Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Работа с зависимыми

В гостях у настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ, протоиерея Григория (Григорьева). Тема: работа с зависимыми, часть 1

 

Тема беседы: Работа с зависимыми

«Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лука 10:17-18)

«Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак 3:1-2)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорим о том, что может помочь человеку в борьбе с зависимостью. Мы коснемся вопроса обетов и зароков в церкви, когда они возникли и в чем они заключаются.

Протоиерей Григорий Григорьев

Все люди, которые прямо или косвенно связаны с зависимым поведением, в частности с пьянством, другими зависимостями, должны знать, что алкоголизм и другие зависимости – это некие заболевания воли. При этом ошибочно иногда считается, что зависимость - это ослабление воли, что зависимые люди – это люди слабовольные. Моя практика говорит о том, что в зависимость попадают прежде всего люди с сильной волей. Чем сильнее воля, тем сильнее зависимость.

Зависимость – это открытие портала во тьму внешнюю, в ад, это открытие своей души для бесовского «десанта», который наполняют душу человека отрицательными сущностями. Мы их можем назвать духами злобы поднебесной. Для того, чтобы исцелить человека от этого, укрепить его волю есть только один путь. Об этом пути сказал апостол Павел:

«Господи, бедный я человек. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римл7:19, 24).

Апостол Павел говорил про самого себя. Он был выдающимся духовным подвижником. От одной только его тени мертвые воскресали, больные исцелялись. К нему прикладывали пояс, люди исцелялись от него.  У апостола Павла был некий сатанинский коготь, некое заболевание. Возможно это была эпилепсия, какие-то припадки, приступы. Мы точно не знаем этого. Не столь это важно. Ясно и понятно, что, когда такой духовный титан на виду у людей падал и бился в падучей, злопыхатели говорили – исцели себя сам. Ты и сам больной. Видимо, апостол Павел сильно от этого страдал, его это задевало. У нас неверно понимается понятие смирения. Я бы не сказал, что подвижники первых веков христианства были очень смиренные. Они быль достаточно честолюбивыми по-своему. Порой не находили между собой общего языка, ругались, расходились, шли по разным дорогам. Не вижу в этом ничего плохого. Они были нормальными людьми. Апостол Павел сказал о себе:

«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.» (2 Кор.12:7-10)

Главный способ укрепления воли человека – это признание своей немощи перед Богом. Только так человек может избавиться от бесовской власти, от бесовского портала. Бесы человеку все время говорят: «Ты сильный. Ты все можешь сам. Зачем тебе Бог? Тебе никто не нужен. Ты сам справишься со всем». Мы это знаем на примере пьющих людей. Бывает так, что человек, находящийся в алкогольной, наркотической зависимости, однажды утром просыпается, ему плохо бывает, и он принимает твердое решение, что пора завязывать. Он искренне это говорит, не пьет, и у него все нормально. Бесы не оставляют его в покое. Более того, они постоянно посылают ему «телеграммы» такого содержания: «Как хорошо быть трезвым! У тебя сильная воля. Ты сам не пьешь. Сказал и сделал. Ты нормальный человек и вообще – трезвая жизнь великолепна. Теперь ты никогда не запьешь».

Наступает незаметный момент в сознании человека, когда он говорит: «Да, действительно, теперь я никогда не запью. Мне нравится быть трезвым. И тут же сам себе говорит, что раз никогда не запью, то понемножку можно, чуть-чуть, чисто символически, как все нормальные здоровые люди. Тот, кто ни капли не пьет, он ненормальный, больной, нездоровый – либо хворый, либо сектант». Секта трезвости – особый вид сектантства. Отсутствие приема спиртных напитков.

Практика зароков и обетов продолжается с очень давних времен – языческих, дохристианских. Укрепление воли, обращение к Богу за помощью путем признания своей немощи: «Господи, я обещаю Тебе не пить, если Ты дашь мне для этого силы». Это зарок.

Зарок – это прошение и обещание перед Богом не делать злого дела, не делать плохого. Это особая форма покаянного состояния, когда Господь дает особые силы, которые укрепляют человека. «Я обещаю Тебе не пить, если Ты дашь мне силы!» - это обещание сделать доброе дело в случае получения Божией помощи. Господь по покаянию человека, по крику его души, даже не по его вере, а по нужде изменить свою жизнь дает ему такие силы. Другая форма – это обет.

Обет – это обещание сделать доброе дело. Например, болеет ребенок, мама молится: «Господи, если ребенок поправится, построю часовню. Я обещаю Тебе сделать доброе дело». Это уже духовное служение в Духе благодати Божией.

До революции, когда отец семейства давал зарок, признавая свою немощь перед Богом, мама и дети с семилетнего возраста, чтобы помочь папе, вместе давали обет, чтобы в семье была трезвая обстановка. У нас сейчас обеты иногда применяются при лечении больных. Они нуждаются в Божией помощи и, сами того не понимая, берут на себя крест служения в духе трезвости. Это, конечно, усугубляет их состояние, но я думаю, что Господь Бог делает духовно-нравственную скидку на наше невежество, на наше полное непонимание разницы между обетами и зароками.

 Лично я на обществах трезвости кому только не говорил про это. Не было ни одного случая, чтобы со мной кто-то не согласился. Говорю: «Братья, если вы даете обеты, имейте в виду, что обеты должны давать трезвые люди, а вы с просьбами дать обет подходите к больным». Это неправильно. Они говорят: «Да, отец Григорий, все правильно», но продолжают давать обеты. Человек в некоторой степени настолько инертное существо, что в нем что-то переделать почти что невозможно. Правильно, когда мы говорим: «Господи, сила Твоя в немощи моей совершается!» А какая немощь может быть, если ты даешь обет. Мама никогда не пила, у нее проблемы нет. Почему бы не дать обет, чтобы поддержать мужа? Легко обещать не воровать тому, кто никогда не воровал. Если человек скажет самому себе, один: «Я никогда не воровал, но хочу дать обет не воровать», это буде выглядеть странно. А если он даст обет, чтобы близкие не воровали, чтобы подать пример, это другое дело.

Человек говорит, что он берет обет не есть сахар. А что, у него диабет? Нет. Тогда это странно. Но, если папа даст обет не есть сладкого, потому что у него сын болен диабетом, и вся семья даст такой обет, для того, чтобы сын не ел сладкого для того, чтобы поддержать больного человека, – это совсем другое, это для укрепления воли болящего.

Понятно, что есть монашеские обеты. Человек скажет – даю зарок стать монахом, или даю зарок не угонять машины. Это очень странное состояние. Когда родственники дают обет, они тем самым подчеркивают, что они трезвые. Чтобы не искушать малых сих, брата моего, не буду вкушать вовек мяса. Апостолу Петру это было сделать нетрудно. Он это сделал не для того, чтобы укрепить свою волю, а для того, чтобы давать пример и никого не искушать. Я считаю, что это принципиальный вопрос. Зарок – это более эффективный метод обращения к Богу. Если человек не будет пить 5-8 лет, он может еще и обет дать после этого. Зароки и обеты давались на разные сроки. Сроки выбирал сам человек, потому что очень важно, чтобы это было результатом свободного выбора воли. Родственникам, конечно, хотелось бы, чтобы человек дал обет на всю жизнь. Нередко человек так и поступает, но он оказывается к этому не готов, и его это начинает угнетать. Благодать не приходит, потому что Бог ничего не сделает против воли человека. Пусть зависимый человек даст обет на маленький срок, но на такой срок, на который он готов.

Не так давно у меня на лечении был один больной. Он пришел и сказал: «Я хотел дать зарок на пять лет от спиртных напитков, но подумал и решил дать зарок на всю жизнь. Я подумал – как на венчании. «Беру тебя в жены на 5 лет, и, если будешь хорошо себя вести, потом продлим. Посмотрим, как пойдет. Я решил, что лучше сразу отсекать». Все очень индивидуально и здесь очень важно не взять штангу выше своих возможностей и веса, чтобы она не раздавила. Лично я считаю, что надо давать тот срок, который в душе самого человека, а потом его продливать. Это очень важно. Не надо человека склонять к большим срокам, подводить его к тому, чтобы он брал большие сроки. Хотя нередко это делается. Люди, например, считают, что, если человек не пьет какое-то время, то потом ему можно будет пить понемножку, потихоньку.

Мы наблюдаем больных много лет. Как только встает вопрос с пролонгацией, поверьте мне, духи злобы поднебесной не дадут пролонгировать. Пока срок не закончился, пролонгировать можно. Если срок закончился, это все безполезно. Они замучают: «Зачем это тебе? Ты сам можешь». У меня есть люди (определенный процент моих пациентов), которые продливают зарок на один год в течение 20-30 лет. Когда я спрашиваю, зачем они это делают, не проще ли дать на всю жизнь, они говорят, что так у них есть мотивация для встречи. «Мы приходим пообщаться, послушать сеанс. У нас есть мотивация». Но они продливают срок вовремя - не ждут, когда год закончится. Они приходят хотя бы за один день, за один час до окончания срока. Это очень важно. И таких случаев много.

Зарок – это закрытие портала бесам. Нарушение зарока – это открытие портала. Не надо ни в коем случае связывать нарушение зарока с наказанием от Бога. Бог никого не наказывает. Бог помогает закрыть портал, но Он не может воспрепятствовать открыть этот портал. В русских сказках мы читаем: «Во все комнаты входи, в эту не входи. Иван ходит, ходит – так хочется в эту комнату. Раз, вошел – а там Кащей привязанный. «Ваня, дай водички попить». И дальше начинается разрывание цепей, прихватывание Василисы. Ваня потом семь пар железной обуви износит, семь железных хлебов изгложет, прежде чем свою Василису встретит. Несомненно, это открытие портала. Не надо видеть в этом какую-то трагедию. Это является, конечно, встречей с бесами. Бесы, чем дольше человек не пьет, тем чаще скажут – «Это надо отметить, давно не виделись, по этому случаю первый тост». Поэтому все люди, которые нарушают зарок, часто в первую очередь подумают: «Нет того опьянения, которое было раньше». Бывает, что от малой дозы нарушается психика. Бывает, человек пьет, пьет – ни в одном глазу, но в дальнейшем у него нарушается психика. Как правило, человек ведет себя соответственно тому человеку, который оказался в аду, в духе. А тело у него здесь находится. И конечно он ведет себя, как безумный.

Бывает и по-другому. У человека возникают расстройство здоровья, повышение давления, пред инфарктное состояние, развивается слепота. Моя практика показывает следующее: если при нарушении зарока человек чувствует какие-то отрицательные последствия, - это великая Божья милость. Он мгновенно останавливается, сразу прибегает к батюшке и просит у Бога прощения. Исповедь проходит, и на этом все заканчивается. Если человек ничего не чувствует, это как правило очень скоро заканчивается впоследствии летальным исходом. Не обязательно от алкоголя. Человек попадает под машину, падает, разбивается, выпивает уксусную эссенцию.

Если человек не нарушил зарок, он может потом опять зарок взять?

Да, обязательно. Как и любой грешник, который покаялся и нарушил что-то. Более того, после нарушения зарока у человека, как правило, мотивация усиливается, потому что вера его укрепляется через встречу с бесами. Конечно, никому не пожелаешь такого укрепления веры, но, к сожалению, в этом королевстве кривых зеркал это иногда действует очень сильно. Человек не очень верит в благодать, но в бесов верит. Когда мы проводили изучение, опрашивали людей, кто во что верит, узнали, что в Бога верит 70% опрошенных, в НЛО - 40%. В экстрасенсов, магов, колдунов, черную кошку верит процентов 60. В бесов и темную силу верит 95%. В нашем обществе вера больше в плохое, чем в хорошее. В глаз и порчу верит примерно 98%.

Были благодатные времена, когда люди к Богу приходили от благодати, а по нынешним временам приходят от встречи с бесами. Я считаю, что зарок – это практика каноническая, древняя, дохристианская, благословленная многими святыми отцами. Это практика дореволюционных обществ трезвости. Она превышает современные психотерапевтические, протестантские практики. Если взять наиболее эффективные методы анонимных алкоголиков, то это зарок на один день. То есть, человек каждый день кается в своем грехе. Я не отношусь отрицательно к этому методу, считаю – помогает и слава Богу. Колесо вращается и не надо ему мешать. Но получается, что человек дает зарок каждый день. Зачем давать зарок на один день? Нужно брать зарок на какой-то более ощутимый срок. Я думаю, что человек дает зарок на маленький срок, чтобы убедиться, удостовериться, познакомиться, а когда у него появляется уверенность, он зарок продливает.

Лично я сначала давал зарок на 10 лет, а потом продлил его на всю жизнь. Через 10 лет я вообще забыл про это вещество. Образно говоря, я 10 лет пил, 10 лет не пил. А потом решил по чуть-чуть начать пробовать, понемножку. На Новый год, по другому поводу бокал шампанского – нормально, никакой нет тяги. Нормально себя чувствовал. Однажды, придя с лечения, решил снять напряжение, расслабиться – ложечку коньяка и чай. У меня был коньяк высшего сорта. Я его накапал в чай, запах пошел. Говорю себе: «Какой классный коньяк, дорогой и в чай. Это как-то неправильно, жалко коньяк. Можно же взять ложечку коньяка в рот и запить чаем. Это будет гораздо эффективное. Разведение будет большое, и коньяк сильно не подействует». Когда коньяк попал в организм, началось полное безумие. У меня было две бутылки Уссурийского бальзама – элеутерококк с женьшенем, 80 % спирт. Принимают его по несколько капель для стимулирования. Это было начало 90-х годов. Мы уже были вместе с отцом Василием. Выпил первые сто грамм – ничего не ощущаю, никакого действия нет. Чувствую, у меня начинается одышка, не хватает кислорода. Начал считать пульс -130-140-150-160-170. Понимаю, что это путь к нарушению ритма сердца. Выпил еще стопочку. Пульс 100 – уменьшился. Проходит 5-10 минут, пульс снова начал повышаться. Я выпил следующий стопарик. Дальше я уже ни о чем не думал. Никого рядом не было, да и мне никто не нужен был. Я выпил две бутылки – один литр 80% бальзама. Я не опьянел – просто пошел и лег спать. Утром встал – голова ясная, чистая. Ничего не болит, похмелья нет, приподнятый тонус. Был воскресный день. Я пошел в храм к отцу Василию и, стоя у престола и молясь, я даже забыл об этом. Меня это не интересовало. Ничего не произошло – обычная бытовая история. Вдруг у меня возникает мысль: «Неплохо бы тебе дать зарок». До этого зарок был, но он закончился. Я его не продлил. «Зачем тебе зароки? Не пей и дальше. Какие зароки?»  Начались сомнения – давать зарок, не давать. Я понял, что это и есть невидимая брань, которая стала видимой. Говорю: «Ребята, я понял, отстаньте». Слышу: «- Один год». «- Какой год?» «- Два года». За каждый год лукавый боролся и так, и сяк. Эта история длилась час – час внутреннего борения. Я говорю: «Нет, на всю жизнь!» И сразу тишина.

Я подхожу к отцу Василию. «Батюшка, хочу дать зарок на всю жизнь». Батюшка закрыл меня епитрахилью, перекрестил. Тишина наступила внутри и спокойствие. О каком обете может идти речь в такой ситуации? Обет для чего? Бес говорит мне: «Ты сам не пьешь вот и не пей сам. Вот тебе и обет».

Чем обеты, зароки отличаются от кодирования? Православные люди боятся кодирования. Не православные часто к этому прибегают. Применяются разные практики.

Есть две дороги исцеления человека – любовь и страх. Когда Господь показал Адаму и Еве Древо познания добра и зла, Он им сказал:

«А от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 1:17)

Это было Древо жизни. Древом познания добра и зла оно стало после того, как Адам вкусил. Для него Древо жизни стало Древом смерти. Именно смерть является познанием добра и зла. Для нас тоже. Когда мы умираем, смерть становится познанием нашего личного добра и зла. Мы попадаем на Суд и на оценку своего добра и зла. Грех – это нарушение заповедей, а заповедь была одна – выполнить Божью просьбу не вкушать плода. Даже для Адама нужен был некий страх. Адам был безсмертным, а Господь ему говорит о смерти. Он был безгрешным, но в этот момент появляется закон, который можно нарушить и стать грешным. Поэтому есть две дороги – страх и любовь.

Все, что называется кодированием – это лечение стрессом. Если за нами гонится собака, мы прыгаем через высокий забор, и у нас открываются особые силы. Если взять сильно пьяного человека, поставить его к стенке, дать очередь из автомата над его головой, он отрезвеет. Поэтому отрицать физиологическое воздействие стресса на организм человека не следует. В смертельной опасности в состоянии стресса человек иногда выпивает водку, как воду и ни в одном глазу. А бывает, что пьяный становится трезвым. Если актуализировать инстинкт самосохранения и направить его против тяги, тяга эта будет сниматься.

Метод Александра Романовича Довженко, у которого я учился, которого я очень люблю и уважаю, заключается в том, что он назвал кодированием метод снятия тяги к алкоголю. Когда человек борется с желанием выпить, он фиксируется на этом желании, и желание усиливается. Довженко ему сказал: «Тебе не надо будет бороться. Ты закодирован на пьянство. Я тебя раскодирую. Сейчас у тебя в мозгу возникнет очаг возбужденных клеток, которые снимут тягу» (по Павлову).

Александр Романович Довженко

А.Р. Довженко (1918-1995)

«А. Р. Довженко создал модель трезвости. Метод заключается в формировании в мозгу больного так называемой доминанты трезвости. Метод, разработанный и применяющийся А. Р. Довженко, давал удивительный эффект: от 82% до 93% лечившихся у него бросали пить, становились полноценными людьми"

В то время, когда Довженко практиковал, теория Павлова была всем хорошо известна, это всеми воспринималось. Александр Довженко был глубоко верующим человеком, причащался. На лечении у него был крест с мощами. Он нам всегда говорил:

«Лечит врач, исцеляет Господь. Боже сохрани Вам подумать, что вы кого-нибудь исцеляете».

Это был священник атеистического времени. Свой метод кодирования он построил по принципу дореволюционного Александро-Невского братства трезвости. Все этапы церковные он назвал этапами светскими. Довженко проводил метод очень сложный, длительный, который проходил очень много часов и давал великолепные результаты. Это было настолько эффективно, что впоследствии все виды медицинского лечения стали называть кодированием.

Когда времена поменялись, мы перевели лечение страхом на лечение любовью. Лечение любовью – это встреча человека с Богом. Встреча, когда человек понимает, что он столкнулся с жизненными ситуациями, с которыми может быть справится сам. Человек обращается к Богу:

«Господи, измени мою жизнь! Я сам не могу!»

Главное отличие кодирования от зароков в том, что кодирование – это лечение страхом, а зарок – это исцеление Божественной любовью. Я не являюсь противником кодирования. Хочу просто сказать, что тот метод, который применял Довженко, последние 20 лет уже никто не применяет. Все, что сейчас называется кодированием, - это просто воспоминание об этом. Любое медицинское лечение страхом называется сегодня кодированием.

Какие минусы кодирования? Когда человек кодируется на какой-то срок, он считает, сколько ему осталось дней. В последний день лукавый ему говорит: «Дальше не нужно продливать, потому что у тебя и так сильная воля. У тебя и тяги нет – все нормально будет». Очень скоро возникнет ситуация, когда лукавый скажет: «Чисто символически, для поддержания компании, отказаться нельзя». Когда человек символически примет, он станет другим, а другому надо будет добавить. И начинается все по новой. Это недостаток кодирования – человек ждет, когда закончится срок.

Надо сказать, что лечение любовью – это не такое томительное ожидание, но человек тоже может ждать, сколько осталось до окончания зарока. В этом смысле лукавый всегда работает над этим. Более того, когда человек дает зарок на какой-то срок, обычно лукавый от него отходит полностью, чтобы человек окончательно удостоверился в силе своей воли, мощи, в том, что он наконец-то атомную реакцию взял под контроль, что военный атом стал мирным атомом, что теперь атомная бомба будет работать в режиме атомной электростанции, вырабатывая энергию и тепло.

Случается то, что случается всегда. Господь сильным противится, а смиренным дает благодать. Сила Божия не может проявиться в немощи мощного человека. Человек становится мощным, у него сильная воля – Божья сила не может в нем проявиться. Дальше мощное оказывается, аки свинья, валяющаяся в калу, и после этого лукавый ему говорит, что начинай все сначала.

Есть ли другие методы исцеления от зависимости? Гипноз, вшивание каких-то веществ?

Подшивание спирали – это тоже лечение страхом. Выпьешь – умрешь. Гипноз направлен на восстановление условно-рефлекторных связей: выпил – рвота, выпил – рвота. Рвота – это природный защитный механизм, который человек великолепно преодолевает. Также мы знаем, как человек великолепно преодолевает состояние после запоя. Ему плохо бывает, но потом он все преодолевает.

Лечение гипнозом было во времена расцвета гипноза. Сейчас никто этим не занимается. Гипноз давал максимум 10% эффективности годовой ремиссии. Спонтанная ремиссия – 5-7%. Это было малоэффективно. Лечением алкоголизма гипнозом занимался профессор Павел Игнатьевич Буль.

Буль П.И.

П.И. Буль (1912-2003), профессор, психотерапевт

В 90-е годы он работал в областном диспансере. Алкоголики приходили на 10 сеансов. Рвота, плевки - все это было очень травматично для врача. Тяжелая работа – все время находиться в области отрицательных эмоций. Когда Буль пришел к нам в институт, он сказал, что больше гипнозом заниматься не будет и стал заниматься зароками. Ему было 80 лет, а он говорил: «Я всю жизнь занимался гипнозом и понял, что это малоэффективный метод».

В каких-то вопросах гипноз может дать результат. Например, снятие гипертонического криза, приступа бронхиальной астмы, уменьшение болевого синдрома, снятие фантомной боли в отрезанной конечности - психосоматика. Все, что касается алкоголизма, болезни души и духа – это ноль. Гипноз – это соматика. Это форма сна. Может дать результат при заикании, ночном недержании мочи. Гипноз очень тяжел в исполнении для человека, для больного. Метод не прижился.

Перед взятием зарока надо ли человеку как-то укрепиться?

Человеку надо укрепиться сроком трезвости – стараться не пить. Александр Романович Довженко рекомендовал не пить до начала лечения три недели. Мы рекомендуем не пить хотя бы один день, потому что три недели никто не выдержит сейчас. Наступили другие времена. Если человек лежит в больнице, такое возможно. Если сказать зависимым про три недели, все будут стараться воздерживаться, потом придут и скажут: «Мы не пили три недели». А запах идет. Чтобы люди нас не обманывали, мы говорим: хоть сколько-нибудь не пей, чтобы просто пришел не пьяный. А вообще, чем больше не пьет человек до зарока, тем лучше. Довженко говорил – три недели никаких лекарств. Понятно, когда человек пришел – мозг его к восприятию должен быть абсолютно подготовлен.

Лекарства могут облегчить состояние зависимости?

Психотропные средства, антидепрессанты, которые дают для снятия напряжения, - это перевод одной зависимости в другую. Никаких психотропов кроме валерианы, потому что моментально разовьется зависимость в другую сторону. Один из самых популярных антидепрессантов начала 20 века, назывался героин в таблетках. Его продавали по всему миру. Это был лучший антидепрессант. Все наркотики когда-то были лекарствами. Лечение алкоголизма героином даст 100% результат – могу сказать сразу. Ни один человек после этого пить не будет. Уже не нужно.

Зароки даются только применительно к алкоголю?

Зароки можно давать в отношении всех отрицательных состояний. Эффективны зароки от любой тяги – от азартных игр, от блуда. Но человек должен очень сильно этого хотеть, каяться и осознавать, что ему самому не справиться.

Низкие проценты излечения от тяги к игромании.

Игроманией мы занимались еще в 90-е годы. Уровень эффективности – как при курении. Никакой разницы нет. Лечится все. Есть особые правила для каждой зависимости.

Зароки могут давать только православные или все люди?

Зароки могут давать все люди независимо от вероисповедания, национальности, образа жизни – те, кто имеет нужду избавиться от зависимости. Вера может прийти и после. Зарок может даваться перед собой, перед другим человеком, перед врачом, перед уважаемым человеком, перед памятью близких людей. Наиболее эффективен зарок перед Богом. Люди не всегда принимают Бога, но, когда они имеют нужду. У меня было много людей других вероисповеданий.

В мусульманстве, иудаизме люди редко пьют, потому что им это запрещено.

Когда мы делали фильм «Общее дело» о многоконфессиональном подходе к помощи страдающим, поняли, что особенно у нас, христиан, особенно много зависимостей. Подлинный подвижник зло сам уничтожает в себе путем прямого уничтожения.

Благодарим за встречу! Благодарим наших зрителей, слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.»

(Рим 7:15-20)

Что почитать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. Жан Клод Ларше «Исцеление духовных болезней»

 

Администрация сайта не несет никакой ответственности за содержание беседы. Текст приводится в сокращении.

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля