Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Помощь в кризисно-духовных состояниях

Встреча с ведущим сотрудником Душепопечительского центра им. св. прав. Иоанна Кронштадтского в Люблино о. Иоанном (Адливанкиным). Тема беседы: "Помощь в кризисно-духовных состояниях".

 

16 января 2019 года

«…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков,

по хитрому искусству обольщения»

(Еф 4:14)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о тех проблемах, которые стоят перед людьми, испытывающими влияние темных сил и так или иначе оказавшимися вне Церкви. Это очень серьезная проблема, потому что люди, которые находятся вне Церкви, часто, к сожалению, в очень малой степени доступны воздействию Таинств и других молитвенных действий, которые мы обычно рекомендуем людям. С этой проблемой сталкиваемся и мы, и в особенности отец Иоанн, когда принимает такого рода больных.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Действительно существуют проблемы, когда речь идет об отпадении от Церкви. Это может привести человека к той грани, за которой благодать, полученная им при Крещении, его покидает. Чтобы понять, почему мы об этом говорим, нужно рассказать о нашем Душепопечительском центре, который существует 17 лет. Почти 20 лет я работаю в этой области (из них 16 лет в центре). Руководит центром игумен Анатолий (Берестов). Он является и  духовником центра.

В год к нам приходит по 600-700 человек. Это большой опыт. Мы дифференцируем проблему, видим, как меняются люди, как меняется захват человека. Мы видим новые опасные течения, проблемы, существующие внутри человека в связи с окружающей нас действительностью. В основном я имею в виду научно-технический прогресс, виртуальный мир. Разница между той работой, которую мы проводили 15-17 лет назад и сегодня, довольно существенная. Раньше я практически все знал. Приходили из какой-то конкретной группы, секты – с известного культа. Наша задача была выяснить догматику, глубину погружения и так далее.

С самого начала по благословению священноначалия проводились так называемые чины, которые не всем известны сегодня. Это чин присоединения к Церкви (если человек считался совершенно отпавшим), и чин отречения после сугубой исповеди, когда речь не идет о полном отпадении от Церкви. Можно дифференцировать людей, которые попали в какие-то проблемы - тех, которые, например, обращались к колдунам и тех людей, которые сами занимались колдовством; тех, которые, например, интересовались догматикой известной секты, и тех, которые участвовали в лжетаинствах секты, брали на себя полное право.

Когда мы работали с убиенным отцом Даниилом Сысоевым, тесно с ним общались, он употребил такой термин: «Мы исследуем, насколько человек действительно погрузился в глубины сатанинские», по Библейскому выражению. Возникает вопрос – считать ли человека падшим духовно или нет. Конечно, эта проблема объемная, обширная, и она всегда решается коллегиально. На сегодняшний день существует комиссия, созданная при Патриархии, для людей, которые считаются отпавшими, для возврата их в лоно Церкви.

Моя работа заключается в том, что я даю рекомендации, пытаюсь определить оптимальный путь для духовного выздоровления человека и направляю человека туда, где начинается уже другая работа. За все эти годы пока не была создана комиссия, как минимум 20-30% приходящих к нам людей направлялись в храм «Всех скорбящих Радость» к митрополиту Иллариону, который, как известно, уже многие годы два раза в год проводит чин присоединения к православной вере людей, отпавших от Церкви. Направляем не напрямую к нему, а к его священникам. Они проводят исследование, мы часто советуемся, когда речь идет о необходимости присоединения такого человека специальным чином. Это какой-то небольшой процент в основном заблудившихся людей.

В наши дни существует огромный спектр оккультно-сектантских услуг. Если раньше требовалось участие конкретных актов (сектантских, оккультных), то сейчас можно зайти в Интернет и через полчаса выйти оттуда совершенно поврежденным человеком. Мне трудно сказать сегодня, что проще.

Речь идет о глобальном искажении мировоззрения, миропонимания в смысле христианства. На фоне уничтоженной традиции, на фоне многих лет безбожия мы сейчас имеем общество, которое по сути своей совершенно незнакомо с основами церковной жизни. Хочу напомнить, что Крещение – это введение в Церковь. Кто был введен в Церковь 20-30 лет назад? Это происходило часто формально. А Крещение совершалось. Сегодня мы разбираемся как раз с теми людьми, которые не получили должного духовного образования и, благодаря своей фатальной дезориентации, находясь уже внутри церковного здания, так или иначе отпали в те или иные проблемы, которых сейчас очень много. Существует и другая сторона этого вопроса. Отпасть проще, чем вернуться. Церковь ориентируется на древнюю каноническую практику. Если говорить о подходе святых отцов, мы знаем о проблемах отпадения, об епитимьях 25, 6-летних и так далее. Сегодня и всегда мы имеем снисхождение к человеку. Для современного человека невозможно выдерживать такие сроки, но часто мучения человека после того или иного заблуждения как раз и соответствуют этим годам. Очень важно, чтобы духовник, к которому пришло такое заблудшее чадо, правильно понимал, что необходимо делать. Это на самом деле основная наша работа – сформировать правильное понимание, как необходимо общаться с заблудшим человеком, составить план реабилитации. Это и называется душе попечение.

В этой работе нужно очень многое знать. Нужно знать, где человек был, как глубоко, насколько он погрузился в эту проблему. Надо знать, что будет с ним потом, после того, как он выйдет. Это очень важно, потому что потом начинаются новые проблемы. Надо понимать, почему человек попал в эту беду, будучи церковным, крещеным человеком; почему Бог попустил ему отпасть. Здесь очень много вопросов. Если что-то выпадает из поля зрения духовника, то душепопечение получается неполноценным, неполным. В моем кабинете каждый день разыгрываются дискуссии Вселенских Соборов. Мы ставим те вопросы, которые рассматривали когда-то Вселенские Соборы. С этой областью никто не знаком. Благо, если просто незнакомы – верят и верят. Есть люди, которые начинают чем-то интересоваться. Существует множество доморощенных и новоявленных философов, и ересь буквально кругом – на каждом углу.

Церковь сегодня входит в ту роль, которую она играла тысячелетиями, столетиями в нашем государстве. Она входит в ту полноту, в которую должен войти и человек страждущий. Именно поэтому существует практика чинопоследования присоединения к Церкви. Сложный, древний, богословский вопрос. Тогда тоже не было единого мнения по поводу ряда вопросов.

К нам часто приезжают священники, которые проходят обучение, ведут прием рядом со мной. Здесь, в Лавре, тоже подобное возможно, если будет нужно. Они часто недоумевают, почему один раз я рекомендую чин присоединения, а в другой раз человеку в подобной ситуации, с такой же проблемой я его не рекомендую. Я не применяю это к себе (я просто монах), но священнику дано право смотреть на покаяние человека. Для одного человека, я вижу, этот этап давно пройден, и он давно участвует в Церковных Таинствах. Все от него ушло, но душа болит. Он очень щепетильный – боится неправильно что-то сделать. А для другого человека, хоть и прошло уже 20 лет его духовной церковной жизни, все, как было, так и осталось. Неспособность войти в церковь, голова загружена невесть чем. Как правило, мы имеем не одну проблему, а огромное количество комплексов проблем. Я уже не помню, чтобы человек пришел ко мне и сказал: «Я баптист». Обнял бы его, как брата. Но такого случая я уже не помню.

Мы давно разработали метод исследования, анкетирования. Страждущий человек заполняет анкету, отвечает на вопросы – обращался ли к бабкам, какие инициации принял, читал ли оккультную литературу, принимал ли участие в посвящение перуанских шаманов в Перу и так далее. Оказывается, занимался и тем, и тем – безумие. Я удивляюсь, как человек может выжить во всем этом. Это чудо, что вместе со всем этим я вижу живого человека.

Иногда бывает так. Я начинаю исследовать какую-то неизвестную проблему, о которой где-то слышал. Приходится многим заниматься. Открывается дверь – первый пациент и сразу из этой области. Я провожу беседу, начинаю исследовать, что к чему – как это применить, дифференцировать, к чему это может привести и так далее. Это большая серьезная работа. Думаю, самая большая из проблем сегодня, которая касается приходящих, страдающих от разных заблуждений людей, заключается в том, что, когда они пришли в церковь, церковь не знала, как правильно с ними поступить. Рекомендовала вещи, которые могли только нанести новый урон. Самое опасное – это общее для всех: исповедался – причащайся. И человек причащается бывает десятки лет. Но, когда человек приходит, и я начинаю исследовать, что у него в голове… Да, человек причащается. Вижу – нормальный образованный человек, но ему плохо. Я спрашиваю: «Когда Христос стал Христом? Когда Он крестился или, когда Он родился?»

Ответ: «Конечно, когда крестился». Надо же что-то отвечать быстро. Маленькая мелочь, казалось бы, а ведет нас к уровню споров на уровне церковных Соборов. Это глобальное заблуждение, которое никто никогда ему не объяснял. Я не говорю о том пространстве под названием Восток со всей его йогой и так далее, которые засоряют сознание. Выйти из этого так просто невозможно.

Однажды ко мне пришла молодая женщина, которая преподавала йогу. До меня она проходила катехизационные беседы и должна была креститься уже на днях. Промыслительно попала ко мне. Когда я стал ее дипломатично экзаменовать, оказалось, что все, что она знала о христианстве, было перенесено через призму другого мировоззрения. «Энергия цы – это Святой Дух, абсолют - это Бог Отец» и так далее. Все нужно правильно объяснять. Это на самом деле не так трудно, но нужно уделить этому внимание. Конечно, есть такие явления, которые действительно полностью отрывают человека от Матери Церкви: саентология, посвящение в регги, посвящение в космоэнергетику деир. Посвящение – это право. Есть инструмент захвата человеческой личности. Человек, например, что-то изучает. В этом нет большого греха – мало ли, что ты изучаешь. В конце концов человек имеет право выбора. Как правило, самые опасные явления предлагают какой-то акт. Пока ты изучаешь и думаешь, тебе предлагают нечто совершить. Хотите получить энергию, стать проводником энергии? – Да. С этого момента тебя грубо говоря подключают к какому-то миру, и ты становишься проводником демонических энергий - при этом ничего не понимая, но потихоньку проходишь этот этап. Акты отречения и присоединения вместе или отдельно предполагают отречение от права, которое человек на себя дал. А мы ко всему прочему исследуем, сознательно ему было дано это право или вместе с заблуждением. Ушло ли это право. Когда мы читаем литературу известных священнослужителей, например, «Несвятые святые», встречаем информацию о том, что наш любимый батюшка, митрополит, тоже одно время «блуждал». Но мы же не подвергаем сомнению, что он сейчас находится внутри Церкви. Церковные Таинства сами по себе, конечно, оказывают благодатное воздействие. Речь в основном идет о массе людей, которые погрузились в болото разного рода ереси, разного рода неправомыслия. И в дополнение дали на себя право в разного рода актах. Когда человек обращается к бабке, он тоже дает на себя право.

Как ты предположишь, что на тебе порча? Это сегодня массовая зараза. Ты не грешил, но ты думал, что на тебе нечто подобное есть. С того момента, как ты пришел, стал спрашивать и тебе сказали, что на тебе порча и нужно ее снимать, ты дал право на вмешательство в свою жизнь. С этого права на себя и начинаются проблемы. Потом человек приходит к батюшке, начинает рассказывать, что на нем и на всей его семье порча, и какой-то легковерный батюшка говорит: «Тогда иди на отчитку».

Начинается второй этап – этап глубокого повреждения. Человек получил повреждение вне церкви, и уже в церкви для него начинается новый этап повреждения.

Сегодня существует много проблем, связанных с непониманием того, какие проблемы существуют в душе современного страждущего человека, непониманием многих подходов, которые имели древние отцы. Вы найдете в канонической практике случаи массовых отчиток? Как они выглядят?

Иеромонах Моисей (Дроздов)

В одном из фильмов о Киево-Печерской Лавре рассказывалось о том, как духоносные отцы, которые были при жизни чудотворцами, поступали, когда к ним приходил одержимый, бесноватый человек - человек, страдающий от тяжелого недуга, например, алкогольной зависимости. Они его приковывали к пещере, а сами соборно вставали на молитву. Как правило, к утру отцы вымаливали человека. Бес из него выходил. Ряд духоносных отцов, молитвенников выходили собором против одного беса.

Монах Иоанн (Адливанкин)

Предположим, человек получил серьезную оккультную инициацию. Я не говорю о несерьезных вещах. Он в принципе отпал от Церкви. Отчитки – это внутрицерковное действие. Я знаю, к примеру, чин секты Виссариона. Оно является одним из самых опасных для погубления, захвата человека. Люди потом рассказывают, как им здорово на отчитках, как они себя там хорошо чувствуют. Эти люди полны ереси, а ереси отчиткой не выходят.

Скажу по нашему опыту. К нам приходило очень много людей с этой проблемой. Да, было несколько раз, когда люди находились в таком состоянии, где ты просто ничего не можешь сделать. Эти люди явно проявляли в себе действие падшего духа, кричали, кусались и так далее. Полная невозможность для нас что-то предпринять. Такого человека просто некуда послать. Либо психиатрия, либо отчитки. Но пока есть возможность говорить с человеком, с ним нужно говорить. Я общаюсь с теми батюшками, которые на пространстве России проводят отчитки. Так получилось. Мы разрабатываем вопросы отречения. Многие батюшки почитали наши книги. Недавно мы выпустили руководство к действию – «Актуальная практика чинов присоединения». Разработано много анкет, вопросов, объяснено много подходов. Батюшки познакомились с этими пособиями и поняли, что они не делают чего-то, что было бы полезно. Стали звонить, советоваться. Хотя я противник массовых отчиток, но здесь мы об этом с ними говорим. Многие из людей, которые были на отчитках, и которых я знал, приходят обратно ко мне. Я сам никогда не посылаю на отчитки, но кто-то возвращается и, когда люди приходят, я вижу их зависимость от самих отчиток.

Я говорю отцу, который этим занимается – раз не вышел бес, два не вышел бес, три… Зачем человека мучить? Сорок отчиток! Значит, тогда нужно применять какие-то другие меры. Я допускаю какую-то возможность для отчитки, но она должна быть четко определена.

У меня в кабинете появилась бабушка с маленьким ребенком и говорит: «Мы сорок отчиток прошли. Что делать, батюшка, дальше? Это мой внучок. Он не слушается маму». «Нам нужно тоже с Вами тогда на отчитки ходить!» Это катастрофа. И вред, который приносится, неописуем. Я это точно знаю. За долгие годы знаю людей до отчиток и после. До отчиток с человеком еще можно говорить. После почти невозможно. Не исключаю случаи, когда бесы трепещут от этих молитв, но здесь нужен разумный подход. В основном это то, чем мы занимаемся. Мы ищем самый разумный подход. Просто надо видеть тех, кого приводят.

Много раз, десятки раз мы сталкивались с людьми в состоянии беснования. У них нет другого варианта. Их к нам привозят в последнем уповании, но я попробую очень коротко объяснить. Это разговор не для короткой беседы. Как пример – работа духовника-психиатра.

Мама с тетей привезли дочку и соответственно племянницу, которая много лет занималась йогой и медитацией. Она была в тантра йоге и не может теперь выйти из медитации. Девушка постоянно находится в этом состоянии, ничего не понимает. Она все время находится в своих словах, терминах, в своей мантре. Я вижу, что человек сохранен, но он не может выйти из этого навязанного состояния. Понятно, демоны. Иначе и быть не может. Активность внимания в одну сторону. Девушка не может прервать эту активность и происходит общение с демоническими силами. Говорить с ней невозможно. Отчитки отпадают – она и не пойдет. Но девушка адекватна. С ней работал очень хороший психиатр. Психиатр разумно, при помощи препаратов, на которые она кстати пошла, понижает общую активность психики, а я с ней общаюсь (не отпускаю). Приходит к нам через день, участвует в нашей церковной жизни. Священники активно с ней общаются. Активность общая понижена и на фоне этого понижается и ее активность в сторону медитации. Потихонечку. Состояние снаружи амебное, но это не имеет значения. Я не видел людей, поврежденных от препаратов. Они потом выходят из этого состояния. Тем более есть люди, которые с психиатрией приходят. На выходе из этих тяжелых препаратов появляется возможность формировать общение с ней - как бы новый мир. На нашем опыте не один такой человек.

Иногда возникают тупики и никакого выхода. Мне остается только встать и гонять беса. Это невозможно. А человек гибнет. Это тоже неразумная позиция некоторых отцов. Понятно, здесь есть опасение – чтобы где-то недокололи, перекололи, перекормили. В любом случае здесь есть возможность дифференцированного общения пастыря с врачом. В какой-то мере работать с психологом, наркологом, если нужно. Только, чтобы это было разумно и во взаимопонимании.

В целом в этом заключается наша работа. Она довольно объемная. К большому счастью, наблюдая наш опыт и оглядываясь назад, мы видим очень много людей, вернувшихся к нормальной жизни. Самая большая проблема – когда человек, вошедший в Церковь, считающий себя внутри Церкви и участвующий в Таинствах, все еще содержит в себе те явления, то неправомыслие, те остатки его бед, которые не позволяют ему гармонично развиваться внутри Церкви.

По опыту я знаю, как связаны многие вопросы. Практически весь свой опыт я синтезировал в одном опросном листе. Никогда в жизни человек не расскажет все свои проблемы. Он не придает им никакого значения. В опросном листе вопросы и о духовной жизни, и об участии в Таинствах человека. Ходили ли к Кашпировскому, на всякий случай, и так далее - все вопросы собраны вместе. Разворачивается картина. Я вижу духовную жизнь, вижу родственников, обращение к бабкам, вижу участие в психологических тренингах и так далее. Вижу, что человек читал, что он делал, где он давал на себя право, с кем он общался. Десять минут и человек сам про себя знает больше, чем знал до того. У нас на каждую тему разработан свой подход. К примеру, тем людям, которые оказались в восточных культах (йога, медитация), я написал небольшую статью. Чтение ее занимает полчаса. В начале идет аннотация – объясняется, что такое энергия и так далее. Потом сразу за этим идут акты отречения. Ты сначала почитал, что понимается под энергией на Востоке, чем это понятие отличается от понимания энергии в христианском сознании, где разница между тем и другим и так далее. Потом предлагается отречение. Комплексно о всех, насколько возможно, культах восточной ориентации.

Пришла молодая особа - умная, образованная, долгое время была преподавателем йоги. Выяснил, что она глубоко погружена во все это. Я обычно предлагаю таким людям посидеть и почитать. «У нас уютно, попейте чай и почитайте». Минут через двадцать я слышу, что у меня что-то в коридоре происходит. Я даже не понял, что случилось. Вышел в коридор и увидел картину: сидят люди, белые, как полотно; она сама не понимает, что происходит, а кто-то кричит из нее нечеловеческим голосом: «Не отрекусь!» Она не понимает, кто кричит; а все понимают, что кричит кто-то из нее. Картина страшная. Женщина сначала прочитала весь материал, который объяснял всю проблему, которая существует в йоге, а потом начались тексты отречения. Ты читаешь тексты, и отречение происходит внутри тебя. Ты их просто читаешь, но ему предлагается принять решение. Она приняла решение и стала про себя читать и про себя отрекаться, и кому-то внутри ее это не понравилось. Отречение – это сакральный акт.

Если мы возьмем старое чинопоследование, там всегда была указана важная деталь: необходимо точно знать, в чем согрешил (как в покаянии) и точно в этом каяться. Точно знать, в чем отступил и точно отрекаться от того, в чем отступил. Это может происходить на каноническом поприще, а может произойти и в частной исповеди. Мы видим, что такая точно дифференцированная исповедь приносит огромное благо.

Такая в основном наша работа – изучение, исследование. Мы привлекаем в помощь многих духовников. Я работаю с игуменом Анатолием (Берестовым), своим духовником, известным игуменом Н (схиигуменом Гавриилом). Мы советуемся по многим вопросам. Мы общаемся с братией из Лавры. Когда я определяю проблему, стараюсь направить человека туда, с кем я договорюсь, кому заранее смогу объяснить в чем вопрос, и тогда довольно удобно работать с приходящим к ним на исповедь.

Если речь идет о более серьезных вещах, мы отправляем в комиссию по реабилитации или в вотчину митрополита Иллариона, где проходят чины присоединения.

Такая комплексная работа позволяет принести большую пользу. Мы это видим. Слава Богу!

Наш сайт: ДПцентр.церковь.ру (http://dpcentr.cerkov.ru/)

На этом сайте Вы найдете все, что необходимо – анкеты, объяснения, фильмы, материалы, записи. Или наберите в Интернете «монах Иоанн».

Благодарим за встречу! Благодарим наших зрителей, слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. Сайт Душепопечительского православного центра
    http://dp-c.ru/spetsialisty/monah-ioann-adlivankin

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля