Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Проблемы в семье, пути решения

Проблемные ситуации в семье, пути решения. Встреча с психотерапевтом Боровских В.В.

 

7 марта 2019 года

«Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя» (Притч 4:11-13)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы рады приветствовать психотерапевта Боровских Вячеслава Владимировича. За нашим чайным столом мы общаемся на разные темы. Сегодня мы бы хотели предложить Вашему вниманию тему, которую мы начали в одной из прошлых бесед - какой должна быть хорошая семья. В прошлый раз мы обсудили эту тему на примере святоотеческого издательства «Домостроя». Мы поговорим о том, почему возникают проблемные ситуации в семье, почему семьи распадаются.

Боровских Вячеслав Владимирович

Вчера у меня была встреча в городе Сургуте с учащимися двух учебных заведений. Одно из них – профессиональный колледж, где готовят разных специалистов. Там учатся школьники 16-18 лет. Второе учебное заведение – очень хорошая, элитная школа города Сургута. Третий год мы осуществляем там проект по профилактике зависимостей, по пропаганде здоровых семейных ценностей. Вчера мы встречались с десятиклассниками в этой элитной школе. Обращаюсь к детям и прошу поднять руки тех, кто хочет создать семью. Почти все подняли руки. Спрашиваю: «А что такое семья? Кто из вас знает, что такое семья?» Учащиеся активно отвечают: «Семья – это когда двое решают, что они будут мужем и женой, будут жить вместе, у них будут дети, общее хозяйство». Общее представление о семье есть у всех. Спрашиваю: «А в школе у вас есть предмет, на котором вы изучаете принцип построения семьи – что такое семья, откуда она взялась, кто ее изобрел, на чем основан отношения между супругами, между родителями и детьми?» «Нет». «А геометрию вы изучаете?» «Изучаем».  Говорю: «Пройдет десять лет с сегодняшнего дня, вас всех соберут в этом зале и проведут контрольную по геометрии. Какую вы отметку получите?» «Ну, тройку, наверно, получим».  Если для людей моего поколения провести контрольную по геометрии, мы все получим двойки, и средний балл будет 1,5. Геометрия большинству людей не пригодится. Мы ей не пользуемся и как-то можем без нее прожить. А мужьями и женами хотим быть все. Это такое ответственное решение, которое человек принимает один раз в жизни и навсегда. Значит, человек должен знать, что он делает, когда он решает создать семью, как изменится его жизнь, и что ему нужно делать каждый день для того, чтобы семья, которую он создал, была; чтобы она существовала в природе.

017

Все те проблемы, которыми я занимаюсь, как врач, проистекают из этой проблемы - из того, что люди, собираясь создавать семью, не знают, что они делают, что они создают. Нас никто этому сейчас не учит. На мой взгляд, это не случайно. Если человека чему-то не учить, он этого и не умеет. Человек не может создавать семью только потому, что один из них мужчина, а другой – женщина и при этом рассчитывать на то, что получится что-то доброе; что они будут счастливы, будут радоваться, наслаждаться, получать удовлетворение от того, как они живут, что качество жизни их улучшится от того, что они создали семью.

Нет. Наши предки веками вынашивали представление о том, какая должна быть семья. Нужно было воспринять какую-то систему семейных ценностей, основанных на системе духовно-нравственных ценностей, и взращивать в себе здоровое представление о семье, о супружестве, родительстве из поколения в поколение – десятилетиями, столетиями. Тогда появляется в природе такое явление, такая жемчужина, как христианский брак, который неразрушим в принципе, в котором реализуется самое главное человеческое призвание – научиться любить. Мы здесь все для этого. И семья создается для этого. И только создав семью, мы обнаруживаем, что нам научиться любить неимоверно сложно. Нам -  самолюбивым, гордым, самонадеянным. В этом состоянии мы рождаемся на белый свет; и можно преодолеть это состояние, противоположное любви, только в семье. Когда мы начинаем жить вместе, тогда обнаруживаем, до какой степени мы сами неспособны научиться любить. Тогда мы понимаем, что семья – это не просто результат решения двух людей. Семья – это то, что создано и людьми, и Богом. Бог семью задумал и создал.

Мы начинаем говорить с детьми, начиная от Адама. Меня радует то, что школьники, находясь в таком возрасте, когда они начинают задумываться о семье, узнают о том, что семья имеет глубокие корни. Они невольно проецируют это на свою семью – на своих родителей, бабушек, дедушек, семьи своих друзей. Они начинают понимать, что этого никто не знает. Несколько поколений людей у нас просто выпали из представления о здоровой семье. Поэтому семья представляет сейчас такое жалкое зрелище, когда на 100 браков 70 разводов. А что происходит в 30% оставшихся браков, я, как бывший врач скорой помощи, скажу. Я работал в реанимационной бригаде, ездил по домам, по семьям. Мы выезжали на ножевые, огнестрельные ранения, на черепно-мозговые травмы, на переломы конечностей и многое другое. Семья собралась – посидели, выпили, закусили, вызвали скорую помощь. Сплошные противоречия, несогласия, противопоставления друг другу, претензии, скандалы. Семья все время находится в напряженном состоянии, вот-вот готовом распасться. Еще одно неверное движение - и семья разваливается или сохраняется по милости Божией.

На мой взгляд, проблема в том, что мы вошли в прокрустово ложе светского гуманизма. Нам понравилась европейская цивилизация. Она не может не понравиться, потому что она очень соблазнительна. Европейская цивилизация раздразнивает человеческие страсти, с которыми человек рожден. А самое главное – эгоизм, себялюбие. Поэтому и появился гуманизм, где в центре человек с его потребностями, желаниями, капризами, даже с извращенными потребностями. Они все законны и должны обязательно удовлетворяться. Человек, живя здесь, на Земле, не должен видеть никаких препятствий для удовлетворения своих потребностей душевных и телесных. В этом заключается светский гуманизм. Это смертельный враг семьи. Если мы идем по пути светского гуманизма, принимаем эту систему нравственных ценностей, семья рушится.

Мы видим, что в самой Европе, в европейской цивилизации уже существует 52 варианта семьи. Женщина может заключить брак с конем, с собакой. Дедушка может жениться на внучке, бабушка может выйти замуж за внука.

Мы сначала воспринимали все это с юмором, а сейчас мы понимаем, что это уже не смешно. Сейчас мы понимаем, что это закономерный, неизбежный результат. Если мы откажемся от христианской системы ценностей, христианской нравственности и пойдем по пути светского гуманизма, где обожествляется человек с его греховными желаниями, мы окажемся на краю пропасти, погибнем. Человек грешен, страстен. Сейчас в Европе очень модно говорить о том, что по возможности нужно декриминализовать все, что можно. Невозможно справиться с наркоманией – ее нужно декриминализовать, то есть узаконить. (Примечание: Декриминализация - отмена законов или постановлений, которые определяют поведение, продукт или условие как криминальные). Невозможно справиться с инфекциями, передающимися половым путем, значит их нужно декриминализовать.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Луций Анней Сенека говорил, что страшно не то время, когда умножается порок, а то время, когда порок приобретает форму закона. 

Боровских Вячеслав Владимирович

Да. Когда-то писатель Эрнест Хемингуэй писал:

«Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел»

a73fb9eeadc2

Эрнест Хемингуэй (1899 – 1961)

американский писатель ХХ века

Это падшая природа человечества. Очень хорошо об этом писал А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке». Если мы пойдем по пути безконечного удовлетворения человеческих потребностей, обожествления человека, то человек расчеловечится, потом озвереет, а затем осатанеет. Зримым результатом всего это будет, например, узаконивание гомосексуальных браков. Гомосексуализм сейчас становится вариантом нормы. Это происходило на моих глазах. Будучи студентом, я изучал гомосексуализм, как половые переверсии (извращения), как тяжелую психофизическую патологию. Нам показывали, к нам приводили пациента и говорили – вот у него гомосексуализм. Перед нами сидел женоподобный пациент и рассказывал, какие у него проблемы. На наших глазах Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) декриминализовала эту статью, вывела это заболевание из списка болезней и объявила вариантом нормы

Иеромонах Моисей (Дроздов)

К сожалению, наука порой служит проводником таких или подобных явлений, когда те же психологи говорят: «У данного человека в природе заложено женское начало, и это его беда, что он родился мужчиной. Нет ничего страшного, если он поменяет свой пол». Страны Европы, которые всегда славились идеями просвещенного гуманизма, когда наступает период совершеннолетия, предлагают подростку выбрать пол – он, она или оно. Дошло до безумия - человек выбирает пол.

Если человек не противодействует страстям, то страсти у него развиваются безконечно. Человек постепенно превращается в носителя демонического начала. И наоборот - когда человек противодействует страстям, пытается с ними бороться, возникают положительные плоды, которые позволяют ему оставаться человеком.

Сократ шел как-то со своими учениками и встретил старца. По чертам лица старец определял характер, судьбу. Сократ подошел и спросил, что он может сказать о нем. «А что о тебе могу я сказать, старый растлитель малых детей?» Ученики хотели побить этого невежду за такие слова, но Сократ запретил им и ответил: «Оставьте его. Это все есть в моей природе, но я борюсь с этим и побеждаю».

Как-то Сократ прогуливался со своими учениками в саду и вел ученую беседу. Навстречу им шли блудницы.  Увидев красивых женщин, ученики Сократа бросили его и побежали за блудницами. Остался лишь один ученик. Он спросил Сократа: «Ты учишь нас великому. Почему же твои ученики оставили тебя и пошли за блудницами?» На что Сократ ответил: «Дорога вниз всегда легче и приятнее, чем дорога в гору».

287

Притча о Сократе, учениках и блуднице

Аскеза связана не только с православием, но и с нравственным началом, которое есть в природе и строит законы противодействия страстям, тлетворным началам, которые есть в падшей человеческой природе.

Нужно учиться любви. Учиться любить можно не только на примере своих ошибок, но и на примере тех добрых отношений, доброго института брака, который был в нашей истории изначально. То, что сейчас происходит, происходило в период советской власти - это ненормальный институт брака. Изначально брак и семья строились на примере малой Церкви. Институт брака был гармоничен: обручение, объявление перед обществом пожелания стать мужем и женой, совет родителей, которые должны были породниться через этот брак; и только потом были бракосочетание и венчание. Имена супружеских пар вносились в книгу при церкви. Регистрация определяла их отношения, как мужа и жены.

Эти взаимоотношения четко регламентировались. Мы читаем Священные Писания, где об этом сказано. «Жена да убоится своего мужа» (Ефес 5:33) Убоится не значит, что она его должна бояться, - бояться того, что он ее накажет. Убоится значит потерять уважение и любовь мужа. А муж должен относиться к жене, как к немощному сосуду. Родители не должны раздражать своих детей, то есть не давать им того, что может разжигать в них страсти.

К сожалению, мы часто видим, что общение в семье часть нарушено. Раньше было прописано даже, как принимать пищу. Первым отец должен был поднести ложку к блюду. Люди чувствовали себя в семье, как единое целое – общались, обсуждали свои проблемы. Сейчас мы видим иную картину – члены семьи, если и собираются все вместе за одним столом, общаются перед телевизором. Через телевидение мы видим много отрицательных примеров того, как люди в семье себя ведут.

Хорошо, что есть литература, которая позволяет людям правильно организовывать семейную жизнь. Хотел бы предложить Вашему вниманию книгу Ирины Булгаковой, которая называется «Женщина перед иконой. Благословите ее, хранящую любовь и веру».

Иллюстрация 1 из 18 для Женщина перед иконой. Благословите ее, хранящую любовь и веру | Лабиринт - книги. Источник: Лабиринт

«Эта книга охватывает практически все стороны жизни православной женщины на работе и дома. Она содержит ответы на те проблемы, тяготы и нужды, с которыми верующие женщины приходят в храм, где обретают покой в молитве - за себя самих, за детей, за родных и близких и за весь наш мир. Наставления старцев, рекомендации священников и молитвы на каждый день, собранные в этой книге, помогут стремящимся к духовной и телесной чистоте, ищущим и нашедшим любовь, вступившим в близкие отношения, строящим семейную жизнь, укрепляющим и спасающим брак, воспитывающим детей».

Интересно, что в этой книге приводятся причины разводов и обоснования Церкви для того, чтобы развод был узаконен. По словам епископа Пантелеимона (Шатова) главная причина разводов заключена в отсутствии любви. Люди не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. Зачитаю отрывки из этой книги:

«Был такой случай со старцем, отцом Павлом Троицким. Одна девушка полюбила юношу, просила разрешения пойти с ним на свидание, и отец Павел, поскольку был человек прозорливый, знал, что этот мужчина не годится ей в мужья. Но на свидание пойти разрешил и сказал: «Я буду молиться, чтобы ты увидела его таким, какой он есть». И, когда девушка пришла на это свидание, она вдруг увидела юношу совершенно другим, не таким, каким представляла. Поэтому до брака нужно очень критически относиться к будущему мужу: сомневаться, не доверяться своим чувствам, не доверяться своему уму. Быть очень осторожной. Чтобы не получилось так, что выходили вы замуж за принца, а муж оказался Иванушкой-дурачком».

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, «Наша задача в браке – отдавать себя другому, а не требовать от другого, чтобы он отдал нам всего себя. Когда ты требуешь чего-то от кого-то, то твои требования часто будут становиться предлогом для спора и ссоры. Если ты требуешь любви от другого, говоря: “Единственное, чего я от тебя требую, – это чтобы ты меня любила. Я хочу, чтобы ты меня уважала. Чтобы ты была хорошей женой”, – все! С этого момента начинается непрекращающаяся ссора, потому что затем ты скажешь: “Ты не та, о которой я мечтал”. Сначала надо отдать человеку всего себя, а затем уже брать. А требовать чего-то с самого начала – это большая ошибка». Причем требовать, прикрываясь «магическими» словами: «Я же для тебя стараюсь! Я хочу, как лучше!» Но, как говорит епископ Пантелеимон (Шатов), «Один Бог понимает нас во всем, а самая горячая любовь не всегда имеет одну и ту же температуру. А то неизрасходованное, что переполняет ваше сердце, может оказаться совсем не готовностью жертвовать собой, а желанием все в жизни устроить исходя из своих желаний».

В браке «один другого не оккупирует, не порабощает, не поглощает. Не уничтожает его как человека. Не обезличивает. Нет, эти двое вместе становятся одним новым человеком», – утверждает о. Афанасий Лимассольский.

«Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете» Вот что пишет на эту тему священник Алексей Йонг:

 «Для создания хорошей семьи требуется время, ее не создашь за один день. Семья должна вырасти, этот процесс долгий и трудный и, как все хорошее в жизни, дается усилием и трудом. Если вы собираетесь вступить в брак, помните: мы живем в обществе мгновенного удовлетворения желаний и приучены получать все сразу, немедленно. Это наше нетерпение оказывает самое разрушительное влияние на брак. Если мы не проявляем достаточной терпимости друг к другу, если мы не желаем тратить много лет на создание семьи, наш брак обречен. Нет настолько благополучного брака, что его невозможно улучшить, и нет настолько неудачного, что его невозможно исправить, при условии, что супруги готовы вместе, по благодати Божией, возрастать в духовную меру, установленную Христом, Который пришел служить, а не чтобы Ему служили. Еще одно необходимое условие успешного брака – способность к росту. Наиболее частая причина распада браков – незрелость характера. Конечно, вступающие в брак всегда в чем-то незрелы, у всех есть какие-то недостатки. Но нужно уметь перерасти себя. Апостол Павел пишет, что когда был младенцем, то думал по-младенчески, говорил по-младенчески и понимал по-младенчески, но, когда стал мужчиной, оставил младенческое. Так и для благополучного брака необходимо оставить младенческое: безответственность, желание сделать все по-своему, эгоизм, невнимание к другим, скандальные выходки, ревность. Надо обязательно ежедневно просить у Господа:

«Дай мне, Боже, зрелость видеть не только себя, но и понимать мою супругу или моего супруга, и принимать всю меру ответственности, которую Ты возложил на меня».

Ioakim-i-Anna.jpg

Святые праведные Иоаким и Анна

Боровских Вячеслав Владимирович

Мы с Вами люди верующие, православные христиане. Мы можем говорить с Вами свободно, открыто о том, что семья – это малая Церковь, что такое -  создавать семью и выстраивать взаимоотношения по благодати Божией, разбавлять все семейные неудачи взаимной молитвой супругов друг за друга. Но мне, как человеку, которому приходится в качестве врача рассказывать о здоровых семейных ценностях, приходится встречаться с аудиторией неверующей. Я всегда испытываю трудность общения. Я знаю, что, если только я перейду определенную черту и буду называть вещи своими именами (а это необходимо, потому что я не сказал о том, о чем должен был говорить), меня могут остановить. Я должен говорить о том, кто такой Бог, что такое грехопадение, что такое человеческие страсти, что такое учение о страстях, как их преодолевать, что такое терпение с точки зрения христианства, что такое прощение, смирение, что такое благодатное терпение, где искать сил для всего этого с Божией помощью. Загорается «красная лампа». Меня могут остановить.

Мы сейчас живем в таком обществе, когда даже по законам нашего государства, если я в обществе, где есть некрещеные, заведу разговор на эту тему, то я преступаю закон. По закону заниматься миссионерской деятельностью может только религиозная организация – не каждый православный гражданин, а только член религиозной организации. Я должен на каком-то приходе стать членом этого прихода. Опять же – это не все прихожане этого прихода, а определенная группа. Только тогда я получаю законное на это право. Как только я начинаю говорить на тему Церкви, христианства, христианской нравственности, в аудитории может встать любой человек (преподаватель или даже ученик) и попросить документ, на основании которого Вы можете с нами на эту тему разговаривать.

Нам сейчас, в послесоветское время, через столько десятилетий; после того, как три поколения людей выпали из этой духовной преемственности, нужно заниматься археологическими раскопками – узнавать, кто мы; откуда мы взялись, и что мы здесь делаем. Раскапывать элементы нашей культуры и постепенно приходить в себя. Я вижу по своей работе, насколько это болезненный процесс. На самом деле ничего искать не надо – все есть. Слава Тебе, Господи, мы сохранили все, что было взращено христианством в вопросах семьи. Нам нужно только брать и учить этому детей, конечно, на современном уровне. Дети, подражая родителям, строят свои семьи. Мы должны учить подрастающее поколение теории семьи. Они сами должны стать первопроходцами. Человеку самому без Бога не построить семью. До тех пор, пока семья не начнет строиться вместе с Богом, она разрушается, деградирует.

Это открытие должно стать откровением: в этом мире можно стать лучше только в порядке синергии. Когда ты – сотрудник Бога; когда вы с ним содействуете – действуешь ты, и действует Бог; когда Бог подхватывает твои слабые человеческие намерения, старания и делает то, на что ты неспособен. Настоящая культура, которая создает тысячелетнюю цивилизацию, возможна только в такой форме, больше никак.

Я в этом отношении оптимист. Вижу, что кризис, который сейчас переживает наше общество, заставляет всех задумываться о самом главном – о семье. Раньше мы не спохватываемся. Мы спохватываемся, лишь оказавшись на краю пропасти, когда она зияет и издает свое зловоние. Тогда мы начинаем от этой пропасти отходить и оглядываться назад. Я уверен, что в нашем обществе сейчас для этого наступило подходящее время. Я вижу, как хорошо школьники откликаются на разговоры о семье с христианской точки зрения. Для них это что-то новенькое, о чем раньше они не слышали. У многих уже сейчас разочарование по поводу семьи - или семья находится в постоянном раздоре, или родители в разводе. Они видят то же самое в семьях друзей, подруг. Везде семья с синонимом «проблемы». Это беда. Она угрожает существованию нации, народу. На фоне окружающих нашу страну конфликтов люди начинают постепенно приходить в себя и всматриваться в себя самих, в свою историю, в свою культуру. Лет 10-15 назад такого не было. Сейчас я вижу, что происходит трансформация нашего общественного сознания. Только в кризисе происходит оздоровление самосознания человека. Он приходит в себя только тогда, когда начинает жить на пределе человеческих возможностей.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Когда люди пытаются выйти из состояния семейного кризиса, это является порой причиной распада семьи или началом периода ее восстановления.

Хотел бы снова процитировать из этой же книги выдержки, указывающие на причины разводов. Если раньше, как мы видим в Священных Писаниях, была одна причина разводов – прелюбодеяние одного из супругов, то сейчас таких причин может быть несколько.

«На Церковном Соборе 1917–1918 годов говорится, что, кроме прелюбодеяния или вступления одной из сторон в новый гражданский брак, основанием для развода считается:

— Отпадение одного из супругов от Православия. То есть, в том случае, если он был верующим христианином, но после некоего внутреннего кризиса ушел или в другую веру (скажем, в какую-нибудь секту: к мормонам, к иеговистам, в московскую церковь Христа – и стал практикующим ее адептом, тем более в нехристианскую религию – к тем же кришнаитам), или просто стал воинствующим атеистом, то понятно, что такого рода отпадение делает невозможным церковный брак, и невиновной стороне дает право на развод.

— Неспособность к брачному сожитию одного из супругов, либо как следствие врожденных противоестественных телесных пороков одного из супругов, либо как следствие намеренного самокалечения, бывшее до брака. Скажем, вступая в брак, жених или невеста, по какому-то безответственному недомыслию сокрыли, что неспособны к нормальной брачной жизни. В таком случае, конечно же, второй супруг свободен от брачных обязательств. До революции была целая секта скопцов, да и сейчас есть некоторые нехристианские культы, также допускающие какие-то самокалечения, самооскопления. И ясное дело, если один из супругов впал в такое катастрофическое заблуждение, в такую ересь, то он просто, по определению, не может быть нормальным членом семьи.

— Заболевание проказой, поскольку эта болезнь поставляет человека вне всех социальных возможностей в силу необходимости его полной и пожизненной изоляции.

— Заболевание сифилисом, ведь в девяноста девяти случаях из ста, если не в девятьсот девяносто девяти из тысячи, ответственность за это лежит на самом заболевшем, и не связана со случайными факторами.

— Длительное и безвестное отсутствие кого-то из супругов, который уехал неизвестно куда, бросил свою семью, и о нем нет никаких вестей. Или многолетнее отсутствие мужа, не вернувшегося с войны, когда уже истекли те естественные сроки ожидания, по которым можно надеяться на то, что он жив и вернется. Однако это только право на развод, но не обязанность. То есть это не значит, что вдова, ожидающая своего не вернувшегося с войны мужа, неправо поступит, если останется ему верной до конца. Просто Церковь не связывает ее такого рода обязательствами на всю жизнь, тем более, если ей, на ее жизненном пути, еще встретится достойный человек.

— Осуждение мужа или жены к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния. Это дореволюционная норма судебного приговора, которая применялась к самым тяжким преступникам, скажем к убийцам или к покушавшимся на жизнь Государя. Понятно, что в наше время Церковь не считает жену серийного убийцы, о преступлениях которого она ничего не знала, связанной с ним узами брака, Церковь также не может возлагать на нее такие бремена.

— Посягательство на жизнь и здоровье либо супруги (супруга), либо детей – что сейчас происходит, как правило, в состоянии алкогольной или наркотической зависимости, когда человек впадает в некое неадекватное состояние и представляет угрозу для жизни близких. Конечно же, считать, что несчастная супруга такого наркомана должна претерпеть от него даже и убиение, когда он накурился очередного наркотика, в том числе, быть может, еще и детей, было бы противно самому смыслу любви, как закону церковной жизни.

— Снохачество и сводничество, то есть побуждение супруга к непотребным связям с другими лицами. (Кстати, под эту категорию подпадают и все участвующие в экстракорпоральном оплодотворении на стороне).

— Извлечение выгод из непотребств супруга (супруги). То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

— Неизлечимая тяжелая душевная болезнь, которая делает человека абсолютно и на всю жизнь неадекватным.

— Злонамеренное оставление одного супруга другим, к примеру, когда жена говорит мужу: живи-ка ты сам, как хочешь, у меня теперь своя жизнь, не лезь ко мне, как хочешь, так и обретайся. И выгоняет его из квартиры. Разумеется, это также является основанием для развода.

В настоящее время Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнился такими причинами, как:

— Заболевание СПИДом (основания здесь такие же, какие и при заболевании сифилисом).

— Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм и наркомания.

— Совершение женой аборта при несогласии мужа, увы, вошедшее в жизнь нашего Отечества скорее уже в XX столетии. То есть в том случае, если муж прилагал все возможные усилия к тому, чтобы не допустить убийства младенца во чреве матери, но она, вопреки всему, на это пошла, тогда понятно, что нравственное сознание мужа-христианина может противиться тому, чтобы и дальше жить с женщиной-детоубийцей».

Конечно, это все основания для развода, но возможна еще и ситуация, когда при существовании таких оснований один из супругов согласен терпеть все эти ситуации.

Окончание

В одном селении девушка не хотела выходить замуж и отец, разозлившись, сказал, что она выйдет замуж за первого же молодого человека, который придет из армии. По своему слову он выдал ее замуж за молодого человека, вернувшегося из армии. Этот человек вел себя неадекватно, пил, гулял, бил ее. Девушка пришла к старцу, который ей сказал, что, если она претерпит до конца, то и муж ее изменится; и она будет спасаться. Если не претерпит до конца, то и она погибнет, и муж ее погибнет. Женщина претерпела до конца. Она стала настоящей христианкой, молитвенницей. Терпение ее было благодатным. С этой молитвой она все претерпевала. Ее муж, нагулявшись, заболел душевно-телесной болезнью. Она за ним ухаживала, и муж в этом терпении болезни, страдании стал другим. Такие ситуации помогают человеку стать другим, если мы начинаем учиться не просто терпеть, а терпеть с помощью Божией.

007

Любить ближнего – это и молиться о нем

В этой же книге одна из историй связана с иконой «Нечаянная радость». Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное».

nechayanaya-radost

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

История этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. “Радуйся, Благодатная…” только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал:

–Кто сделал это!

И услышал страшные слова Богородицы:

–Ты. Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.

Горькими слезами стал обливаться грешник.

–Помилуй меня, – просил Богородицу, – прости, умоли обо мне Сына.

Богородица тут же произнесла молитву: “Прости вся дела его, елико содея”. Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой:

–Помилуй меня, умоли!

Наконец, услышал он слова прощения. И услышал тогда, когда совсем было отчаялся, памятуя о тяжести своих грехов. Но милосердие Божие безпредельно. Бросился к иконе прощенный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя. И не чаял, и не надеялся уже. И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце. С тех пор, говорят, стал жить благочестиво.

В книге, о которой мы сегодня говорим, приводится интересная история. В одной семье вначале было все хорошо, люди были счастливы, а потом семья вступила в свой кризисный период – наступило охлаждение между супругами. В основном это было по вине мужа, который разлюбил свою жену, начал пить, увлекаться другими женщинами, стал даже бить свою жену. А жена в это время более усиленно молилась, вымаливала его. Эта молитва доставляла большие неудобства врагу нашего спасения. Однажды этот мужчина сидел с очередной рюмкой и увидел, что к нему подошел незнакомый человек и предложил ему сделку. К тому времени семья по ряду причин обеднела. Незнакомец предложил показать мужчине то место, где зарыт клад, а в обмен этот мужчина должен предоставить ему свою жену и документы, которые давали бы право незнакомцу владеть его женой, как личной собственностью. Таинственный незнакомец стал убеждать этого человека, говорить, что у него своя жизнь и жена ему не нужна; обещал показать человеку место, где был зарыт клад. Наступил срок, когда мужчине нужно было отдавать свою жену этому незнакомцу. Муж повел жену, не сказав ей, куда он ее ведет. По дороге жена попросила мужа разрешения зайти в храм. Женщина стала молиться перед иконой Божией Матери и в печали заснула.

Мужчина ждал вне храма. Он увидел, что из храма вышла женщина, одетая, как его жена и повел ее дальше к этому незнакомцу, который ожидал их со своей бумагой. Когда мужчина хотел передать свою жену этому незнакомцу, она скинула с себя балахон. Незнакомец в страхе отступил, потому что увидел перед собой Божью Матерь. Сам он оказался сатаной и тут же исчез. Мужчина пришел в себя, а жена его в это время вышла из храма.

Когда человек молится, он с помощью Божией, Божией Матери, с помощью молитв всех святых, которые нам помогают в семейном счастье (святые Адриан и Наталия, муромские святые Петр и Феврония), получает помощь в преодолении трудностей семейных отношений. Это не просто опыт отдельного человека. Это опыт всей Церкви – как выстоять и сохранить свою семью.

Такие беседы мы продолжим и в дальнейшем. Конечно, нам интересно мнение наших слушателей. Очень важно соборное мнение людей, у которых есть свои личные, семейные проблемы. Очень помогает соборная молитва. Люди встают в назначенное время на молитву. Это может быть совместное чтение Евангелия, определенных молитв, чтобы нормализовать ситуацию и достичь спасительного для них результата.

 «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20)

Благодарим наших гостей! Благодарим наших зрителей и слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. Ирина Булгакова «Женщина перед иконой. Благословите ее, хранящую любовь и веру» изд. «Эксмо», 2018

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

nechayanaya-radost

Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное».

На иконе изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: “Человек некий беззаконный…”

Человек некий, беззаконный… Уж не про нас ли? Думается, все мы, напрягши память и не напрягши, можем вспомнить, как не раз и не два, а множество раз грешили в большом и малом, при этом постоянно оправдывая себя, находя самые убедительные доводы. Мы не знаем, на какой такой грех отправлялся человек, подошедший к иконе за благословением. Для нас это не так и важно, собственные грехи более жгучи и непростительны.

Видимо, грех, особенно грех неосознанный, который для нас почти что добродетель, и способен уязвить до крови Христово Тело. Ведь и тот “человек некий беззаконный” тоже подошел к иконе благословиться на грех.

“Нечаянная радость” – икона, призывающая нас к труду. Труду духовному, молитвенному. Результаты того труда явятся, ох, не сразу. Их нам намывать и намывать. Не зря ведь молитвенный труд называют подвигом. “Трудись и молись”, – учили древние подвижники. Всегда трудись и всегда молись.

Но ведь икона-то называется “Нечаянная Радость”. А раз нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову, как золотой целковый на дороге, как подарок. Да, радости нечаянные, нежданные, очень украшают нашу жизнь. Иногда бывает, из состояния затяжной, измотавшей депрессии нас способен вызволить даже нежданный звонок хорошего человека. Нечаянная радость легким шагом прошлась по тяжелой душе, такая маленькая, такая нечаянная радость.

Как важно воспитать в себе обязательность по отношению к такой радости. Она в благодарении. Не забыть сказать “спасибо”. Ведь, получая подарок, даже самый невоспитанный из нас хоть тихонько да буркнет “спасибо”. А радость нечаянная – подарок духовный. Благодарение за него – в молитве.

“Я не знаю ни одной молитвы, совсем не умею молиться, подойду к иконе и думаю: что дальше то делать? Ну перекрестилась, а дальше что?”

Молиться нас никто не учил. Мы в лучшем случае самоучки, в худшем – неучи. Но, во-первых, учиться никогда не поздно. Во-вторых, разве Господу нужны наши пространные речи? “Слава Тебе, Господи!” – самая коротенькая на свете молитва. Вот уже и выучили. Произнесенная с покаянным сердцем, она быстрее дойдет “по назначению”, чем протараторенное без чувства полное молитвенное правило из молитвослова. Но есть и особое моление иконе “Нечаянная Радость” – акафист.

Чему учит акафист перед “Нечаянной Радостью”?

Акафист – слово греческое и переводится оно как гимн, который поется стоя. Стоя перед иконой. Каждому празднику, каждому святому Русской Православной Церкви, каждой иконе сложен свой акафист. Это особое поэтическое творчество. Давайте раскроем акафист Пресвятой Богородице “ради чудотворного Ея образа Нечаянныя Радости”. Вот только несколько акафистных строк: “Радуйся, Радость всему миру Родившая. Радуйся, яко пламень страстей наших угасаеши. Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. Акафист можно читать и дома. Бывают моменты, когда дарованная нам нечаянная радость таким светом зальет душу, что от избытка сердца начинают глаголать наши уста. Вот тут-то самое время встать перед образом и почитать акафист.

Если всмотреться в нашу жизнь пристальнее, мы без труда обнаружим в ней много поводов для нечаянной радости. Сын сдал физику на “четыре”, а вам казалось, что и тройка – благо, – нечаянная радость. Неделю лил дождь, а сегодня солнце во весь небосклон – нечаянная радость. Вы подобрали крошечного щенка, который вскоре стал вашим другом, мужу неожиданно выделили две (вам и ему) бесплатные путевки в санаторий, да мало ли  что.  Жизнь соткана из маленьких радостей, половина из которых нечаянна, столько поводов к благодарению. Другое дело нет у нас навыка. Просить, умолять, плакать перед иконой мы умеем, приспичит, враз обучимся, а вот благодарить… Давайте учиться благодарить. И детей учить. Ведь детям эта наука так необходима по жизни. Неблагодарный человек, забывающий поблагодарить ближнего за милость к нему, тем более забудет и о высшем благодарении. Рецидивом его плохой памяти будет его неспособность к радости сердечной. А неспособность к радости сердечной станет причиной безрадостной, обуженной до рамок земного бытия жизни. Вот ведь какая цепная реакция, вот ведь какая прочная связь.

Икона “Нечаянная Радость” учит нас благодарной жизни. Перед ликом Пресвятой Богородицы каждый из нас жалок, грешен и неприкаян. И не надо стыдиться этого, как великого позора. Надо признать это и обрадоваться нечаянно, что принят, что теперь перед тобой широкий простор и неограниченные возможности. Помните, в акафисте? “Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. А не тем, кто на длинном марафоне от греха к греху вдруг делает зигзаг в сторону иконы и на всякий случай застывает перед ней в минутной паузе. Верные те, кто показал свою верность и делом, и словом, и ненавистью к греху, и молитвой.

Помоги нам, “Нечаянная радость”, приблизиться к верным. Дай нам силы и вразумление.

Источник:https://www.pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-imenuemaya-nechayannaya-radost/

Притчи от Сократа

 

pritchi-ot-sokrata

Сократ, древнегреческий философ

(469-399 до н.э.)

 

Притча о трёх ситах

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.…
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито, сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

 Притча о том, что самое важное в жизни

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?

Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.

Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.

Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.

После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?

Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.

— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.

— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.

—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля