Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Круглый стол «Путь преодоления зависимости»

Круглый стол с участием руководителя Монастырского Оздоровительного Центра и православного врача-психотерапевта Боровских Вячеслава Владимировича.

 

 «Женщина, ты пришла почерпнуть воды, способной пор­титься, но черпаешь живую, которой омываешь нечистоты душевные»

(Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне)

Сегодня мы рады вновь приветствовать православного врача, психотерапевта из Екатеринбурга Боровских Вячеслава Владимировича.

26 марта Вячеслав Владимирович выступал в Московской духовной академии с лекцией «Православное учение о страстях. Страсть сребролюбия». Почему люди любят деньги, порой отказываясь себе в этом признаться?

Боровских Вячеслав Владимирович

Человеку нужно на что-то надеяться. Он не может жить без надежды. Нужна твердая почва под ногами.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Люди любят деньги еще и потому, что они расширяют степень их свободы. Провинившихся в миру за какие-нибудь проступки, наказывают лишением свободы. В Евангелии есть эпизод, когда молодой человек обращается к Господу и спрашивает Его:

«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф 19:16)

Господь перечисляет некоторые заповеди, которые были для этого молодого человека значимыми.

«Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».  (Мф 19:18-24)

Игольные уши – это ворота в Иерусалим. Верблюд мог пройти через такие игольные уши только при одном условии: если он пройдет без поклажи, встав на колени. Когда человек материально богат, он часто переносит акцент разрешения своих проблем с Господа Бога на то, что он имеет. То есть он начинает думать, что может сам, без Бога, решать свои проблемы, исходя из того, что он имеет. Как бы говорит себе и другим: «Бог мне не нужен. Я сам решу свои проблемы». Поэтому сребролюбие – это страшная страсть, хотя с внешней стороны она так не выглядит. Человек не убивает, не ворует. Может жить вполне благопристойной жизнью. Но эта страсть отчуждает человека от Бога. Возникает сложная ситуация, когда человек и с Богом, и без Бога одновременно. Он с Богом, но не надеется на Бога. Казалось бы, живет благочестивой жизнью, но вместе с тем живет вне Бога. Скрытая форма безбожия. Тем это и опасно.

От Бога человека отчуждает не само богатство, а его отношение к богатству. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

 «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто довольствуется немногим. Беден не тот, кто мало имеет, но кто желает многого".

Парадокс. Человек вроде бы богат, а по сути беден. Ему нужно еще больше. Он не может удовлетворить свою страсть. Она развивается до невероятных пределов, и человек уже не может с ней справиться. «Страсть» и «страдание» - слова, имеющие один корень. Человек страдает от того, что страсть в нем настолько развита, что он начинает жить, как Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Имеет много, этим дорожит и не хочет ни с кем делиться. Наоборот, когда человек делится, когда он понимает, что богатство это вовсе не его, а то, что ему дали в распоряжение, чтобы он мог помочь в том числе и ближним, – это самый лучший вариант отношения к богатству.

Возвращаясь к нашей теме по работе с зависимыми людьми, хотелось бы сказать, что люди употребляют алкоголь, наркотики не только потому, что они зависимы на психическом или даже душевном уровне от тех удовольствий, которые дает эта страсть на короткое время. Но люди зависимы от этих страстей еще и потому, что это форма ухода от действительности. Людям не нравится жизнь, которой они живут. Они страдают от своей жизни, от проблем, которые они не могут решить. Страдают от отношения с ближними, которые бывают для них очень болезненными.

Незадолго до этой встречи мы смотрели диск с Вашими видео лекциями. Радуемся, когда такие диски выходят. На основе Святоотеческих учений Вы рассуждаете о страстях, о том, как эти страсти преодолевать. Две видео лекции были посвящены радости. Недавно вышла книга «Не бойся радоваться». Данная книга содержит беседы известного греческого богослова архимандрита Андрея (Конаноса). Темы бесед: молитвы, смирение, покаяние и радость каждого дня жизни.  Название книги взято из проповеди архимандрита Андрея, которая так и называется «Не бойся радоваться».

Андрей (Конанос), архим. Не бойся радоваться! : Беседы о православии. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 496 с. : ил.

Приводим отрывки из этой книги.

«Великое дело — успокоиться. Довериться. Возьми свою проблему и положи ее к ногам Христа. Возьми свою обиду и скажи: “Господи, у меня вот эта проблема, я хочу поделиться ею с Тобой. Хочу сказать Тебе о ней, положить ее к Твоим ногам, обсудить ее с Тобой. Хочу, Господи, сделать Тебя участником того, что меня занимает, и совершить то, что говорится на святой Литургии: что мы сами себя, и других, и всю жизнь нашу Тебе предаем».

«Ты видел, как спит малое дитя в объятиях матери? Ты видел, как спит твой ребенок? А если у тебя его нет, ты видел, как спят младенцы? Младенец доверяется, он отдает себя, расслабляет руки, губы, лицо. У него нет волнения, нет напряжения, он целиком предал себя, утих, успокоился. Такова и картина предания нашей души Богу. Так и я должен жить».

 

«Не бойся радоваться. Достаточно всё делать с благодарностью Богу. Привнеси славу и красоту Божию в твой дом, в общение, в работу: всё делай бодро, живи по-настоящему. Ищи пути исправления и перемен. Во всяком случае, не проводи время попусту, но живи восторженно, радостно, с благодарением, прославляя Бога!»

Это то, о чем говорит в своем послании апостол Павел. Мы ищем какие-то формулу жизни. Апостол Павел эту формулу дает нам в семи словах:

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес 5: 16–18).

Можно все свести и к трем словам: Радоваться, молиться, благодарить!

Радоваться – это то, к чему нас призывает Господь. Это одна из главных формул исправления наших греховных состояний. Когда человек уходит в мир иллюзий, становится зависимым от интернета, фильмов, других своих страстей – это ложные реальности. А Господь открывает уже здесь и сейчас, на земле истинную реальность. Реальность Богообщения, реальность всего того, что приносит в нашу жизнь радость. Вы сказали, что едете на Афон, чтобы впитать то, что наполняет нашу жизнь радостью, – благодать Божию. Один священнослужитель сказал, что на Святой Земле благодать дается даром, а на Афоне она зарабатывается. Нужно немало сил взойти на гору, чтобы помолиться в храме Преображения на Афоне. Требуется приложить много усилий, чтобы наполнить свою жизнь радостью. Благодатью Божией.

Еще одна тема, о которой хотелось бы поговорить, – это, как вести себя с зависимыми людьми. Как правильно выстроить общение с ними, чтобы, с одной стороны, их не оттолкнуть, а с другой стороны, помочь им выйти из этого состояния. Часто окружающие близкие люди бывают очень угнетены наличием такого человека в своей семье. Он начинает им мешать духовно. Разрушает их семью. Берет, например, кредиты, которые семья потом выплачивает. Или бьет своих ближних. Близкие люди от этого очень сильно страдают, потому что это не только физическая, но и психическая травма. Хотелось бы поговорить и на эту тему.

Боровских Вячеслав Владимирович

Человек здесь, на земле тоскует по радости. Нуждается в радости и свободе. Этого требует тот образ Божий, который вложен в его человеческую природу. И он не успокоится, пока в том или ином виде этого не обретет. В той или иной форме. Увы, в стремлении к этим добродетелям мы склонны обманываться и принимать ложные вещи за истину. Это касается и денег, и материальных благ, выражением которых они являются. Это и вино, наркотики. Все то, что нас как-то веселит. Веселит, но не радует. Ради чувственных удовольствий человек стремится к деньгам. Хочет, чтобы этих удовольствий было как можно больше. Желает обрести в этой палитре мнимую свободу. Человек, к сожалению, очень быстро оказывается в рабстве. А может быть и к счастью, потому что есть какой-то один, Богом установленный порядок вещей. Если мы в него не вписываемся, то страдаем. Если мы отказываемся от этого ложного пути, то, дай Бог, выходим на истинный путь. Приходим к тому самому источнику радости, о котором мы говорили. Приходим к Богу. И именно в Нем обретаем свободу. От порабощения страстям воли человеческой освобождает Господь:

 «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36)

Как тяжело нами усваивается церковная жизнь! Хотя, казалось бы, это простая истина. Как хорошо, легко на эту тему разговаривать с человеком единодушным. Когда оказываешься в аудитории, где, в основном, светская публика, порой испорченная современным светским психологическим образованием, то приходится совершать усилия, чтобы подбирать слова. Чтобы это не вызвало отторжения у людей. Вчера в Сургуте мы проводили массовое мероприятие, на котором присутствовали разные люди – верующие, неверующие и даже полу враждебно настроенные по отношению к церкви. Мы говорили о страстях. Как устроено современное сознание? Если есть проблема, ее нужно просто устранить. Убрать проблему и все. А если есть у человека страсти, значит и их нужно убрать. И люди начинают представлять себе: что значит убрать все страсти?

Из страстей соткана вся человеческая жизнь. Убери страсти, и от человека ничего не останется. Лишь мертвый манекен. Это если мы будем мерить все человеческими способностями и искать человеческие технологии для преодоления страстей (сребролюбия, чревоугодия). Эти проблемы не нами решаются. Нам их не решить. Мы можем либо погибать от этого, либо отдаваться Богу, доверяться Ему полностью. Чтобы Он не очистил нас от этого, а, чтобы Он нас преобразил. Все наши страсти – это наша обезображенность. В нас есть образ Божий, только он искажен. Восстановить свой образ в человеке может только Бог. Преобразить эти страсти в противоположные добродетели. Господь говорит:

 «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29)

Кротость и смирение – это уврачеванность человеческой природы. Господь говорит: «Научитесь от Меня». Это когда Он Сам в нас и нас такими делает. При нашем горячем желании такими стать. Конечно, это происходит не так, как в сказке, когда Иванушка – дурачок становится Иваном Царевичем. Это путь длиною в жизнь, но мы на этом пути. Свет, который проливается в нашу душу (как солнышко в ненастную погоду – выглянуло и опять спряталось), он уже захватывает нас целиком. И мы эту радость, пусть и короткую, свободную от страстей и от денег, эту радость мы уже ни с чем другим не перепутаем и ни на что не променяем. Будем стараться тянуться к этому свету.

Эта наша жизнь. От радости к печали, к тоске по Богу и опять к радости. Из этого состоит наша жизнь. Удивительно, как Святой Дух нашу жизнь устраивает.

Что касается родственников зависимых людей, это проблема очень серьезная, потому что мы имеем дело с точно такими же зависимыми людьми. Порой они находятся в более тяжком состоянии, чем те, по вине которых они стали такими больными. Когда они включились в орбиту болезни своего сына, мужа, мамы, жены, сестры, брата обычными разъяснительными мероприятиями не обойтись. Родные, близкие люди нуждаются в такой же помощи, как и их больные родственники. Им точно также нужно менять свое мировоззрение и свой образ жизни. Благодаря смене образа жизни, православный христианин меняет свое отношение к этой проблеме, к болезни своего родственника. Начинает смотреть на проблему совершенно другими глазами, в каком-то смысле, ничего не боясь.

Многие проблемы, связанные с так называемой со-зависимостью, замешаны на нашей самонадеянности, самоуверенности, на нашем представлении, что без нас наши родные пропадут. «Он же мой. Я его с пеленок вырастила. Кормила, поила, обувала, одевала. Это же мое дитя. Он сейчас страдает. Значит, я должна быть сейчас рядом с ним. Его опекать, пытаться подстраховать, от чего-то уберечь. За этой родительской родственной теплотой, чувств, любовью скрывается глубокая недооценка тяжести состояния пациента. Не может мама осознать даже в мыслях всего трагизма того, что происходит с ее сыном. Здесь мы могли бы быть полезными. Но нужно быть очень деликатными, аккуратными.

Иов Многострадальный и его друзья

Нам придется говорить родственнику неприятные слова, порой травмирующие его душу.

Мы вынуждены говорить родным правду. Говорить, что человек во второй стадии наркотической или алкогольной зависимости – это совсем не тот человек, которым они хотели бы его видеть, и которым он представляется родственникам. Это другой человек, другая личность. Возможно, от человека уже очень мало чего осталось. Человек во многом существо бесоодержимое. В разгар болезни он никого не любит и никого не жалеет. Часто даже не помнит, что он сделал.

У него бывают такие состояния, когда он крайне жесток по отношению к своим любящим родственникам, и он может даже наслаждаться их страданиями, упиваться тем, что способен манипулировать их умом и сердцем, беззастенчиво эксплуатируя их к нему теплые чувства. Осатаневшая личность. Родственникам, конечно, сложно в это поверить, но нужно. Нужно обязательно это осознать, понять с нашей помощью и научиться доверять своего одержимого родственника Господу Богу. Потому что он человек. Это образ Божий. Все, что с ним происходит, происходит перед Богом, перед Его Лицом. Бог все знает и видит лучше нас. Он позаботится о наших близких в тысячу раз лучше нас, если мы научимся своих болящих родных Ему доверять. Это очень непростая задача убедить родственников в таком положении вещей.

Приходится начинать беседу с родственниками от самого Адама. Это Ваш сын (или дочь). Откуда берутся дети? Ведь наши дети – они же очень условно наши дети. Что мы такого сделали, чтобы у нас были дети? Мы просто вступили в супружеские отношения. Кому-то Бог дает детей, кому-то не дает. Детей дает Господь Бог. Мы даже не знаем, что будет после того, как мы станем мужем и женой, какие дети родятся. Если у нас дети рождаются один за другим, мы каждый раз удивляемся. На кого, например, он похож? Ни на кого не похож. Это наши дети, наше воспитание. Как мы ребенка воспитываем, как мы его выводим в жизнь, с какими ценностями.

Период нашего активного воздействия на личность человечка, которого нам доверил Господь, это очень короткий промежуток времени. Даже с точки зрения светской возрастной психологии – это первые пять лет жизни ребенка. Может быть, 6-7 лет. Его душа до этого возраста максимально пластична. Все впитывает сразу, все проникает в самую середину, в самое основание сердца. Все, что человек увидел, услышал, узнал до пяти лет, потом составит его психотип. Устойчивый психотип, который потом человеческими силами поменять будет невозможно.

Потом душа как будто бы черствеет, загипсовывается, становится не такой восприимчивой. Весь последующий жизненный опыт будет очень поверхностным, неустойчивым, хотя, казалось бы, человек столько потом увидит и узнает. Что-то смочит эту поверхность и где-то останется, что-то стечет и не оставит следа в человеческой душе. А вот то, что до пяти - семи лет было заложено, это будет духовно-нравственным основанием человеческой личности. Ребенок будет с этим жить. Если мы потом, после пяти лет, особенно после пятнадцати, попытаемся поменять то, что нам не нравится в наших детях, то мы будет тогда заниматься очень болезненным перевоспитанием. С надломом души человека. Нам придется его тогда ломать и насиловать. До 5-7 лет воспитание. Потом перевоспитание.

Мы должны понимать и знать, что наше участие в жизни наших детей не определяется длиной всей их жизни. Наше время активного участия очень ограничено. А дальше? Наша задача, как родителей воспитать самостоятельную личность. Я сейчас не говорю, как. Главное, чтобы ребенок потом мог жить без нас, самостоятельно. Думая, принимая решение, совершая самостоятельно ответственные поступки. Сам. Без нас. В этом задача. Конечно, самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей, научить их самостоятельному общению с Богом в церкви. Тогда мы можем быть за них спокойными. Но даже тогда, когда у нас этого не получилось, потому что мы и сами не знали, что это так, и мы сами не общались с Богом в церкви, нужно стараться.

Ребенок нам заявляет о своей самостоятельности, хотя бы тем, что он живет не так, как мы хотим, а так, как он хочет. Да, нам это не нравится. Да, мы рассчитывали на другое. Мы разочарованы. Может быть даже в отчаянии. Но все равно, это живой человек. Автономная личность, от нас не зависящая. И ребенок, достигнув юридического совершеннолетия, может жить так, как хочет. Он может выбирать любой образ жизни, какой он захочет. Да, мы знаем, что к 18 годам человек, возможно, уже не в состоянии ничего разбирать. Идет на поводу страстей. Ему только кажется, что он свободен, а на самом деле он раб своих страстей. И тем не менее мы здесь ничего не можем сделать. Он свободная, независящая от нас личность. Мы должны это смиренно принять и доверить его Тому, кто нам его дал. Богу. Это Его имущество. Мы все Его имущество. Мы все Его творения. Мы все здесь живем в Богом созданном мире. Мы никуда от Него не денемся, даже если очень этого захотим. Даже если осатанеем и будем с Богом бороться, мы от Бога никуда не денемся.

Для верующим матери, отца это понимание дается легче. Мы можем тогда проще эту мысль, эту идею принять. Можем стараться делать что-то с сыном и своим к нему отношением, стараться преодолеть эту болезненную зависимость от него самого и от его болезни, в которой он находится. Да, я не идеальный родитель. Да, я многое упустил. Но мы начинаем успокаиваться. Это ведь тоже состояние благодатное. Состояние уврачеванное.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Бывают ситуации, когда мы ничего не можем сделать на уровне ситуационном, но можем и должны молиться. Основная задача молитвы не только, чтобы Господь человека как-то изменил, например, успокоил. Мы получаем особые силы для того, чтобы быть сильнее, крепче, терпеливее, добрее, действуя именно по воле Божией в этой ситуации. Человек всегда боится получать, но Господь всегда знает, что ему дать. Дать терпение, или нужные слова любви к близкому человеку.

Боровских Вячеслав Владимирович

Слова любви могут жестко звучать по отношению к сыну. И на это тоже нужно мужество, о котором можно просить Бога в молитвах. Когда я пытаюсь вывести родителей на этот уровень общения с их больными детьми, мама говорит: «А я так не смогу!» Я им отвечаю: «Я бы тоже не смог». Мы и не должны на себя рассчитывать. Здесь мы должны понять, что вот это – наша немощь. «Я не могу по-другому. Но если у меня чего-то нет, если я чего-то не могу, я попрошу и это получу». Когда мама сама начинает молиться за своего сына и делает это все время, постоянно, как только о нем вспомнит, она не тревожится, не впадает в панику от того, где он, что с ним, жив, мертв, пропал. Может в тюрьме или где-то мертвый лежит. Молиться, молиться и молиться. Тогда материнское сердце успокоится. Это будет привнесено в нас Богом. У нас у самих этого нет. Болезни наших детей указывают нам на наши собственные человеческие немощи. Если бы не это несчастье, не было бы счастья. Не узнал бы, кто я есть такой на самом деле. Дети часто своими болезнями приводят своих родителей в церковь. Мы видим, что очень часто дети болеют и из-за своих родителей, и для своих родителей.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Хотелось бы привести несколько примеров того, как важно человеку приложить усилия для того, чтобы помочь человеку на физическом уровне (сделать капельницу, помыть, напитать, как антидотом, зеленым чаем, уложить). С другой стороны, важно понимать, что этим нельзя ограничиваться. Это самый простой и недостаточный уровень. Практика церкви – за человека помолиться. Игумен Анатолий (Берестов), ученый-невропатолог, руководитель центра во имя святого Иоанна Кронштадтского, говорит, что очень хорошо действует молитва по соглашению. Когда собираются мамы, родители, близкие, жены этих людей и начинают вместе за них молиться. Наша церковь называется Соборной. Соборная молитва очень сильна.

Как-то раз я смотрел фильм о Киево-Печерской Лавре. Практика лечения людей была известна с древности. В Киево-Печерской Лавре, когда у них появлялся человек, страдающий алкоголизмом, с ним поступали следующим образом. Его отводили в пещеру, приковывали к одной из гробниц, и старцы, среди которых были и чудотворцы, реально общавшиеся с Богом, становились на ночь на соборную молитву. К утру обычно бес выходил. Больной человек все еще находился в сложном состоянии, но был живой и без этой зависимости. Соборная молитва даже на самом простом уровне очень помогает. Я знаю одну семью, в которой отец очень сильно пьет и доводит себя до такого состояния, когда вообще себя не помнит. Мама верующая и с ней трое или четверо маленьких детей. Когда папы долго нет дома, она собирает всех на молитву. Дети своими словами начинают упрашивать Бога, чтобы он вернул им папу, и через полчаса-час папа уже стоит на пороге. Причем он совсем не понимает, как он пришел, и кто его привел.

Один мой знакомый страдал наркотической зависимостью. Такие люди обычно умирают от передозировки наркотиков или от осложнений. Как-то раз этот человек передозировал наркотик и вдруг увидел себя в темной комнате. Под ним раскрылся пол, и он увидел под собой пламя. Он понял, что его ожидают вечные мучения. Реально это прочувствовал, осознал. Этот человек начал молиться:

 «Господи, если Ты есть, освободи меня от этого. Я буду к Тебе стремиться, буду стремиться исправить свою жизнь».

 Под ним захлопнулись ставни пола, и он пришел в себя. При этом у него уже не было наркотической зависимости. Он пришел в себя здоровым. Перед тем, как захлопнулись ставни пола, он увидел, как какая-то тень от него отошла, и на него упал луч света. Он пришел в себя, и у него уже не было тяги к наркотикам. Этот человек после этого случая стал стремиться к Богу и организовал группу людей, которая помогала ему проводить такую работу. Как-то раз мы возвращались с ним домой после одного из собраний. Около подъезда дома сидел житель первого этажа. Толик был алкоголиком. Мы видим, что перед Толиком лежит газета, на которой – бутылка водки, стакан, сырок. Толик сидит уже изрядно пьяный. Мой товарищ, обращаясь к нему, говорит: «Толик, зачем ты пьешь? Видишь, я был наркоманом, и меня Господь исцелил. А ты зачем пьешь?»

Толик, хоть и пьяный, ответил ему мудрыми словами. С одной стороны, это была бесовская мудрость, а с другой стороны – прямой вызов к Богу. Он говорит: «Тебя Господь освободил от этой наркотической страсти, поэтому ты перестал колоться, а меня не освободил, поэтому я продолжаю пить».

В Псалтири сказано: «Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду» (Пс 74:5)

То есть, не говори слов против Бога, которые обвиняют Его в немилосердии, в том, что Он не помог тебе. Через какое-то время Толик по пьяному делу попадает в милицию, и там его сильно бьют. Начинается кровоизлияние в мозг. В таком состоянии его возвращают домой и укладывают в постель. Дома к тому времени он уже все пропил. Это был примерно 1992-1993 год. Пришли врачи и сказали, что у Толика никаких шансов на излечение нет. Лекарств нет, денег нет и состояние тяжелое. Готовьтесь. Через короткое время Толик от нас уйдет. Толик не мог двигать ни руками, ни ногами. Жена от Толика ушла, детей не было. Толика оставили лежать на кровати. Остался он один в своей квартире. Редко кто к нему заходил. Но Толик оказался бойцом. Он понял, что никто кроме Бога ему помочь не может. Он попросил, чтобы на него надели крест и вокруг него повесили иконы – Господа, Божией Матери, Святых угодников. Он лежал и мог только моргать глазами. Толик понял, что, когда он беседует с Богом, Божией Матерью, Святыми угодниками, ему становится легче на душе. Какая-то темная сила, страх смерти от него отходят. Он начал беседовать с ними. Беседа с Богом – это тоже молитва. Постепенно силы начали возвращаться. Он начал сползать с кровати, на четвереньках ходить по комнате. В то время он еще не мог подняться на ноги. Ходил на четвереньках, ел, как собака, из миски. Потом начал понемногу подниматься, вставать на ноги.

Сами врачи были удивлены, как Толик смог преодолеть это тяжелое состояние. Сказано, что надежда на Бога не постыжает. Когда человек не теряет надежду, когда не теряют надежду его родственники и ближние, то Господь помогает. Надежда должна оставаться всегда. Но человеку нужно подвинуться. Уступить место, чтобы начал действовать Господь.

Когда мы начинаем служить Литургию, звучит фраза: «Время сотворити Господеви: разориша закон твой» (Пс 118:126).

Можно понять эту фразу, как будто пришло время нам сделать что-то для Господа. На самом деле значение такое: время самому Господу действовать в этой Литургии и в нашей жизни. Разорили закон Твой, Господи! Время Тебе Самому действовать. Человеческие усилия тут уже не помогут.

Святитель Феофан Затворник так истолковывает этот стих из Псалма 118.

«Время, вопиет, сотворити. Так бывает, когда усиливается болезнь и подвергает опасности жизнь болящего, тогда бегут к врачу и просят его поскорее идти, чтоб не опоздать и не допустить до того, что и помочь уже будет нельзя. Врач тогда особенно желателен, когда больного душат тягчайшие припадки болезни. Так и пророк: видя, как все люди разболелись нравственно, как размножились всюду грехи, – бежит ко Христу, Единому Врачу таких болезней, и понуждает Его молитвою поспешить, так как нельзя уже более медлить: время сотворити».

«Слова время сотворити Господеви, вне контекста, можно употреблять пред началом всякого дела, посвящаемого Богу, особенно молитвы. Приступая к ней, может всякий говорить себе: делал ты житейские дела, теперь время начать и дело Божие, делать для Бога. В таком смысле употреблены эти слова в нашем служебнике пред началом литургии».

Когда мы понимаем свою немощь, свою недостаточность, свою ограниченность помочь этому человеку, мы вручаем свое чадо Богу.

 «Ты, Господи, все видишь. Видишь, что я не в состоянии справиться со своим сыном. Я тебе его вручаю, как Твое создание. Ты Сам, как хочешь, с ним поступай. Хочешь, будет болезнь. Хочешь - тюремное заключение, где он хотя бы не будет пить».

Хотел бы рассказать еще одну историю. Наша обитель окормляет тюрьму. Один человек находился в заключении. С ним велись беседы о том, что тебе не нужно больше заниматься подобными делами. Священнослужитель этому человеку посоветовал: если ты на нехорошее дело идешь, поставь сначала свечку Богу. Может, тебя Господь как-то убережет от этого. Была такая ситуация, что человек после тюремного срока долго не мог найти работу, и его заставили снова идти на дело. Если откажется, убьют. Уже собирались идти на дело, как этот человек вспомнил, как батюшка ему говорил поставить сначала свечку Господу.

Он заходит в храм, ставит свечку и обращается к Господу с такими словами:

«Господи, я не знаю, что мне делать. Если я не пойду, меня убьют. Ты уже сам действуй в моей жизни».

Ставит свечку, выходит из храма и падает на ровном месте прямо у дверей храма. Ломает ногу. Его везут в больницу, накладывают гипс. Банда тем временем идет на дело, и их там задерживают.

Господь не освободил от мучений благоразумного разбойника. Он дал ему испить эту чашу, эту боль. Господь Сам от этой боли не ушел. Хотя был безгрешен, страдал на кресте за всех нас. Человеку нужно пройти через боль, через сложные ситуации, при этом не теряя надежды на Бога.

Родители, близкие люди всегда очень сильно расстраиваются. Важно не забывать, что нужно защищаться фармакологически. Если мама очень расстроена, плачет, ей нужно пить валерьянку, седативные сборы для того, чтобы самой пройти через эту сложную ситуацию. Если она не будет защищаться, у нее самой может случиться, например, инсульт, тяжелое расстройство здоровья. Нужно молиться и не терять надежды. Нужно давать больному травки, которые ослабляют зависимость, и самим пить травяные сборы.

Есть такая интересная статистика. Страны, которые занимают первые места по потреблению зеленого чая, на последних местах по потреблению вина. И наоборот. В странах, которые преуспевают в потреблении вина, чай на одном из последних мест. Важно человека переключить на такие напитки, которые являются антидопингами. Важно человеку не просто говорить: «Не пей!», «Не колись!», а переключить его на созидательные радостные формы деятельности. Человек может начнет писать стихи, заниматься творчеством в той или иной форме. Он может помогать ближним. Это тоже очень хорошая форма получения радости.

Был такой случай, когда один человек хотел покончить собой. К нему девочка и попросила денег. Богатый, но находящийся в глубокой депрессии человек, отдал ей все свои деньги и при этом ощутил радость. Ему уже не хотелось умирать. Когда мы помогаем ближним, это тоже путь получения радости. Очень важно помогать ближним. Когда человек помогает ближним, Господь освобождает его от собственных страстей.

 Святые отцы говорили, что тот, кто ухаживает за больным, освобождается от многих плотских страстей. Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

 «От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».

Мытарство блуда

Мытарство блуда

В некоторых обществах люди с зависимостью общаются друг с другом и помогают друг другу. Важно помогать друг другу, чтобы вместе выходить из этой зависимости, из окружения темных сил.

Как-то встретил одного знакомого – человека творческой профессии. Ему тогда было за 50 лет. Он рассказал свою историю. Живет в Канаде. Был алкоголиком. Пробовали все, что только можно, чтобы его вылечить. Ничего не помогало. Услышал, что преподобный Сергий может человека исцелять. За год или два до нашей беседы он приехал к преподобному Сергию.

«Преподобный Сергий, помоги! У меня надежда только на тебя!»

Помолился и ушел исцеленный. Эта страсть от него отошла. Он обрадовался и подумал, что можно продолжать жить так же, как он жил до этого. Не ходить в храм, не молиться. Жить в страстях. Продолжал жить прежней жизнью, радовался. Ровно через год все вернулось опять. Тогда этот человек понял, что исцеление – это не просто аванс на продолжение хорошей жизни, а требование к изменению. На этот раз он приехал к преподобному Сергию с обещанием изменить свою жизнь и жить так, как этого требует православная церковь, святые отцы. Очищаться от страстей, исповедоваться, причащаться. Не знаю, каким был второй результат его посещения Троицкого собора. Тем не менее, такой пример есть.

Мы все хотим жить хорошо, счастливо, в радости. Но при этом многие не хотят менять свою жизнь. Люди не хотят скорбей, не хотят что-то делать. В этом проблема. Когда человек начинает что-то делать, начинает показывать своими даже маленькими делами желание изменить свою жизнь, Господь ему более активно помогает. И наоборот. Человек говорит: «Один раз лоб перекрестила – ничего не помогло». Хочет, чтобы кто-то все сделал вместо него, а он бы жил прежней жизнью. Это крест, который часто приводит к Богу всех – и родственников, и самого человека. Даже детей, которые смотрят на своего папу, опустившегося, в пьяном виде. Для детей такой негативный опыт является тоже очень важным, чтобы не падать в такую же страсть в дальнейшем.

В Древнем Риме патриции (элита древнеримского общества) показывали детям пьяных рабов, чтобы дети не пили. Специально даже поили кого-то из рабов и показывали, до какого животного уровня человек может дойти, если он будет пить. Негативный опыт тоже является значимым для человека. Важно это помнить.

Боровских Вячеслав Владимирович

Опьяневший человек не может критически оценивать ситуацию, то, что с ним происходит. Это беда. Наркоман во время передозировки не может испугаться того, что с ним происходит, потому что он этого не видит. Врачи, родственники видят, как он лежит, весь синий, еле дышит, почти труп. А ему хорошо. Ничего не болит. Когда его уколами приводят в чувство, (мне много раз приходилось это делать), он тут же приходит в себя. Укол действует пять минут. Человек приходит в себя, не помнит, что с ним произошло, чувствует себя так, как будто с ним все хорошо. Но через пять минут после укола он снова может потерять сознание.

Именно в церкви мы получаем драгоценный опыт смотреть на себя со стороны. Когда начинаем видеть себя глазами Иисуса Христа. Не только, когда пьяные, но и когда трезвые. Если даже мы не пили и не употребляли наркотики, без Христа мы снова, как пьяные. Тогда начинается протрезвение.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Очень важно для аскетической, духовной жизни видеть самих себя. Величайший знаток глубин человеческого духа, преподобный Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит:

«Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов».

Для одних людей – это повод сильно расстроиться. Для других, более конструктивных, деятельных людей, - это повод изменяться. Задача православия – изменение. Когда мы начинаем работать со своими страстями. В первую очередь, как святые говорят, нужно работать со страстями, которые являются самыми главными, определяющими в твоей жизни. Или теми страстями, которые выходят на первый план, проявляются внешне. Когда человек начинает работать над собой, для него это становится самым важным делом.

1934-V I Vernadsky.jpg

В. И. Вернадский (1836-1945)

Человек начинает по-другому жить, чувствовать, думать. Он начинает сам меняться, и вокруг него начинает меняться мир.

У выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского было учение об антропосфере. Антропосфера – это совокупность материальных сфер жизнедеятельности планеты, за развитие которых отвечает только человек.

То есть человек сам творит вокруг себя мир. Творит мир вокруг себя не только своими открытиями, достижениями науки, но и своим примером. Если человек начинает меняться, то вокруг него и мир начинает меняться. Господь начинает действовать в его жизни. Это приносит пользу и ему лично, и окружающим его людям. Для того, чтобы меняться, нужно прикладывать усилия.

Один старец со своими учениками пришел в город. Там они встретили женщину легкого поведения. Женщина говорит старцу: «Ты учишь своих учеников добру, красоте, мудрости, нравственности. Но стоит мне захотеть, многие из них пойдут за мной, а не за тобой». Старец ей ответил: «Ты права, женщина, потому что падать всегда легче, чем подниматься вверх».

Когда человек решает для себя, что будет жить, как ему хочется, как ему нравится, это путь падения. Страсти начинают развиваться и, развиваясь, приносят человеку еще большую боль, потому что они не удовлетворены. Человек ест и не насыщается. Блудит, но блуд не приносит ему удовлетворения, что приводит к всевозможным извращениям. Смотрит фильмы и получает наслаждение. Когда человек начинает воздерживаться, ограничивать себя, он начинает восходить к Богу.

Известный старец Иосиф Исихаст говорит, что нужно себя ограничивать, и тогда ум начинает воспарять к Богу. Чем ты больше со всех сторон себя ограничишь, тем твоему уму легче устремляться к Богу. Ум так у человека устроен, что ему нужно постоянно давать пищу. Пища эта должна быть хорошего качества. Пища плохого качества ведет к отравлению нашего организма. И наш ум нужно занимать тем, что его возвышает. Если человек пьет, ему нужно читать книги о подвижниках. О тех людях, которые преодолели эту страсть. Примеры всегда учат. Читал, что человек, которому очень хотелось выпить, открывал и начинал читать Евангелие.  Еще хочется пить, еще читай Евангелие. Это не просто переключение. Это та сила, которая дается человеку в виде благодати, когда он борется со страстью.

Важно еще не сразу поддаваться страсти. Бывает, страсть очень сильна, и человек понимает, что упадает. Но важно этот момент оттянуть и какое-то время продержаться. Один из способов борьбы с курением – терпеть, пока это возможно.

Один подвижник очень любил огурцы. Ему достался очень красивый зеленый огурец, и он не мог справиться с собой, чтобы его не съесть. Тогда он огурец подвесил и сказал себе, что потерпит, пока есть силы. Терпел четыре дня, пока огурец не испортился. Потом он этот огурец выбросил в окно, а за ним выскочил и бес, который вызывал в нем эту страсть чревоугодия. Очень важно терпеть с Божьей помощью. Господь говорит, что не подвигами, не какими-то другими качествами, а терпением спасайте души ваши.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19)

Когда мы терпим, с Божией помощью терпения у нас все больше и больше. Сказано, что, если ты действуешь по страсти, то в следующий раз она будет более сильной. И наоборот, когда ты действуешь против страсти, в следующий раз она придет более ослабленной. Очень важно с Божией помощью и с помощью наших усилий действовать против страсти. Помимо страсти вино пития, наркомании, у человека много и других страстей. И нужно начинать над собой работать, потому что эту работу за нас никто не сделает. Нужно самим стараться.

Сегодня мы вспоминали Иова Многострадального. Хотелось бы закончить нашу встречу словами из книги «Дневник православного священника. День за днем. Каждый день - подарок Божий».

«Я свободен только тогда, когда забываю о себе. Забота о себе и о своих невзгодах есть цепь, связывающая меня. Если бы я мог забыть о себе, я был бы свободен. Если бы я вспомнил, когда надвигается на меня туча, что та же туча покрывает и брата моего, я бы уже не заметил тени ее над своею головой. В молитве за него мое бремя исчезло бы бесследно, и я перестал бы его ощущать. О, дух самозабвения, божественный дух Христов, дух смирения и любви, излившейся на Кресте, — в тебе одном могу я найти полную свободу! Освободи меня от самого себя, сними с меня эту тяжелую цепь.

Меня сковывает не горе, не страдание, а то, что это страдание сосредоточено на мне самом. Помоги мне взять на себя чужие бремена, помоги мне вкусить сладостное чувство мира, наложив на себя бремена окружающих меня и имея в этом общение с Тобою, взявшем на Себя наши немощи и болезни! Научи меня молиться за других. И, что бы ни сковывало мою собственную душу, дай мне вырваться к той свободе, которую Ты даруешь, свободе самоотречения и готовности быть Твоим орудием для служения другим молитвою, словом или делом».

«И возвратил Господь потерю Иова,

когда помолился за друзей своих!»

(Иов 42:10)

Желаю нашим гостям, всем нашим слушателям помощи Божией и творческих успехов!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Помоги всем нам, Господи!

Что почитать, послушать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. «Дневник православного священника. День за днем. Каждый день - подарок Божий» - М., 2013
  4. Архимандрит Андрей Конанос «Не бойся радоваться», изд. Сретенский монастырь, Москва 2017
  5. Видеолекции врача – психотерапевта Вячеслава Боровских «Человек как он есть» и другие

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля