Вход
При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Московская обл., г. Сергиев-Посад
Ваш заказ на сумму 0 +7 964 777 15 51

Зависимость, пути выхода

Лектор: настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, доктор медицинский наук, профессор, заслуженный врач РФ, протоиерей Григорий Игоревич Григорьев.

 

14 сентября 2018 года состоялась встреча с настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки г. Санкт Петербурга, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом РФ, протоиереем Григорием Игоревичем Григорьевым.

Тема беседы - «Зависимость. Пути выхода»

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»

(Мф 11:28)

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о том, как формируется зависимость, что делать, если зависимость есть, какие существуют наиболее эффективные пути выхода из этого тяжелого состояния. Тяжелого не только для самого человека, но и для его ближних, окружающих его людей. Опыт работы протоиерея Григория Григорьева, доктора-психиатра, профессора, охватывает большое количество людей, которые преобразились из этого тяжелого состояния в живых членов церкви. Протоиерей Григорий Григорьев был приглашен в Москву для участия в мероприятиях, посвященных Дню трезвости, который отмечался по всей нашей стране; для участия в социальных мероприятиях, для записи беседы в ИТААР ТАСС.

Протоиерей Григорий Григорьев

Дорогие братья и сестры, Божье благословение да пребудет со всеми Вами.

Я никогда не собирался заниматься зависимостями. Так сложилась жизнь. Видимо, наступило такое время. Будучи врачом на подводной лодке, врачом – психиатром, военно-морским врачом, старшим психоневрологом Тихоокеанского флота; участвуя в разных выходах на подводных лодках в моря, находясь в трех тяжелых авариях, был свидетелем того, что люди иногда пили и мне приходилось по долгу службы так или иначе решать этот вопрос. Вернулся с флота, и мне пришлось дальше и очень много заниматься этой тематикой. Я очень много изучал этот вопрос, приходилось многому учиться. В общей сложности на минном поле я более 40 лет.

За это время я прошел более 40 специализаций. Изучил все подходы, которые существуют в мире по поводу этой тематики. Несомненно, зависимости излечимы. Для меня это абсолютно ясно. Неизлечимых зависимостей нет. Только если человек не хочет меняться, тогда они появляются. Современная медицина в одиночку не может преодолеть зависимость. Равно, как и церковь одна тоже не может полностью с этим справиться, потому что любой грех, когда он материализуется, приводит к сильным физиологическим изменениям в организме человека. Святые отцы говорили, что, если священник с верой прочитает разрешительную молитву над бесоодержимым, бес оставит человека. Но, если семеро священников будут молиться над пьяным, он не отрезвеет. Если наркоман в состоянии наркотического опьянения придет в храм, ему сложно будет приблизиться к Богу в силу ряда обстоятельств. Поэтому священнослужителю нужна помощь врача для того, чтобы вывести человека из острого состояния. Но этого недостаточно, чтобы преодолеть зависимость.

Зависимость – это всегда змей о трех головах. Как человек состоит из духа, души и тела, так и всякая зависимость трехсоставна: духовная зависимость, психическая зависимость и физическая зависимоть. Духовная зависимость – это в первую очередь мысли, которые возникают у человека по поводу зависимости. Когда появляется мысль? Например, пятница, вечер: «Неплохо бы пива». Человек пива вроде бы и не хочет, но мысль появилась, ни о чем другом он думать не может и, идя пить пиво, он сам себе говорит: «Я много пить не буду. Немножко приму, а больше мне не надо будет». Но, когда он принимает немного, находясь в зависимости, он становится другим, а другому надо добавить. Эта история может развиваться безконечно. Это духовная зависимость. Человек сам не может преодолеть связь своей души с невидимым миром зла. Иначе говоря, человек, который попадает в зависимость, отдает власть над собой демонам. Он развязывает тех демонов, которых связал Господь Иисус Христос, когда воскрес и разрушил державу смерти. Это, как в сказках. Иван Царевич приходит, видит связанного Кащея Бессмертного, поит его водой, развязывает, а дальше он уже действует самостоятельно.

Демонов мы развязываем сами, но самостоятельно их связать мы уже не можем. Это духовная зависимость. В чем заключается психическая зависимость? Те вещества, от которых мы попадаем в зависимость, вырабатываются в организме человека от рождения. В центральной нервной системе, в желудочно-кишечном тракте человека вырабатывается около 1500 внутренних гормонов. Их можно назвать гормоны радости жизни. Все наркотики, все психоактивные вещества – это синтетические аналоги гормонов радости жизни, которые вырабатываются в организме человека. Например, внутренний алкоголь отвечает за стирание плохих воспоминаний. Если, например, человек попадает в стрессовую ситуацию, и в организме хорошо вырабатывается внутренний алкоголь, то человек быстро забывает плохое. Если человек начинает вводить алкоголь извне, то плохие воспоминания стираются, но внутренняя выработка гормонов радости жизни прекращается.

Иначе говоря, все наркотики, все психоактивные вещества, включая алкоголь, - это синтетически созданные человеком аналоги гормонов радости жизни. Это вторая голова зеленого змея. И третья голова – это физическая зависимость, когда грех материализуется на уровне изменения физиологии. Главный принцип физиологической материализации зависимого поведения – это, когда основной источник энергообмена глюкозы перестает вырабатываться и заменяется спиртом, героином или другими веществами. Любая зависимость – это змей о трех головах. Когда люди попадают в зависимость, у каждого человека в разной степени будут присутствовать и в разной степени будут выражены три головы этого зеленого змея. Но даже если человек не будет пить после лечения или по своему желанию какое-то время, то сам он эти зависимости преодолеть все равно не сможет. Ему понадобится Божья помощь. Первый источник зависимости – это Адам, который не послушал Бога и попробовал плод от Древа познания добра и зла. Бог предложил Адаму некий план – быть садовником в Райском саду, ухаживать за деревьями и в процессе труда и Богообщения приблизиться к Богу, войти в состояние обожения. А змей сказал Еве – не надо учиться, а можно начать обучение с получения диплома – съел и порядок. Это лозунг любой зависимости.

 Господь говорит человеку: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21). А змей говорит – оно вне нас есть. Бог говорит, что надо преодолевать трудности, трудиться, приближаться ко Нему, и придет благодать. А змей говорит – ничего не надо преодолевать. Нужно принять извне, и ничего преодолевать не понадобится. Люди, которые попадают в зависимость, даже если они и неверующие, тем самым развязывают своих демонов, не подозревая об этом. Эти демоны потом управляют людьми. Всегда существовало две дороги, на которых можно было бы исцелить человека, - путь страха и путь любви.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16-17)

Даже безгрешному, безсмертному Адаму нужен был некий страх, чтобы его остановить. На самом деле это Древо не было древом смерти. Оно было древом вечной жизни. Древом смерти оно становится тогда, когда человек берет эти плоды без Божьего благословения. То есть, любое проникновение в духовную жизнь без благословения Божия приводит к смерти. Это мы видим на всех зависимостях.

Моя жизнь сложилась так, что за 40 лет работы мне пришлось пролечить более 140 тысяч людей с зависимостями. Я написал кандидатскую диссертацию по лечению алкоголизма, докторскую диссертацию по лечению героиновой наркомании и докторскую по богословию «Грех, как зависимое поведение». Мы живем в то время, когда каждый год появляются новые зависимости. Еще 20 лет назад зависимостей было не больше десятка. Сейчас в международной классификации болезней их более 400, и с каждым годом количество зависимостей увеличивается. По мере потери высших нравственно-духовных ценностей, по мере ухода людей от Бога начинают развиваться самые разные зависимости.

На телеканале «Союз» я постоянно веду две передачи: «Точка опоры» и «Ветер радости». Так или иначе, отвечая на вопросы, мы касаемся вопросов зависимого поведения. Обязательно нужно понимать, что лечит врач, а исцеляет Господь. Невозможно исцелиться от зависимости без Божьей помощи. К нам за помощью иногда обращаются и люди неверующие. Они спрашивают: «Поможет ли Бог, если я не верю?» Если бы человек был верующим, он не попал бы в зависимость.

Зависимость – это скорее вера в отрицательную силу. Действительно, если, например, долго пить, мир невидимый становится видимым. В состоянии белой горячки мы знаем, кто приходит к человеку – представители подземной канцелярии. Люди, которые попадают в зависимость, скорее верят в отрицательную силу. Нужда заставляет искать исцеляющий фактор. Человек приходит к Богу не по вере, которая у него поврежденная, а по нужде. Нужда заставит. Когда действительно у человека появляется такая нужда, он обращается к Богу за помощью. Для того, чтобы получить эту помощь, надо признать свою немощь, потому что сила Божия в немощи совершается. Если человек считает, что он может сам исцелиться, о чем тогда ему к Богу обращаться? В этом нет никакого смысла. Лукавые мысли будут приходить и говорить о том, что не надо обращаться к Богу за помощью, что нужно исцеляться самостоятельно. Если человек все-таки поймет и скажет: «Нет, я сам не могу. Господи, помоги!», Господь обязательно поможет. Древними методами исцеления зависимости были зароки. Зарок – это обращение к Богу за помощью, крик человека: «Господи, я обещаю Тебе не пить, не курить, не принимать наркотики, если Ты дашь мне силы. Моих сил не хватает». А лукавый говорит: «Зачем ты Бога просишь? Ты сам можешь не пить, не принимать». Каждый человек, находящийся в зависимости, может не принимать, например, один день, одну неделю, какое-то другое количество времени. В конце концов лукавый скажет: «Вот, ты уже давно не принимаешь, значит ты здоров и понемножку можно». То есть, помногу плохо, а понемногу – хорошо, как все нормальные здоровые люди. И как только какое-то количество алкоголя попадает внутрь организма, человек становится другим, а другому надо добавить. Лукавый никогда не врет. Он всегда говорит правду наполовину и в этом его лукавство. Добавь вторую половину правды и поменяется полностью смысл первой половины.

Самое главное – это помочь человеку, находящемуся в зависимости, приблизиться к Богу. К Богу нас приближают трудные дороги. Есть дорога в ад. Она вымощена благими намерениями. В Царство Небесное нет дороги. На эту гору каждый человек поднимается по своей, только ему одному известной тропе. У каждого человека свой ключ от Рая. По талантам, по внутренним проявлениям души он может этот путь угадать.

Задача священника очень важна. Священник не должен становиться посредником между Богом и человеком. Желательно, чтобы он был проводником - чтобы он помог человеку приблизиться к Богу и исчез. Дал возможность человеку встретиться с Богом. Конечно, в состоянии зависимости очень важно, как показывает наша практика, непрестанное Причастие. Раз в неделю – это минимум. Если возможно, то чаще. Самый эффективный метод – это, когда человек проходит некое медицинское лечение, у него снимается тяга, восстанавливается утраченная радость жизни, исчезают мысли; для восстановления образа Божия, он регулярно исповедуется, а для восстановления подобия Божия он причащается. На самом деле святость приходит при Таинстве Святого Крещения, когда во время водного Крещения восстанавливается образ Божий, а во время миропомазания – подобие Божие. Если после миропомазания проходит отпевание, человек сразу же попадет в Царствие Небесное. Жизнь – это время между Крещением и отпеванием. Люди, которые попадают в зависимость, как бы анти причащаются. Они получают антиблагодать. Вместо состояния благодати Святого Духа они попадают в состояние духовной прелести. Вот, что происходит с людьми, которые попадают в зависимость.

Резюмируя то, что я сказал, хотел бы повторить, что зависимость – это змей о трех головах – духовная зависимость, психическая зависимость и физическая зависимость. Духовная зависимость – это мысли, которые лезут в голову человека по поводу его личной зависимости. Психическая зависимость – это когда душа праздника просит, когда в организме не вырабатываются гормоны радости за счет того, что они вводятся извне. Физическая зависимость – это тяга и ломка. Все эти три зависимости должны быть нивелированы. То, что касается физической и отчасти психической зависимостей, – это задача медицины. То, что касается духовной и психической зависимостей, – задача Церкви. Когда врач и священник выступают соработниками, тогда мы добиваемся исцеления. Тогда дух, душа и тело становятся единым целым.

Как выпускник Военно-медицинской академии, могу сказать, что в нашей Академии занимался лечением пьянства академик Владимир Михайлович Бехтерев. Он направлял потом людей в общество трезвости, где им оказывалась духовная помощь.

В.М.Бехтерев (1857-1927)

Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней

Когда достигается синергия, соработничество врача и священника, тогда мы достигаем нужного результата. Если кто-то считает, что зависимость неизлечима, это все равно, что сказать, что грех неизлечим. Зачем тогда Христос пришел на землю? Зачем Он принял смерть на Кресте для спасения всех нас? Конечно, зависимости излечимы, но крайне важно, чтобы человек пошел путем исцеления Божественной любовью. Важно, чтобы были и врач, и священник; но самое главное, чтобы в процессе исцеления от зависимости человек встретился с Богом, чтобы человек пришел к Богу.

У нас существуют Александро-Невское братство трезвости, Международный институт резервных возможностей человека. Институту резервных возможностей человека исполняется тридцать лет, и вот уже сорок лет я занимаюсь лечением зависимостей. За это время к нам обратилось более 130 тысяч человек с различными зависимостями. Было выполнено 20 диссертаций: 3 докторских, 17 кандидатских. У нас есть база данных, где мы отслеживаем людей на протяжении всего срока лечения. Четко прослеживается, что, когда люди воцерковляются, у них гораздо лучшие результаты и лучше качество ремиссии.

Что такое качество ремиссии? Можно не пить и бросаться на людей. Родственники говорят такому человеку: «Лучше бы ты пил. Когда ты пьешь – все плохо. Но, когда ты не пьешь, это просто невыносимо. С тобой трудно общаться». И такой человек сам себе не рад. Он не пьет, но жизнью это назвать нельзя. И лукавый ему посылает мысль: «Ты не пьешь, но ведь это жизнью назвать нельзя. Во что ты превратился? А помнишь, как было тогда?» Если такая мысль останется, человек все равно запьет. Но если человек начнет причащаться, приблизится к Богу, он поймет, что, когда не пьешь, тебе значительно лучше. Это совершенно другая жизнь. И он не будет пить, потому что ему не хочется пить, потому что он стал самим собой, он пришел в себя. Он понял, что жить без алкоголя значительно лучше во всех отношениях. Человеку надо помочь стать собой, встретиться с собой, восстановить образ и подобие Божие в себе. Это уже задача Бога. Те люди, которые начинают регулярно причащаться, у них восстанавливается радость жизни. Им не нужны никакие вещества. Они будут «пьянеть» от того, что солнышко светит, или птичка поет, травка зеленеет. Они будут, как в детстве, радоваться всему. У них всегда будет ощущение праздника, и ветер радости Господь всегда будет наполнять душу такого человека.

Очень важно, помогая человеку преодолеть зависимость, помочь ему встретиться с Богом. Очень важно, чтобы врач и священник были вместе. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28). Мы к Нему приходим, и Он нас успокаивает. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:15) «И радости вашей никто не отнимет у вас». (Ин 16:19)

Радость, которую можно отнять – это радость не от Бога. Когда мы с Богом встретимся, эту радость невозможно будет отнять. Лечит врач, а исцеляет Господь. При исцелении зависимостей очень важно помочь человеку встретиться с Богом. Это является самой главной нашей задачей.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Зависимость – это уход от реальности, в которой человек существует, уход от трудностей. Невозможно человеку запретить, не дав ему что-то взамен. Важно, чтобы человек не просто не пил, потому что нельзя пить, а, чтобы он знал, что есть другая жизнь, которую он уже начал постигать, ощущать. Важно, чтобы человек в этой жизни мог себя реализовать, чтобы выйти из того состояния, в котором он находится. Это касается не только алкогольной зависимости, но и интернет зависимости, прочих форм зависимости.

Протоиерей Григорий Григорьев

Чем дальше человек уходит от Бога, тем больше появляется зависимостей. 20 лет назад их было порядка десятка, сейчас более 400. Это как клинический медицинский диагноз. Через какое-то время их будет еще больше. Можно сказать, что зависимость – это уход от реальности, а можно сказать и противоположное – это попытка обрести реальность. Что считать реальностью? Для людей верующих, православных реальность – это жить, как у Христа за пазухой. Когда Адам потерял доверие, любовь к Богу, он фактически потерял видение Райского Сада. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). Когда человек погружается в Божественную реальность, восстанавливается видение Райского Сада в нем. Царство Небесное в вечности. Царство Божие наступает на земле. Человек живет, как у Христа за пазухой. Можно сказать, что все люди, которые живут без Христа, - они в нереальном мире. Зависимость – это попытка войти в реальный мир, в мир мистический. Когда святые подвижники молились, например, как преподобный Серафим Саровский Богородице, то Она ему являлась. Когда человек в запое, он допивается до встречи с представителем подземного царства. То есть, если мы мистический мир называем реальностью, то это попытка восстановить реальность – реальность Божественную или реальность антибожественную.

Ад – это хаос. Когда люди этого не понимают, они ищут Бога на дорогах, ведущих их в ад. Та реальность, в которой человек пребывает, так построена, что человек никогда не будет иметь способность любить то, что он имеет. В той реальности, в которой люди живут, и которую они называют реальностью, происходит все, как в сказке о золотой рыбке. Это реальность, на которой произрастают зависимости. Старухе сначала хочется новое корыто, потом ей хочется иметь избу, потом стать боярыней, потом быть царицей. Чем больше доза, тем меньше радости и больше ломка. В сказке Братьев Гримм «О рыбаке и его жене», которая послужила прообразом сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», старуха захотела быть папой Римским, а потом захотела стать Богом. У Пушкина это убрала цензура.

Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»

Реальность без духовной жизни неизбежно приводит к зависимости. Когда исчезают высшие нравственно-духовные ценности, появляются зависимости. Преподобный Серафим Саровский так это расшифровывает: есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный. Если духовный капитал главный, то ни деньги, ни чины человеку не повредят. По мере исчезновения значения духовного капитала, высших нравственно-духовных ценностей, веры в Бога, этот вакуум заполняется зависимостью. Это получается неизбежно. Иначе говоря, грех – это талант минус любовь. Любовь – это Господь. Когда человек изгоняет Бога из своей души, он уходит от Бога. Не Бог наказывает человека. Человек уходит от Бога. Свято место пусто не бывает. Оно наполняется хаосом – энергией ада. Замена – это восстановление отношения с Богом. Блудный сын возвращается к любящему Отцу. В этом и есть главная замена – помочь человеку встретиться с Богом. Но мы же не можем человека заставить. Если через авторитет врача или священника человек перестает пить, он слушается и делает шаги, которые предписывает нам Господь в Новом Завете: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин 6:56).

То есть в конечном счете все сводится к Таинству Святого Причастия, когда через Святое Причастие человек встретится с Богом. К неуклонному, непрестанному, постоянному Святому Причастию. В этом смысле мы помогаем человеку обрести реальность, которая для людей, находящихся вне этого пространства, является нереальностью. Реальность каждый понимает по-своему.

Для человека атеистического мира реальность – это видимый мир, а для нас это мир невидимый. Когда однажды в романе «Дон Кихот» Сервантеса рыцарю печального образа сказали, что он безумец, потому что борется с ветряными мельницами, Дон Кихот ответил: «Самое худшее безумие — видеть мир таким, какой он есть, не замечая того, каким он должен быть»

Для нас реальность – это восстановление видения Райского Сада в этом мире. Зависимости создают иллюзию этого видения. У зависимых людей это высшая мистическая нравственно-духовная «ценность» в кавычках. Когда человеку предлагают отказаться, вспоминаешь анекдот:

«- Если партия прикажет, бросишь пить? - Прикажут – брошу, куда деваться. - А курить? - Ну и курить заодно. - А отдашь ли ты жизнь за партию? - С радостью! А зачем мне такая жизнь нужна?»

Иногда родственники говорят – надо бросать пить. «Что я – дурак что ли лишать себя последних радостей жизни?» Фактически, человеку, которому предлагают избавиться от зависимости, предлагают лишиться последних радостей в жизни. Ему так кажется. Но, когда он лишается этих ложных радостей, оказывается, что радость только начинается. Именно сам факт прекращения зависимости приводит к таким радостям, которые и не снились. Особенно, когда человек встречается с Богом. Он начинает жить, как у Христа за пазухой.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Слово «религия» можно перевести как «воссоединение», восстановление связи с Богом. Размышляя о зависимых, вспоминаешь эпизод, когда четверо друзей на носилках принесли к Господу расслабленного.

Можно провести параллель с ситуацией, которая происходит с зависимыми. Родные, друзья могут его подтолкнуть, даже привести в церковь, к пастырю.

Очень важно, чтобы священник, пастырь, понимал, как работать с зависимым человеком, как правильно его направить, как правильно дать ему понятие о тех радостях, о которых мы говорим, как правильно восстановить утерянную связь с Богом. Нужно быть квалифицированным специалистом по восстановлению этой связи. Легко можно этого человека, а особенно его родных, близких оттолкнуть, утопить в этом их отчаянном состоянии. Важно, чтобы мы постоянно обновляли свой багаж знаний по восстановлению таких связей, по реабилитации таких больных. Незаменим опыт психиатров. Их можно разделить на людей верующих и неверующих, специалистов, которые уповают лишь на свои методы. Важно понимать, что человек трехсоставен – дух, душа, тело. Необходимо на всех трех уровнях выстраивать реабилитацию зависимого человека. Хочется пожелать всем людям эту радость обрести. Хотелось бы от Вас услышать советы родным и близким, которые окружают зависимого человека, как им выстраивать с ним отношения, как им научиться правильно себя вести, нести свой крест.

Протоиерей Григорий Григорьев

Любые методы не должны заслонять Бога от человека. Это очень важно. Если мы вернемся ко временам Адама, изгнание из Рая – это потеря видения Бога. Когда Адам потерял доверие к Богу, он фактически потерял к нему любовь. Потеряв любовь к Богу, он потерял любовь к себе. Когда человек теряет любовь к себе, у него появляется любовь к мнению окружающих. Насколько нам важно мнение окружающих, настолько мы не любим себя и не любим Бога. Для людей, которые находятся в зависимости, мнение окружающих крайне важно.

Самое главное со стороны близких – это проявить сострадание и сопереживание к таким людям. Муж приходит с работы домой и говорит: «У меня сегодня был трудный день. Давай я у тебя попью крови, я очень устал». Человек свободен, волен принимать спиртные напитки – это его личное дело. Но его свобода не должна быть произволом по отношению к близким людям. Не случайно говорят: «Сколько водки выпито, столько слез пролито». Когда наутро жена после выпитой им крови придет в себя, она мужу скажет: «Давай теперь я у тебя крови попью за то, что ты у меня вчера крови попил». Так это зло и живет – переходит из одного места в другое. Кто-то должен в семье это прекратить. Очень важно, с одной стороны, проявлять сострадание и сопереживание, с другой стороны помнить, что дорога в ад вымощена благими намерениями. Зависимые люди очень хорошо чувствуют лукавый дух вокруг себя, и они моментально будут манипулировать ситуацией. Они заставят близких людей им служить по удовлетворению их зависимости, тем самым вовлекут их на адскую стезю. Я не очень хорошо отношусь к термину «созависимость». Его придумали психологи. В медицинской науке нет такого термина. Есть понятие «невроз». Конечно, когда происходит постоянная психотравма, человек находится в состоянии невроза. С кем поведешься, от того и наберешься. Вместе с тем людям, которые постоянно находятся в состоянии невроза, нужно иногда иметь мужество проявить твердость. Зависимые люди манипулируют близкими феноменально. Лукавый дух дает невероятные силы, чтобы манипулировать отношением людей. Те, кто любит человека, они страдают. Их легко обманывать, потому что они хотят видеть лучшее. Терпение должно быть до какого-то этапа. Нередко, где не успевает любовь, там действует страх.

У меня было много случаев, когда жена уходила из дома, и только это вдохновляло мужа на лечение. Представить, что у самого человека может возникнуть желание лечиться, крайне сложно. Ни один психически больной человек себя таковым не считает. Есть такая поговорка в психиатрии: «Десять тысяч здоровых не убедят одного больного, что он больной, но один больной убедит десять тысяч здоровых». Алкоголик всех убедит, что он очень несчастный человек, что он человек очень хороший, и что с завтрашнего дня он обязательно начнет новую жизнь. Но сейчас просто обстановка такая тяжелая. Еще последний разочек он попробует, а завтра начнет новую жизнь. Эта история безконечна. Безконечное манипулирование отношением к себе близких людей. Иногда надо иметь твердость поступить жестко. К каждой конкретной ситуации нужно подходить индивидуально, по-разному. Не все люди способны на жесткие шаги. Есть люди, которые на это просто неспособны. Каждый человек вправе решать, сколько он может выдержать этой радиации лукавого духа и обмана. В конце концов, когда сил не хватает, иногда нужно принять резкие меры для того, чтобы все это прекратить. В некоторых случаях нужно поступать жестко. Удивительно, но часто не злыми делами, а благими намерениями вымощена дорога в ад.

Все мы начинаем новую жизнь с завтрашнего дня, которого может и не быть. Родственникам хотелось бы пожелать твердости. Часто не знаешь, как поступать. Нужно ходить регулярно причащаться, чтобы Господь дал сил, укрепил, показал и направил на путь спасения. Человек всегда может сказать себе и Богу: «Я не намерен участвовать в развитии этого зла». Что за термин такой «созависимость»? Муж, например, угоняет машины. Жена его созависима угону машин? Она же не угоняет машины вместе с ним. Если угоняет машины вместе с ним, то созависима. Для меня созависимость – когда жена пьет вместе с мужем. Такое бывает. А если кто-то пьет, а кто-то слезы проливает – это, как измывательство, пытка, наказание. Человека используют, его эксплуатируют, им манипулируют. Не всякое манипулирование является созависимостью. Для меня созависимость – это совместный прием спиртных напитков, наркотиков. Как можно быть созависимым греху? Кто-то грех совершает, а кто-то созависим. В том смысле, что попустительствует – так можно отчасти сказать. Но такой болезни, как созависимость, не существует.

Если у кого-то язва желудка, от этого у него плохое настроение, он все время ругается и злой – это же не означает, что у его близких людей будет созависимость к язве желудка. Но она в конце концов может возникнуть, если их долго будут ругать и сорвут им нервную систему.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Хотелось бы спросить о неврозе. Насколько это состояние стабильно или насколько можно предотвратить, уменьшить это состояние с помощью духовных или медицинских средств.

Протоиерей Григорий Григорьев

Если не вдаваться в классификацию неврозов, то это срыв высшей нервной деятельности. Проявляется невроз (если мы говорим о настоящем неврозе) в первую очередь в том, что у человека наступает нарушение сна. Трудно засыпать. Человек легко просыпается ночью, утром встает с чувством усталости.

Неважно, сколько часов спит человек. Если у него есть ощущение отдыха, то у него нет невроза. Когда у человека нарушается сон, у него нарушается система восстановления. Сколько времени человек выходит из него? В любой болезни есть некоторая закономерность – сколько времени человек входит в болезнь, столько же он из нее и выходит. Реально из глубокого невроза можно выйти за 3-6-12 месяцев при условии, если убрать источник психотравмы. Первая задача борьбы с искушениями – убрать источник искушения. Второе, что нужно сделать – изменение своей установки. Иногда мы не можем изменить существующую систему вещей, но можем поменять свое отношение к происходящим событиям.

Полезно научиться жить, как в сумасшедшем доме. Один из любимых персонажей русских народных сказок Иван дурак. А почему собственно он дурак? Что он там плохого совершает? В конце сказки он царем становится, Конек Горбунок всегда рядом есть. Есть умные братья, которые получают десять шапок серебра. Нужно разобраться, кто дурак. Иван живет по заповедям, по совести. Он по-честному все делает, прощает братьев негодяев, а воспринимается, как дурак.

Апостол Павел говорил: «Мы как сор мира, выметаемый из избы». «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13:1-8)

В психиатрии есть основной закон: «Дураки с ума не сходят». С ума сходят умные. Поэтому, когда человек считает себя дураком, юродивым - если нет ума, то с него не сойдешь. Надо немного поглупеть. Самая лучшая профилактика личного психического заболевания – это относиться к себе с чувством юмора. Посмеиваться над собой и в серьез себя не воспринимать. Из состояния невроза - поломки высшей нервной деятельности, которая заключается в нарушении сна, в повышенной раздражительности, в снижении работоспособности, умственной концентрации, можно выйти за 3-6-12 месяцев при условии нейтрализации психотравмы. Необходимо либо убрать эту психотравму, либо изменить свое отношение к этой психотравме.

Что касается выхода по времени из зависимого поведения. Зависимость абсолютно непреодолима для человека. Если человек считает, что может сам выйти из зависимости – это не зависимость. Из зависимости человек сам выйти не может. Можно не пить год-два, но все равно ты будешь в зависимости. Человека в состоянии зависимости можно на остров отвезти, и он там будет много лет не пить. Но как только он выйдет на большую землю, внутренний его голос скажет: «Это надо отметить!» У меня был пациент, который не пил 55 лет, но на бриллиантовой свадьбе его уговорили попробовать вино и потом его никак не могли остановить. Он пил три месяца и попал в психбольницу с алкогольным психозом. Можно много лет не пить, но находиться в зависимости. Физиологическое восстановление от зависимости в первый год – 50% трезвости. Три года – 70%, пять лет – 80%, сколько пил, столько не пил – 90% и больше. Если человек приближается к Богу, все меняется. Все сроки стираются. В одно мгновение человек может преобразиться. Важно, чтобы Ветер Радости Господь наполнил паруса души человека. Если человек будет находиться на реке Божиих заповедей, в лодке Божественной Любви и Ветер Радости Господь наполнит его паруса, то он, двигаясь полным курсом на Царствие Небесное, будет жить, как у Христа за пазухой.

Бог никого не наказывает. Человек наказывает себя, уходя от Бога. В Евангельской притче о блудном сыне любящий Отец никого не наказывает. Блудный сын наказывает себя сам, уходя от Отца. Чем дальше человек уходит от Бога, тем больше Бог любит человека. Когда человек делает один шаг навстречу Богу, Бог бежит навстречу человеку. Он делает сто шагов навстречу человеку.

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Духовное состояние человека помогает ему преображаться и преодолевать очень многие трудности. Мне хочется вспомнить об отце Олеге Терлецком, диаконе, который служил в Вашем храме.

Олег Васильевич Терлецкий (1965 – 2017)

Олег Васильевич Терлецкий – врач-дерматолог, страдал онко заболеванием. Отец Олег выступал на телеканале «Союз», рассказывал о святых, которые болели онкологическими заболеваниями. Перед своей кончиной отец Олег защитил диссертацию. Он был человеком, который действительно показывал, что немощь плоти преображается помощью Божией. Сила Божия совершается в немощи.

Протоиерей Григорий Григорьев

Отец Олег, выпускник Военно-медицинской академии (воздушно-десантный факультет), был настоящий солдат. Главный дерматолог ВДВ СССР, участник событий в Сербии, десантник, парашютист, великолепный врач-дерматолог. Занимался псориазом. Как это нередко бывает, врачи не всегда занимаются профилактически своим здоровьем. Его онко заболевание (рак кишечника) было обнаружено на финальной стадии. Несмотря на это, у него не было никакого уныния. Отец Олег прожил еще три года. Служил практически каждый день. Очень много помогал людям, много выступал. Изучал жития святых, которые страдали онко заболеваниями.

Последний месяц жизни, когда он умирал в Военно-медицинской академии, он каждый день причащался. Каждый раз после Причастия он становился живым.

Академик Иван Петрович Павлов, человек богатырского здоровья, не смог пережить пневмонию. Но и в последние минуты жизни он был рядом с учеными. Для сторонних посетителей вход в комнаты был закрыт: "Академик Павлов занят - он умирает". Академик Павлов рассказывал о своих ощущениях, о том, что он чувствует. Отца Олега, когда приходили студенты, слушатели, курсанты, показывали, как умирающего больного. Он сам рассказывал: «Вот я лежал, у меня почки не работали. Сейчас меня соборовали, и у меня сразу почки заработали. Посмотрите, какую силу дают Таинства!» Медработники, которые были вокруг, приходили причащаться после этого. Он их воцерковлял своим состоянием. И в таком состоянии он находился почти два года. «Если ты так веришь в Бога, что ты так болеешь?» Наоборот. Люди видя его духовное состояние, как он все преодолевает и как помогают Церковные Таинства, сами начинали воцерковляться.

Память об отце Олеге всегда рядом с нами. У нас нет ощущения его смерти. Нам его, конечно, не хватает. Мы его любим и верим, что он молится за нас в Царствии Небесном, потому что для нас смерти нет. Просто он улетел на своем боевом самолете на очень дальний аэродром, откуда никто не возвращается, и куда мы все в конце концов попадем. Всегда сохраняется наша надежда на встречу.

Это была удивительная история силы духа и крепости духа. Благодаря отцу Олегу была создана икона святого врача Евгения Боткина. Благодарим, что вы помните отца Олега. Многие люди смотрели его передачи. Эти передачи были очень важны для людей, потому что отец Олег утешал людей своим личным примером. Духовное воспитание – это личный пример. Отец Олег, подполковник медицинской службы, такой пример показывал. Отец Олег прошел свой жизненный путь. Когда зерно созрело, его собирают Божественные жнецы. Срок жизни не имеет значения. Многие святые хотели побыстрее отойти к Богу. Апостол Павел все время мечтал об этом. Его спрашивали, хотел ли бы он пожить подольше. Апостол Павел отвечал: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас».

Отец Олег замечательно прошел и завершил свой путь. А нам еще предстоит идти по дорогам жизни и выполнять ту роль, которую нам отведет Господь.  Меня иногда спрашивают, кем я себя ощущаю. У меня интересное ощущение себя - щепка, плывущая по Божьей реке. Для меня это очень благодатное состояние. Куда я хочу? Я никуда не хочу. Чего я хочу? Я ничего не хочу. Я хочу быть орудием в руках Божиих. Больше мне ничего не нужно, потому что самая большая радость – быть орудием в руках Божиих.

Завершая историю об отце Олеге, в романе «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея есть такие слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу». С этой позиции человек сам является творцом своей судьбы. Действительно, будучи создан по образу и подобию Божию, человек сам творит свою судьбу. Но есть другой путь – путь Божьего промысла. Когда человек, творящий свою судьбу, говорит: «Господи, я больше не хочу творить свою судьбу. Возьми штурвал моей судьбы в Свои руки. Я буду орудием в Твоих руках. Я хотел бы быть орудием и осуществлять Божий промысл». То, что тогда Господь нам предлагает, нам и не снилось. Тот, кто почувствовал уже себя щепкой на Божьей реке, тот никогда не захочет жить по судьбе. Судьба на этом заканчивается. Судьба для тех, кто вне Бога живет, пока человек это не поймет и не обратится к Богу.

Отец Олег был орудием в руках Божьих, и мы видели, как реально работает это орудие. Насколько у нас было радостное состояние укрепления нашей веры! У нас не было задачи продлить жизнь. Это не имело никакого значения. Мы знали – сколько надо, столько отец Олег и проживет. Он сам это знал. «Отец Олег, ты хочешь подольше пожить?» Он ответил: «Я вообще ничего не хочу. Я орудие в руках Божьих».

Дай Бог нам все это понять и быть орудием в руках Божьих, потому что в самолете, на котором мы летим (нашем бренном теле), мы попали в очень сильную зону турбулентности и пытаемся выруливать. Нас бросает то в одну, то в другую сторону. Не перейти ли нам на автопилот?

 «Господи, ты же более надежный штурман. Возьми штурвал моего самолета в Свои руки. Ты же Сам знаешь, как его провести через все турбулентности и на каком аэродроме его посадить».

Иеромонах Моисей (Дроздов)

Благодарим за встречу! Благодарим наших гостей, зрителей, слушателей!

Будьте здоровы и Богом хранимы!

Что почитать, посмотреть:

  1. Священные Писания
  2. Жития святых
  3. «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» - четыре встречи с диаконом Олегом Терлецким http://tv-soyuz.ru/Oleg-Terleckiy

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»

Известна такая притча:

«Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел и стал прогуливаться у дамбы.

Конфуций последовал за ним и ему сказал:

– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?

– Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.

– Что означает «от рождения — это привычка, при возмужании — характер, в зрелости — судьба?» — спросил Конфуций.

– Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди холмов — такова привычка; вырос на воде и удовлетворен жизнью на воде — таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему — такова судьба».

Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь в целом.

Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего. Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. Например, если хочешь быть здоровым и выносливым, бегать на длинные дистанции и непременно с комфортом, то должен следовать такому правилу: «Если хочешь бегать с комфортом пять километров — бегай десять; если хочешь бегать с комфортом десять километров — бегай двадцать; если хочешь бегать с комфортом двадцать километров — бегай марафон (42 км); если хочешь бегать с комфортом марафон— бегай сто километров»

Источник: «Занимательная философия» Балашов Лев Евдокимович, М., 2008

 

Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи:

  

* - обязательные поля