогда для нас сложно что-то ожидать. Если мы всех осуждали, судачили. Вот показывают бабушек, сидят целый день на завалинке и обо всех судачат. Целый день своими языками все грехи чужие себе на шею навязывают. Понятно, куда потом попадают эти бабушки.  В Писании сказано, что язык – это орган, который связан с адом, сказано так: «…воспоминается от геены». Язык укротить никто не может. Но надо попробовать.

 Сегодня нашу беседу продолжить мне хочется… Я вчера с большим интересом читал книжечку, которая называется «Осень нашей жизни». Её написала замечательная женщина с очень хорошей фамилией Раиса Богомолова. Всем настоятельно рекомендую эту книжечку взять, почитать. Я немножко вам из этой книжки зачитаю:

«Сегодня люди преклонного возраста составляют примерно треть населения страны. По свидетельству ученых Российской Академии медицинских наук в нашей стране более половины жителей подвержено преждевременному старению».  Почему? Потому что живут непонятно как: не молятся, вредные привычки, телевизор смотрят без конца, компьютеры еще появились… «Уповая на Господа, имея твердую веру в милость и любовь Божию, а также обладая определенными знаниями о здоровом образе жизни, народных методах лечения, человек может прожить свои последние годы так, чтобы болезни особенно не докучали. Главное – со светлой надеждой на Царствие Небесное. В настоящей книге старость рассматривается не как доживание и немощь, а как закономерный этап человеческой жизни, как состояние духовного роста. Здесь приводятся поучения святых отцов, научные данные о старении организма и народный опыт лечения некоторых болезней в старости». Как говорит Антоний Сурожский… (Многие из вас знают это имя, слышали его проповеди…не слышали? Надо обязательно!  И читать, и… Люди говорят: «нам некогда». Можно принести магнитофон, и туда поставить кассету. Или в наушниках. Вы что-то делаете – посуду, допустим моете, убираете – и не просто думаете о том - о сём, а у вас звучат слова митрополита Антония и других, которые учат вас, как надо было жить и как можно ещё пожить, для того чтобы жизнь была со смыслом и правильная). Так вот, как говорит Антоний Сурожский… Кстати, он тоже был врач замечательный. Потом он стал митрополитом Сурожской епархии. Сурож – это в Англии. И если вспоминать его жизнь, когда он был молодым человеком, он поставил вопрос: есть ли Бог или нет? Потому что когда человек верит в Бога, есть некие ограничения, которые он должен принимать согласно вере – заповеди, которые ограничивают человека в его греховных желаниях. Конечно, в молодости не хочется себя ограничивать, поэтому Антоний решил прочитать самое короткое Евангелие от Марка, которое было написано для язычников, и сказать, что это Евангелие написали люди, тут ничего божественного нет, и жить без Бога. Как говорил Достоевский, если Бога нет, то всё позволено. И он пришёл в комнату, закрыл дверь, сел за стол, открыл Евангелие и тут он почувствовал, что Кто-то сел напротив него… Для него вдруг всё стало ясно: не просто кто-то сел, а Кто-то очень добрый и сильный. И он с тех пор стал очень глубоко верующим человеком, у него замечательные проповеди, которые человека согревают и воспламеняют у него ревность о служении Богу. Поэтому всем советую его читать. И вот тут как раз приводятся его слова.

Вот один из святых нашего времени иеромонах Серафим (Роуз) говорил, что «…в наше время худшие люди погружаются в греховную круговерть, а лучшие теряют смысл, из-за отсутствия духовности».

Один из наших ведущих проповедников говорил, что «в душе – пустота, а вне – суета».

Еще древнегреческий философ Диоген на жалобу о том, что жить плохо, сказал: «Не жить плохо, а плохо жить – плохо».

А игумен Иоанн Алексеев, известный проповедник высокой духовной жизни говорил: «От невнимательной нашей жизни не за собой следим, а за другими. И от других требуем исправления, а сами остаемся неисправленными»

И есть замечательный проповедник святитель Николай Сербский. Одно из его произведений называется «Мысли о добре и зле»: «Смотри, не поддавайся иллюзии, которую принято называть борьбой за жизнь. Эти слова имеют смысл, только если они означают борьбу за Бога, иначе они бессмысленны».

У нас христиан есть уверенность в жизни будущего века, о которой святитель Иоанн Златоуст писал: «Нас ожидает иной мир, где будет всё иное. Все блага, какими человек наслаждается в этом мире – только малая капля из неисчерпаемого источника радости, вкушаемой блаженными на Небеси. Между славой настоящего и будущего века такое же различие, как между сновидением и действительностью».

Известный проповедник нашего времени говорит о том, что «вера – это стояние человека перед живым Богом». Это очень важный момент. Т.е. часто люди воспринимают Бога, как нечто такое, что далеко где-то на небе находится. Изображают иногда Господа в виде такого седого старика, старца, который сидит на облаке. На самом деле мы понимаем, что это всё условно. Господь находиться, самое главное, в каждом из нас. Когда Господь творил человека, то Он в него вдунул дыхание жизни. Это «дыхание жизни» – это Божественное присутствие в каждом человеке. Т.е. Господь вкладывает в каждого человека тот нравственный закон, который человек должен исполнить. И этот закон должен быть основан на христианских заповедях.

Когда человек воспринимает Бога, как самого высокого своего Покровителя, который присутствует в твоей жизни, он начинает это реально видеть в своей жизни. И это присутствие Господа и называется промыслом Божиим. Человек видит, что Господь не просто его сотворил и отдал во власть стихии. Господь о нём заботится.

Корень слова вера присутствует в трёх словах, которые обозначают разную степень веры. Первое – это уверенность. Уверенность, что Бог есть, Он сотворил небо и землю, и всё вокруг, в том числе и человека. Второе – это уже уровень более высокий, который называется доверие. Мы уже не просто знаем, что Бог есть, мы доверяем Ему, Он нас любит, о нас заботиться. Все свои немощи, свои желания, все ситуации мы Ему доверяем, мы с Ним делимся, мы с Ним разговариваем. Когда, допустим, человек обращается к Богу, Господь ему отвечает реальными событиями его жизни. Самый высокий уровень – это верность. Вот когда всё плохо:  когда тебя забыли все, мало платят, пенсия маленькая, когда непонятно, что творится – в таких ситуациях многие люди начинают бояться, роптать, раздражаться, думать, что всё плохо. Вот в этой ситуации важно, чтобы человек сохранил верность. Т. е. ему плохо, а он молится; ему не хочется, а он идет в храм; ему трудно поститься,  а он постится. Когда человек эту верность проявляет, Господь его особо выделяет и ему во всём помогает. И люди, которые эту верность проявляют, они потом уже и не могут по-другому, потому что видят, насколько эта верность человека приближает к Богу.  Всё время нам надо осознавать Бога как живую Личность в своей жизни.

Некоторые говорят: «у меня Бог в душе»  или «зачем мне какие-то молитвы, я буду своими словами молиться». На самом деле человек и не может молиться, он не понимает, что у него в душе. Может, у него не Бог, а бес в душе. «Да, да, я бог», – бес ему говорит на ухо левое. Для того, чтобы человек понял, как нужно молиться, как нужно себя вести, для этого существует Православие. Мы должны делать всё правильно. Не левославие, а Православие.

Почему нам даны молитвы, почему мы должны читать утром Утренние, а вечером Вечерние молитвы? Потому что эти молитвы написали святые люди, которые каждое слово они выстрадали своей высокой духовной жизнью. И эти молитвы являются образцом, который мы должны наполнить своим содержанием. Т.е. мы должны в каждую молитву вложить самих себя, своё сердце. Тогда эта молитва уже становится нашей, мы уже знаем, как к Богу обращаться, что у Него просить. Не того сего, что нам надо для материального нашего существования, а просим прощения, спасения и т.д.

Конечно, человек должен о вере своей иметь твёрдое знание. Например, раньше никогда не крестили в сознательном возрасте без знания Символа веры. Все знают Символ веры? Для чего надо было знать Символ веры? Потому что если человек не знает, то его легко сбить и направить по ложному пути. Скажем, Бог один, но говорим о Святой Троице…  Как это понимать, какие взаимоотношения у Лиц Пресвятой Троицы? Вот поэтому у нас были целые Соборы, на которых собирались святые люди, для того, чтобы разобраться в сложных вопросах и устранить ереси, которые возникали.  Первые ереси были связаны и с Пресвятой Троицей, какие взаимоотношений между Ними <Лицами> , потом уже эти вопросы касались Самого Господа Иисуса Христа: какое место имеет человеческое присутствие в Нём, и какое место – Божественное. Все эти вопросы обозначены в Символе веры. Надо Символ веры знать наизусть, т.к. в храме мы его поем, и надо его понимать. Есть толкования Символа веры, можно почитать.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Питающийся верой вкушает уже на земле жизнь вечную. Вера – мать терпения, мужества, сила молитвы, подательница надежды». Но вера должна быть церковная, о которой мы говорили. Т.е. человеку надо в храм прийти. Вначале он ничего может не понимать в храме и, мало того, сталкиваться с ситуациями, которые ему не нравятся: кто-то толкнул его, кто-то заставил шапку снять, кто-то свечку не принимает от него, когда он подает её не в тот момент богослужения… И он думает: все такие злые тут, пойду лучше к протестантам, они в ладоши хлопают, радуются и кушают там пирожки. И человек уходит. А умные люди, они и не понимают, но они будут разбираться. Непонятен язык, значит надо взять книжечку церковно-славянской лексики, словарь, и переводить на русский язык. Не понятна Псалтирь – берете книжечку «Псалтирь», начинаете её читать, слово за словом начинаете разбирать, что там написано. Потихонечку осваиваете, и это пространство становится для вас нужным и начинает вас радовать. Человек начинает успокаиваться, радоваться, молиться. Душа приходит в нужное состояние духовное – как в церкви хорошо! Т.е. в Церкви тоже надо первое время пострадать. Чтобы что-то понимать, надо разбираться! Поэтому вера должна быть церковная.

Много интересных мыслей… о болезнях, например. Известный архимандрит Иоанн (Крестьянкин), проживший без малого сто лет (многие из вас знают это имя) – старец Псково-Печерского монастыря – говорил, что «…старость подкрадывается в немощи, и не вдруг приспособишься к себе новому. Спасайтесь терпением. Болезнь – уведомительная телеграмма о том, чтобы мы не забывали о главном в жизни. А болезни ваши будут громче всех дел ходатайствовать за вас перед Богом, только живите безропотно». Т.е. один терпит, а другой раздражается, жалуется и всё остальное.

Хочется зачитать интересное высказывание священника Александра Ельчанинова: «С наступлением старости уменьшаются возможности телесные и улучшаются условия нерассеянной внутренней жизни. Уменьшается подвижность – больше времени для молитвы. Притупляются органы внешних чувств – меньше рассеяния и больше внимания к своему внутреннему миру. Меньше способность переваривать утучняющую пищу – естественное расположение к посту, вынужденное целомудрие. Блажен тот, кто сам поймет эти знаки и сам пойдет навстречу промыслу Божию о нас и постепенно заменит в своей жизненной постройке материалы тленные несгораемыми и неразрушимыми материалами вечности».

И вот тут интересная глава «Что говорит о старости наука». «Медицина изучает человеческую старость с точки зрения физиологии. Учёные пользуются двумя понятиями: старость и старение. Старостью называется определенный закономерный период жизни со своей спецификой, который требует соответствующего отношения и подхода в лечении. Старение – это сам процесс развертывания во времени увядания организма, когда в нём накапливаются неблагоприятные изменения, вызывающие болезни, повышающие вероятность смерти. Уже с 45 лет у человека формируются типичные для старости признаки: морщины, седина, пигментация кожи и т.д. Масса мозга начнёт уменьшаться на 3 г, примерно, в год. В организме происходят изменения связанные со старением центральной периферической нервной системы». Очень важно, чтобы человек в это время двигался, потому что те мышцы, которые не работают –  мы сидим перед телевизором, а мышцы у нас атрофируются, нервы блокируются, кровообращение замедляется, потом развиваются болезни. Влияние цивилизации… «Биологический возраст человека, средняя вероятная продолжительность жизни возрастала на протяжении веков. В бронзовом веке она не превышала 20 лет. Во времена Римской империи – 23 года, в Средние века – 35 лет,  в XIX веке – 44 года. А в настоящее время – около 70 лет». Так и сказано в Псалтири, возраст человека 70-80 лет. Большинство этого периода – старость и болезни. «Научные исследования показывают, что ускоренное старение проявляется в повышенной утомляемости, снижении умственной и физической работоспособности, ухудшении памяти, эмоциональной неустойчивости, уменьшении подвижности нервных процессов, ослаблении зрения, слуха и т.д. С возрастом резко снижается синтез белка. Это ослабляет деятельность клеток головного мозга. Ученые ведут поиск средств от преждевременного старения».

И интересно также… Очень интересная глава о человеческом мозге. И переходим как раз к тому, что самое важное для человека – это, как мы сказали, вера и благодать, которая человека в жизни сохраняет, укрепляет, направляет, радует. «Новая заповедь Творца: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя». «Чтобы иметь благодать, – учил преподобный Силуан Афонский, – человек должен быть воздержен во всём: в движении, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище. Быть послушным, не осуждать, не хранить в сердце плохих помыслов и помышлять, что все люди добрые, их любит Господь».

Протоирей Димитрий Смирнов говорил, что благодать Святаго Духа есть высшая красота, смысл нашей жизни. Чем больше будем стараться, тем больше её получим.  Для этого очень важна молитва.

 И немножко поговорим о том, что можно сделать, для того чтобы улучшить своё состояние. Как нам бороться с теми признаками старения, о которых мы говорили. Конечно, есть целый ряд направлений. Есть даже анти-эйдж терапия , анти-возрастная терапия. Учёные ищут на всех уровнях: и химическом, и биотическом, информационном и прочих уровнях – как замедлить старение. Добавки различные, вещества, гормоны и т.д. Но все это, к сожалению, является неадекватным и часто вредным для человека. Что надо избирать? Это, конечно, то, что Господь Сам сотворил для того, чтобы человека оздоравливать – врачества от земли, т.е. травы. Мы знаем о том, что травы естественного происхождения, они при разумном пользовании являются очень важными для того, чтобы человеку сохранить подольше свою физическую, творческую активность.

И вот у нас в Троице-Сергиевой Лавре мы пошли по принципу системной профилактики. У нас у каждого есть нарушения разных систем: гормональная, и почки, и желудок – всё-всё у нас испытывает сложные состояния. Поэтому мы берем… мы проработали эти рецепты с ведущими травниками (я имею ввиду Зайцеву, например, часто на неё ссылаемся; ей 90 лет, она по-прежнему активна, травки сама собирает, везде ездит, лекции читает, с профессорами спорит) и по этим рецептам мы сделали хорошие травы. И эти травы завариваем братии. Приходят на обед, у нас трапеза – они пьют травку. И причём это недорого получается. Один пакет стоит 350 рублей. Если разделить 350 на 7, получится 5 руб. стаканчик. Зато это экономит очень много средств, которые человек тратит на лекарства. У нас братия реально стали, слава Богу, меньше болеть. Особенно в эти сложные периоды инфекционных заболеваний. А инфекционные заболевания это не только то, что естественно присутствует, а многие у нас вирусы появляются лабораторно. Специально работает против нас целый институт для того, чтобы поскорее нас свести с лица земли. Эти лабораторные вирусы научились проходить человеческую систему защиты. Человек болеет, а у него температура не повышается. Он болеет, а у него атипичная форма проявления этой болезни. Болеет и никак не может выздороветь, одно, другое, третье… врачи не могут разобраться – что это? В этих случаях очень важно, чтобы человек постоянно пил травы.

У нас есть иммуномодулирующие травы – травы, которые повышают иммунитет, защитные свойства; травы, которые обладают свойством действовать на вирусы, даже действуют на сложные вирусы, плесень, например. Не смотрели такой страшный фильм, называется «Плесень»? В нём рассказывается, что плесень может всё разъедать, даже иллюминаторы космических кораблей плесень разъедает! Там где вообще ничего не может жить, плесень разъедает эти стекла особой прочности. И вот исследовали разные вещества, химические, и нашли только одно вещество, которое как бы может действовать на плесень и одно вещество, которое действует на все виды плесени. Это естественное вещество называется монарда. Один из наших ведущих производителей на Алтае выпускает масло монарда. Его пьют для того, чтобы плесневые процессы в себе подавить.

Поэтому надо, в общем-то, всегда употреблять те средства, которые могут нам помочь. Тем более, если, допустим, человек приходит к врачу, а врач уже (фито терапевт, например) выстраивает схему – он видит вашу болезнь, что с чем связано, какие надо начинать, те или иные, травы принимать. Эту травку надо пить разумно. Травка бывает, как любое другое биологически активное вещество, вызывает аллергию: человек начинает чесаться, тяжело дышать становится. Это знак серьезный для того, чтобы эту травку прекратить пить. Поэтому начинать нужно всегда с меньших доз, рекомендованных для приёма. Написано «столовая ложка», значит, пейте чайную ложку. Попили – сделайте паузу, часа 2 хотя бы, посмотрите, как травка действует.

Оказывается столько травок полезных, нужных, которые реально могут сегодня если не заменить, то помочь медицинскому нашему арсеналу средств. Тем более, вы знаете, таблетки, которые мы видим в аптеках, часто не соответствуют тому, что на них написано. Человек пьет, думает, что там что-то есть, а на самом деле там просто мел. Или какие-то побочные эффекты даже на первый план выходят. Инструкцию взял – написано, что у него должна боль ослабевать, а у него коллапс наступил от этой таблетки, он в обморок упал. Надо к таблеткам, тоже, в общем-то, разумно подходить. Конечно, травы являются очень мощной помощью для человека, чтобы жить активно дальше.

Вот в этой книжечке как раз приведены тоже очень многие средства (надо читать её и перечитывать, и другим людям давать читать; она у нас продаётся в Троице-Сергиевой Лавре). Давайте я назову те продукты, которые считаются очень важными для того, чтобы преодолеть усталость или немощь. Овёс – обыкновенный овёс. Почему лошади такие сильные? Потому что они овёс едят. Ну, тут есть разные рецепты. Конечно, тут нужно немножко поработать: потомить. Взять 1 ст. овсяной крупы, залить 5 ст. воды, выварить до испарения жидкости, влить 2 ст. молока, процедить, добавить по вкусу мёд, выпить в течение дня натощак. Есть ещё настойка зеленого овса. Бутылку, наполненную наполовину прорезанным овсов, залить доверху водкой, настоять 21 день в темном месте, принимать по чайной ложке 3-4 р. в день за 20 мин. до еды. Конечно, это надо готовить. Но самый простой вариант – это взять овёс. Мы люди ленивые, даже варить уже не хотим. Если есть, просто залили  и уже готово … 3 мин. Туда очень важно добавить ложечку толкана. Толкан – это специальная такая мука из проросших зерновых, есть в продаже, недорого стоит. Ложечку добавляете в кашу, можно и в суп, кисель, куда угодно. И всё! И у вас даже цвет волос может изменяться в сторону молодости вашей. Кишечник лучше работает, кожа становится лучше.

Чеснок и лук – наши помощники, особенно в период инфекционных заболеваний. Средство, когда у вас горло болит: натереть чеснок, над этой кашицей дышать минут 5-10, и потом проходят все эти гриппы, простуды, бронхиты. Вот тут такой интересный рецепт: смешать кашицу из 300 г чеснока и 500 г лука, залить 1,8 л яблочного уксуса, настоять в плотно закрытой посуде в темном месте, периодически встряхивая, добавить 1 кг мёда, перемешать, дать настояться неделю, хранить в темном месте, принимать, медленно рассасывая, по 2 ст. ложки 1 раз в сутки перед сном.

Лук. Смешать 1 стакан сока репчатого лука со стаканом мёда, размешать до полного растворения мёда, настоять 3 дня при комнатной температуре, затем поставить в холодильник, пить по ст. ложке 3 р. в день за полчаса до еды.

Вот очень хорошее льняное масло – одно из самых ценных видов масел, которое имеет весь микро элементарный состав. Для того чтобы и весь организм работал хорошо, и кишечник, надо пить по 1 десертной ложке льняного масла утром натощак. Очень простая рекомендация! Ложечку масла выпили утром натощак.

Мята перечная по 25 капель аптечной настойки 3 раза в день за 20 мин. до еды. Цикорий.

Пустырник принимать свежий сок по 30-40 капель за полчаса до еды 3 р. в день. Аптечную настойку по 25 капель.

Очень хороший рецепт, на который следует обратить внимание, даже спрашивают часто рецептуру эту: смесь алое с медом и кагором. Алое – это удивительный продукт. Есть даже такой Институт глазных болезней и тканевой терапии в Одессе. Тканевая терапия – это значит те биологически активные растения, вещества, которые позволяют человеку быть более здоровым. Первым из исследователей в нём был академик, верующий человек Владимир Филатов. Институт назван его именем. До сих пор там применяют алое в разных вариантах. Взять хотя бы 2-3хлетний алое, лучше 4-хлетний  и не поливать его дней 5, потом срезать и положить в холодильник. В холоде идут процессы активации веществ, которые выходят из клеток. И потом это алое можно использовать, в смесь добавлять, очень хорошо добавлять в глазные капли.

Для глаз (профилактика катаракты): чайная ложечка мёда, 3 ч. л. воды (можно, немножко меньше) и 10-15 капель столетника. Сейчас многие бегают с газеткой такой Фёдоровского института, где рекламирую капли настоя алое. Капли, конечно, эти очень дорого стоят. Гораздо проще их сделать самим. Можно даже чистое алое капать в глаза, но разводить с водичкой. Просто 1:3, взяли там 3 капли алое и в три раза больше водички. И закапали. Вначале печет немножко, но потом всё заживает быстро.

Вернемся к смеси алое с мёдом и лимоном. Выдержать в холодильнике, потом смешать 150 г сок алое с 250 г мёда и 350 г кагора, настоять 7 дней и принимать по ст. л. 3 р. в день за полчаса до еды. Очень хорошее средство, которое влияет на кроветворение. Люди так вначале с недоверием пьют, а потом и голове хорошо, и активность добавилась, настроение и всё остальное.

Кедровое масло очень важно, оно продается. Принимать по чайной ложечке утром за полчаса до еды и вечером через 2-3 ч. после ужина. Курс лечения 21 день

Изюм. На ночь в стакан с кипячёной водой засыпать 2 ст. л. хорошо промытого изюма. Утром натощак съесть его и выпить воду.

При усталости и переутомлении рекомендуются продукты богатые кальцием: чечевицу, горох, рыбу, сырые овощи и фрукты.

И вот я только несколько страничек зачитал из этой книжечки. Это очень мудрая женщина всю жизнь собирала. Она у нас в Лавре есть, недорого стоит – 160 рублей всего. Эта книжечка вам на все времена. «Осень нашей жизни. Окрепнуть в вере, поддержать здоровье». Вот наша цель. Тут обо всём, давайте я вам даже прочитаю оглавление немножечко. Настолько много интересного и полезного! «Как бороться с усталостью. Преодолеть усталость помогут народные средства. Стресс. Депрессия. Что-то с памятью моей стало. Телевизор и память». Оказывается, телевизор очень сильно садит память, в отличие от книги. Человек, когда читает книжечку, он посмотрел туда-сюда, подышал, повернулся, подчеркнул…  А телевизор – он сел как кролик перед удавом, рот открыл и часа 3 так сидит. Новости все, столько новостей, что потом уже голова кругом идёт. И после этого говорят: а зачем вам новости? Оказывается незачем! Они мне не нужны… Давайте мы этот вопрос немножко поподробнее. Зачем нам эти новости? Не надо знать, что где творится. Надо знать, что творится в твоей душе, вот это очень важно! А что где творится… вот послушайте: вот человек смотрит – вот на Украине то - на Украине сё, а в Крыму то - в Крыму сё. Там ещё Сирия то-сё. Вот раньше хоть новости были позитивные, т.е. новое: где-то что-то сделали, что-то открыли, где-то работают хорошо люди. Показывали передовиков. Сейчас один негатив. Человек переживает эти новости: ой, как плохо! Видит эти истерзанные тела, эти жертвы, переживает, и потом он уже не может молиться. Даже кто встаёт на молитву, не может молиться. У него в голове телевизор. Поэтому мы все знаем, что сегодня происходит и в Турции и т.д. – наше дело молиться! А человек следить за этими новостями. Причём он смотрит по одному каналу одни новости, там одна трактовка, по другому каналу другая трактовка. Политики уже так заврались, что уже не понятно, кто говорит правду, кто врёт. Человек полностью потерялся и уже не знает, кому верить, но при этом он рад возможности это смотреть. А потом оказывается, что самая главная новость его мимо прошла – его душа. Человек потом умирает, переходит в жизнь вечную, у него только новости и остались. Ничего не успел из-за этих новостей.  Ну, ладно были бы вы министр иностранных дел, и вам надо было бы всё знать для того, чтобы как-то выстраивать вашу позицию для вашего дела, чтобы на него влиять. А там у вас сердце заболело, почки, зрение стало садиться, потому что излучение идет. Один вред! Если вы хотите новости, возьмите газету в конце концов, выпишите себе «две новости», если вы без новостей не можете вот и живите с этими «двумя новостями». Т.е. не живите в этом информационном потоке, которым вас разрушают. Учёные говорят, что преждевременное старение связанно именно с информационной перенасыщенностью. Сейчас человек употребляет информацию в 10 раз больше, чем потреблял 20 лет назад. А память человека так устроена, что всё это откладывается. Посмотрел человек неделю назад, месяц назад – он всё помнит, у него всё записано в голове. Не просто помнит, а возникает некий очаг напряженности. Он помнит эти страшные сцены, и они в нём живут, эти сцены. И у него есть такой радиоактивный датчик внутри: разрушает, разрушает потихоньку…

 Наши новости – это мы сами! Святитель Игнатий Брянчанинов еще в позапрошлом веке говорил, что человек, когда только эпизодически, время от времени включается в этот поток новостей, лучше разбирается в новостях, чем тот человек, который всё время слушает. Почему? Потому что когда смотрит всё время – уже ничего не понимает, не знает, что там в голове… А когда он сегодня посмотрел, через неделю посмотрел, почитал – видит динамику: это случилось, это произошло. Всё! Ему не надо весь этот ненужный объем новостей, который, во-первых, его разрушает, во-вторых забирает у него самое важное для него – что?.. Энергетику, а ещё? Время. Вот говорят: нам некогда молиться, с утра некогда, а вечером сил нет. – А сколько вы телевизор смотрите? – Ну, там пару часов посмотрели. На это есть время, а Богу помолиться о себе же самом – нет времени! Некогда в храм ходить, некогда книжечку духовную взять почитать. Вот – это «новости». Новости у нас крадут время и здоровье. Поэтому надо ко всему относиться с рассуждением и с понятием. Конечно, какие-то новости надо знать, небольшие. Но то, что вас касается. А знать всё про всё – это для человека убийственно! То, что надо, вам скажут, вам сообщат. Если вас какая-то отдельная интересует новость – ну, узнали. И всё.

Очень важно, чтобы мы научились правильно распоряжаться своим временем. Время надо тоже правильно использовать. Мы когда говорим о десятине – закон о десятине был положен ещё в Ветхом Завете – 10 % отдавай Богу, не только от своих стяжаний (то, что заработал, имеешь, сделал и т.д.),  а 10 % своего времени. Допустим, получается день 10 часов, будь добр отдай Богу своей душой: книжечку возьми, помолись, почитай. Человек, когда читает, у него возникает очень хорошее состояние души, это то, что его поддерживает весь день – 10 %.

Наверное, я вас уже утомил. Надеемся, что мы будем продолжать свои лекции в дальнейшем.

Еще вам рекомендую: хорошая книжечка «Шаг к Богу», протоирей Димитрий Смирнов. Очень красивая книжка, тут много иллюстраций, пояснений. Можно этот календарь купить на все времена, почему, потому что даты, как правило, соответствуют тем святым, которых мы вспоминаем. Сегодня, допустим у нас 15 число, а это, значит, мы вспоминаем пророка Аввакума. Тут всё написано. И вот во все времена 15 числа будут пророка Аввакума вспоминать. Давайте, я почитаю, просто ради интереса, что тут написано. 15 число. Из проповеди о. Димитрия: «Наше время, оказывается, совсем не препятствует достичь человеку святости, какую имели древние отцы. Время такое же, Христос тот же, Евангелие то же, Евхаристия та же. Подвизайся и делай. Когда мы пренебрегаем своим ближним, считаем себя лучше него, в этот самый момент, если быть честным, нам можно крест с шеи снять и положить до лучших времен на тумбочку, потому что мы совершенно сознательно отвергаем то, что Господь от нас требует. Совершенно сознательно мы пренебрегаем человеком, мы пренебрегаем образом Божиим, потому что каждый человек – это есть икона Христа Спасителя. Мы пренебрегаем кровью Христа Спасителя, которая пролита за этого человека. Почему она пролита? Потому что он грешник, потому что его жизнь ужасна, он совершает плохие поступки, говорит скверные слова, его осаждают чудовищные мысли, а чувства, которые обитают в его душе – это сущий ад. Господь за него пролил кровь, потому что Господь его любит, Господь его лыко в строку не ставит, Господь пришёл, чтобы его спасти. Конечно, Господь не может спасти человека помимо его воли. Когда человек не хочет спасаться, хочет жить в грехе, Господь по своей неизреченной любви дает ему такую возможность». Т.е. Господь никого насильно не спасает. Он всё сделает для нашего спасения, но человека без человека Господь не спасает. Человек должен изъявить свою волю, желание, сделать некие усилия, которые являются знаками, что человек этого сильно хочет. Тогда жизнь его принята, появляется смысл, наполняется Божиим присутствием, становится здоровой. Аминь.

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля