Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

О восстановлении душевного здоровья

Встреча с ведущим сотрудником Душепопечительского центра им. св. прав. Иоанна Кронштадтского  (Люблино) о. Иоанном (Адливанкиным).

 

 

«Всяцем хранением блюди твое сердце,

словно невесту Христову, от сих бо исходища живота»

 (Притч 4:23)

3 августа 2017 года состоялась встреча за круглым столом руководителя МОЦ иеромонаха Моисея (Дроздова) с ведущим сотрудником Душепопечительского Православного Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского  (Люблино) отцом Иоанном (Адливанкиным). Тема беседы – «О восстановлении душевного здоровья».

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, мы рады приветствовать ведущего специалиста Душепопечительского Православного Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского  (Люблино) отца Иоанна (Адливанкина).

Сегодня мы поговорим о принципах духовной реабилитации. Эта тема волнует все общество, нас с вами, потому что все больше и больше людей обращается с просьбами помочь в лечении не только телесных, но, в первую очередь, душевных и духовных заболеваний. Мы хотели бы предоставить слово отцу Иоанну, чтобы вместе подумать о причинах роста количества душевных и духовных заболеваний, поговорить о направлениях его работы и о принципах духовной реабилитации.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Душепопечительский Православный Центр – известная организация. Одна из самых первых организаций, которая стала работать на пространстве СНГ, в России, как специализированная структура русской православной церкви.

Наш центр был основан в 1996 году и работает под руководством доктора медицинских наук, профессора, игумена Анатолия (Берестова).

Игумен Анатолий (Берестов)

Создан был центр, как организация, в задачу которой входило в первую очередь душепопечение и реабилитация людей, зависимых - пострадавших от сект, наркотиков, алкоголизма, игромании. Это непростой труд. Он позволяет наблюдать не только методы захвата человеческой души, не только эволюцию или деградацию души, но и политические процессы, которые происходят в обществе.

Первыми нашими пациентами были наркозависимые, затем алкоголезависимые люди. Их всегда было много в России. Позднее мы стали заниматься игровой зависимостью и так далее. По мере возникновения и развития зависимостей мы вырабатывали подходы, систематизировали проблемы, изучали статистику, искали и медицинский, и церковный подход. У нас сформировался большой коллектив. Отец Анатолий сразу же заложил в нашу реабилитационную работу синтез духовной и медико-психологической реабилитации.

Говоря о нашей компетенции, лучше всего это выразить в цифрах. Я работаю в центре с 2004 года и занимаюсь людьми, пострадавшими от сект и оккультизма, многим другим, потому что у больного может быть все перемешано. Больная душа пытается все перенять. В среднем ко мне приходит 60-100 человек в месяц. Умножим даже на 10 лет работы в Центре и увидим, что статистика большая. Как правило, эти больные – русские люди, что для меня особенно прискорбно. За ними буквально идет охота. Иностранцы обращаются редко. Обращаются к нам за помощью подростки, родители приводят своих детей.

Мы читаем в СМИ, смотрим по телевизору передачи, в которых освещают какие-то проблемы, например, детские суициды. У нас работают хорошие специалисты – психологи, психиатры. Не удается справляться с проблемой только церковными методами, потому что этот ребенок понятия никакого не имеет о церкви. Священник для него – это какая-то фантастика. Мне приходится прилагать усилия, что меня можно потрогать, со мной можно было бы поговорить. Наблюдая усилия всех наших коллег и зная, что подросток от неизбежности помещается в психиатрическую клинику, наблюдая, каким он оттуда выходит, и опять совершается попытка суицида, складывается потрясающее впечатление и от того, что происходит с этим человеком, и от безвыходности. Все это на твоих глазах. Ты ищешь подход. Перед тобой душа. Почему я говорю о суицидах? Это квинтэссенция беды. Перед тобой душа, которая может навсегда погибнуть.

Лет десять назад здесь, в Лавре, я проводил первые беседы по поводу субкультур – готов, сатанистов. Тогда их было очень много. Прошло уже десять лет. Ситуация не только не изменилась – стала в тысячи раз хуже. В те годы это было для нас шоком. Мы постоянно советовались с отцом Анатолием, что делать. Идти в полицию, рассказывать, как едят трупы? Эта катастрофа! То, что было, то осталось, и получаешь еще что-то новое, но все более и более сложное. У меня есть свои методы подсчета эффективности нашей и моей, в частности, работы. Это количество здоровых людей. Оглядываясь назад, я дифференцирую проблемы, с которыми приходили люди, и по опыту знаю, что происходит дальше. Мы не оставляем людей. Занимаюсь с людьми очень долго. С некоторыми по 5-10 лет. Прекрасно понимаю, какие метаморфозы происходят в их душах. Я говорю сейчас не о здоровых, а о больных, которые еще остаются больными.

Вспоминаю детей, которые были изуродованы, истерзаны. Для меня в этом трагедия. Не в том, сколько вышло здоровых людей. Это Бог делает. А в том, что у нас не получилось, у меня не получилось. Наблюдая молодежь сегодня, я вижу самую острую область, где, к сожалению, наши потуги во многом остались неэффективными.

Чтобы заниматься человеком, нужно иметь какой-то базис. И о Христе сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф 13:58) Люди в родном городе Иисуса ожидали увидеть те же чудеса, которые Он совершил в Капернауме. Они были полны скептицизма, а не ожидающей веры. Своим неверием они ограничили Его способность совершать чудеса и исцелять серьезные недуги.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Исходя из Вашего опыта, наблюдений, что стоит за этой духовной катастрофой? Какие причины?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Есть общие и частные причины. Общие причины - это массовая деградация некогда православной страны. Постсоветское наследие, которое буквально выбило из русской генетики ее основную составляющую, играет свою роль и дальше. Деградация означает полную открытость человека, неспособность различения добра и зла. Отсюда падения и многое другое. Это глобальная причина. Я с уважением отношусь ко всему православному миру, но меня волнует именно русский мир. Для меня приходящие с кошмарами, например, русские женщины становятся родными, потому что я вижу свою трагедию, здесь, у нас. Хотя знаю и другие трагедии. У каждого она своя.

Вторая причина – единое информационное пространство, в котором все мы находимся. Это безконечный поток информации, вливающийся в совершенно не умеющие различать добро и зло души. Избавиться от него невозможно.

На днях у меня на приеме была одна девочка, которая совершала суицидные попытки. Я ее хорошо знаю на протяжении многих лет. Ее, больную, когда-то привели ко мне. Какое-то время удавалось ее держать. В итоге она все-таки совершила ряд каких-то действий. Вы спросите у меня причину. Конечно, как православный, я скажу – демоны. Но это будет очень утилизированно. Демоны всегда существуют, они всегда действуют. После многих месяцев в больницах, в нашем центре я уже к пациенту отношусь, как к ребенку. Чуть ли не на руках его ношу. И вот эта девочка снова приходит в абсолютно опять тяжелом состоянии. Внезапно. До этого все было благополучно. Я вижу рецидив, вижу, что начинается проблема. Во мне возникает некая паника, потому что я понимаю, что за этим может последовать. Исследуя проблему, она говорит, что «в обед на меня наехало». Для меня очевидно, чтО «наехало». Страшная демоническая сила. Это видно по ее поведению, по всему. Я сейчас не говорю о психиатрии. Здесь очень сложно дифференцировать. Наверно, одно с другим вместе. Для меня есть фундаментальные различия между просто эндогенной депрессией и нашествием демонических сил. Мне нужно выяснить, что происходит, и я выясняю простую вещь. Контактов не было, общения не было. Все было хорошо. Вечером была в храме. Но с ночи и до обеда у нее в ушах музыка. Когда я снял с нее наушники, понял, почему «наехало». Если бы мы с Вами сидели в том, в чем сидела она, на нас бы тоже «наехало». Совершенно бесовская дикая музыка. Душа больна. След уже проторен. Демоны, как акулы. Они, когда укусят раз, уже имеют подступ и для следующего раза – след уже есть. Душа больна. Психиатрические препараты, которые приходится принимать, еще больше снимают критику. Душа расслаблена и совершенно открыта. А механизм – музыка. Десять часов дикого стука в голове. Это сумасшествие. Отпадают, как причина, психиатрия, различные мероприятия. Как причина рецидива, остается лишь техногенное влияние, которое само по себе конструктивно. Огромное количество молодежи находится под техногенным влиянием.

У нас в организме много защитных механизмов. Говоря о техногенном влиянии, я имею в виду влияние, которое несет в себе техногенную деструкцию (импульсы, например, мобильных телефонов) и духовную деструкцию. Можно слушать Баха десять часов подряд. Плохо, но это не повлечет за собой те последствия, которые несет музыка в стиле тяжелый металл и так далее. Речь идет о синтезе техногенного и духовного влияния. Этот синтез самый опасный. Мы все так или иначе подвержены техногенному влиянию - везде стоят вышки, рекламные надписи несутся через нас. Господь устроил человека так, чтобы мы имели возможность противления и этим последним временам, в которые мы живем. Духовная деструкция, предполагающая для православного человека нарушение ряда заповедей, потакание некоторым страстям, неслушание родителей, неслушание Церкви – все это механизмы, которые в итоге все более и более открывают душу. Одно с другим тесно связано. Конечно, техногенная деструкция вызывает те или иные патологии, но для меня эти патологии в первую очередь опасны тем, что они открывают душу для действия духовных сил.

Третий фактор очень важен, потому что мы все время с этим имеем дело, - это деструктивная религиозная тенденция. Религиозные тенденции могут быть и позитивными, и деструктивными. Любое религиозное направление, которое возникает в сознании человека, без Христа превращается в магию. Кто бы это ни был. Либо это последователи культурообразующих религий, либо это сектанты. Религии без Христа быть не может. И рано или поздно она превращается в разрушение. Единое информационное пространство предполагает доступ ко всякой информации. Эта информация, особенно религиозного плана, обрушивается на души, совершенно неспособные ее правильно воспринять. Религиозные чувства ничтожны у человека. Это побуждает неумирающему душой человеку искать. Но, если этот поиск не приводит к истинной религии, то эта информация становится разрушительной.

В информационном пространстве огромное количество разного рода мистических вещей, которые оказывают деструктивное воздействие, особенно на молодежь. Молодежи мало крови, секса, грязи. Ей мало наркотиков. Ей нужна мистика. В мистике синтезируются все те страсти, которые были затронуты. Страсти только в человеке. Когда они расширяются, благодаря религиозным поискам, тогда человек достигает предела. Можно сказать и иначе. Наркотик – это прОсто демоны. Как только это умножено на религиозные заблуждения и движение к человеку, это уже демоны бесовского порядка.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Страшное орудие в руках духов – ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства».

Наш народ бедный. Дети наши являются плодами перестроечного времени. Они абсолютно дезориентированы. Безобидная, как кажется, вещь, например, «Гарри Поттер». Это не смешно и не безобидно, потому что формирует определенное мистическое миропонимание, чисто деструктивное религиозное мировоззрение. Оно сочетается с какими-то практиками, страстями души… Мы такими проблемами и занимаемся.

Раньше приводили просто наркоманов. Теперь, если приходит наркоман с мамой, мы его спрашиваем, обращался ли он к кому-нибудь – «бабкам», «целителям». Возникает парадокс. Если Бог попустил беду с ребенком, Он попустил это для того, чтобы родители в беде обращались к Нему, к Богу, за помощью. В 100% случаев при такой беде, как, например, наркотики, обращаются в обратную сторону. Получается вторая форма зависимости, вторая форма поражения человека. Наркоман, который попадает к какому-нибудь практикующему оккультисту со своей абсолютно открытой душой и сознанием, – это просто «поэма» для разрушения. Возникает вторичная и самая главная форма зависимости. Это просто катастрофа. И тогда приходится применять все возможные меры. Это не просто. Нужна вера. Нужно воцерковление. Нужны психиатрия, психология. За одной дверью у меня психиатр, за другой дверью психолог. Рядом священник. Есть Вы – монастырь. Я не шучу. Не знаю, что делать, когда перед тобой изуродованная человеческая душа. Понимаю, что она не готова даже к разговору. Я формирую новую форму «зависимости» – от меня. Чтобы этот человек не уходил. Чтобы он был. Чтобы он не сегодня, так завтра, через месяц, через год меня вспомнил. Приглашаю психолога. С ним поговорит психолог, кто-то еще, чтобы человек запомнил, что есть место, где ему готовы уделить внимание. А дальше, как Бог даст.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Зависимость – это всегда ситуация ухода куда-то от реальной действительности. Важно, чтобы это «куда-то» было для человека полезным. Именно в духовно здоровую, православную, нашу структуру. Важно, когда человек знает, что он может уйти сюда и здесь прийти в себя, восстановить даже в большой степени утраченное здоровье. Для него это выход. Совершенно безнадежная ситуация, когда человек не знает, куда ему идти. Когда психиатры его просто закалывают психотропными средствами, от которых он обездвиживается и ничего потом не меняется.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Наркоманы – это публика ушлая. Они во многих местах были, много знают. У них имеется негативное отношение к работе психологов. Многие наркоманы побывали в монастырях, знают службы. Когда приходит взрослый человек даже с самыми пагубными пристрастиями, я говорю с теми, кто меня понимает. И в этом понимании можно многое найти.

Хочется поговорить о перемене зависимости. Один из самых сложных вопросов – это синтез духовной и психиатрической помощи. Для нас эта тема очень болезненная. К нам приводят молодых людей в основном до 40 лет в совершенно тяжелых состояниях. Недавно был мальчик, у которого были постоянные, непрекращающиеся суицидальные попытки. Он даже, когда ехал к нам, умудрился выскочить из вагона и броситься под поезд. Он приехал к нам по настоянию одного известного, почитаемого старца. С полным запретом лечиться у психиатра. Тот ему сказал: «Все, что угодно, но психиатрии не надо». А у парня суицид в голове. Бесы, не бесы – сейчас это не имеет значения. С ним невозможно разговаривать. Нельзя даже отпустить за порог. Возникает целый ряд этических проблем. Я хорошо понимаю, что человек после разговора со мной может выйти и покончить с собой. Что мне делать? Бесов отгонять? Глупо. Он уже был на всех этих мероприятиях. Созывать всех своих врачей? Я их не созываю, а, наоборот, прячу. У нас возникают порой случаи, опасные для жизни. Когда кто-то вечером работает, и врывается бесноватый с суицидальными наклонностями. Я своих врачей прячу – говорю «не выходите или уходите». Сам я уже закаленный орешек, но бывают очень опасные ситуации. Что мне делать? За последние два месяца у меня было два тяжелых случая, когда мне пришлось просто тихо, независимо ни от чего, пожалев родственников, маму, которая задыхается от ужаса, вызвать психбригаду и принять огонь на себя. Реакция у таких людей может быть ужасающая. Можно дождаться и мести с их стороны. Такое было много раз. Полная безвыходность, которая, как это ни странно, во многом продиктована в сознании этого больного человека или его родственников запретом каким-либо священником на лечение психиатра. Для нас, профессионалов, это очень большая проблема. Мы работаем с проблемой, бедой. Необходима точно дифференцированная мера духовной помощи и мера психиатрической помощи. А если духовная помощь невозможна? Что делать, если к Вам привели беснующегося, на грани человека? Вы будете выгонять из него демонов. Священник должен это делать, если духа хватит. А если они не уйдут? Тупик.

Мы сделали целый ряд фильмов на эту тему из интервью, докладов, бесед. Я рассказал о некоторых фактах. Например, человек занимался какой-то духовной практикой, медитацией (йога, восточный оккультизм). Оккультизм вызывает тяжелую форму зависимости. Зависимости относятся к заболеваниям, имеющим так или иначе химическую природу (алкогольная, и другие). Но есть тяжелейшие формы духовной зависимости. Самая простая – это астрология. Я знаю многих молодых людей, которые даже придя в церковь, понимая, что это вредно, не могут удержаться, чтобы не посмотреть в гороскоп. Это не шутка. Не могут удержаться никакими силами. Приходят, плачут, каются, возвращаются обратно и не могут удержаться. Здесь часто имеет место синтез зависимостей – компьютерной и оккультной. Эти вещи глубоко связаны.

Существует интимная зависимость – патология, которая существует везде. Здесь компьютер, а там голые тела. Компьютерной зависимости подвержены абсолютно все, включая алкоголиков, наркоманов, которые постоянно сидят в компьютере. Наркотики – это болезнь, а интимная аномальная страсть – это грех. Если человек под наркотиком умрет с покаянием, это одно, а обуреваемый интимной страстью? Что тяжелее?

Несколько лет назад у меня была молодая особа, которая настолько погрузилась в медитацию, что не могла из нее выйти. Все понимала, но не могла оторваться. Она медитировала в магазине, на улице, на работе. Есть формы медитации, которые вызывают помимо всего прочего эффект, который назовем прелесть. Но рано или поздно долгая практика вызывает разного рода психосоматические изменения. К примеру, трансцендентальная медитация Махариши. Когда американские исследователи ее изучили, они увидели целый ряд аномалий, которые были вызваны вибрацией мозга. Ряд музыкальных или оккультных практик вызывает патологию. Чем дольше, чем интенсивнее, тем глубже патология. Она предполагает зависимость. Человек не может от этого отойти. Ему становится страшно дискомфортно.

У меня была пациентка, которая просто сходила с ума. Это уже грань с психиатрией. С пациенткой невозможно было ничего делать. Даже во время разговора, она выходила и тут же подключалась к чему-то. Это форма беснования, одновременно зависимость по разным направлениям, в том числе духовная, это и по сути своей психиатрический диагноз. Ее вырвать было невозможно. Просто так она не менялась. Помню ее маму. Рано или поздно наступило состояние, которое стало опасным. Началась тяжелая депрессия, развился острый психоз. Необходима была клиника. Если человек попадает в клинику, его, как правило, лечат по традиционной схеме.  Это довольно тяжелое лечение, и оно может ничего не предполагать на выходе. Это лечение, конечно, снизит активность психоза, но не дает гарантий на перспективу. С этой пациенткой работал очень хороший доктор, с которым мы и сейчас хорошо общаемся. Нужно было снизить ее психическую активность. У нас выработался общий подход, совместная работа.

Есть ряд препаратов, которые понижают общий ценз мыслительной активности человека. Их, как правило, всегда применяют в киниках. С нашей пациенткой наступил момент, когда иначе было уже невозможно. Профессионально, в тесном общении с этим врачом был назначен ряд препаратов, с которыми через неделю она стала спокойнее. Препараты оказали свое действие. А на выходе из препаратов были мои интенсивные беседы с ней. Беседы со священником и участие в Таинствах переломали ее картину мира. Препараты понизили зацикленность на том, что было для нее очень важно, а на выходе мы поменяли зависимость. Через 2-3 месяца удалось добиться сохранения человека. Она не попала под интенсивное психиатрическое лечение и в то же самое время удалось снять зацикленность на ее зависимости. При помощи Таинств церкви, постоянного общения. Это один из методов. Синтез работы духовника и психиатра возможен. Еще раз подчеркну, что я говорю о ситуации, когда другого выхода просто не было. Эта пациентка стала бы постоянным клиентом психиатрической клиники. Важно найти дифференцированный подход.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Очень важно, чтобы такое взаимодействие было и у священника, и у психотерапевта. С одной стороны, священник понимает возможности мягкой психотерапии, которая бывает и более жесткой. С другой стороны, нужно, чтобы психотерапевт понимал принципы лечения и восстановления души в нашем православном контексте. Это очень важно. Насколько был стабилен результат лечения этой девушки?

Монах Иоанн (Адливанкин)

Я ее потом наблюдал в течение года. Дело в том, что и в психиатрии существуют свои каноны. Любой психиатр, который назначает ряд препаратов, знает сроки, когда можно определить, что эффективно или неэффективно, когда назначение препарата нужно усилить. Это принципы, которые выработаны многими столетиями. Для нас, для меня также очень важно знать эти проблемы. Мне тоже нужно знать, какие препараты существуют. Не буду погружаться в эту тему, но я консультируюсь. Мне нужно знать сроки, формы. Сейчас у меня перед глазами десяток людей, которые неизбежно лечились в психиатрии. Они приходят, и я, наблюдая их, могу порекомендовать психиатрам, с которыми они общались, например, снижение дозы. Когда человек под препаратами, трудно определить, что это – его основная болезнь или действие препаратов.

Важно понять одну вещь. Дело в том, что психиатры утверждают, что действие даже самых тяжелых психиатрических препаратов не распространяется на личность, на ее фундаментальные аспекты. Они работают с патологией, с аномалией. Я общаюсь с высоко профессиональными людьми. С ними у нас хороший контакт. Стараюсь обучаться, познавать какие-то вещи, много читать. Для меня это важно. У меня же люди. Чтобы действительно понимать проблему, надо знать и духовные стороны. Не каждый психиатр понимает духовную сторону. В основном вообще не понимает. Поскольку мне приходится работать в области, где важно и то, и другое, я, просматривая материалы, нашел один пример.

Мы прекрасно знаем, что такое психиатрия советского времени. Огромное количество диссидентов так или иначе оказывались в психиатрических клиниках. Многих интенсивно лечили. Люди подвергались интенсивной, радикальной терапии. Сейчас существует огромное количество разнообразных психиатрических препаратов, которые позволяют самым тонким образом корректировать личность. Профессиональный психиатр обладает огромным инструментарием. Как это не удивительно, основные препараты, которые применялись в карательной медицине в советское время, остались. Классические действия врача как были, так и есть.

Мы знаем многих людей, которые прошли через карательную медицину, и оставили свой след в истории. К примеру, Иосиф Бродский. При внимательном исследовании можно найти у него какие-то патологии, но у нет психиатрических патологий. Могут быть духовные патологии, как и у любого человека, но, пройдя несколько лет карательной медицины, обнаружилось, что они не повредили его личность.

Я нашел много материалов – записей диссидентов, записи известных людей. Которые так или иначе прошли процедуры карательной медицины, подвергались очень тяжелым воздействиям психофармакологии, которые были направлены на разрушение личности. Эти люди описывают многие годы мучений, но в итоге, как мы видим из их биографий, их личность была сохранена. Это очень важный факт. Я понимаю, чем обусловлена боязнь тех или иных препаратов. Она обусловлена непрофессиональным восприятием людьми такого лечения. Термины «овощ», человека «закололи». Да. Это порой имеет место. Здесь есть много проблем, в том числе и духовных.

К примеру, борьба со страстями всегда рано или поздно вызывает некомфортное состояние. Человек борется со страстями. Это может привести к колоссальному стрессу, к депрессии, к разного рода аномалиям. И что тогда – всех колоть препаратами? Тоже неправильно. Борьба со страстями требует активизации психических и духовных сил. А препараты понижают их. С другой стороны, если борьба затянулась, она может довести до такого состояния, при котором без таблеток никак не обойтись. Каждый третий принимает валерьянку или что-то еще. Как важно понять, что нужно делать. Какова причина, какова доля участия в этом человеке духовника и, может быть, психиатра. Такое общение, синтез средств редко удаются. Важно, чтобы в данной ситуации принимаемые препараты не понизили ту активность, ту составляющую личности, задача которой сопротивляться страстям и греху. В то же время, если человек будет спать 2-3-4 недели, у него начнутся какие-то аномалии. Здесь целый ряд очень сложных вопросов. Я уже не говорю о принципиальном подходе. О том, где грань духовного и психического. Это очень важная тематика и очень непросто ее разложить. Мне по моей многолетней работе приходится этим заниматься.

Самое главное для меня, когда ко мне приходит человек по моей специфике, определить меру воздействия. Адекватен ли человек? Способен ли он принять то, что предлагает церковь? Каково состояние его психики? Не является ли он просто шизофреником, травматиком? Стукнулся головой в детстве – развились целые патологии. Знаете, как много при приеме врачами выявляется разных патологий? Советую сделать МРТ и выявляется ряд патологий, потому что мы видим аномальное поведение человека. В работе приходится дифференцировать. Что это? Сначала было психиатрическое заболевание, потом человек попал в оккультизм и это вызвало какие-то последствия. Или человек попал в какую-то оккультную практику, секту и потом у него развилась какая-то психиатрия. Это очень сложный вопрос и вне практики его практически решить невозможно.

В течение длительного опыта и постоянного общения с коллегами, духовниками, и моим духовником, известным православным людям игуменом N (схиигумен Гавриил). Мы в постоянном общении, консультируемся. Опыт игумена Анатолия (Берестова), опыт убиенного отца Даниила Сысоева позволяют довольно многое определить. Правильно примененное на практике помогает во многом помочь человеку.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

На предыдущих встречах мы рассказывали нашим слушателям о книге игумена N «Между небом и адом». В своей книге автор рассказывает и приводит много примеров того, как оккультные, демонические воздействия, внедрение их в духовный мир человека ломают, делают из него психически и духовно больного. Рассказывает о том, как непросто восстановить духовное здоровье. Очень важно, чтобы работали профессионалы.

Душа – это очень тонкая материя, с которой нужно бережно обращаться. В Ветхом Завете гипнотизер побивался камнями, потому что это насильственное внедрение в сознание человека, которое должно было быть уничтожено сразу, на корню.

К сожалению, сегодня у нас очень часто применяют такие методики, которые вредны не только для больных, но и для самих психиатров, и для психологов. Одна моя знакомая (мы с ней вместе учились) работает в Германии. В течение десяти лет она наблюдала за группой психотерапевтов, которые работали в их отделе. Верующими была только она и зав. отделением (католик). Лишь они остались более-менее неповрежденными от этой практики. Остальные или пали в блудные страсти, или у самих врачей развились психогенные состояния, или с ними что-то еще произошло. Это то, что безнаказанным не остается. Когда человек общается с поврежденным духовным миром, это не может не оказать влияния на его собственный духовный мир. Это происходит тогда, когда человек не защищен благодатью Божией, не защищен молитвой, правильным пониманием этого процесса. Если человек не будет защищен, со временем могут возникать болезни, которые приводят к трагическому результату.

Мы рекомендуем нашим зрителям почитать очень хорошую книгу игумена Анатолия (Берестова) «Грех. Болезнь. Исцеление».

Эта книга была написана примерно 15 лет назад. В ней подробно рассказывается о том, как развивается психическая, душевная болезнь и как это влияет на формирование телесной болезни. Приводятся в пример техногенные факторы, которые позволяют говорить с уверенностью о том, что в той или иной стадии страсть ведет к изменению в составе всего человека.

Приводится ссылка на книгу доктора медицинских наук профессора, кандидата философских наук Гундарова И.А.  «Почему умирают в России, как нам выжить».

…..

Монах Иоанн (Адливанкин)

Отец Анатолий (Берестов), еще будучи врачом, исследовал человека по всем параметрам. Он профессионал. Очень много вложил труда в само понимание реабилитации. Этот подход, который был основан и на его духовном опыте, дает всходы. И моя практика под его руководством во многом базируется на том, о чем он пишет в своих книгах. Многие годы мы работали и работаем вместе. Игумен Анатолий (Берестов) уже в возрасте, но работает, консультирует. Работа продолжается.

Мы с ним вместе отмечаем, что за 10 лет очень изменился человек. Изменился уровень захвата человека. Мы видим невероятное количество пораженных людей. Раньше такого не видели. За прошедшие 15 лет – это уже новая генерация людей, развращенная на гаджетах, на компьютерах, на полной открытости всего этого. Абсолютно уничтожен духовный иммунитет. Формируется новая цивилизация. Такой духовной и психической подвижке людей трудно дать какую-то оценку.

К примеру, лет 10 назад, когда мы вместе с отцом Анатолием вместе принимали приходящих к нам субкультурщиков, мы удивлялись тому, что у них не было уже тогда основных базовых составляющих, критериев. Мы предполагали выработку иммунитета, помогали разобраться, что такое добро, а что такое зло. Помню первую девочку-сатанистку, которая пришла к нам (это был мой первый пациент). Говорил ей, что сатана – это плохо, это очень страшная вещь. А она удивлялась – вампиры, сатана-что здесь такого страшного? У них просто нет базового критерия для человеческого выбора. Этих детей можно назвать чистым листом бумаги, но только черного цвета. Помню, что уже тогда мы пытались проводить беседы. Это самое главное – формировать, воспитывать. 10-13 лет назад такие случаи были аномалией, а сегодня все такие приходят. Что делать? Нужно по-новому воспитать ребенка, вложить в него что-то по-новому. Воспитание ребенка, подростка – это формирование в целом общей духовной культуры - духовного иммунитета, просвещение. Это чистый лист бумаги. С подростками очень тяжело. Они все время находятся в постоянном движении вместе с потоком информации, который изливается на человека из компьютера, телевизора. Приходят мальчики, девочки, во время разговора с которыми я ужасаюсь, потому что не могу ничего объяснить. Это я для них сумасшедший. Помню тех, с которыми еще было, о чем говорить. Как объяснить понятия Бог, гармония природы, человека? Как объяснить, если ничего нет, что может это слышать.

Расскажу одно из наблюдений. Приходит много молодых женщин порядка 40 лет, которые в ужасе от того, что делают их дети (девочки), которые, как правило, не любят мальчиков, любят девочек. Я попробую очень корректно сказать об этом. Рассматриваю маму. Аккуратный педикюр под столом, ухоженное тело. По опыту общения, наблюдая очень многих именно таких случаев, знаю, что там, где наблюдается такое у мамы, у ребенка, особенно у девочек, формируется «телоцентризм» - влечение к выхоленному телу. Это приводит к разного рода переворотам в сознании. И тогда мне важен не ребенок, а мама. А как мне, монаху, объяснить маме, что у нее суперпедикюр. Возникает ряд сложных вопросов. Я как-то пытаюсь это сделать. Прошу наших психологов, кого-то еще. Поколения связаны между собой. Эта культура воспринимается чисто визуально. Она потом оказывает свое влияние и дальше. Гипертрофированное, аномальное отношение к своему телу порождает далеко идущие аномалии. Со своими последствиями, уже не такими, какие были у родителей. Что удивительного, если поколение алкоголиков рождает поколение наркоманов. Так и здесь. Вкусы родителей, а вернее полная дезориентация в отношении вкусов, в какой-то мере передается и их детям. Но у детей уже все происходит по-другому. Я уже не говорю о своей основной работе, касающейся сектантства, оккультизма. Сегодня это полная катастрофа. Я даже не имею в виду секты. Они, как были, так и есть. Секта – это такая аномалия, такое место, куда не каждый человек пойдет. Классическая секта предполагает вступление в ряды, участие, изменение мировоззрения. Это все есть, и этого все больше и больше, но в основном приходят те, кто не в конкретных сектах, а кто поражен разного рода оккультными технологиями, техниками, учениями. Это сейчас очень просто. Открыл компьютер, прочитал статью и давай практиковаться.

К примеру, при работе с сознанием используется общая оккультная аксиома – ты можешь изменить мир, изменяя свое сознание. В общем-то это правильно. С точки зрения христианства, это тоже правильно. Но в данном случае речь идет о совершенно ином понимании. Это чисто оккультное влияние. Предполагает ряд аксиом – например, мысль материальна. Если ты хочешь вечером, например, получить сто рублей, ты должен утром представить себе, что у тебя сто рублей уже в кармане. Вот они и занимаются подобного рода техниками - «Ты сам формируешь свою реальность», «То, что ты у себя правильно формируешь, то у тебя и будет». В какой-то мере это так, но где тогда промысл Божий? Если ты хочешь, чтобы у тебя было то, что ты хочешь, получи то, что ты хочешь. Но откуда ты знаешь, что тебе это нужно? Лукавый может тебе все это дать, но откуда ты знаешь, что это нужно тебе? Возникает главная проблема – отсутствие той составляющей, того мировоззрения, которое сформировало и формирует целую цивилизацию. Это мировоззрение должно лежать в основе современной культуры. Той культуры, которая предполагает созидательную жизнь человека.

Общаясь с молодежью, мы обсуждаем и такую тему. Древние цивилизации принято называть древними культурами. Древняя цивилизация Египта оставила свой след на земле. Мы знаем культуру Древней Греции, Древнего Рима. Они оставили законы, эстетику и так далее. Все жители этого мира были составляющими его, делателями своей культуры. Они умирали, погибали, но мы наблюдаем и сегодня деятельность человеческих рук. Есть такое хорошее определение культуры. Культура – это творчество духа. Духа, действующего в человеке. Например, мы завтра умрем, не исключено. Через 500 лет будут какие-то потомки. Через 1000 лет раскопают плоды нашей цивилизации – культурный слой сантиметров 10-20. Что там будет? Пачки от сигарет, бутылки пива, пустые коробки от наркотиков, жевательных резинок… Мы сегодня не творцы культуры. Мы живем в некой аномалии. Мы все находимся в постреабилитационном состоянии. Откапываем корни нашей культуры, пытаемся применить их в жизни. Мы только восстанавливаем то, что было утрачено, но мы не творцы культуры.

Мы последние носители какой-то культуры, которую можно назвать в этом мире созидательной по крайней мере с того момента, как мы пришли в церковь. Новое поколение – это носители совершенно иной культуры. Общаясь с молодежью, я понимаю, что не знаю выхода из этого. Когда ко мне приходит в кабинет изуродованное существо, с которым я даже не знаю, что делать, я понимаю одну важную вещь. Бог привел, значит, что-то будет. Мы дошли до такого состояния, когда руками человеческими человека не исправишь. То, что не может человек, то может Бог. Многократно наблюдаю удивительную вещь. С одной стороны – разруха. Если послушать то, что мы выслушиваем иногда за день, понимаешь, что от этого можно сойти с ума. Сегодня у меня был прием. Одно и то же – сглаз, порча, бесы…

Позавчера у меня было 22 новых человека. Если сконцентрироваться на этом, это очень тяжело. Нужно научиться абстрагироваться. Сам не знаю, как у меня это получается, но еще жив. Все время слушая, понимаешь, что это нечеловеческий мир. Это мир демонов. Не человек, а демоны правят в этом мире. Но вместе с этим, я наблюдаю потрясающую вещь. Бог приводит. Как будто бы Господь спешит, чтобы никто не погиб. Последние годы у меня бывали странные необъяснимые вещи. Утром встаю и читаю материал, о котором пока никто не знает. Приходят люди, я анализирую, выбираю, что очень важно, изучаю. У меня есть фильмы на разные темы. Например, вчера я изучал методику рисования для изменения сознания. Ко мне должен был прийти человек, который придумал эту систему, и я должен был дать ему аргументированный ответ. Так часто бывает, когда я изучаю вещи, которые пока никому неизвестны. Прихожу на прием. В десять читал материалы, в два часа открывается дверь. Приходит человек, начинает рассказывать, и мне страшно становится. Потому что понимаю, что Тот, кто дал мне сегодня что-то почитать, привел ко мне сегодня этого человека. Становится страшно, потому что я себя чувствую частью Небесной «канцелярии». В то же время я понимаю ответственность. Значит, Господь беспокоится, чтобы никто не погиб. Действительно, среди этого огромного количества людей мы видим огромное количество здоровых людей. Им нужно было всего-навсего уделить внимание. Мы не занимаемся духовной практикой. Занимаемся чинами Крещения, присоединения. Это каноническая практика. У нас есть хорошая брошюра на эту тему, где мы объясняем подходы. Но это не только мы делаем. Чины проводит два раза в год митрополит Иларион (Алфеев). С ним у нас сотрудничество.

Моя основная работа заключается в изменении мировоззрения человека. Мне нужно изучить, понять, в чем аномалия и убедить, объяснить, сформировать мировоззрение, соответствующее тому, что должно быть в сознании у православного христианина. Когда это удается сделать, это уже, по моему опыту, здоровый человек. В чине присоединения отпавшего от христианства человека нужно, чтобы человек ясно понял, в чем он отпал, в чем он заблудился, чтобы он отрекся от своих заблуждений, своей ереси.

Наша работа заключается именно в этом. У нас подготовлено много материала на разные темы. Это и специальные анкеты. Разработан ряд вопросов, ряд направлений. Мы работаем со священниками. Человек приходит ко мне, а потом рассказывает, что он был у священника. В тесном общении мы постоянно обмениваемся информацией. Так удается направить человека на правильную исповедь, на правильное понимание заблуждений. Когда эти проблемы решаются, люди становятся духовно здоровыми. Это не что-то новое. Это всегда существовало в сознании церкви. Самая большая беда – это, когда мы сталкиваемся с непониманием духовников. Когда приходит к пастырю какой-то заблудший человек, требующий понимания, а его отправляют после покаяния причащаться. А у этого человека все, что было в голове, осталось. У нас возникает конфликт. Духовник говорит: «Ничего не надо. Он причащается». А у этого человека все осталось, и он продолжается заниматься тем же самым, например, оккультизмом. Звоню духовнику. Говорю, что Ваше чадо у меня на приеме. Говорю, что этот человек принимает участие в Таинствах и продолжает заниматься тем же самым. «Оставьте ее», говорит духовник. «Она причащается».

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Это очень серьезная проблема. В некоторых странах, например, в Греции, духовником могут быть только определенные люди. Люди, глубинно знакомые с проблемами духовного окормления. Здесь нужно либо иметь дар, либо знать, либо иметь и то, и другое. Важно, чтобы пастырь понимал, кто перед ним находится и как вести этого человека к духовному здоровью. Очень своевременно и важно, что в нашей семинарии, академии проводятся курсы по пастырской психологии, психотерапии, когда пастырю дается конкретная установка, как себя вести, когда перед тобой, например, человек, больной шизофренией, или человек, имеющий истерические свойства характера.

Вспомнилось, как пророк Моисей выводил народ из Египта. За ним шло порядка двух миллионов человек. В Писаниях говорится – более 600 тысяч мужчин помимо женщин и детей. Перед пророком Моисеем стоял вопрос о том, как, по каким принципам этим народом управлять. Пророк Моисей восходит на гору и получает эти принципы в виде Божественных заповедей. Это не просто хорошие рекомендации по управлению людьми, а за ними стоит ответственность Божия. Господь говорит – вы будете жить по этим заповедям, а я буду охранять и вас, и вашу психику, и ваше здоровье, ваше общество, ваши семьи, ваши народы и так далее. Когда общество, человек отходит от этих принципов, он разрушается. Отказ от христианских, библейских заповедей ведет к тому, что общество разрушается. То, что раньше казалось невозможным, проявлением безумия, сейчас законодательно закрепляется в ряде стран. Например, когда человек выбирает свой пол – я это «он, она или оно».

Сегодня мы видим резкую поляризацию общества. С одной стороны, люди, не то, чтобы психически ненормальные. Они сформированы или формируются по другому принципу жизни. С другой стороны, люди, которые держатся тех традиций, из которых рождается здоровое состояние общества. Этих людей, наверно, меньше, чем тех людей, которых надо лечить, исправлять, призывать к тому, чтобы они жили по высоким принципам жизни.

Сегодня очень важна та работа, которой занимаетесь Вы, которой должны заниматься во многих центрах по реабилитации людей, которым улыбнулось счастье идти, куда надо, и которыми занялись правильно подготовленные люди.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Сегодня нас, и меня в том числе, больше всего волнует вопрос образования духовников, пастырей. Мы все время сталкиваемся с непониманием проблемы. Ситуация парадоксальная. Перед нами изуродованные люди. Сколько было у нас людей, прошедших отчитки! Недавно пришла бабушка с маленьким ребенком. «Мы уже сорок отчиток прошли. Что нам еще делать? Внучек мой не слушается маму. Я его повела на отчитку». Бабушка его изуродовала до предела. Я ее спрашиваю: «А Вы сами когда-нибудь исповедовались, причащались?» Нет. Это пример грубый. Вокруг этого идет большая полемика. Но это примерно то же самое, что происходит в самом обществе. Странно усредненный подход. Надо причащаться, исповедоваться. Но ведь Таинство – это не магия. Таинство предполагает понимание Христа. Если человек ходит на причастие, а в голове своей содержит ересь? Я ужасаюсь иногда. Известнейшие духовники присылают своих чад, я потом звоню и говорю, что это просто катастрофа. Когда рассказываю, говорят – такого не может быть. Один духовник прислал свое чадо, который десять лет приносил жертвы Будде в виде мяса.

Общая аксиома губительна. Человеку требуется покой, понимание, исследование, время. Для меня, как для подготовленного профессионала, нужно пять минут. К нам присылают людей духовники Оптиной пустыни, Соловецкого монастыря, известные Московские духовники. Посещал ли человек экстрасенсов, магов, после исповеди они направляются в Душепопечительский центр. Идет вереница людей. У 10% таких людей находятся тяжелые аномалии. Приходит ближайшее чадо известного духовника. Приятная женщина. Нужно быть очень деликатным. Почти наугад, на интуицию. Выясняется, что она забыла, что сорок лет назад привораживала мужа. Привораживала своей кровью. Есть грехи неисповеданные, нераскаянные. Она уже воцерковленная. Но как важно эти грехи найти!

Есть много женщин, которые принимали мусульманство, ислам. Это полное отречение от церкви, от христианства. Все кругом, да около мы встречаем и у церковных людей. Конечно, это парадоксально, что, когда человек 10 лет в Церкви, мы рекомендуем чин присоединения. Это делают священники митрополита Иллариона, но мы с ними единомысленны. Человек отпал от Церкви. Если бы он пришел к нам здоровым, не было бы вопросов, но он, как мы выясняем, болен. Значит, нужно что-то делать. Участие в Таинствах и попечение духовника не вылечили душу. Это уже основание, чтобы что-то делать. Очень важен сегодня неупрощенный подход.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Вспомнились из псалма слова пророка Давида:

 «Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика» (Пс 18:13-14)

Преподобный Макарий Великий так толковал эти строки: «Святой Дух знает, что скрытые греховные страсти являются наиболее мучительными для души и что они глубоко укоренены в ней; и Он через Давида научает нас относительно того, каким образом можно избавиться от них. Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, горячей веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело, так мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами, по сказанному: Всяцем хранением блюди твое сердце, словно невесту Христову, от сих бо исходища живота (Притч 4:23)»

Тайные – это грехи, о которых человек забыл, а чуждии – это грехи, которые человек не совершал, но за которые он ответственен. Родители ответственны за грехи своих детей. Начальники ответственны за грехи своих подчиненных. Царь – за своих поданных. Очень важно, чтобы человек вспомнил о своих грехах и в них покаялся.

Размышляя о полемике, насколько Причастие является защитой человека от демонов, можно вспомнить, что Сам Господь причастил Иуду. После этого в него вошел сатана. Господь причащает Иуду и после этого причащения сатана входит в Иуду, потому что Иуда имел в себе мысли о предательстве Господа. Для нас это самое значимое основание того, чтобы правильно готовиться к Причастию. Читаем, размышляем, говорим с Богом о своем сердце, о том, какие наши грехи. Говорим об этом на исповеди.

Важно, чтобы в основе духовной жизни не лежали формальные механизмы этой жизни, а, чтобы действительно это была жизнь с Богом. С рассуждением, с пониманием.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Мировоззрение человека должно соответствовать истинному до его подхода к Чаше. Мы не должны быть марионетками. Существует духовная зависимость от Причастия. Человек идет и каждую неделю причащается.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

В нашей обители тоже есть люди, которые имеют такую установку – каждый день причащаться. Когда их не допускают, они из одного храма идут в другой храм. Эти люди ходят на службу, как-бы молятся. Одна из таких женщин Великим Постом, когда в какой-то день не было службы, просила ее причастить запасными дарами, потому что она каждый день причащается.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Это уже болезнь. Прелестное состояние.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Она при этом всех критикует, осуждает батюшек, что они не такие, как ей хотелось бы. Это очень важно – как мы, священники, работаем со своей паствой. Важно, чтобы больше было общения, чтобы пастыри проходили определенный круг подготовки. В Лавре священники, монахи проходят курсы подготовки. Им читаются лекции на различные темы.

Монах Иоанн (Адливанкин)

За последнее время нам удалось провести довольно много лекций. Можно в интернете набрать «монах Иоанн, Оптина». На сайте Оптиной пустыни у меня есть отдельная страница, лекторий. Первая беседа была проведена с Оптинскими духовниками. Она к большому счастью получила большое развитие. Мы издали новую брошюру «Актуальная практика чинов присоединения», где даны вопросы, ответы, объяснения.

В последнем издании есть новая статья «Вопросы отречения от сект и культов Восточной ориентации», где собрано все то, что необходимо познать человеку, который, например, духовно занимался Восточными практиками. Ко мне пришла красивая, молодая особа. Преподавала йогу. Бывает, приходят люди совсем поврежденные. На этот раз передо мной была разумная, образованная женщина. Она была на Востоке, преподает йогу. Я ей предложил прочитать 20 страниц брошюры, где в полемическом, разъяснительном тоне я опровергаю целый ряд Восточных постулатов. За вводной частью идут отречения: «Каюсь..» Человек примерно полчаса читает вводную часть. По идее, он сам, про себя прочитывает около 30 отречений от тех вещей, которые касаются Восточных практик. Это играет большую роль. Этой женщине я тоже дал почитать. Вдруг слышу в кабинете происходит что-то странное. Захожу и вижу – она, как стена, бледная. Сидит и говорит все не своим голосом. И сама не понимает, что говорит. Кто-то из нее произносит слова, а она не понимает, что говорит. Все перепутано. Я понимаю, в чем дело. Она стала читать, прочитала вступление, дочитала до отречения и стала внутри себя отрекаться. А кто-то внутри нее заорал «Нет». Кому-то не понравилось то, что она отрекалась. Как важно понимание отречения! Она уже до этого момента была в церкви, причащалась, исповедовалась.

Эти статьи, текст брошюры можно найти в Интернете. Даются рекомендации для работы с любым человеком с такого рода заблуждениями. Для духовника это очень удобно. Не надо придумывать какие-то практики. Даны рекомендации, как поступать и в духовном отношении, и в отношении опровержения заблуждений. Это самый лаконичный подход. Можно говорить – ночью молись, Псалтирь читай, поклоны клади, на отчитку ходи. Но важно, чтобы изменился разум.

Многие духовники, когда ознакомились с этой брошюрой, с моими беседами в Оптиной Пустыни, другими беседами в Интернете, теперь или сами занимаются нашей практикой, или посылают к нам. Недавно Тюменская епархия по нашим вопросам и ответам, которые касаются этой темы, выпустила пять лекций на десять часов, где один разумный батюшка, кандидат Богословия дает объяснения по нашим материалам, что тоже очень удобно для человека, который заблуждался. Слава Богу, потихоньку что-то происходит. Наши зрители тоже могут все это посмотреть.

Была такая практика, когда святые отцы для отречения требовали рукописания. Человек писал: «Отрекаюсь от такой-то ереси, мировоззрения».

Эти проблемы не сложны. Просто к ним нужно относиться детально и профессионально.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Чем отличается ересь от заблуждения? Ересь – это упорство во лжи. Заблуждаясь, человек может согласиться, что он был неправ. Ересь – это упорство в этом, и связана она не только с общей необразованностью населения. Ереси насаждаются. Руководитель ЦРУ несколько лет назад сказал, что мы разрушим Россию не атомным оружием, а развращением и духовной агрессией. В книге «Грех. Болезнь. Исцеление» отец Анатолий (Берестов) приводит данные, что еще в конце 20 века, в 1994 году, Америка потратила 150 миллионов долларов на духовную агрессию. Сегодня эти цифры гораздо выше. Мы видим эти технологии по разрушению общества.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Во всем этом сектантство играет определяющую роль. Страшные вещи, которые происходят сейчас на Украине, говорят о том, что в этом расколе в нашей жизни уничтожена любовь. Необъяснимая агрессия. И мы видим последствия. Массовая духовная агрессия.

Душепопечительский Православный Центр находится в районе Люблино в пяти минутах от станции метро Люблино, улица Новороссийская 12а. Уже много лет я принимаю в четверг и пятницу. У нас работает регистратура. По субботам проходит молебен. Приходите, если нужно.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

В завершение нашей встречи хотелось бы привести отрывок из Канонического послания святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому:

 «Как в телесном врачевании цель врачебнаго искусства есть едина, возвращение здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ лечения: так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание».

Будем рады видеть в нашей аудитории отца Иоанна. Приятно, полезно общаться с человеком, которому есть, что сказать, потому что это его работа, его труд. Этот труд должен быть у всех нас. Труд по спасению души. Желаем и Вам, и нам милости Божией в работе в этом направлении.

Желаю нашим гостям, всем нашим слушателям помощи Божией и творческих успехов!

Помоги всем нам, Господи!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать:

  1. Священные Писания
  2. Игумен Анатолий (Берестов) «Грех. Болезнь. Исцеление»
  3. Игумен N «Между небом и адом»
  4. Гундаров И.А.  «Почему умирают в России, как нам выжить»
  5. Брошюра «Актуальная практика чинов присоединения»
  6. Интернет сайт Душепопечительского Православного Центра во имя праведного Иоанна Кронштадтского http://dp-c.ru/

 
К данной теме беседы есть дополнительный материал в виде брошюры, который можно скачать.

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля