Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Проблемы душевного здоровья современного общества

8 марта 2017 в МОЦ состоялась беседа за круглым столом о проблемах душевного здоровья современного общества с профессором Силуяновой Ириной Васильевной, зав.кафедрой биоэтики РНИМУ им Н.И. Пирогова и Пищиковой Любовью Евгеньевной, доктором меднаук, психиатром, автором многих книг и статей по биомедицинской этике.

 

«Чем более страдал, тем легче себя чувствовал»

Схиарх. Гавриил Седмиезерный (Зырянов)

8 марта 2017г в МОЦ состоялась беседа за круглым столом с профессором Силуяновой Ириной Васильевной, заведующей кафедрой биоэтики РНИМУ им Н.И. Пирогова, и Пищиковой Любовью Евгеньевной, доктором медицинских наук, психиатром, автором многих книг и статей по биомедицинской этике. Тема беседы «Проблемы душевного здоровья современного общества».

Дорогие братья и сестры, сегодня за нашим круглым столом мы приветствуем Силуянову Ирину Васильевну и Пищикову Любовь Евгеньевну. Мы встречались на Рождественских встречах, которые были посвящены итогам столетия, и сегодня, в неофициальной обстановке, хотелось бы поговорить о том, как мы можем соединить наше православное воззрение на лечение больного с современной медициной.

На Рождественских встречах Ирина Васильевна выступала с докладом о святом враче Евгении Боткине, страстотерпце, который принял мученическую смерть вместе с царскими мучениками.

Силуянова Ирина Васильевна

Вопросы, которые связаны с современной медициной, те процессы, которые происходят в современной медицине, очень неоднозначны и требуют своего, как морального, так и духовного осмысления. Для священства, как мне кажется, очень важно иметь необходимую информацию, потому что очень многие люди озабочены тем, что происходит в медицине, в частности с новыми технологиями. Многие ищут для себя ответы на вопросы, например, о возможности искусственного оплодотворения, можно ли или нельзя использовать современные методы контрацепции, соглашаться ли на то, чтобы быть суррогатной матерью, потому что это приносит доход.

Люди идут, спрашивают благословение у священников, и конечно, священнослужители должны иметь представление, что это за технологии, и как можно помочь людям, чтобы плодотворно использовать эти технологии или иметь силы отказаться от них.

На Рождественских встречах мы постарались осмыслить, что произошло за последние сто лет Российской истории. Знаменательным для нас событием было то, что в 2016 году к лику святых был причислен доктор Евгений Сергеевич Боткин. Это очень важно сейчас, особенно для молодых врачей, студентов. В настоящее время рыночные отношения поглощают современную медицину, уничижают великие принципы не только христианской, но и профессиональной врачебной морали.

BotkinES.jpg

Доктор Евгений Сергеевич Боткин

1865 - 1918

Доктор Боткин – это уникальный пример верности врачебному долгу. Ради исполнения своего врачебного долга доктор Евгений Сергеевич Боткин выбирает путь, в результате которого он был расстрелян вместе с царской семьей.

Когда рассказываешь студентам о том принципе врачебной этики, который в современной терминологии называется доминанта интересов пациента над интересами врача, очень спорно идут обсуждения того, как сейчас важен этот принцип, насколько он применим и насколько нужно его принять каждому врачу. Рассказывая о святом Евгении Боткине, мы говорим о том, как настоящий врач должен уметь подчинить свой интерес интересам страдающего человека. Его пример очень важен для нас. Надеемся, что святой доктор Евгений Боткин будет нам помогать в том, чтобы великие принципы христианской этики применялись врачами в их врачебной практике.

Мы каждый год проводим социальный опрос среди поступивших в ВУЗ студентов о том, какие ценности они исповедуют и принимают. Понимают ли они значение религиозной морали в профессии врача. Многие годы процентное соотношение людей, которые принимают ценности идеалистической и христианской этики составляло примерно 70%. Всегда было 30% студентов, которые объявляли себя натуралистами, естественно-научными учеными, для которых прогресс – самое главное. И ради ценностей прогресса они готовы перешагнуть через любые моральные и нравственные ценности. Тенденция говорит о том, что с каждым годом происходит рост количества студентов – специалистов с такими прагматичными взглядами. Это очень настораживает.

Святой врач страстотерпец

Евгений Боткин

Тем не менее мы полагаем, что общество православных врачей, которое представлено зрелыми профессионалами, должно увеличиваться в своей численности, должно выходить из студенчества тоже и для того, чтобы наше врачебное сообщество не потеряло тот гуманистический стержень, который образует эту профессию, который обеспечивает доверие к врачеванию, как со стороны отдельных людей, так и со стороны общества. В настоящее время это доверие теряется. Нравственная культура во врачебном сообществе также не достигает и не достигла своих вершин и своего совершенства.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Нравственная культура всегда нуждалась в институте культуры, как системе мер, которые помогают людям воспринять те ценности, которые должны быть, которые были привнесены из прошлого опытом жизни великих людей. Например, примеры отношения к больному. Для молодых людей эти примеры были бы теми нравственными ориентирами, которым они должны следовать. К счастью, людей, которые избрали для себя такой путь, немало, но вместе с тем есть и печальная тенденция, когда люди становятся прагматиками, когда они следуют духу времени, что приводит к тому, что медицина из здравоохранения превращается в сферу обслуживания, благодаря в том числе и непопулярным решениям правительства.

Очень важна информация. Важно, чтобы люди понимали, как, у кого и когда лечиться. Важно правильное отношение к врачеванию, правильная концепция современной медицины. С позиции православного понимания мы говорим о трехсоставном врачевании – духа, души и тела. В нашем медицинском центре мы этим и занимаемся. Мы не занимаемся лечением, как таковым, а даем рекомендации людям, которые приходят к нам со своими проблемами – проблемами со своим телесным здоровьем, духовными и душевными проблемами, проблемами социальными. Мы вместе разбираемся, чем можем помочь, что мы можем порекомендовать людям, чтобы выйти из этого тяжелого состояния. Очень важно опираться и на достижения современной медицины, в том числе и психиатрии.

Пищикова Любовь Евгеньевна

Психиатры часто относятся к религии, к проявлению религиозности, как к проявлению тех или иных психических расстройств. Конечно, это неправильно, потому что с точки зрения ортодоксальной антропологии человек должен рассматриваться в триединстве тела, души и духа. Если врач не учитывает это триединство, а обращается только к одной из этих составляющих (телесной, душевной), если не учитывается духовная составляющая человеческого существа, исцеление практически невозможно.

В то же время, если духовная составляющая остается неразвитой в силу каких-то причин, то это приводит к телесным страданиям, душевным немощам и к психическим расстройствам. Очень важно в психиатрии учитывать это триединство и обращаться прежде всего к душевной и духовной составляющей человека.

Хотела бы рассказать об удивительной истории, которая произошла в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского несколько лет назад, которая интегрировала психиатрию и религию. Это произошло удивительным образом, по воле Божией, когда в нашу жизнь, в жизнь психиатров вошел святой. Началось все с того, что главный психиатр Минздрава России Зураб Ильич Кекелидзе решил обратиться за помощью к святому и попросил найти такого святого, который при жизни испытал страдания, связанные с несчастной любовью. Обусловлено это было тем, что последнее время во всем мире, в России отмечаются очень неблагоприятные тенденции, связанные с ростом числа суицидов среди людей всех возрастов и особенно среди подростков. Эти суициды часто связаны с несчастной любовью. Зураб Ильич, психиатр, рассудил, что возможно обращение к святому, который при жизни пережил бы подобные страдания, исцелился сам и впоследствии помог в исцелении других. Такое молитвенное обращение, пример жизни этого святого мог бы помочь исцелять людей страждущих, в том числе и подростков, других пациентов с психическими расстройствами.

Он обратился к нам, коллегам, и попросил найти такого святого. Задача была практически невыполнимой без помощи Божией. О таком святом мы ничего не знали, но нам помогла психолог православного клуба «Трезвость» под руководством протоиерея Алексея Бабурина, который работает психиатром в Научном центре психического здоровья. Эта психолог нашла такого святого, когда обратилась за помощью к иеромонаху, служившему в храме села Ромашково. Этот батюшка из Казани рассказал, что действительно на Казанской земле есть такой святой, преподобный Гавриил Седмиезерный (Зырянов), схиархимандрит. Этот святой испытал в своей жизни подобные страдания. Гавриил Седмиезерный был причислен к лику святых в 1996 году. В Казанской и Псковской епархии он местночтимый святой.

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов)

14.03.1844 – 24.09. 1915

Фотография 1910-х годов

Этот святой в своей жизни испытал очень много страданий, связанных со своей духовной немощью и немощью его собратьев по духовному служению, монашеству.

В своей жизни старец Гавриил Зырянов поменял семь монастырей. Из пяти монастырей он был изгнан. Этот удивительный батюшка начинал свой монашеский подвиг в Оптиной пустыни. Из-за того, что его там долго не постригали в монахи, он перешел в Москву в Высоко-Петровский монастырь, где и был пострижен в монахи. Там с ним случилось испытание, которое и явилось поводом к тому, чтобы этот святой появился в нашем психиатрическом мире.

Он влюбился в прихожанку, которая предлагала ему сбежать из монастыря и жениться на ней. Эта любовь была взаимная. Он изнемогал в борьбе со своей страстью. Долгое время безуспешно молился Матери Божией и всем Святым. Страшно страдал и только через несколько лет был исцелен. Во сне явилась ему Матерь Божия, которая возложила на его голову руки, и с тех пор страсть отпустила его, и он перестал страдать. С тех пор старец Гавриил (Зырянов) стал миловать, жалеть и молиться за тех, кто одержим какой-либо страстью. Не только связанной с любовью, но и страстью, связанной с алкоголизмом. Он стал исцелять психически больных, больных, страдающих телесными недугами.

«Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил…» «Видев его, невольно поражались: огромный, и ростом, и какой-то внутренней статью, седовласый старец, в котором сразу угадывался нравственный богатырь; добряк, шутник, негодующий при столкновении с малодушием и цинизмом и плачущий в умилении пред очередным свидетельством сострадания Божьего».

«Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов, — описывает его один из посетителей, будущий архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский). — Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота». Однажды в период учебы в Казанской духовной академии будущий владыка вместе с двумя друзьями-студентами (один из которых — архимандрит Симеон (Холмогоров) — станет автором наиболее полного жизнеописания схиархимандрита Гавриила) приехал к старцу. Тот встретил их: «Вы, верно, думали увидеть схимника, всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый».

Во время этой встречи Холмогоров почти не говорил, не задавал вопросов. Прощаясь, он подошел под благословение последним и услышал от отца Гавриила неожиданное: «А ты постригайся». Он ответил: «Благословите». И друзья вышли. Сокурсники, ошеломленные словами старца, стали возмущаться: «Как ты мог ответить “Благословите”, если никогда и не говорил о монашестве, ты ведь любишь общество, светское пение, музыку, вечера!». На что будущий отец Симеон ответил: «Ведь вы же не знаете, что у меня на сердце». Вскоре он принял постриг...

 

Прп. Гавриил (Зырянов)

Преподобный Гавриил (Зырянов)

 

Узнав о таком святом и проанализировав его жизненный путь, мы, психиатры, решили обратиться к нему. Стали молиться, чтобы Господь привел нас к мощам этого святого, которые покоятся в Седмиезерной Богородичной пустыни под Казанью. Об этом монастыре мы ничего не знали, он малоизвестен. Иконы этого святого невозможно было приобрести в Москве, как и книгу о нем, и акафист.

Было написано три иконы. Одну икону мы подарили Зурабу Ильичу, вторая икона была передана психологу Елене Иконниковой, третья икона осталась у меня. Мы стали молиться святому, чтобы он привел нас к его святым мощам. Удивительным образом, чудесным промыслом Божиим съезд психиатров России, который случается раз в пять лет, в 2015 году был устроен в Казани. С этой иконой мы приехали в Казань. Были заявлены доклады по психиатрической тематике, но главной задачей было посетить монастырь Богородичную Седмиезерную пустынь, чтобы встретиться с этим святым.

В монастыре нас очень хорошо встретили. Когда наша группа врачей пришла к настоятелю архимандриту Герману (Кузьмину) с иконой, когда мы рассказали об этом чуде, которое с нами произошло, батюшка заплакал и стал рассказывать нам об этом святом. Святой старец Гавриил (Зырянов) – святой этого монастыря. Более древние постройки монастыря разрушены. Сохранились те постройки, которые были возведены святым Гавриилом Седмиезерным. Он был настоятелем этого монастыря в течение 8 лет.

Свято-Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Современный вид

Свято-Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни

Чудом уцелел в месиве революции храм, построенный преподобным. Это двухэтажная Свято-Евфимиевская церковь в Седмиезерской пустыни, на первом этаже которой старец Гавриил (Зырянов) в свое время заповедал читать неусыпаемую Псалтирь. В 1928 году храм остался единственным монастырским зданием, которое не сравняли с землей по приходу советской власти. Сегодня немногочисленная братия вновь, сменяя друг друга, читает здесь Псалтирь...

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни, мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин).

В монастыре нам рассказали, что в 1908 году в Синод поступил донос, в котором наместник обвинялся в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Старец Гавриил (Зырянов) был изгнан и перешел в Спасо-Елиазаровскую обитель Псковской епархии, где также сейчас хранится частица его мощей и где свято почитают его память. По словам архимандрита Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения». Впоследствии он был оправдан.

Осенью 1892 г старец Гавриил Седмиезерный (Зырянов) надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага. В тот же день он получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года старец принял постриг в великую схиму с именем в честь архангела Гавриила. Пять лет отец Гавриил не вставал с постели, часто причащался Святых Христовых Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости.

Во время нашего разговора выяснилось, что этот святой творил чудеса, исцелял духовные и телесные недуги.

Преподобный Гавриил (Зырянов)

День памяти: 24 сентября (7 октября)

(в Соборе Казанских и Псковских святых)

Наместник монастыря архимандрит Герман (Кузьмин) подарил институту имени В.П. Сербского огромную икону этого святого. Мы эту икону передали главному психиатру Минздрава России Зурабу Ильичу Кекелидзе. В настоящее время икона хранится в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского. Многие врачи, сотрудники, психиатры подходят к этой иконе и просят молитвенной помощи.

Начались чудеса, связанные с прославлением Господом этого святого. На нашем пути стали встречаться люди, которые нам помогают. Например, сотрудник Синодального отдела Русской православной церкви Елена Балашова, главный специалист и куратор международных Рождественских чтений. Благодаря ей уже второй год мы делаем совместные доклады с Зурабом Ильичем Кекелидзе и архимандритом Германом, настоятелем Седмиезерной Богородицкой пустыни. В этом году мы сделали доклад, посвященный любви. Была заявлена тема – любовь. Доклад повествовал о преподобном Гаврииле (Зырянове) Седмиезерном, в жизни которого главную роль играла любовь. Старец говорил, что монахи себе выбирают кто что. Кто-то – тяжкий труд, кто-то неусыпную молитву, а я выбрал себе, что полегче – любовь. Основным и главным в его духовном делании было стяжание любви Божией. Этот старец был необыкновенно любвеобилен. Он любил всех – и монашествующих, и страждущих, тех, кто приходил к нему за духовной помощью, и своих духовных чад. Тем не менее, старец вел напряженную молитвенную жизнь. Ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило.

Свою молитвенную жизнь старец Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Среди учеников старца — много новомучеников и исповедников. Ни один из них не предал Христа, не стал обновленцем. Духовным руководством преподобного пользовалось большое число исповедников земли Русской, причисленных к лику святых. Вот только некоторые имена: священномученик Игнатий (Лебедев), схиигуменья Фамарь (Марджанова), священномученик Иувеналий (Масловский), священномученик Анатолий (Грисюк), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Иннокентий (Ястребов), архиепископ Гурий (Степанов), архиепископ Стефан (Знамировский), епископ Иоасаф (Удалов). Все они - будущие архиереи священномученики, архиепископы и епископы, а также студенты и преподаватели Казанской духовной академии.

 Великая княгиня Елисавета Федоровна несколько раз посещала старца и присутствовала на его похоронах. Схиархимандрит Гавриил бывал у княгини в Марфо-Мариинской обители Московской области, окормлял насельниц Псковских Старовознесенского и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Преподобный Гавриил (Зырянов) и преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Спасо-Елиазаров монастырь, 1910 г.

Преподобный Гавриил (Зырянов) и преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Спасо-Елиазаров монастырь, 1910 г.

Вся жизнь схиархимандрита Гавриила — свидетельство последних слов, произнесенных им на смертном одре: «Спастися подобает многими скорбями». А вместе с тем — и слов, сказанных когда-то маленьким Ганей своим родителям:

— Я не ваш, я не ваш.

— А чей же ты?

— Я — Божий.

Рака с мощами прп. Гавриила (Зырянова) в Седмиезерной пустыни

В настоящий момент мы направляем документы в комиссию по канонизации святых Казанской митрополии. Эти документы включают также свидетельства о чудесах, которых собирается огромное множество. В сентябре прошлого года Синодальным отделом по катехизации была организована конференция, посвященная преподобному Гавриилу Седмиезерному. Проходила она в Высоко-Петровском монастыре. Выйдет сборник, посвященный этой конференции. Собралось много гостей как из России, так и из-за рубежа. Оказалось, что известность об этом святом вышла далеко за пределы Казанской епархии. Он известен в Америке. О нем написано 20 книг - книги архимандрита Симеона (Холмогорова), епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путем к небу» и другие. Эти книги переиздаются.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в прошлом году были приняты критерии прославления святого в лике общецерковных святых. Чтобы он был причислен к лику местночтимых, достаточно, чтобы известность его вышла за пределы одной епархии. Оказалось, что старец Гавриил (Зырянов) известен во всем мире. Преподобный Гавриил Седмиезерный продолжает прославляться людьми на земле, Господом и психиатрами, что удивительно. Он помогает нам, и по молитвам к нему происходят чудеса и исцеления болящих. В феврале этого года в министерстве юстиции был зарегистрирован Благотворительный Фонд медико-социальной, правовой, духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита» имени преподобного Гавриила Седмиезерного (Зырянова). Попечителями этого фонда в частности являются Ирина Васильевна Силуянова, Федор Викторович Кондратьев, психиатр, судебно-психиатрический эксперт, профессор; архимандрит Герман (Кузьмин), настоятель Седмиезерной Богородицкой пустыни.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Вы затронули несколько очень важных тем, в частности, о любви. Апостол Павел говорит: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14).

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор 13: 3)

 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор 13: 4-7)

Любовь достигается не сразу. Человек может и хочет любить, но у него нет любви. Что делать, если нет любви? Преподобный Амвросий Оптинский говорил:

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

Например, человеку не хочется подавать милостыню, а он все равно себя заставляет. Ему не хочется помогать, а он себя принуждает. Сам Спаситель говорит: «Царствие Небесное силою берется (нудится), и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

 «Нудится» – это такой глагол, который часто обозначает не очень приятный труд. Слово «любовь» очень емкое и на греческом языке имеет много оттенков. У нас слово «любовь» объединяет любовь к Родине, к себе, к женщине. В греческом языке есть целый ряд слов, которые обозначают эти состояния. Важно разобраться, что такое любовь.

Например, человек меняет пол, потому что он родился с качествами характера, свойственными женщине. Для него поменять пол – это некое логическое завершение его внутреннего психологического состояния. Здесь психиатры тоже должны, как и церковь, сказать свое слово. Мы ни в коем случае не должны следовать тем современным тенденциям психиатрии, психологии, которые с человека снимают все запреты. Когда нет запретов, человек теряет себя, как личность. К сожалению, многие развитые страны пошли этим путем. В некоторых странах разрешено, когда человек достигает совершеннолетнего возраста, писать в анкете, какой пол он хочет выбрать и порой в анкете указывается даже не два, а три пола: он, она и оно. Человек может выбрать для себя, что он непонятно какого пола. Может поменять пол. При этом резко меняется и его психическое и духовное состояние. Это люди с очень сложными состояниями психики и духа. Люди, у которых очень много проблем в духовной и психической жизни. Как правило, в этой группе очень большой процент самоубийц.

Мы затронули тему, как много в наше время случаев самоубийств, и я вспомнил известного австрийского психолога Виктора Франкла, который написал ряд хороших книг.

Viktor Frankl2.jpg

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) - австрийский психиатр, психолог, невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Он заинтересовался анкетами студентов, которые пытались покончить жизнь самоубийством. У них было все для нормальной жизни – карьера, материальное обеспечение.  Не было проблем в личной жизни, но у них, как выяснил Виктор Франкл, отсутствовал смысл жизни, не было ощущения, что нужно продолжать жизнь. Они пытались покончить собой. Виктор Франкл строит свое учение о смысле жизни и потере смысла жизни. Свое учение он пронес через концентрационный лагерь и позднее написал книгу «Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере». Виктор Франкл понял, что в концлагере выживают прежде всего те люди, которые имеют смысл жизни. Он проанализировал жизнь смертников, которые попали в тифозный барак. В бараке выжил только один ученый, у которого был смысл жить. Он считал, что не может умереть, потому что должен продолжить продолжать свои научные работы.

Виктор Франкл определил для себя, что гораздо легче жить, когда смотришь на себя из будущего. Согласно этой методики аутогенной тренировки удавалось мысленно удалять людей от их места пребывания. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий.

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».

Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом. Их группа психологической помощи предотвращала самоубийства.

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».

Виктор Франкл установил, что потерей смысла жизни не страдают верующие люди. У них всегда есть, для чего жить. У них есть не только ближняя, но самое главное – дальняя перспектива. Они понимают, что живут не только для того, чтобы здесь что-то сделать, чего-то достичь. Самое главное для них – это высшие ценности бытия и их вечная жизнь.

Силуянова Ирина Васильевна

Мы затронули вопрос о смысле жизни. Сейчас принята программа перспективного развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Центральное понятие в этой программе – это профилактическая медицина и формирование здорового образа жизни. К сожалению, в рамках естественно-научного понимания здорового образа жизни, проблематика смысла жизни исчезает и ее, к сожалению, нет. А на самом деле достичь здорового образа жизни человек в состоянии только, если он обладает пониманием смысла своей жизни. Если смысла жизни у человека нет, то формировать свой здоровый образ жизни ему нет и смысла. Здесь, как мне кажется, намечается очень важная область сотрудничества церкви и системы здравоохранения. Медицина накопила колоссальное знание по биофизиологическим, естественно-научным, биохимическим параметрам здоровья человека. Церковь, в свою очередь, также могла бы предложить свою концепцию. Здоровый образ жизни достигается путем праведной жизни, путем правильного осознания смысла своей жизни. Этот синтез необходим. Если этого синтеза не произойдет, то никакого социального эффекта от формирования здорового образа жизни не получится. Может, нашей церкви имеет смысл обратить внимание и на эту проблематику – профилактическая медицина, здоровый и праведный образ жизни и понимание человеком смысла жизни. Понимание без веры невозможно. Молимся, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Когда люди снимают с себя все запреты, они в первую очередь разрушают себя, как личность. Можно вспомнить эпизод, когда пророк Моисей вел свой народ через пустыню. За ним шло около двух миллионов человек. В Библии было указано, что шло шестьсот тысяч мужей. Если посчитать еще женщин и детей, получится около полутора-двух миллионов. Перед пророком Моисеем встал вопрос, по каким законам жить в этом обществе. На современном языке – как сделать общество более стабильным. Пророк Моисей, когда уже перевел свой народ через Красное море, поднимается на гору (после сорокадневного поста), чтобы получить скрижали, на которых были написаны десять заповедей. Это были не просто рекомендации хорошей жизни. За этими рекомендациями стоит авторитет Божий. Господь как-бы говорит: вы соблюдайте эти рекомендации, эти заповеди, а Я буду соблюдать вас и ваше общество. Как только вы перестаете это делать, то будете терять стабильность, как своей личности, так и общества, государства, нации.

Процессы, которые происходят в обществе сегодня – это целенаправленные удары по этим заповедям. По заповедям целомудрия, отношения к Богу, к старшим. По заповедям: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и так далее. Идут целенаправленные удары. Общество теряет свою стабильность. Человек начинает впитывать в себя информацию из пространства вокруг себя и начинает наполнять свой внутренний мир призраками (ложными ценностями, образами) которые в этом человеке живут.

Накануне поста, во время поста наша традиция запрещала разные увеселения. Нужно рекомендовать людям, которые считают себя православными, соблюдают пост, воздерживаться от Интернета, средств заполнения своего внутреннего пространства ненужным.

Силуянова Ирина Васильевна

Мы обсуждали задачи Геронтологического Фонда, который возглавляет Любовь Евгеньевна. Среди десяти заповедей пророка Моисея нет заповеди любви к детям, но есть заповедь почитания старших. По моему мнению, почитание и любовь к старшим людям – это не простое состояние. Это, на мой взгляд, некий подвиг, как и подвиг не произнесения лжи, сдерживания себя. Задача Геронтологического Фонда – выполнять сложнейшую миссию. Конечно, и это естественно, испытывать восторг при общении с ребенком, который полон искренности, полон доверия к тебе. Это умиляет и восхищает. Но, когда ты, в особенности врач, общаешься с людьми пожилыми, которые немощны и не так прекрасны, как младенцы, здесь, конечно, требуется усилие, чтобы проявить заботу, внимание, любовь к этой категории людей. Задача нашего фонда чрезвычайно важна. И я надеюсь, что молитвы Церкви, Ваши молитвы помогут и Любовь Евгеньевне, и нам, чтобы эта работа в обществе началась. Нужно задействовать информационное пространство. Любовь Евгеньевна знает много случаев, когда пожилые люди гонимы, преследуемы, их обкрадывают, обманывают, выгоняют на улицу. Даже их родные, родственники. Это реально существующая социальная проблема. Много звучит по телевидению призывов помочь тому или иному ребенку сделать операцию. Да, это важно. А сколько пожилых людей, которые также нуждаются в помощи, людей, которые оказались на улице, немощные, без средств к существованию.

Пищикова Любовь Евгеньевна

Дискриминация по возрасту, эйджизм, - это дискриминация человека на основании его возраста. Сопоставима с расизмом и сексизмом. Три основные формы дискриминации. Пожилые люди не только в России, но и во всем мире подвергаются дискриминации по признаку возраста.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Пятая заповедь «Чти отца твоего и матерь» имеет продолжение. Эта заповедь – единственная заповедь из десяти с обетованием Божиим. Господь дает обещание – «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет,
и да долголетен будеши на земли» («Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле»). Человек, который не чтит своих родителей, старших по возрасту, не может в полной мере исполнять остальные заповеди.

В рамках того, о чем мы раньше говорили, мне бы хотелось рассказать о святом преподобном Моисее Мурине. Этот святой, имя которого я ношу, был разбойником.

Преподобный Моисей Мурин,

Эфиопский иеромонах

«В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин, лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников.
   Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений. Своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем:

Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина».

«Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах. Однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог милосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу. Моисей пролил много слез и днем, и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих. Все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком. Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию. Здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония, совершенные прежде». («Жития святых» святитель Димитрий Ростовский).

Хотелось бы рассказать еще о таком случае. Один учитель ушел со своими учениками в город. Им встретилась женщина легкого поведения. Эта женщина сказала учителю: «Ты своих учеников учишь добру, красоте, справедливости, но стоит мне захотеть, многие из твоих учеников пойдут за мной, а не за тобой». Учитель ей ответил: «Да, женщина, ты права, потому что падать всегда легче, чем подниматься вверх».

Нам нужно преодолевать сложные состояния, аддикции, как говорят психиатры. Ни усилия чисто церковные, ни усилия чисто психиатрические не дают в полной мере того результата, который должен быть.

Говоря о геронтологии, о людях пожилого возраста, нужно сказать, что самый важный возраст – это пожилой возраст. Господь так устроил, что к этому возрасту человек приходит с тем багажом знаний, пониманий и ценностей, которые являются для него основными. Господь промыслительно отбирает у пожилого человека многие вещи, которые его связывают с внешним миром – зрение, слух, память. Человек погружается в свое внутреннее пространство. Очень хорошо, когда это внутреннее пространство наполнено теми ценностями, религиозными в первую очередь, которые помогают человеку двигаться целенаправленно в сторону вечности.

Конечно, мы стремимся, чтобы наши близкие, пожилые люди, жили в максимально хороших условиях. Мы видим, как люди, которые имеют эти ценности, претерпевают сложные ситуации, с которыми они сталкиваются, в том числе негативное к ним отношение.

Православная традиция показывает, что эти люди всегда были уважаемыми в православном обществе людьми, и многие из них становились старцами, старицами. В каждом селе была свой старец или старица, или люди, которые могли наставить молодежь. Эти села, селения оставались стабильными. Нам нужно этот опыт распространять через Ваш центр геронтологии, через СМИ. Слово «геронтос» - в переводе с греческого означает «старец».

Сам Господь может изолировать человека от внешнего мира, чтобы вырос внутренний его человек. Наше информационное, внешнее и внутреннее пространство тоже нуждается в защите.

Пищикова Любовь Евгеньевна

Агрессия свидетельствует о неразвитой духовной составляющей. Даже психически больной шизофренией, с бредом, с голосами, которые заставляют его нанести телесные повреждения своему собеседнику или убить его, этот человек, если он имеет духовную составляющую и веру, способен противостоять этой злобе.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Хотел бы привести в пример такой случай. Один человек пришел к своему другу в психиатрическую больницу. Больной друг во время разговора все время крестился. Позже этот больной позвонил навестившему его другу и спросил его: «Тебя не удивило, что я все время крестился во время нашей беседы? Дело в том, что во мне живут те сущности, которые во время нашей беседы все время приказывали мне выколоть тебе пальцем глаза. Когда я крестился, они отступали».

Пищикова Любовь Евгеньевна

Интересно было отмечено, что в пожилом возрасте человек начинает терять связь с внешним миром, память, чтобы взрастить в себе внутреннего человека. В мире сейчас наблюдается эпидемия деменции – состояния слабоумия. Это связано с увеличением продолжительности жизни человека. На сегодняшний день нет фармакологических средств, препятствующих развитию этих состояний. Весь мир бьет тревогу. В прошлом году мне посчастливилось быть на заседании исполкома ВОЗ (Всемирной организации Здравоохранения), и там все члены исполкома и представители стран ВОЗ говорили, что ни в одной стране нет никакой реальной силы противостоять угрозе слобоумия. Мы считаем, что духовность, религиозность – это те факторы, которые могут этому препятствовать. Получается, что Господь погружает человека внутрь самого себя и это способствует развитию в нем внутреннего человека при недостаточности этих качеств в здоровом состоянии. Нужно призывать к духовному росту, пока деменция не развилась. И тогда, возможно, она не случится.

В клинической практике мы видим, что пожилые люди, прихожане храмов, монастырей практически до самого позднего возраста, до своей кончины сохраняют трезвый ум, крепкую память. Они знают наизусть молитвы. Принимают участие в жизни храма, общении. В то же самое время, в позднем возрасте порой возникает психическое расстройство, которое называется психоз позднего возраста, когда развивается бред, галлюцинации, видения.

В моей клинической практике был такой случай, когда верующая пациентка с помощью Псалтири усмиряла свои видения, галлюцинации. Другая пациентка своей правой рукой, которую она когда-то прикладывала к святыне, к мощам святого, накладывала крестное знамение на эти галлюцинации, образы и тем самым запирала их в определенном пространстве комнаты.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Хотел бы повторить, что необходимо сочетание тех средств, которыми мы можем помочь человеку. Мягкая психиатрическая помощь без сильного торможения его психической сферы и воцерковление человека. Очень важно не просто воцерковление. Необходимо, чтобы этот человек полноценно жил в обществе. Наша Церковь называется Соборной Церковью, и раньше общество было основой жизни каждого христианина. После Литургии люди не расходились, а собирались за одним столом, где были трапезы любви «агапы». Человек чувствовал, что он находится в обществе. Чувствовал, что он не одинок в этом мире, что он может обратиться к людям. Человек усваивал те ценности, которые поддерживались в этом обществе. На живых примерах эти ценности глубже доходили до человека, и он глубже их воспринимал. То, что духовная жизнь продлевает физическую и психическую активность мозга, - это не подлежит сомнению. Мы видим это на примере наших старцев.

 Сейчас мы вспоминаем нашего старца архимандрита Кирилла (Павлова), к которому приходило очень много людей за духовным окормлением. Знаю очень многих людей, которым отец Кирилл помог, в том числе и мне. Некоторые даже по почте получали ответы на письма, которые они еще не отправили. Приходил человек с письмом, чтобы отправить его отцу Кириллу, и тут же получал ответ на свое письмо.

Люди, которые приезжали навещать болеющего старца, отца Кирилла, ощущали его присутствие.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Мы чувствуем присутствие преподобного Сергия, когда подходим, прикладываемся к его святым мощам, а это были живые мощи. Когда мы приходили, приезжали к отцу Кириллу, мы всегда ощущали, что старец Кирилл рядом с нами. Участвует в нашей жизни, отвечает на наши вопросы, помогает нам в нашем духовном состоянии. Отец Кирилл всегда был и остается духовником Лавры. Похоронен отец Кирилл здесь, в Лавре. Каждый человек, который приходит в Лавру, может обратиться своим сердцем к старцу Кириллу, чтобы он ему помог.

Болезнь, особенно длительная, - это восхождение на крест, мученичество. Как говорят святые отцы: «С креста не сходят – с него снимают». Это тот крест, который отец Кирилл нес за всех нас, за наши грехи, за наши немощи. Этим он уподобился Господу. Нам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него. Отец Кирилл страдал за всех нас, и мы надеемся, что его страданиями и молитвами Господь поможет нам в нашей жизни.

Мы живем в очень сложное время, и очень важно, чтобы за нас молились наши Небесные покровители. Ни одна страна не обладает таким количеством Небесных покровителей, как Россия. Таким количеством новомучеников, исповедников. Все они молятся. Очень важно, чтобы их молитвы доходили до людей. Важно, чтобы люди и сами обращались с молитвой к святым. Апостол Иаков писал: «Не имеете, потому что не просите» (Иак 4:2) «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а, чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 4:2-3).

Нужно просить. Нужно обратиться к тем ценностям, которые являются для нас основными. А если таких ценностей нет, то их нужно успеть сформировать. Одни люди говорят: «Нас не научили. Мы оставленное, прерванное поколение. Учиться не будем». А другие говорят: «Нас не научили, но еще есть возможность научиться». Можем куда-то поехать, можем читать книги, жить церковной жизнью. У нас есть возможность принять церковные и духовные ценности, которые спасают душу. Господь и намерения целует. Даже, если мы и не достигнем результата в полной мере, но наше стремление к спасению уже является для нас спасительным.

Завершить нашу встречу хотелось бы словами святого старца Гавриила Седмиезерного (Зырянова):

«Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”. В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости... Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную».

Благодарим Ирину Васильевну и Любовь Евгеньевну!

Начался Великий Пост. Желаю всем вам и себе доброго и плодоносного поста! Всех благих даров!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать:

  1. Священные Писания
  2. Жития Святых
  3.  «Я – не ваш, я – Божий» - жизнь старца Гавриила (Зырянова), наставника великой княгини Елисаветы Федоровны. Валерия Михайлова
  4. «Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни» архимандрит Симеон (Холмогоров)
  5. «Духовные беседы преподобного старца Гавриила» преподобный Гавриил Седмиезерский
  6. «Тернистым путем к небу» Житие старца Гавриила (Зырянова) епископ  Варнава (Беляев)
  7. «Из писем преподобного Гавриила (Зырянова) насельницам Марфо-Мариинской обители» схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская) «Старчество на Руси»
  8. Виктор Франкл Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. Пер. с нем.- М.: Смысл, 2004

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Молитва в болезни преподобного Гавриила (Зырянова),

читаемая в болезни

 Молитва болящего ярко характеризует живую веру старца. Была составлена им в его болезни. Епископ Варнава (Беляев) записал эту молитву, но издать ее в 1900 году не дали.

О! Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.

Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына твего, да посетит мя благодатию Своею, да в любви Его прикованный у ног Его пребуду во веки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя радость, жизнь, здравие, радость паче мира  радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света.

 Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих.

Но, о свете мой!

Да как услаждают меня лучи света Твоего, Падающие на раны мои!

Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, - не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

 О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе!

Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом во веки.

Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи.

Аминь.

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля