Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Зависимость, как с ней бороться

22 июня 2018 года состоялась встреча руководителя Монастырского Оздоровительного Центра иеромонаха Моисея (Дроздова) с Максимом Коловайло, председателем Симферопольского общества по борьбе с наркоманией и алкоголизмом «Лествица», и Артемием Дегтяревым (их Севастопольский филиал) об их опыте преодоления зависимости.

 
 

«Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны»

 Архимандрит Кирилл (Павлов)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы рады представить наших гостей, которые профессионально работают с трудными состояниями – в первую очередь, алкогольной зависимости. Мы поговорим о том, что такое зависимость, как с ней бороться и какой существует опыт преодоления зависимости. Эта проблема государственная. По данным статистики более 70% людей в нашей стране употребляет алкоголь, что очень сильно влияет на экономику страны, на отношения с ближними, на наше духовное состояние. Это не только химическая зависимость, но и духовная проблема. За этими зависимостями стоят негативные духовные силы. Опыт преодоления алкогольной зависимости является комплексной программой. Просто на химическом уровне преодолеть зависимость невозможно. Многие примеры этому подтверждение. Очень важно понять, что параллельно с физическими и психологическими программами должна проводиться духовная реабилитация человека с тем, чтобы он обрел в себе силы противостоять этому злу - помочь себе, помочь другим, если он сможет это сделать.

Максим Коловайло

Все началось на Украине. С сотоварищами мы прошли долгий, нелегкий путь зависимых. Получили определенный опыт в протестантских реабилитационных центрах. Это была организация без всяких программ. Мы просто вставали в круг, молились, работали. Перед этим нас ограничивали - человек не выходил в город, полный отказ от наркотиков, алкоголя и курения. На этом этапе, когда я все бросил, понял, что такое трезвость.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Когда мы слышим «протестантский опыт», многие люди начинают думать, что, если это протестантский опыт, то он нам не подходит. На самом деле, опыт подходит, но мы должны дать ему православное наполнение. Этот опыт мы можем использовать. Мы должны со вниманием анализировать опыт, который есть у психологов, медицинских реабилитологов, инославных организаций, которые работают по этой теме; делать выводы и использовать этот опыт у нас. Эта тема нам интересна еще и потому, что мы тоже работаем в этом направлении. Вячеслав Владимирович Боровских работает по православным аспектам лечения зависимостей. Эту тему мы и здесь обсуждали. Почему люди пьют? Разные причины. Когда человек изменяет свое отношение к алкоголю, он не пьет не потому, что ему нельзя пить, а потому что ему это не нравится. Он считает эту привычку пагубной, неприятной для себя.

Максим Коловайло

Мы из Крыма, где много вина, в том числе и очень хороших сортов. В старых фильмах нашего детства «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница» и многих других шла определенная кодировка людей.

У протестантов мы увидели, что не нужно изобретать велосипед. Нужно их методику сопроводить православным аспектом, идти путем воцерковления. Я ушел по той причине, что у протестантов в их системе есть потолок, в который ты уперся и не знаешь, что делать дальше. Снова начинаются падения. Когда я пришел к православной вере, почувствовал поток энергии, понял, что в православии потолка нет. До самой смерти расти, познавай, узнавай, и много останется непознанного. Мы все же переняли у протестантов некоторый опыт.

Наши ребята поступают в так называемый низко пороговый центр. Поступают они в разном обличии. Низко пороговый означает, что мы сначала брали в него всех подряд. Сейчас он тоже низко пороговый, но мы ступеньку приподняли. Перестали брать бомжей. Я столько отмыл людей! Они с собой приносили и туберкулез, и вшей. Мы через столько прошли! Проблема заключается в том, что, для того, чтобы человека оградить в дальнейшем, для этого нет подходящего места. Он уходит в никуда. Я за то, чтобы снова были возрождены ЛТП (Лечебно-трудовые профилактории). Таких людей можно лечить только так – собрать, ограничить, сделать верными.

Примечание: В СССР и некоторых постсоветских странах ЛТП - это вид лечебно-исправительного учреждения, предназначенного для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма. Фактически ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в исправительные учреждения.

Максим Коловайло

 ЛТП должна окормлять Церковь, чтобы люди в процессе выздоровления от химический зависимости светским способом  могли воцерковляться. У нас нет конкретно прописанной программы, но у нас есть определенный опыт. Ведется воцерковление человека – утреннее правило, вечернее правило, соблюдение постов, чтение акафистов. Мы читаем акафист «Неупиваемая Чаша», по четвергам акафист святому Николаю Угоднику. В пятницу катехизация. Священник иерей Александр Пышинский, преподаватель Духовной семинарии, приходит и преподает ребятам катехизис. Священник в доме - это благодать. Это другой человек для ребят, наших воспитанников. Трепет, иное отношение, понимание.

В нашем центре мы организуем сеансы маскотерапии. Благодаря сеансу, я не только эту свою зависимость увидел. Увидел, откуда у меня обида, откуда наркомания. Все проблемы с детства. Мы же покалеченные. Я увидел эту маску, и выразил ее красками. Многие мои братия тоже были поражены. Им очень понравилось. Я потом не мог на эту маску смотреть – порвал и выкинул. Арт терапия – это рисунки. Ребята рисуют то, о чем они думают в данную минуту. Психолог по рисунку определяет состояние ребят. Очень многих, чье состояние я видел до занятий интуитивно, психолог описала мне по рисункам.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Человек выбирает те или иные цвета, оттенки цвета. Одному нравится одно, другому другое. Это также может свидетельствовать о состоянии человека. Цвета агрессии – черные, темные цвета. Очень интересная практика, когда человек через краски выражает свое эмоциональное состояние. Он может выразить свое эмоциональное состояние не только действиями, но и через изобразительное искусство, музыку.

Максим Коловайло

Мы посетили очень интересный семинар, на котором было озвучено как то, что мы взяли, так и то, что мы в дальнейшем не взяли. Каждый для себя берет что-то свое. Мне очень понравилось, как воспитанники выражали эмоции мимикой, действием.

Один юноша сказал: «Когда я пришел на семинар, мое состояние было такое». (встал и показал). С одной стороны, это было смешно. С другой стороны, я хорошо понял, что он показал. Представил себя, каким я пришел на семинар, и как я бы это свое состояние продемонстрировал. Это работает. Но есть моменты не совсем понятные. Что-то мы берем себе, что-то не берем. Артемий расскажет, что очень хорошо работает «Кинолекторий». Берется известный фильм, просматривается и обсуждается с воспитанниками.

Артемий Дегтярев

Я являюсь руководителем Севастопольского филиала организации «Лествица» и консультантом по химической зависимости по организации в целом, по работе с руководителями филиалов. Отличительная черта православных центров от светских заключается в том, что мы рассматриваем человека с точки зрения христианской антропологии. Это я пытаюсь донести до ребят, которые приходят на реабилитацию. Всемирная Организация Здравоохранения говорит, что человек – это четыре сферы: био, психо, социо и духовная. Мы озвучиваем, что человек состоит из трех сфер – дух, душа и тело. Болезнь проистекает из расстройства сфер души. Ум, воля и чувства перестают гармонично взаимодействовать. Чтобы вылечиться, исцелиться, в первую очередь, конечно, нужно построить фундамент.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

У пьющих людей, алкоголиков, парализована воля. Даже, если человек и хочет не пить, и думает, что может не пить, при этом у него воля парализована, и, когда он видит возможность выпить, или появляется повод для этого (радость, огорчение, связанные с каким-нибудь событием), воля начинает буксовать и человек начинает заниматься самообманом. Думает, что немножко выпьет и остановится. Наоборот, дальше все идет по нарастающей.

Артемий Дегтярев

Хотелось бы также сказать о возможной ошибке в работе реабилитационного центра. Люди приходят не воцерковленные, далекие от правильной истины; а мы начинаем сразу активно действовать. Нагрузим человека информацией, а он может в ответ испугаться и отказаться от этого пути. Мы используем важное правило – прежде, чем человека обожить, его нужно очеловечить. Для этого существует арт терапия, о которой говорил Максим Викторович. С ребятами работает психолог. Важен такой момент, как рефлексия. Ребята говорят о том, что они чувствуют. Читал у Александра Ельчанинова: «Определить и сформулировать свою боль часто обозначает и избавление от нее». Настолько я болен, насколько я не высказал. Ребята озвучивают, какие чувства, эмоции переполняют их здесь и сейчас. Человеку тогда легче понять, что он действительно болен, и тогда он начинает работать.

Основной движущей силой, делателем нашей реабилитации является Господь Бог. Через Таинства, через Святое Причастие также происходит исцеление. Основной целью православной реабилитации является не стать трезвым, а спастись и попасть в Царство Небесное. Но изначально такая цель не ставится, исходя из принципа сначала очеловечить, а потом помочь прийти к Богу.

Максим Коловайло

Хотел бы поправить Артемия. Эта работа идет не последовательно, а параллельно. На утренние правила даже, если не хочешь вставать, все равно идти нужно. Воспитаннику приходится это делать. Правило читают все воспитанники по цепочке, по молитве. Один воспитанник просто не умел читать. Не мог читать со всеми вместе. Ему было стыдно. Начал тренироваться и через полгода уже читал нараспев. На нашей базе в Симферополе мы открыли еще и «Центр для наркозависимых людей в Крыму». Воспитанник, когда становится трезвым (не пьет, не курит), исповедуется, причащается, у него выстраиваются личные отношения со священником, с Богом. Он перед Господом ходит. Знает, что нельзя, что можно. Общается со священником по телефону уже без нашей помощи. Что ему делать дальше? Устраиваться на работу – соблазн. Ему нужно подготовиться. Мы думали, что делать. У нас есть своя трудотерапия. Два воспитанника, например, идут на строительство, двое – на реализацию продукции по торговым точкам. Мы даем возможность трезвому человеку потрудиться и заработать свои деньги. Воспитанники у нас только мужчины.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Человек, как зеркало. Смотрит на землю – отражает землю. Смотрит на небо – отражает небо. Смотрит хороший фильм – отражает то положительное, что там есть. Смотрит агрессивный фильм – хочет взять автомат, совершить что-то агрессивное. Смотрит эротический фильм – начинают преобладать страсти. Очень важно, чтобы люди смотрели и обсуждали хорошие умные фильмы, чтобы люди поставили некую положительную цель, стремились к некоему идеалу. Этот опыт очень интересен. Хотелось бы также поговорить о химической зависимости. Есть вещества, которые позволяют человеку облегчить состояние этой зависимости, чтобы человек не так жестко был связан с этими состояниями. В нашем Монастырском оздоровительном центре мы предлагаем людям травы, сборы трав, которые помогают. При помощи одних трав проблему решить невозможно. Проводились некоторые эксперименты - что-то налить человеку, подсыпать. Были случаи, когда человеку хотели помочь, но дозировку превышали, и это могло привести к летальному исходу.

Одна девушка рассказывала, что ее муж настолько замучил, что она решила сама его лечить и насыпала большую дозу травки. Он упал и наступила клиническая смерть. Девушка поняла, что убила своего мужа. Начала молиться, просить молиться других, ездить по монастырям, и он ожил.

Артемий Дегтярев

Зависимость – это болезнь, победить которую можно только комплексными мерами (тело, душа и дух). Мы изучаем опыт святых отцов православной церкви. Если разобраться в классификации страстей и добродетелей по святителю Игнатию Брянчанинову, он дает четкие указания, как можно решить все эти проблемы. Одним из методов является тяжелый физический труд.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Выражение «толочь воду в ступе» в значении «заниматься совершенно бессмысленным делом» встречается еще у Лукиана Самосатского — греческого автора, жившего во II веке н. э. : «…вы гонитесь за тенью, забывая тело, или за шкуркой змеи, позабыв о самом гаде, или, пожалуй, поступаете подобно тому, кто, наполнив водою ступку, начал бы толочь ее железным пестом, думая, что он занимается каким-то нужным делом, и не подозревая, что можно, как говорится, оттолочь себе плечи, — вода все останется водой» («Гермотим, или О выборе философии»).

Через сотни лет после того, как были написаны эти строки, в христианских монастырях практиковалось такое наказание: провинившихся монахов заставляли толочь воду в ступе в буквальном смысле. «Встарь монахов на эпитимии ставили воду толочь», — сказано в Толковом словаре Владимира Даля. 

Нашел интересную информацию, как у нас в Сергиев Посаде лечили когда-то алкоголиков. Рядом с Лаврой есть храм святой великомученицы Параскевы Пятницы. Раньше там была площадка, на которую ставили большую ступу с водой. Человека приковывали к этому месту, и он толок воду в ступе. С одной стороны – это труд. С другой стороны – это смирение, так как этот труд бесполезный. Кроме того, у прикованного человека не было возможности получить алкогольный напиток. Через смирение, через невозможность получить алкоголь человек потихоньку приходил в нормальное состояние.

Во всех организациях, которые занимаются лечением людей, страдающих психическими расстройствами, обязательно присутствует трудотерапия. Человек что-то моет, убирает, что-то красит – самый простой труд. Не только правильное воздействие физического труда на психическую сферу, но и переключение мыслей. Человек в этот момент думает об своем труде. Хорошо, когда этот труд полезен и приносит пользу ближним. Когда человек помогает ближним, он начинает избавляться от зависимостей и проблем.

Незыблемое правило: человек, который ухаживает за больным, избавляется от страстей, потому что он помогает в том числе и себе. Ваш центр также этот принцип использует. Люди, которые успешно прошли опыт реабилитации, начинают правильно воздействовать на людей, которые только приходят на реабилитацию.

Артемий Дегтярев

Максим говорил, что раньше мы брали разных людей. Были такие ситуации, когда приходил человек, который не мог себя даже помыть. Его приходилось, как маленького ребенка отмыть, одеть в чистое, постричь, побрить. Дня через два-три начинаем с ним разговаривать – а он оказывается, например, инженер, личность. Эти люди - не отбросы общества. Существует предвзятое отношение к людям, попавшим в беду. Общество не дает им ни малейшего шанса.

Максим Коловайло

Одни люди смогли преодолеть страсть, другие не смогли. У этого человека была мама, друзья, праздники. Были одноклассники, любимая девушка. Он не может остановиться сам. Мы не вправе осуждать. Если бы была система ограничений. Если бы можно было человека ограничить.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Страсть и страдания – это однокоренные слова. Когда человек подвержен страсти, он страдает. Важно, когда человек понимает, что он может перебороть эту страсть, может получить исцеление, может стать другим.

Когда мы видим человека без определенного места жительства на улице, мы можем его в чем-то оправдать. Например, человек оказался на улице зимой, или оказался в состоянии тяжелой депрессии. Для него алкоголь – это самый простой выход. Нужно человека переориентировать, чтобы он понял, что может жить иначе. Часто для этого человека нужно перевести в другую социальную среду. Например, человек находится в такой социальной среде, где все пьют. Алкоголь – это проблема не только нищих, но и обеспеченных людей.

Как-то в монастыре я встретил мужчину, который рассказал мне о себе такую историю. Он – творческий работник, живет в Канаде. Алкоголик. Сначала выпивал, как человек творческой профессии (художник). Потом уже не мог не пить. Начал лечиться – ничего не помогало. Услышал как-то по радио, что преподобный Сергий Радонежский может помочь. Приехал, помолился у мощей преподобного Сергия, и вдруг эта зависимость прошла. Он понял, что здоров, что у него нет тяги к алкоголю. Понял, что нужно жить иначе, но он жил, как прежде. И через некоторое время все вернулось.

Нужно и к святым обращаться за помощью, но и поменять свой образ жизни. Ситуации, в которые этот человек попадал, возможно, связаны с его образом жизни.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Хотелось бы рассказать и об опыте старцев. Сегодня память старца архимандрита Кирилла (Павлова) – День Ангела. Вышла книга о нем «Старец».

К старцу Кириллу приходило много людей, страдающих зависимостями. Это проблема не только пьющих людей, но и их ближних. Созависимостью страдают в первую очередь родные, которые любят этих людей. В книге «Старец» много фотографий, историй, в том числе связанных и с обсуждаемыми сегодня ситуациями.

Почитаем некоторые отрывки из этой книги:

«Чтобы уметь жить, нужно уметь терпеть. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12)

«Хотите ли по заповеди Божией стяжать совершенную любовь, которая любила бы и врагов? Размысли, как можно это исполнить. В людях мы часто встречаем недостатки, нередко – пороки, иногда же – и ненависть к нам; все это располагает к неуважению к ним, к отвращению от них, к ответной ненависти, наконец, и уж никак не к любви. Как же можно стяжать любовь ко всем? Хочешь ли приобрести христианское послушание ко всем? Как возможно его приобрести? Неизбежно, что тебе нередко будет повелеваемо то, что тебе не по мысли и не по желанию, не по вкусу, что тягостно и обременительно для твоего самолюбия».

Очень важно уметь отделять человека от его страсти. В первую очередь мы видим в человеке страсть, а должны видеть образ Божий. Когда мы увидим в человеке образ Божий и дадим ему возможность этот образ в себе увидеть, тогда и начинается реабилитация.

«При постоянном общении со Спасителем нашим будет постоянно озаряться светом истины и добра и душа жестокая и ожесточенная. Господь Иисус Христос Своим Божественным словом, Своей силой вызовет из нее добрые начала, кроющиеся в ней, возбудит в ней любовь к истине и святости и мало-помалу сделает человека сыном света. Христиане уподобляются воинам, которые должны всегда быть на страже своего сердца и не допускать, чтобы сердцем владели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это опаснее всякого внешнего врага».

«Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение души светом Христовым, ее спасение и уготование к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог и сподобиться от Господа вечных благ. Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царства Небесного. Только православные могут ждать последний эшелон и возлагать на него большие надежды». (Архимандрит Кирилл (Павлов))

Есть опыт пастырства, опыт людей, которые не просто дают хорошие рекомендации, а молятся за человека. Это помогает человеку духовно выстоять, выдержать. Это очень важно. Помощь духовных людей не означает, что мы не должны прилагать собственных усилий, чтобы побороть подобные состояния. Очень важно для людей, страдающих зависимостью, уходить от тех ситуаций, где человек снова падает в грех.

«Умный человек найдёт выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется» (Жан Поль Рихтер)

Жан Поль Рихтер, немецкий писатель (1763 – 1825)

Прежде чем человеку идти на вечеринку, где ему предложат выпить, где возникнут другие соблазны, ему нужно подумать. Хорошо, когда человек может донести другим людям свой положительный опыт обретения трезвости. Хотелось бы всем нам пожелать, чтобы мы правильно людей направляли и сами помогали людям выйти из этого пагубного состояния.

Артемий Дегтярев

В программе нашего центра, которая проводится со вторника по пятницу, в понедельник мы проводим духовно-практические занятия, которые называются «Заповедь недели». Этот опыт мы приобрели, когда полгода назад были в рабочей командировке в Калининградской области. Там протоиерей Сергий занимается реабилитацией зависимых более 25 лет. Они передали нам это упражнение. Оно заключается в следующем. В году 52 недели. Подобраны 52 цитаты из Ветхого и Нового Завета, которые в течение каждой недели мы поочередно прорабатываем.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Старец архимандрит Кирилл (Павлов) с Евангелием не расставался. В литературе и даже средневековых рукописях встречается опыт преодоления зависимости с помощью Евангелия. Очень хочется выпить, возьми в руки Евангелие. Когда человек читает главы Евангелия, он чувствует ослабление этой страсти. Хочешь выпить – читай. Хочешь еще выпить – снова читай. Постепенно не только свет, но и сила Евангельского слова начинает человека преображать. Интересный опыт для человека, который страдает этой зависимостью – это совместная молитва по соглашению. Можно читать по соглашению не только молитвы, акафисты, но и Евангелие, Ветхий и Новый Завет, Псалтирь. Это уже соборная молитва. Сам Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф 18:19-20)

Когда люди собираются вместе, всем миром, они соборно получают благодать, которой пользуются для преодоления зависимости и для того, чтобы более спокойно относиться к этим скорбным ситуациям.

В первые века христианства после Литургии люди не расходились, а собирались за столом для трапезы любви («агапа»). Один из храмов нашей обители называется Трапезный храм.

Трапезный храм на территории Лавры, Сергиев Посад

Люди когда-то собирались там после службы, чтобы пообщаться. Очень важно человеку понять, что он не один. Ему дают возможность высказаться, его понимают, утешают. Оказывают помощь, дают возможность вместе справиться с бедой. Важно, чтобы человек чувствовал ту помощь, которая идет от этого общения. Хорошо, что мы можем озвучить опыт, который есть и в Вашей организации. А нашу организацию представляет Максим Тунев. Он сегодня за кадром, снимает нашу встречу. Наш центр называется «Подвижник». Находится он в Сергиев Посаде и связан с нашей обителью, с Троице-Сергиевой Лаврой. Каждый может прийти в центр «Подвижник», чтобы посоветоваться, понять, как можно идти путем преодоления этой страсти. Приходят люди пьющие, их родственники. Здесь их могут правильно направить и батюшки. Побеседовать с ними на духовном уровне, помочь, почитать молитву. У нас есть возможность реабилитации и в теплых местах – в частности, в Крыму. Чтобы человек согрелся не только эмоционально, но и физически. Конечно, Крым является одновременно и соблазнительным местом, где хорошие вина, море, тепло.

Крым – это прежде всего святые места. Святые отцы – это не просто исторические персонажи. Это люди, которые нам помогают. Человек молится святому, помощь которого он особенно чувствует, и эта помощь приходит. Человек, ощущающий эту помощь, становится увереннее. Мы очень любим, почитаем святителя Луку Крымского, врача и великого святого наших дней.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Для греков святитель Лука — пример стойкости и преданности Богу. Элладская Православная Церковь глубоко почитает русского святого. На греческих иконах святитель Лука изображен с хирургическими инструментами. Рака — дар христиан Греции — была изготовлена и доставлена самолетом в Крым в 2001 году по случаю 40-летия со дня преставления святителя Луки. По всей Греции издаются книги о святителе Луке и его труды. Книгу «Я полюбил страдание» на греческом языке можно найти в монастырях на Афоне. Большинством голосов имя святителя Луки присвоено Обществу хирургов Греции. Греки чувствуют помощь святителя Луки в самых разных ситуациях. Мы восхищаемся его проповедями, постоянными указаниями на то, как нужно жить достойно.

Максим Коловайло

У нашего центра реабилитации, к сожалению, пока нет храма. Молимся, просим, чтобы реабилитация проходила при храме. Мы очень почитаем святого праведного Иоанна Кронштадтского и хотели бы, чтобы наш храм был освящен в память о нем.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Вспоминаем из жития, что Иоанн Кронштадтский трепетно относился к нищим, убогим.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Кронштадт был местом для ссыльных. Святой праведный Иоанн Кронштадский ходил по домам, помогая нищим и страждущим людям. Раздавал вещи. Сам порой ходил босой, потому что отдал кому-то свою обувь.

Иоанн Кронштадтский основал Дом трудолюбия. Люди не просто получали помощь. Они могли трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь, помогать семье и своей реабилитации.

В России социальное предпринимательство возникло ещё на рубеже XIX–XX веков. Примером такого предпринимательства можно назвать Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским.

В Петербурге также имеется хороший опыт реабилитации таких людей.

В Даниловом монастыре реабилитацией зависимых людей в центре «Метанойя» занимается игумен Иона (Займовский).

Артемий Дегтярев

Игумен Иона (Займовский) практикует реабилитацию по программе «12 шагов». Мы для себя выбрали внутреннюю стратегию помощи людям, не используя психотерапевтические методики. У нас главное – воцерковление с использованием психологических практик.

Максим Коловайло

Программу «12 шагов» я интуитивно даже не смотрел, но всегда был против. Когда к нам приехали люди, которые с православной точки зрения объяснили нам программу «12 шагов», лично у меня было внутреннее отторжение. Когда нас посетил владыка Мефодий и сказал, что православная церковь не совсем разделяет эту программу, я вздохнул с облегчением. Нельзя. Я всегда молился, чтобы Господь вывел меня на правильный путь, чтобы наши ребята выздоравливали правильно.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Эта работа связана не только с успехами, но и с искушениями. Когда кто-то начинает вести борьбу со своими страстями, враг ополчается на человека. Пытается ему помешать через ситуации, через других людей, через собственную плоть. Мы желаем вам преодолеть эти ситуации, почаще быть в нашей обители, рассказывать о своем опыте.

«Упавший и поднявшийся спасается. Не вставший гибнет»

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 

Благодарим наших гостей, зрителей, слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

 

Что почитать:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. «Старец» Архимандрит Кирилл Павлов
  4. Литература по реабилитации и созависимости

 

Николай Заболоцкий

 

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля