Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

О семье

Встреча с Боровских В.В. Тема: о семье

 

24 февраля 2018 года состоялась встреча за круглым столом руководителя Монастырского оздоровительного Центра иеромонаха Моисея (Дроздова) с православным врачом, психотерапевтом из Екатеринбурга Боровских Вячеславом Владимировичем. Тема беседы – «О семье».

«Не послушали мы Евангелия, не послушали мы Апостола, не послушали сказания пророков, не послушали святителей великих, назову: Василия и Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прочих святителей святых, которыми вера утверждена была»
(монах Киево-Печерской лавры Серапион, +1275г)

Дорогие братья и сестры, мы рады приветствовать православного врача, психотерапевта из Екатеринбурга Боровских Вячеслава Владимировича.  Сегодня мы коснемся темы, которая всем нам очень близка и важна. Это тема семьи. Говоря о здоровом образе жизни, мы должны понимать, что рассматривать проблему здоровья в отрыве от семьи, от тех ценностей, которыми живет человек в семье, невозможно. Можно быть здоровым, как индивид, но в семье страдать, и это уже не будет являться здоровым состоянием человека.

Мы видим сегодня, что изменилось отношение к семье и в семье. Большой процент разводов. Люди перестают понимать, как должны строиться взаимоотношения. Знания, которые человек получал от своих родителей, ближних, от своих предков, помогали и должны помогать людям строить семейные отношения, правильно жить в том сообществе, которое святые отцы называют малой церковью.

«Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». (Еф 5:1-2)

Апостол Павел говорит, что семья – это малая Церковь, то есть в семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви (Еф 5:22-33).

Послушаем Вячеслава Владимировича, а затем обратимся к тем источникам, которые помогают нам правильно понимать, как строить отношения внутри семьи и как правильно относиться к построению семьи. Мы поговорим о том, какой должна быть семья, а в дальнейшем коснемся вопросов, связанных с проблемами, возникающими в семейной жизни.

Боровских Вячеслав Владимирович

Тема семьи на сегодняшний день одна из самых актуальных и важных в нашем обществе. За всю нашу историю, в том числе и советский ее период, мы хорошо уяснили, что семья – это основа всего. Мы можем не знать, откуда семья взялась, чье это изобретение, но сама жизнь и вся история показывают, что семья – это источник существования и благополучия и для каждого человека, и для общества, и для народа - для нас, для государства. Там, где семья начинает по каким-то причинам страдать, человек становится несчастным, теряет смысл жизни. Он теряется в жизни, теряет все ориентиры. Образ жизни у него становится самоубийственным. Разрушается общество, цивилизация. Целые государства стираются с лица земли там, где по каким-то причинам семья начинает вырождаться. Мы переживаем тяжелый этап нашей истории, когда самым тяжелым последствием коммунистического эксперимента в нашей стране стало разрушение традиционной для России семьи.

Сейчас мы в недоумении смотрим на то, что происходит с Российской семьей. Не знаем, за что браться, чтобы попытаться институт семьи, как мы говорим, восстановить, сохранить. Статистика пугает. В 2014 году я был в Нижегородской области, говорил с главой администрации Лысковского района. Он тогда признался, что у них, в самом сердце России, на 100 браков 100 разводов. В среднем 70% семей разрушается. Значит, у нас семьи просто нет. Она не держится. Если люди еще руководствуются традицией создавать семью, если они еще желают ее создавать, им нечем ее сохранять. Они не знают, для чего и как ее создавать. Какие «строительные материалы» нужно использовать для того, чтобы строить это сооружение. Семьи быстро разрушаются.

Мне, как врачу, который занимается семейным консультированием уже много лет, приходится все время выслушивать от своих пациентов, которые обращаются за помощью, все новые и новые варианты семейных трагедий. Хотя нового там ничего нет. Все старое. Все одно и то же. Да, когда-то Россия была образцом для подражания. Когда общество основывало свою жизнь на православии, на вере в Христа, на вере в Бога, когда все общество духовно и нравственно питалось в Церкви, воспитывалось Церковью из поколения в поколение, тогда на свет был явлен этот феномен – уникальный, безусловно прекрасный христианский брак. Конечно, и в России идеал не был достигнут, но сейчас, если мы будем сравнивать, то увидим колоссальные преимущества того жизненного уклада, когда мы были православными, по сравнению с тем, что происходит сейчас.

В России все лучшее, что мы знаем, что умеем на тему семьи, уже сказали. У нас нет других положительных примеров, чтобы мы могли ими воспользоваться. Все остальное, что мы пытаемся изобразить в плане семьи, оказывается для нас разрушительным, превращает семью в какое-то болезненное образование. Только тогда, когда мы обращаем наш взгляд к Первоисточнику, откуда все взялось, к Богу, тогда мы начинаем понимать, что без Бога семью создать нельзя. Мы можем сколько угодно пытаться создавать разные способы устройства общества и семьи, но, если только мы вынесем Бога «за скобки», мы не сможем создать ни семьи, ни общества, ни государства, которое могло бы быть чем-то полезным и для своих граждан, и для всего остального мира. Мы знаем, что есть государства, в которых не исповедуется христианство. Но насколько там люди счастливы, насколько люди там развиваются, и какие там семьи? Мы знаем, что в Европейском Союзе сейчас официально признаны 52 варианта семьи. Два-три варианта семьи еще можно представить, но представить 52 варианта семьи невозможно. Даже говорить не хочется, насколько все эти варианты неприглядны. Если мы сравним с нашей патриархальной историей, патриархальным укладом общества, хочется вернуться к этому опыту, восстановить то, что было.

Конечно, если мы сейчас в основу воспитания детей положим христианскую систему ценностей, то, конечно, во многом мы семью возродим. Но к тому общественному укладу, который у нас был, мы уже вернуться не сможем. Что-то в истории бывает только один раз. Мы видим это на примере других эпох, на примере нашей страны, что все движется куда-то в одну сторону, к одной цели и стопроцентных повторений, циклов не бывает. Можно восстанавливать что-то ценное. Какие-то ценные традиции вернутся. Можно сделать какую-то прививку себе сегодняшним, чтобы дать жизненный импульс человеку, обществу, государству. Но это будет уже что-то другое. Прошло время. Дважды в одну реку не входят.

Сейчас мы слышим много разговоров, даже в церкви, о том, что надо восстанавливать патриархальный уклад нашего общества. За 20 век мы еще не оценили по-настоящему потери. Наше общество было уничтожено на корню. Был уничтожен сословный уклад нашего общества, где все было выстроено очень иерархично. Каждое сословие выполняло свою функцию, свою роль в обществе. Сословия взаимно служили друг другу, и они не перемешивались. Были внутри сословные принципы, этика. Но все сословия были объединены одним – православием. Церковь воспитывала, формировала эти сословия, наше общество, где все было очень гармонично.

Мы знаем, что именно после революции советское государство занималось систематическим разрушением сословного устройства общества. У нас пострадали все сословия. И то, что мы представляем из себя сейчас, народом можно назвать очень условно. Мы очень разрознены. Мы живем в разных системах координат. Главное, что мы себе усвоили и уже, вероятно, никогда не сможем от этого избавиться, - это не внесословное, а индивидуальное мышление. Мы индивидуалисты. Я уже не чувствую себя частью какого-то сословия, даже рода. В лучшем случае мы помним два поколения своих родственников и уже не чувствуем ответственность за свой род. Мы сейчас чувствуем ответственность за себя. Это та прививка, которую мы получили от европейской цивилизации. Вероятно, эту болезнь мы до конца изжить уже не сможем.

При создании семьи каждый человек руководствуется своими желаниями, своими предпочтениями, делает свой собственный выбор. Он уже не будет оглядываться на то, что думают об этом его предки, его родители. Не будет полагаться на выбор невесты, жениха, который сделают его родители, как это было раньше. Ни в одном сословии России юноши и девушки сами не решали, на ком жениться и за кого выходить замуж. Нельзя было полагаться на влюбленность, какие-то чувства. Это опасно. Род может прекратить свое существование, если полагаться на выбор детей.

Если себе представить, что мы попытаемся это как-то вернуть в нашу жизнь, - это нереально, невозможно. Мы должны понимать, что нам придется восстанавливать семью, а ее нужно обязательно восстанавливать. Иначе нам не жить. Не будет нашего общества, народа. Будет другое государство, если мы не восстановим нашу семью. Это будет уже что-то другое. Очень хорошо сделать вновь прививку православия. Православие универсально, на все времена. В какую бы эпоху мы не жили, мы можем облагородить себя только православием. Восстановить свое здоровье мы тоже можем только в православной системе духовно-нравственных координат. Какая бы ни была форма нашего общества, его экономического устройства, какой бы ни был строй, семью создает в России Церковь. Тогда за наше общество можно быть спокойными. Мне кажется, и государство наше начинает это понимать.

Никакими социальными реформами, экономическими стимулами восстановить институт семьи в России невозможно. Мы можем подогреть интерес к созданию семьи и рождению детей, но семья – это нечто большее. Семья – это то, что Бог создал изначально для того, чтобы люди смогли бы стать похожими на Бога, научились любить. Семья – это школа любви. Это то, что формирует психически здоровую личность, нацию. Это и способ спасения своей бессмертной души. Дорога в вечность. Дорога в Царствие Божие. Семья, как малая Церковь. Насколько мы сумеем это все реанимировать, одному Богу известно. Но я убежден, что у нас другого способа спасения нет.

Сейчас, если бы мы говорили о какой-то национальной идее, общественной идее, которая объединила бы всю нашу нацию, если бы это стало идеей возрождения семьи, было бы здорово.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Думая над Вашими словами о том, что можно взять, что можно оставить для того, чтобы реанимировать семью, вспомнил слова, которые восходят к мнению святых отцов. В основу должно быть положено следующее правило:

 «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».

Только Церковь, только православие обладает действующей, правильной моделью по воссозданию семьи. Эта модель проверена многими веками. Раньше брак освящался, регулировался и регистрировался церковью. Потом эти функции (регистрация брака, венчание) были разъединены. Изначально все это происходило в церкви. Сам Господь регулирует все эти отношения.

Если мы положим приоритет Божьего присутствия и Божией помощи в процесс создания семьи, то какими бы в рамках допустимого ни были модели семьи, они все будут действенны.

Когда пророк Моисей вел народ по пустыне и думал, как правильно выстроить взаимоотношения в этом огромном обществе, Господь дал ему десять Заповедей. Это не просто хорошие рекомендации. За ними стоит авторитет Божий. Вы делайте то, что вам сказано, то, что вам дано, а Я буду сохранять ваши семьи, вас самих, ваше общество, ваши народы. Эти Заповеди касались и отношения к Богу, и отношения людей между собой. В первую очередь к Богу. На втором месте – отношение к родителям.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (пятая Заповедь).

Это единственная заповедь с обетованием (обещанием) – будешь соблюдать эту Заповедь, будет тебе и благо, и долголетие.

Когда человек начинает учиться, у него вначале не работают смысловые механизмы обучения. Он учится, подражая. Так происходит и в среде животного мира. Отец являлся главой семьи (малой церкви) и в то же самое время показывал свою жертвенную самоотдачу для всех остальных членов семьи. Жена была помощница своего супруга. Дети понимали иерархию семейных отношений, начиная от младших к старшим, от старших – к родителям. Эта модель была очень действенна. Сегодня, говоря о том, к чему мы можем вернуться, мне хочется процитировать Послание к Ефесянам Апостола Павла. Апостол Павел говорит о том, как надо выстраивать отношения в семье:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». (Еф 5:22-33)

Сказано, что жена должна не только любить своего мужа, но и бояться. Слово «бояться» можно понимать не только, как страх получить наказание от мужа, но и страх потерять уважение, любовь своего супруга. Говоря о том, по каким принципам строились взаимоотношения в семье, мне хочется порекомендовать книгу, которая вышла в редакции «Сибирская благозвонница». Называется она «Большой домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью».

Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью

 В книге представлены «литературные памятники, подаренные минувшим тысячилетием русской земле, повествующие о семейных устоях, освященных Церковью».

«В сборник вошли знаменитые документы: "Поучение Владимира Мономаха», "Домострой", "Юности честное зерцало", а также не известные пока широкому читателю произведения священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, и архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского). Завершают книгу размышления нашего современника митрополита Калужского и Боровского Климента. Составитель сборника игумен Митрофан (Гудков) после многолетнего стояния у исповедального аналоя утвердился в мысли, что православному человеку следует как можно чаще обращаться к опыту благочестивых предков. Опыту, который современный духовный писатель выражает емкими словами: "Живите с ощущением, что вы зримы Господом".

Владимир Всеволодович Мономах

Владимир Всеволодович Мономах

1053 – 1125

Открывают данную книгу «Поучения Владимира Мономаха». Великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по прозванию Мономах, был правнуком равноапостольного князя Владимира.

 «Он оставил потомкам прекрасное завещание, читая которое мы как будто слышим простые и мудрые речи лучшего из древних наших государей, - этого твердого, крепкого верой в Бога, любимого народом великого князя Древней Руси. Его завещание, или Поучение, - это святой завет нашей старины, - это голос из тех времен, когда в киевских пещерах подвизались святые отцы Печерские, и по сей день нетленно там почивающие. Много лет прошло с того времени, как написано это завещание, а оно и ныне имеет всю свою силу, и ныне поучительно для каждого сына Русской земли. Со дней его написания, по мнению отца Митрофана, не было еще, пожалуй, поколения, которое бы так же нуждалось в письменных наставлениях, как мы — вступающие в жизнь сегодня. Дети, внуки и правнуки великого князя Владимира Всеволодовича впитывали суть завещаемого с молоком матери. Вот, например, такие поучения: «Прежде всего, - говорит князь Владимир, - Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра». «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради; лишаемый - не мсти, ненавидимый — люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех».

«Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». «Ибо, как Василий Великий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словами, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что не ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится".

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, "очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради".

"Лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех".

"Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовиц".

«Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостыне».

«Жену свою любите, но не давайте им над собой власти».

Далее начинается интересное повествование, которое называется «Домострой». Это очень хороший, емкий сборник, который регламентирует все отношения в семье. Как выстраивать отношения мужа к жене, жены к мужу, отношения с гостями. Если всю эту книгу прочитать, она окажется очень современная и своевременная. Излишние вещи можно опустить, а большую часть взять для того, чтобы руководствоваться этими правилами в жизни. Человек при этом не только чувствует, что он правильно поступает согласно мудрому справочнику, но и при этом он ощущает помощь Божию. Выстраивает отношения с учетом того, как бы Господь рекомендовал человеку поступать в том или ином случае.

Есть правила, которые делают человека успешными – и в семье, и в жизни, и наедине с самим собой, с Богом.

Хотел бы порекомендовать также книгу «Чтение на каждый день Великого Поста».

Здесь хорошо подобраны и представлены рекомендации, как мы все должны относиться к посту, как вести себя в этот период и с чем связан тот или иной день Великого Поста.

Боровских Вячеслав Владимирович

Есть вещи главные, а есть второстепенные. Для человека свойственно путать главное и вторичное. Человеку, предоставленного самому себе, отличать одно от другого, наверно, не дано. Мы видим, что, если люди живут по собственному усмотрению, забывают о Богооткровенных истинах, о заповедях Божиих, они устремляются к предметам вторичным и начинает считать их главными. Они стремятся к материальным благам, к личному благополучию, ищут своего личного счастья в жизни и никогда его не находят. То, что сделало нас индивидуалистами, оно же сделало нас и несчастными. Мы мучаемся от того, что мы одиноки. Мы видим, что даже тогда, когда человек спохватывается и понимает, что он мог бы быть счастлив только в семье, свои способности на тему создания семьи он может к тому времени уже растратить до такой степени, что он уже не в состоянии соединить с кем-то свою жизнь.

 Мы растрачиваем свою жизнь. Время драгоценно тем, что мы можем разбогатеть за это время, а можем и обеднеть. Можем что-то обрести, а можем утратить. Очень важно, чтобы то, что мы обретаем, было главным.  А без Бога мы не можем обнаружить главное. Главным для человека должен стать Бог. Когда Бог для человека становится центром его жизни, все остальное раскладывается по полочкам – каждое на ту полочку, на которой оно должно лежать по своей значимости. И все приносит пользу человеку.

Эта тема чрезвычайно важна, интересна и безконечна. Семья – это целый мир. Именно христианство открывает универсальность и неисчерпаемость семейных ценностей, то, что человек может обретать там для себя. Человек может становиться неповторимой личностью, когда он вписывается в свою семейные традиции, которые передаются от поколения к поколению. Он не становится винтиком в механизме бездушного государства, которое у нас было когда-то. Он становится неповторимой, уникальной личностью. Он находится в Божьих лучах. Ту личность, которую Бог задумал, человек сам не может сделать. Семья – это самая благоприятная для этого почва.

Сначала ребенок находится в лучах родительской любви, пропитывается ею, а потом, благодаря своим родителям, он оказывается под лучами Божественной любви. Ребенок как-бы передается от родителей к Богу, с рук на руки. Именно наша православная семья, семья, как малая церковь, воспитала такой народ, который выдержал все испытания. Любой другой народ по всем законам природы давно уже перестал бы существовать. Этот устойчивый психотип русского православного человека был очень глубоко воспринят нами и пронесен через годы лихолетья, через весь 20 век. Мы до сих пор питаемся от этого, получаем эту энергию. Я уверен, что православно ориентированный взгляд на семью и на семейное воспитание наших детей вдохнет новую, свежую, жизненную струю в наше общество, и мы еще поживем, сохранимся. Наш народ еще молодой. Нам еще жить, да жить.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дай Бог, чтобы это все осуществилось. Чтобы у нас было время, силы и возможности для этого. Думаю, что эта тема будет нами и дальше развиваться. Сегодня мы коснулись того, какой должна быть семья. В дальнейшем мы, возможно, поговорим о проблемах семьи, с чем они связаны и как их постараться преодолеть.

Слава Богу, что у нас, верующих людей, счастье одно и неизменное. Счастье – это когда мы можем других делать счастливыми. Как сказал премудрый Сократ:

«Истинная жизнь – жизнь не только для себя».

Мне бы хотелось поблагодарить Вячеслава Владимировича и пожелать всем слушателям той свободы, для которой нас сотворил Господь.

"Живите с ощущением, что вы зримы Господом".

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать:

  1. Библия. Священные Писания
  2. «Домострой», протопоп Сильвестр, книга 16 века
  3. «Большой домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью», составитель игумен Митрофан (Гудков), Сибирская Благозвонница, 2016
  4. Книга, называемая «Домострой», протопоп Сильвестр
  5. «Чтение на каждый день Великого Поста», Издательство Сретенского монастыря, Москва

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Книга, называемая «ДОМОСТРОЙ»

Апостол Павел говорит, что семья – это малая Церковь, то есть что в семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви (Еф 5:22-33).

Между семьей и Церковью апостол Павел проводит некоторую параллель не только в словах о том, что семья есть малая Церковь, но и в пятой главе Послания к Ефесянам, которая читается на венчании, где он говорит, что муж должен занять место Христа по отношению к Церкви, жена – место Церкви по отношению ко Христу (Еф 5:20-33).

«Домостро́й» (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) — памятник русской литературы 16 века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. (ВикипедиЯ)

По мнению С. М. Соловьева и других ученых «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако некоторые исследователи считают именно Сильвестра автором «Домостроя».

 

Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истоминым) в XVII веке.

Структура

В сильвестровской версии «Домострой» состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям:

О строении духовном («Как веровати»)

Веровать предписывается в «Нераздѣлную Троицу» в воплощение Иисуса Христа, особую честь рекомендуется воздавать иконам Иисуса Христа, «Пречистой Матери Его» и «всѣмъ святымъ». Описывается необходимость молитв, крестных знамений, целований икон и «многоцѣлебная мощи», причастия «лжицею». Во время причастия запрещено «чавкать», чмокать и грызть просвиру зубами.

О строении мирском («Как царя чтити»)

Царя и князя следует бояться и служить им как представителям Бога на Земле (Рим 13:1)

О поведении в гостях и за столом

При входе в помещение рекомендуется снять шапку, «носъ высмаръкати», грязные ноги вытереть, помолиться и постучаться. При выборе места за столом рекомендуется учитывать социальный статус — свой и других приглашенных гостей и, руководствуясь этим, садиться ближе или дальше от хозяина. В гостях не следует ковырять в носу («носа не копать перстомъ»), глядеть по сторонам, есть без спросу. Во время трапезы в гостях со стола без разрешения ничего нельзя с собой уносить. Также не следует начинать есть без приглашения и хулить угощение. Перед едой рекомендуется восславить «Отца и Сына и Святаго Духа».

О поведении в храме

В церкви не следует ни с кем вести бесед, прислоняться к стене, опаздывать к началу богослужения и уходить до его окончания.

Об управлении хозяйством («О строении домовном»)

В каждом доме следует иметь иконы («честныя образы»), перед которыми во время молитв возжигаются свечи. Пыль необходимо «чистым крылышкомъ омѣтати и мяхкою губою вытирати», чтобы дом был в чистоте. Молиться необходимо не реже двух раз в день: утром и вечером. Дело следует всякое начинать с чистыми руками, молитвой («Господи благослови») и крестным знамением.

Об организации семьи («Как жить с женами, и с детьми, и с домочадцами»)

Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж — работать и добывать пропитание, жена — управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) — во всём подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия — «не ослабляли, бия младенца»), дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всём слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель «лютою смертью от гражданской казни».

О соблюдении вещей

Следует иметь нарядную рубашку и сапоги, которые надеваются в хорошую погоду, в праздники или для хороших людей. Рабочую одежду следует отделять от праздничной. Одежду следует держать в чистоте, при необходимости высушивать, чистить и уложить в сундук. Также следует держать в чистоте («чистенько и беленко») и скатерть, убрусы (плат), платки («ширинки»), полотенца и постели. Женские украшения лучше и вовсе держать в сундуках или коробах под замком, а ключи в ларце.  Посуда должна быть накрыта.

Кулинарная группа

Щи, студень, ботвинья, лапша, каша (овсяная, гречневая и ячневая), мясо (свинина, телятина, баранина, курятина, гусятина, утятина), рыба (осетрина копченая, белужина, сельдь), икра сиговая и черная, ветчина, колбаса, фаршированный сычуг, кишки чиненые, яйца, сыр, сметана, масло, молоко, грибы (рыжики, грузди), капуста, репа, свекла, горох, огурцы, чеснок, морковь, пироги (в том числе сочни), калачи, блины, вишневый и малиновый морс, квас, кисель, брага, пиво, яблоки, груши, дыни, орешки, арбузы. Запасы еды обыкновенно предписывалось хранить в погребе.

Значение

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.

Молитва

 «Господи, Исусе Христе, сыне Божий! помилуй мя, грешного», – и так говорить шестьсот раз, а седьмую сотню – пречистой Богородице: «Владычице моя, пресвятая Богородица, помилуй мя, грешного!»

Антоний митрополит Сурожский «Вопросы брака и семьи»

Утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей — его составная часть, но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет «жизнью единой личности в двух лицах».

«Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи, богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека как существо не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное с совокупностью всего видимого и осязаемого творения, — богословие, основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение - это не просто Божественный акт, в котором Бог становится человеком, это такое Божественное действие, в котором Бог принимает на Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира. Он соединяется не только с человечеством, Он соединяется с космической реальностью материи, и наше отношение к материи очень отлично от так часто встречающегося монофизитского отношения к ней».

«Слово «целомудрие», несколько раз встречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, к аскезе. Но в действительности целомудрие во всем объеме этого понятия есть нечто гораздо более широкое — оно охватывает одновременно человеческий дух, тело и душу. И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мы просим Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть чада чад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие — это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением тела».

«У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании взаимоотношений между мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, на которых уместно остановиться. Одно из них вошло в англиканскую службу бракосочетания. Там говорится, что брак это врачевство от блуда (1 Кор 7:9), и то, как толкуется эта фраза и эта мысль, кажется мне глубоко ошибочным. Толкование, чрезвычайно распространенное в умах и на устах людей, заключается в том, что, если человек состоит в браке, у него нет больше оснований искать нечистоты где-то на стороне — ходить за чужой плотью, как говорится в Священном Писании (Иуд 1:7). В действительности же в богословии неразделенной Церкви ясно видно, что дело вовсе не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока юноша не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце его открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним — его возлюбленная, а вокруг него — люди. Иными словами, единственное основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния, когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является эта единственная любовь, — есть любовь, единственность любви, тот факт, что истинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят — каждый в отдельности и все вместе — в нейтральную категорию: это люди, это больше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Апостол Павел ясно указывает, что в этом единственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другим всегда имеет глубину духовного порядка — иначе нет данных для брака. И в этих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что он может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а в том смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина как жизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно».

«Не вдаваясь в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам оказывается лицом к лицу с Евой, он узнает ее и говорит, что она — плоть от плоти его и кость от кости его (Быт 2:23). Но что означает это его признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать себя в ней, а ей — узнать себя в нем, видеть лишь себя самого, отраженного вовне, видеть в другом лишь продолжение себя самого и совершенно потерять из виду существование другого. И напротив, можно в этом видеть трансцендирование самого себя, освобождение от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей книге: он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что, пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг на друга: это alter ego, «другой я сам»; в момент падения они видят друг друга нагими, потому что каждый смотрит на другого и говорит: я — это я, а он — это он. Тут как бы трещина, разлом. Здесь-то и появляется элемент влечения, вожделения, здесь смешиваются две перспективы: перспектива природы (о которой говорится в первой главе) и перспектива человечества, трансцендирования личности в жизни сверхличной».

Как должна строиться христианская семья?

Апостол Павел говорит, что семья — это малая Церковь, то есть что в семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви (Еф 5:22—33). Такого единства, такой любви, которая бывает в семье, при всех трудностях, при нашей греховности, конечно, нигде не найти. Между семьей и Церковью апостол Павел проводит некоторую параллель не только в словах о том, что семья есть малая Церковь, но и в пятой главе Послания к Ефесянам, которая читается на венчании, где он говорит, что муж должен занять место Христа по отношению к Церкви, жена — место Церкви по отношению ко Христу (Еф 5:20—33).

И молодые люди, молодые мужья очень часто как бы упускают из виду, что — да, есть это соотношение некоторой зависимости жены по отношению к мужу, но что предпосылка к этому та, что муж призван занять по отношению к жене то положение жертвенной, всецело себя отдающей любви, которое занял Христос. Эта посылка, расширенная на Церковь, нам дает еще одну аналогию и вместе с этим, конечно, некоторую разницу, потому что то, как совершается это взаимоотношение мужа и жены, совершается по образу Церкви, а вместе с этим осуществление этой любви в Церкви осуществляется по образу семьи.

В наше время развод стал повседневным фактом, люди относятся к этому вопросу очень легко. Церковь смотрит иначе…

Развод — одна из самых больших трагедий, какая может настигнуть человека. Он представляет собой конец не только той любви, которая обусловила брак, но конец надежды на целую жизнь, полную радости и глубины. И вот в этом отношении развод надо рассматривать очень, очень внимательно. Почему люди расходятся? Как может случиться, что два человека, которые друг друга полюбили, вдруг обнаруживают, что любви между ними нет и что им остается только разойтись? Первая причина, мне кажется, в том, что очень многие браки совершаются между людьми не полностью зрелыми, людьми, которые воображают, что та радость, которая между ними существует, когда они встречаются, когда они общаются, когда они вместе что-то делают, будет продолжаться без конца и что ее не надо ни защищать, ни возделывать. Вторая причина в том, что порой любовь, которая вначале казалась настоящей, оказывается более поверхностной, чем мы ожидали, и обстоятельства жизни бывают настолько тяжелые, что эти неожиданные обстоятельства крушат то единство, которое могло бы устоять при очень большой, очень крепкой любви.

Как, живя в атеистической семье, верующему человеку ходить в церковь, как поститься, как соблюдать все правила религиозной жизни, которые он хочет соблюдать?

Первое правило религиозной жизни — так полюбить своего ближнего, чтобы быть готовым для него отдать свою жизнь (Ин 15:13). А отдать жизнь вовсе не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой, отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В этом — все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь Закон и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем помышлением своим и ближнего своего, как самого себя (Мк 12:29—31).

Молиться никто не может нам мешать, потому что молитва — это внутреннее состояние, это наше общение с Богом. Можно без единого движения губ, без единого телодвижения, без единого слова, без единого звука постоянно предстоять Богу в молитве. Можно не ходить в церковь или ходить редко, но ходить от всей души. И можно (как это бывает с тысячами, порой миллионами людей, как это было со мной в течение войны, когда никакой церкви не было вблизи) в момент, когда ты знаешь, что идет богослужение, душой приобщиться к тому, что там совершается, перенестись в одно мгновение туда, уйти в Бога и этим быть в церкви. Потому что в церкви не тот, который там стоит, «отстаивает» службу, а тот, который так погружен в Бога, что он приобщается вечности. Этого никто ни у кого не может отнять, и если человек на это идет, то это неминуемо каким-то теплом или светом достигает и до тех, которые не верят ни во что. Они будут с удивлением чувствовать, что что-то случилось, что-то достигло их.

Как рассматривать практику абортов?

Вопрос о допустимости аборта говорит об изумительном бесчувствии человека, вообще человечества к человеческой жизни. Дико думать о том, что одновременно говорят о святости человеческой жизни — и тут же разрешают и узаконивают аборт. Мне кажется, что в той стране, где аборт узаконен, никто, начиная с правительства и кончая обыкновенным обывателем, не имеет права говорить о том, что жизнь человека является святыней, потому что аборт — это убийство.

Говорить о том, что можно совершать аборт в какой-то момент до того, как зародыш уже видимо принимает образ ребенка, — тоже не выход из положения, во всяком случае для верующего. Можем ли мы сказать, что когда Божия Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента — до 14-й, 18-й, до 28-й недели — Он был не человеком и не рождающимся Богом? Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. На это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет. Аборт является результатом или распущенности людей, которые не принимают никаких мер для того, чтобы не зачать ребенка, или говорит о совершенном бесчувствии к человеческой жизни. С точки зрения Церкви, с точки зрения Евангелия, да просто с точки зрения здравого человечества это преступление. Вот единственное, что можно об этом сказать.

Те женщины, которые совершают аборт, не знают, какие будут последствия, и психологические, и физиологические. Бывает не так мало случаев, когда женщина, совершившая аборт, впоследствии больше ребенка не может иметь, и тогда действительно она впадает в отчаяние, она оказывается лишенной той радости материнства, от которой она отказалась в какой-то момент и о которой она теперь мечтает совершенно напрасно.

Но, кроме того, и психологически рано или поздно бывает, что чета или отдельный человек вдруг опомнится, они вдруг поймут, что они сделали, поймут, что то, что они совершили, непоправимо: живое существо было ими уничтожено, лишено жизни, которую они сами так ценят и так любят.

Отнять жизнь у живого существа — зло непоправимое. Единственное, что можно сделать, это — молиться Богу о том, чтобы Он дал вечный покой этой душе, которой мы не дали возможности воплотиться и стать живым человеком. Я думаю, что здесь есть какой-то зачаток надежды, что, действительно, перед Богом всякое зачавшееся существо является живым существом, ему надо дать имя, надо о нем молиться и надо до конца жизни каяться в том, что это живое существо было — по легкомыслию, по нецеломудрию, по какой-то жадности телесной или душевной — лишено жизни. Это дело покаяния. Но покаяние бессмысленно, если оно не приносит плода, и когда говорят о том, что бывают повторные аборты, это значит, что человек не продумал и не понял еще, что совершил. Плодом, результатом покаяния должно бы быть сознание, что этого никогда больше сделать человек не сможет.

Поясните, что такое целомудрие. О нем так мало написано, само слово до сих пор остается ни филологически, ни богословски не расшифровано.

Целомудрие мне представляется как мудрая цельность человека, то есть цельность, которая охватывает и дух, и душу, и тело. Мы, конечно, большей частью думаем о целомудрии в телесном порядке, но целомудрия не существует без духовно-душевной стороны. Целомудрие - это такое состояние человека, который стал цельным, который, с одной стороны, укоренен в Боге и, значит, участвует в Его чистоте (я не говорю «в святости» нарочно); с другой стороны, если человек достаточно укоренен в Боге и сознает свое достоинство — потому что он Богом уважаем, любим, потому что Бог в него верит, — тогда человек может хранить свою душевность, то есть мысли, чувства, переживания, от осквернения, от того, чтобы ими пользоваться недостойно самого себя.

И наконец, есть момент телесный, когда человек сознает, что его тело — святыня, что его тело на равных началах с душой и духом способно принадлежать Богу, способно на общение с Богом. Ведь когда мы читаем начало книги Бытия, мы видим, что Бог создал материальный мир до того, как человек вообще существовал. И этот материальный мир, созданный Божественным словом, охраняемый Святым Духом, воспитываемый Святым Духом, имеет собственную связь с Богом, в нем есть какое-то автономное взаимное отношение с Богом; и мы не имеем права осквернять материальный мир и, в частности, ту небольшую частицу материального мира, которую представляет собой наше тело, наша телесность. Поэтому целомудрие заключается в том, чтобы человек понял, что его тело является святыней, что его тело не может просто быть предметом игры, что его тело принадлежит ему и Богу и что Бог общается с нами не только через нашу душевность и духовность, но и телесность. И это совершенно ясно, когда мы говорим о том, что в Православной Церкви существуют таинства: мы говорим о том, что, не будучи в состоянии как бы вспорхнуть в Божественную область, мы получаем приобщенность к Богу через не оскверненную ничем материю этого мира, с которой соединяется Господь.

Поэтому целомудрие надо понимать именно в этом порядке: наше тело является частью неоскверненного мира, вернее, чистого мира, который осквернен человеком. И возвращая его Богу, мы его делаем чистым. И целомудрие именно заключается в том, чтобы относиться к своему телу и к своей душевности как к святыне, которая пронизана Божественным присутствием.

Воздержание — другое дело. Человек может воздерживаться от всего плотского и гореть всеми страстями, которые оскверняют его ум и его сердце. Целомудрие — в другом: целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком.

В заключение отрывок из книги «Домострой»:

«Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, – будет на вас милость Божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды – да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь».

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля