Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Пост и зависимость

В гостях у настоятеля храма Рождества Иоанна Предчети в Юкках, доктора медецинских наук, профессора, заслуженного врача РФ, протоиерея Григория (Григорьева). Тема: "Пост и зависимость".

 

Тема беседы: Пост и зависимость

«Господи и Владыко живота моего,Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи, Царю!Даруй ми зрети моя прегрешения,и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь» (Молитва святого Ефрема Сирина)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, сегодня, на пятой неделе Великого Поста, хочется поговорить о зависимостях, о том, как пост помогает в борьбе с зависимостью; и что делать, если человек все же пал, не выдержав напряжения. Как ему восстать и как могут помочь в этом его ближние?

Протоиерей Григорий Григорьев

Все-таки пост − это в первую очередь пост от греха, для того чтобы увидеть все свои немощи. Если мы воздерживаемся от греха, у нас есть возможность выполнить то, о чем сказано в золотой молитве поста − молитве святого Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Пост − это время, когда мы пытаемся жить по законам любви, когда мы хотим возлюбить себя, ближнего и Бога, и для этого стараемся жить по заповедям Божьим. Та пищевая часть поста, которая всем хорошо известна − а многие пост считают именно воздержанием от скоромного –она в этом смысле имеет вспомогательное значение. Эта вещь важная, полезная, но вспомогательная. Главное – это воздержание от греха и преумножение в себе духа любви. В этом состоит главная,генеральная задача Великого поста.

Многие люди воспринимают духовный пост, как время особых искушений - раз пришел пост, значит начнутся искушения. В идеале пост должен быть временем райской жизни. Искушения в посту − это прежде всего встреча с самим собой. То есть мы входим в пост, просим Бога о том, чтобы увидеть свои согрешения. Мы с ними встречаемся. Эта встреча с собой представляется нам как некие искушения. Несомненно, пост − это время, когда мы можем избавиться от них.

В пост надо чаще причащаться. В субботу служится Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста, а в воскресенье − Литургия святителя Василия Великого. Если в посту достаточно было бы причащаться раз в неделю, то незачем тогда появляться по средам и пятницам дополнительной Литургии святителя Григория Двоеслова. То есть для того, чтобы находиться максимально в духе любви, надо причащаться чаще, чем раз в неделю. Если вне поста четвертая Божия Заповедь пророка Моисея «Шесть дней работай, седьмой отдай Богу» для нас состоит в том, чтобы стараться причащаться раз в неделю, то в дни Великого поста этого недостаточно. Само появление Литургии Преждеосвященных Даров говорит о том, что недостаточно причащаться раз в неделю. Если мы хотим преумножить в себе дух любви, если мы хотим избавиться от того, что мы узрели в самом себе, если мы хотим, чтобы встреча с самими собой была не искушением, а благодарением Бога, надо чаще причащаться. Этим я как бы отвечаю на вопрос, что делать, когда у человека появляются грехи.

Конечно, пост − время духовной бдительности, и то, что мы называем искушением, − это как бы видение грехов. Оно усиливается, обостряется. И Новый, небывалый, завет проявляется в том, что в пост мы стараемся причащаться как можно чаще. Вот это является отличием поста, а в общем-то, пост должен быть временем величайшей радости. Пост − это время воздержания от греха, время жизни как у Христа за пазухой. Это время, когда мы живем на этой земле как в Царствии Божием, для того чтобы в вечности оказаться в Царствии Небесном.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Сегодня мы были у святого праведного ИоаннаКронштадтского в Иоанновскоммонастырена Карповке в Петербурге. Побывали на утреннем богослужении и приобрели книгу, которая называется «Великий пост со святым праведным Иоанном Кронштадтским».

Идет пятая неделя Великого Поста, и в своем поучении святой Иоанн Кронштадтский говорит о его цельбоносности. Пост является не только временем испытаний, но и временем получения особой помощи Божией. Прочитаю отрывок из этой книги: «Он доселе очищает, возрождает и обновляет нас в святом Крещении; освящает и утверждает благодатью Святого Духа в миропомазании; священнодействует на Литургии, как вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову, и преподает пречистое Тело и Кровь Свою под образом хлеба и вина; в покаянии — Сам внимает нашему покаянию и разрешает грехи искренне кающимся; в священстве, иерархии пли пастырстве, Он Сам просвещает, пасет, руководствует, судит и наказует духовно словесных овец Своих; в браке благословляет супружеский союз мужа и жены к благословенному рождению и воспитанию детей; в елеосвящении, как Врач душ и телес, врачует немощи духовные и телесные».

«Сам чудно, действенно, ощутительно служит нашему спасению, производя в нас дивные, божественные силы, разрушающие железные узы и путы греха и смерти духовной, врачуя немощи, искупляя нас всякий день за покаяние и веру от безмерных согрешений, сладостно оживотворяя души, пресыщенные горечью греха людей».

Видение своих грехов часто погружает человека в уныние, однако при этом Господь дает особую надежду получить помощь в этой немощи. Когда случается падение, человек, конечно, испытывает разочарование оттого, что упал, от своей немощи.

Я бы хотел задать вопрос, который иногда задают, о людях, которые, находясь в зависимости, дали обет перед Господом и пали. Как им не отчаяться, как восстать при своем падении, и что должны делать ближние, для того чтобы поддержать их в этой ситуации?

Протоиерей Григорий Григорьев

− Сейчас идет пятая седмица - память святого Иоанна Лествичника, память Лествицы − восхождения в Царствие Небесное и преодоления грехов. Преодолевая свои грехи, мы поднимаемся все выше и выше. Можно сказать, что, чем темнее ночь, тем ярче светят звезды. И как говорил апостол Павел, где преизобилует грех, там преумножается благодать Божия.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский подчеркивал тот момент, что пост − это время особого духовного покаяния. Все православные люди хорошо знают, что покаяние − это метанойя (перемена ума), но при этом под покаянием понимают некое осознание своих грехов. Приходят люди в церковь на Таинство Исповеди, произносят свои грехи перед священником и, как правило, на этом все и заканчивается. Другие люди все больше и больше видят свои немощи, иногда обливаются слезами. Когда Иоанн Лествичник в своей схиме молился в пещере, он постоянно плакал, поэтому эта пещера так и называется − пещера плача. Многие считают, что он сокрушался о своих грехах, о грехах братии, грехах мира. Лично я считаю, что он плакал от радости видения Царствия Небесного, плакал от невозможности оказаться там в данный момент. Вертикаль креста призывала его туда, но горизонталь повелевала остаться там, где он был необходим в это время, − необходим близких, для всего мира, для всего человечества.

Метанойя − это не просто видение своих грехов. Это видение духовных горизонтов вследствие видения грехов, преодоления их. Грехи уходят, и открываются духовные горизонты. Иначе говоря, если после исповеди не открываются новые духовные смыслы, новые духовные горизонты, новые духовные пространства, то это не та метанойя и не та исповедь.

Видение духовных горизонтов является обязательным в метанойе. У нас нередко происходит лишь частичная метанойя − видение отчасти своих немощей, но невидение духовных перспектив. Иногда от видения духовных немощей люди прекращают идти духовным путем. Они говорят: «Я такой грешник, что мне надо пойти и удавиться на осине» и ничего больше не видят. А всё должно быть наоборот.

Когда наступает такое состояние, люди еще дальше уходят от Бога. Они отвергают возможность встречи с Богом в духе любви, радости и метанойи, от новых духовных горизонтов. Уходя от Бога, они попадают в пучину греха. Это может быть связано с пьянством, нарушением обетов, зароков, с нарушением лечения, обещаний, данных родственникам. В этом случае они неизбежно встречаются с духами злобы поднебесной. В этом смысле вера укрепляется мистически − через встречу со злом. Эта встреча со злом достаточно агрессивна, опасна и непредсказуема по последствиям. Она может привести к гибели человека. В данном случае человек приближается к Богу бесовским путем, ведь и бесы веруют и трепещут. Через встречу с духами злобы поднебесной такой человек осознает, что есть Царствие Небесное, и тогда у него появляется возможность, как у блудного сына, вспомнить, что у него есть любящий Отец, развернуться и двинуться с радостью в другую сторону − побежать навстречу любящему Отцу. И Господь выйдет на встречу с человеком, раскроет ему Свои объятия, обнимет его и успокоит.

Христос так и сказал: «Придите ко Мне все труждающиесяи обремененные, и Я успокою вас» (Мф11:28). «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:16) «…и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22).

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Известный актер и яркий представитель восточных единоборств Брюс Ли, подумав, так ответил на вопрос американского журналиста, верит ли он в Бога: «Я в Него не верю, чтобы он нашел меня». Брюс Ли дал такой ответ за год до своей смерти. Зачитаю отрывок из статьи Александра Ткаченко, опубликованной в журнале «Фома». Статья называется «Во что верил Брюс Ли».

«Я в Него не верю, чтобы он нашел меня». Что-то удивительно трогательное и по-детски чистое увиделось мне в этой противоречивой фразе.Как будто маленький мальчик спрятался от родителей в кустах рядом с домом и ждет, когда они, обеспокоенные его пропажей, отправятся на поиски. И вовсе не озорство или жестокость движут им, а наивное желание убедиться в том, что родители его действительно любят. Что они готовы бросить все свои взрослые дела, обыскать всю округу, лишь бы найти своего пропавшего сына.

И если говорить о человеческом роде, то разве не оказались мы все в положении такого мальчика, одновременно – и прячущегося от Бога в свое неверие, и – надеющегося, что Бог нас обязательно найдет?

Конечно, я не знаю, какой смысл вкладывал в эту фразу Брюс Ли. Возможно, он имел ввиду что-то совсем иное. Но сама мысль о том, что человек, считающий себя неверующим, все же верит в любовь Бога и надеется на встречу с Ним, показалась мне очень красивой и созвучной Евангелию.

Ну а напоследок – слова преподобного Иустина (Поповича), которые звучат как прямой ответ всем ожидающим, что когда-нибудь Бог их найдет:

“…Человеколюбивый Господь Христос именно тебя и ищет. Ты блуждаешь по тине сластолюбия, барахтаешься в фантастических мечтаниях, блуждаешь по пустыням безумных желаний, а и не замечаешь, что за тобой невидимо спешит и ищет тебя Он – Единый Человеколюбец: идет по твоим пустыням, скитается по твоим ущельям, ищет тебя по твоим мирам, чтобы тебя найти. И когда найдет тебя, заблудшего в грехе и смерти, Он радуется больше чем ты и дает тебе все, что ты потерял, несравнимо больше того.Только с верой прильни к Нему и покаянием, любовью, постом, молитвой и остальными святыми добродетелями держись Его. Нет греха, которого бы Он тебе не простил, и смерти, из которой тебя не воскресил бы, и нет непреходящего добра, которого Он не даровал бы тебе”.

Не только человек ищет Бога, но и Сам Господь ищет человека, следует за Ним его путями, для того чтобы поддержать его в случае падения или не допустить возможности этого.

Известный французский математик Блез Паскаль говорил: «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю все».

Когда человек даже в своем падении не забывает обратиться к Богу, то Господь всегда пойдет ему навстречу, как любящий Отец. Важно об этом помнить.Важно служить ближним тем даром, которым Господь облагодетельствовал человека. В книге, о которой мы сегодня говорим, в главе «Словов неделю пятую Великого поста» святой праведный Иоанн Кронштадтский как раз говорит о том, что мы должны делать:

«Но Он оставил нам образ, пример, чтобы и мы служили друг другу с любовью. Он сказал: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом» (Мк.10:43–44).

 

Всеми своими талантами, всеми своими возможностями Вы, отец Григорий, служите людям, которые находятся в падении, и с помощью Божией помогаете им восстать. Как и праведный Иоанн Кронштадтский, который служил и причащался каждый день, Вы много лет каждый день служите, причащаетесь и советуете другим людям этим врачевствомпользоваться. Мы Вас благодарим и хотим услышать от Вас некие советы, как людям, находящимся в искушениях, убегать от этих искушений, как воспользоваться возможностями восстания в падении. Что Вы, как доктор медицины, доктор богословия и человек, имеющий огромный опыт врачевания этих немощей, можете порекомендовать нашим зрителям?

Протоиерей Григорий Григорьев

Возвращаясь к Брюсу Ли, который сказал, что он не верит в Бога, то, если Бога нет, в кого он тогда не верил? То есть сама фраза «не верил», говорит о том, что есть нечто, во что он не верил.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Он сказал: «Я в Него не верю, чтобы Он нашел меня». То есть он верил в Бога, но не верил, что Господь обратит на него внимание.

Протоиерей Григорий Григорьев

Господь дал нам главную заповедь: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). Ученики Его были простыми галилейскими рыбаками, и им стало очень интересно, где конкретно искать это Царство? Это какая-то гора или город, может быть, пещера? Может быть, на море Царствие Небесное? А Господь им говорит: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20)

Бог повсюду. Он и внутри, и вовне - Он вездесущ. И Бог всегда разговаривает с человеком. Человек не всегда Его слышит, поскольку он очень занят своими проблемами, своими делами. Голос Бога − самый тихий звук во Вселенной. Нужно, чтобы появилась некая внутренняя тишина. Чем ближе человек приближается к Богу, тем больше это безверие исчезает. Я думаю, что перед смертью все становятся верующими в какое-то мгновение. Когда человек попадает под бомбежку, он говорит: «Господи, помилуй!» На подводной лодке, я лично видел, как атеисты в тяжелый момент молились Богу. Поэтому я бы вообще не разделял людей на верующих и неверующих. Бывает, что люди называют себя неверующими, но живут по заповедям Божьим − заповеди Господа как бы написаны в их сердце. Об этом сказал апостол Петр, когда пришел к Симону кожевнику и к Корнилию, сотнику Италийского полка:

«И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян.10:28-29)

 «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34-35)

Но есть и такие люди, которые считают себя верующими, однако Божественных заповедей не соблюдают, и в первую очередь − заповедей любви.Может ли называть себя верующим человек, который ходит в церковь, и в котором не приумножается дух любви? Я думаю, что он может называть себя отчасти верующим. Также тот, кто называет себя атеистом, по сути дела является таковым лишь отчасти. Разум человека вырастает сообразно тому, что ему встречается в пути: вот его так научили, такая была традиция, он никого не встретил – и так у него все и получилось.

Встреча с Богом неизбежна. Важно, чтобы это произошло при жизни, потому что когда мы умрем, то узнаем наверняка, если ли жизнь после смерти.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Это уже будет знание, которое уже не принесет нам пользы.

Протоиерей Григорий Григорьев

Абсолютно точно. Поэтому я думаю, что для того, чтобы не ошибиться, лучше на всякий случай быть верующим. А быть верующим – это значит любить себя в первую очередь, желая себе в вечности спасения. Если человек придет в такое состояние, он можетпроверить, насколько у него выражена любовь к себе: как ты любишь окружающих, так, по сути дела, ты любишь и себя. Тогда тебе будет легко полюбить Бога, Который дал тебе такую возможность. Это восстановит самое главное − доверие к Богу. А когда восстановится доверие к Богу, то жизнь по заповедям Божьим станет не то что тяжелой и невозможной, как говорят многие, а неизбежной − человеку станет невыносимо тяжело нарушать Божьи заповеди. Насколько нам их легко нарушать, насколько мы их не соблюдаем, настолько мы не любим Бога, не доверяем Ему. И главная причина - это обиды на многих людей, которые нас окружают. Эти обиды на людей невольно становятся обидами на Бога. Об этом надо непрестанно помнить, потому что самое главное в духовной жизни: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин:13-35)

Это главное, и почему-то этому уделяется очень мало внимания. Приход − это единое собрание, единая семья любящих друг друга людей в единстве своей любви к Богу и окружающему миру. Так должно быть.Поэтому я не стал бы делить людей на верующих и не верующих - все весьма относительно. Если бы люди были верующими, они были бы в любви. Веришь ли ты в то, что бывает день и бывает ночь? Веришь ли в то, что дышишь кислородом? Человек верит в то, что он знает. Бог всегда рядом с нами, но мы не всегда готовы Его встретить, не всегда готовы Его опознать и не всегда готовы Ему ответить. Поэтому самое главное, наверное, выполнять то, о чем сказано в отрывке из стихотворения: «В годину смуты и разврата не осудите братья брата» (Владимир Балыкин)

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (из молитвы святого Ефрема Сирина).Вот это очень важно, потому что, когда мы говорим об оскудении Духа любви, о приумножении Духа любви, нам нужно очень точно выстроить систему целей и установок. Как это достигается? Это достигается только одним путем − небывалым Заветом, Новым Заветом − Заветом Таинств. Не заветом правил, не заветом заповедей, не заветом молитв, хотя все это имеет значение. Новый Завет от любого другого завета отличается прежде всего тем, что это завет Таинств, и в первую очередь Таинство Святой Исповеди и ТаинствоСвятого Причастия, а также, конечно, ТаинствоКрещения, ТаинствоМиропомазания, Таинство Елеосвящения. В Великом Посту все эти таинства опять восстанавливаются в нашей жизни, поэтому я бы сказал, что при всех проблемах, трудностях, при всех грехах, искушениях надо как можно чаще причащаться. Это является главной, центральной, доминирующей, генеральной задачей Великого Поста. И тогда получится то, о чем мы просим Бога: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Когда мы говорили о вере, я вспомнил про одного проповедника, который говорил о том, что слово «вера» является корнем многих слов, которые характеризуют уровень веры. Первый уровень веры − это уверенность в том, что Бог есть. Второй уровень, который тоже имеет корнем слово «вера», − это доверие, когда человек не только понимает, что Бог есть, но понимает и то, что Бог человеколюбив, Он ему помогает. И третий уровень, наверное, самый сложный, − это верность, когда человек верит в Бога, несмотря на то, что, казалось бы, в его жизни случаются какие-то неприятные ситуации, гонения, споры   в частности клевета. Об этом в своем поучении «Слово в пятую неделю Великого Поста» говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Когда мы верим, то должны приготовиться к искушениям. «Служение ближним не может быть без самоотвержения и креста, и чем иногда больше, выше доставляемое нами ближним добро, тем часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных нами».

Враг нашего спасения очень не любит, когда из его пасти похищают души, которые он уже готов поглотить. Конечно, когда люди спасаются из этой пасти, враг нашего спасения воздвигает всяческую клевету, обвинения, которые делают служение ближним очень трудным. В этих ситуациях пастырю надо не унывать, а, взирая на Крест Христов, который говорит о том, что претерпел Сам Господь за грехи человеческие, получать в этом особую силу. Это очень важная тема, о которой мне также хотелось Вас спросить, потому что в нашем центре мы занимаемся теми же проблемами.

Люди в различных обществах борются с этим грехом, часто претерпевая разные сложные ситуации, иногда очень трудные, для того чтобы продолжать это дело служения ближним. Что Вы, как пастырь, который прошел и проходит эти трудности, можете порекомендовать тем людям, которые терпят неблагодарность, клевету и другие сложные обстоятельства в этом плане?

Протоиерей Григорий Григорьев

Я думаю, что здесь есть некое непонимание того, что есть крест Христов и что есть крест человеческий. Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф11:30). Крест Христов − это испытание перед получением благодати. «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф11:12)

Мы получаем благодать, когда проходим некие духовные испытания. И чем выше испытания, тем больше благодать. Благодать всегда идет сторицей. Глубина и тяжесть испытаний зависят от того, сколько мы можем понести, в первую очередь благодати. Святые отцы радовались искушениям, потому что они знали, что дальше благодать. Когда большие искушения, тогда большая благодать, и чем больше искушения, тем больше благодати.  Когда искушений не было, уходила великая Божия благодать. Вот это называется крест Христов.

А есть искушения от видения своих грехов. Собственно говоря, клевета − это особое лекарство, я бы сказал, тест для всех нас на проверку нас самих на предмет человекоугодия. Насколько для нас болезненна клевета, настолько для нас значимо мнение о нас других людей. А для ученика Христова мнение других людей должно быть значимо лишь постольку, поскольку оно может показать какие-то собственные немощи, но не более того. И мы должны понимать, что хорошие люди так или иначе скажут о нас хорошо, плохие скажут так или иначе плохо, и к этому надо относиться чисто прагматически. Если в клевете есть что-то существенное и действительное, то надо взять это на вооружение и измениться. А на все остальное надо реагировать как на крест Христов и понимать, что за этим придет большая благодать. Ведь действительно, всякие трудности наступают перед Пасхой, когда мы получаем максимальную благодать.

Крест Христов приближает нас к Богу. Крест человеческий уводит нас от Бога. Иначе говоря, крест человеческий − это крест судьбы. «Посеешь поступок − пожнешь привычку, посеешь привычку − пожнешь характер, посеешь характер − пожнешь судьбу». Это слова из романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Можно сказать, что человек, живущий по своей воле, по своей судьбе, совершает своеволие, всегда уходит от Бога, и в этом проявляется крест человеческий. В конце концов этот человек залезает в топкие болота, начинает тонуть и говорит: «Бог попустил». А человек сам туда зашел, и у него всегда есть возможность остановиться, сказать: «Что-то я не то делаю», повернуться на восток ко Христу и, как блудный сын, вернуться к любящему Отцу. Крест Христов − это всегда движение на восток, к Богу, это подъем на высокую гору. Этот подъем сам по себе труден, чреват многими испытаниями и искушениями. Духи злобы поднебесной всячески препятствуют.

Господь же сказал нам: «Приидитеко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф11:28).

Господь дал нам алгоритм силы движения в этом направлении − непрестанное причастие: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин 6:56) 

Собственно говоря, Причастие – это атомный реактор души человека в дальнем походе на океанских просторах земной жизни.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Вы говорите, как подводник.

Протоиерей Григорий Григорьев

Да, потому что Благовещение, наш любимейший Праздник, для меня еще и день памяти погибших подводников. Я бы сказал, что подводники − это люди, близкие к Богу, потому что они в какой-то степени находятся между жизнью и смертью. Не потому, что там больше риск, а по определению. Само нахождение в подводной лодке создает особое молитвенное состояние. Когда в этот день мы служим Божественную Литургию в нашем храме в Юкках, мы служим Литургию о погибших подводниках. У нас есть Херувимская песнь о погибших подводниках.

Люди должны понять, что крест Христов − это радость, это любовь, это свет, это безконечное спокойствие. Крест Христов – это, когда человека накрывает необыкновенной Божественной тишиной. Когда эта тишина проникает в душу, в тело − во всё. Все трудности воспринимаются совершенно по-другому, потому что человек находится в тишине Божественной любви. А когда он находится в огне своих собственных страстей, он принимает свой человеческий крест за крест Христов и говорит: «Господь меня наказывает, вот Он это попустил, то попустил». Господь вообще всё попустил, когда изначально дал человеку свободу воли. Не надо свои грехи сравнивать с крестом Христовым. Крест Христов − это подъем на гору Царствия Небесного. Если угодно, это орел, в шею которого вцепился ворон, и орел начинает подниматься в горные веси. Святых подвижников так и называли − небопарнии орлы. На большой высоте ворон задыхается и падает замертво. Мы не с грехами боремся, а к Богу приближаемся. Любая борьба с грехами приводит нас в болото − за что боролись, на то и напоролись. Мы фиксируемся на грехе, усиливаем грех и тонем. А нам надо перестать бороться с грехами, перестать стряхивать с себя впившихся в нас воронов − духов злобы поднебесной. Нам надо подниматься в горнии веси, подобно небопарним орлам − святым отцам. «Святая святым», «Горе имеем сердца». Нам надо идти дорогой святости, дорогой таинства Святого Причастия. Вот тогда крест человеческий превратится в крест Христов, и, повторяя за Христом, мы воскликнем: «Воистину, Господи, каждое слово у Тебя правда: Ибо иго Мое есть благо и бремя Мое есть легко».

Благодарим наших гостей! Благодарим наших зрителей и слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. «Великий пост со святым праведным Иоанном Кронштадтским», Воздвиженье, Москва, 2019
  4. Журнал «Фома»: https://foma.ru/vo-chto-veril-bryus-li.html
  5. Храм в Юкках: http://hram yukki.ru/vstrecha_protoiereya_grigoriya_grigorieva_s_moskovskimi_kollegami_9_aprelya_2019_g.html

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля