Иеромонах Моисей о душевном и телесном здоровье.
16 ноября 2017г
В офисе компании “AfalinaS” встреча с руководителем Монастырского оздоровительного Центра иеромонахом Моисеем (Дроздовым). Лекция по теме «О душевном и телесном здоровье». Ответы на вопросы.
«Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику»
Преподобный Исаак Сирин
«Не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте»
(Еф.5, 11)
Иеромонах Моисей (Дроздов)
Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались здесь для первой нашей беседы. При Свято-Троицкой Сергиевой Лавре создан Центр Монастырской медицины или Монастырский оздоровительный центр. Часто в беседах слышишь: «Главное – здоровье». В основном, люди под этим термином понимают телесное здоровье, забывая, что наше здоровье складывается из трех составляющих. Православие дает более глубокое понимание этого понятия по сравнению с тем, что подразумевает современная медицина. В православном понимании здоровье складывается из трех составляющих – здоровья духа, души и тела и связано с носителем здоровья – человеком.
В нашем монастырском центре, в Лавре, мы занимаемся вопросами духовного, душевного и телесного здоровья. Наша задача в первую очередь дать людям правильное его понимание.
Все мы сталкиваемся с такими безумными теориями, как, например, теория эволюции, другими теориями, согласно которым человек, как и все живое, случайно образовался, эволюционировал и со временем стал таким, каким сейчас он имеет место быть. Никто же не поверит, что какая-то машина случайно образовалась и может воспроизводить себе подобных. Такие утопия в мире присутствуют, потому что часто они поддерживаются темными силами, которые направлены на то, чтобы увести человека от Бога, от правильного понимания цели человеческого бытия.
Какова цель нашей жизни? В первую очередь мы должны поставить перед собой именно этот вопрос. Для чего мы пришли на эту землю? Не для того, конечно, чтобы мы пожили, а потом умерли. В этом нет никакого смысла. Часто слышим, что цель жизни каждого человека – посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Мы построили дом, вырастили сына, посадили дерево, оно тоже выросло. Неужели в этом цель бытия человека? Для того, чтобы понять, какова же цель, нужно обратиться к тем источникам, которые дают это понимание. Для нас это православие. Именно православие говорит о нашей земной жизни, как о времени приготовления к вечности. Если мы посмотрим на самих себя, задумаемся, кто мы такие, как мы устроены, то увидим, что в каждой нашей клеточке, в каждом органе, системах и в организме в целом заключена величайшая премудрость Божия.
Мыслитель и философ Эммануил Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Если мы изучим глаз человека, то увидим, насколько сложно он устроен. В нем так много систем, которые позволяют правильно воспринимать цвет, изображение; отображать его на сетчатке, правильно проводить по путям, которые передают изображение в мозг. Правильно воспринимать, анализировать информацию и так далее. И это только наш глаз. А если мы коснемся других систем? Нас угостили пирожком, и мы не задумываемся над тем, как этот пирожок будет перевариваться. Господь нас избавляет от решения этой сложной задачи - как переварить пищу в другую субстанцию. Для чего? Господь освобождает наш ум для того, чтобы мы открыли его для понимания нашей цели в жизни, для понимания того Божьего порядка, того миро устроения который для нас обязателен. Чтобы мы не занимали наш ум какой-то ерундой, ненужной информацией.
Если мы не успеем понять это здесь, за время нашей земной жизни, то мы не сделаем это уже никогда. Задача нашего центра и задача, наверно, всех структур Церкви – дать человеку понимание этого смысла. Гомо сапиенс – это человек разумный, человек мыслящий, но важно, чтобы эта мысль была возле смысла человеческого Бытия. Какой смысл нашего пребывания на земле? В чем смысл событий, которые происходят с нами в этом мире? В каждом явлении есть свой смысл. Болезнь очень значима для человека, когда мы начинаем, правильно ее воспринимать и правильно к ней относиться. И понятие «здоровье» тоже имеет свой смысл.
Мы перечитываем Ветхий Завет и читаем Книгу об Иове Многострадальном. Иов был ветхозаветным праведником. Он страдал без понимания того, за что страдает. Ветхозаветный закон не давал человеку понимания более высокого смысла страданий. Страданий, связанных с греховной жизнью людей.
Каждому из нас нужно читать книги Библии – Ветхий Завет, Новый Завет, которые дают читающему правильное понимание жизни.
Приходит человек в наш Центр или к батюшке на исповедь, и священник пытается разобраться. Когда приходят люди на беседу в наш Центр, мы тоже этим занимаемся, потому что наша задача - дать человеку правильное понимание событий в его жизни и правильное направление лечения заболеваний. Мы не ставим задачу лечения, исцеления, а даем рекомендации, которые позволят улучшить качество жизни – качество в первую очередь духовной, душевной и телесной жизни. Прожитая жизнь постоянно приводит человека к пониманию того, что все имеет смысл.
Мы все знаем, читаем о кризисе медицины. Нужно обратиться в первую очередь к тем источникам, которые были всегда традиционными в нашем народе. Если мы говорим о здоровье, то это, конечно, травы. Травы – это точная рецептура. Мы будем неправы, если скажем, что нужно просто собирать травы, составлять травяные сборы в любых пропорциях и давать их человеку пить. Важна рецептура. Какие травы, какое соотношение трав, как и в каком месте они собраны, как их нужно правильно заваривать, какая может быть реакция у человека на эти травы.
Для того, чтобы дать правильные рекомендации мы стараемся разобраться с патогенезом заболевания, установить, где причина, а где следствие. Даем рекомендации по сборам трав от известных травников, составленным на основе самых хороших, действенных рецептов народной медицины. Люди начинают этими сборами пользоваться, и часто по их отзывам мы видим, что оздоровление проходит успешно.
В течение своей жизни человек может быть подвержен самым разным воздействиям, которые влияют на его чувства, эмоции, настроение, состояние здоровья. Под воздействием, влиянием демонического мира человек испытывает раздражение, агрессию, негативные чувства. И наоборот. Когда человек молится, через проницаемые ризы на него идет воздействие благодати Святого Духа. Он молится и ему хорошо. Ест очень мало, но ему больше и не нужно. У него хорошее настроение. Он хотел бы еще и еще молиться. Люди, которые это понимают и чувствуют, в конце периода поста даже просят священника, чтобы он продлил им время поста.
Для человека важна мотивация. Если ему сказать: ходите в храм, потому что это вам поможет, потому что это вам нужно; читайте ту или иную литературу, потому что ее нужно читать, такое насильственное воздействие на свободу человека является ложным путем. И, наоборот, когда человек сам понимает, что для него это хорошо, интересно, что для него это новый этап жизни, ему открывается то, что он раньше не чувствовал, не знал, не понимал. Человеку становится интересно. Все начинается с интереса. Когда он начинает все воспринимать сначала на уровне интереса, для него уже более активно открываются духовные ценности. Всегда нужна мотивация и всегда важно формирование правильного отношения.
В период лечения, когда мы берем, например, баночку с лекарствами, хотим принять таблетки, нужно помолиться, чтобы не сами лекарства оказали нужное действие, а, чтобы Господь через них нам помог. После такой молитвы перед приемом лекарств Господь может дать человеку удостоверение, понимание того, что ему то или иное лекарство может быть неполезно.
Жители больших городов испытывают дефицит йода. Организм четко отличает химию от жизни – химически полученный йод от натурального. Организм по-разному реагирует на разные формы витаминов, микроэлементов. Смешали витамины А, В, Е, К, другие витамины, микроэлементы, выпустили на основе этого лекарство с инструкцией, и мы в этой инструкции читаем, как в этом препарате каждый компонент хорошо действует на человека. Возникает иллюзия, что эти витамины, когда они попадают в наш организм в перемешанном виде, так и действуют, как про каждый из них написано. Это все равно, что взять, например, желтую, зеленую, красную краски, все соединить и перемешать в одном ведре. Понятно, что не будет больше отдельно ни желтой, ни зеленой, ни красной краски, а будет нечто другое.
Наш организм может отозваться на прием поливитаминов в виде аллергических, анафилактических реакций, непереносимости и других побочных эффектов. Известная травница Елена Федоровна Зайцева, когда общалась с медиками, говорила:
«Зачем вы лечите мертвыми таблетками? Там шлифовка, штамповка, красители, химия». — «А ваши травы тоже сухие, мертвые». — «Моими травами вся Россия лечилась. Сухими травами вся скотина питалась. Коровы молоко давали, овцы — мясо. Значит, эти травы не мертвые. Вот сухое семя укропа. А из него вырастет высокий, цветущий укроп. Посадите вашу самую дорогую таблетку — она не вырастет». Живое лечится живым.
Елена Федоровна Зайцева
Таблетки часто подменивают. В капсулы раньше вместо лекарства шарлатаны насыпали мел, а в наше время были зафиксированы случаи, что и мел не клали – пустая капсула. Женщина, увидев, что капсула пустая, удивилась – я пью и мне помогает. Она настроила себя, что получит пользу и получила ее, хотя в капсуле ничего не было. Эффект плацебо. Плацебо (лат. «буду угоден, понравлюсь») – это вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства. Лечебный эффект плацебо связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой.
В нашем монастырском оздоровительном центре мы даем рекомендации, как дополнение к основному лечению. Мы не альтернативная медицина. Ни в коем случае не пытаемся говорить, что медицина нам не нужна. Нужна, но та, которая человеку помогает. Всегда рады, когда к нам приходят с результатами анализов, когда у нас есть контакт с врачом, и мы можем что-то сказать лечащему врачу. Именно помочь врачу через те возможности, которые для нас открываются в использовании травяных сборов и других средств народной медицины, в первую очередь фитотерапии. Важно, чтобы человек понимал это, стремился получить пользу, чтобы он, получив пользу, рассказал и другим.
Вопрос: Травы поставляются в готовом виде, сборами, или вы комплектуете их сами?
Мы пользуемся уже готовыми травяными сборами разных производителей – Алтая, Башкирии, Сибири и других регионов. Есть доверенные лица, с которыми мы постоянно встречаемся, общаемся. Мы контролируем качество их продукции, выезжаем с ними на производство, видим, как это все происходит. Конечно, можно было бы расширить список партнеров по нашей деятельности, но в этом нет необходимости.
Вопрос: Существуют ли сборы для глаз?
Я сам врач офтальмолог. У нас очень много различных сборов. Есть сборы и для глаз. Наши сборы можно заказать по почте, по телефону, по Интернету.
Чайный напиток «При глаукоме»
Травы, входящие в состав чайного напитка, эффективны при повышенном внутриглазном давлении, проявляющемся ощущением тяжести во лбу, давлением на глаз изнутри. |
Иногда слышишь такое мнение. «Зачем нам пить чернику, глазные сборы? Можно купить препарат «Черника Фортэ Эвалар для зрения. В нем гораздо больше антоцианов. Взамен этого препарата нужно съесть 10 кг черники. В одной таблетке представлены все активные вещества». Когда начали проверять, выяснилось, что в препарате этих необходимых веществ нет. А стоит он дорого. Человек пьет препарат с надеждой но то, что это ему поможет.
Существуют сердечно-сосудистые сборы. У всех нас есть проблемы с сердцем и сосудами. Мы мало двигаемся, не делаем зарядку, плохо питаемся, ведем не очень здоровый образ жизни. Поэтому всем нам нужно пить сборы не только как лечебное, но и как профилактическое средство.
Сердечно-сосудистый сбор Способ приготовления: 1 столовую ложку залить 300 мл кипятка. Настоять 1 час. Процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день за 10-15 минут до еды. |
Профилактика – одно из самых важных направлений медицины. Корифеи медицины говорят, что болезнь легче предупредить, чем ее лечить. Когда мы лечим или лечимся, нужно приложить больше усилий, чтобы человек выздоровел. Мы знаем свои основные диагнозы. Знаем, что у нас, например, больное сердце, есть сосудистые или другие проблемы. Есть врачи, которые могут подсказать. С одной стороны, нужно доверять, а с другой – проверять. Дали вам травки, проверили – не работает. Нет эффекта. Взяли другие травки – они работают лучше.
Апостол Павел говорил: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (Фес 5:21)
К лечению нужно подходить комплексно. Вы спрашиваете, какие травы для глаз мы рекомендуем? Но проблема гораздо шире. Нужны не только травы для глаз, но и упражнения для глаз. Если у человека слабые глазные мышцы, какими витаминами, травами мы бы не лечились, мышцы не укрепятся. Нужна система. Комплексный подход. Если слабые мышцы, с ними нужно работать. Делать зарядку, упражнения. Если слабы глазные мышцы – нужно работать с мышцами глаз.
Могу порекомендовать небольшой комплекс упражнений. Люди сейчас настолько загружены – у них порой нет времени делать большие комплексы упражнений. Посоветую два упражнения, если у вас нет времени на комплекс упражнений. У нас есть внутренние мышцы, ответственные за резкость зрения. Есть шесть наружных мышц, которые ответственны за движения глазного яблока. Для укрепления мышц смотрим в близь, вдаль на крестик, нарисованный на стекле, или на свой палец. В близь – вдаль. И так в течение трех минут. И по кругу смотрим - вверх, налево, вниз, направо. Десять круговых движений глазами в одну сторону, 10 кругов в обратную сторону. Можно глазами как бы рисовать крест, делать движения по диагонали.
Любая система имеет некоторую изоляцию от остального организма, поэтому очень важно прямое воздействие. Например, капли для глаз. Самые простые – медовые капли. Если нет аллергии, можно смешать немного меда и воды в соотношении 1:3 (1/4 чайной ложки меда и 3/4 чайной ложки воды). Можно добавить в это количество 5 капель столетника.
Академик Владимир Петрович Филатов, врач-офтальмолог, был верующим человеком. В Одессе находится крупнейший на Украине и один из ведущих в Европе офтальмологический центр - Институт глазных болезней и тканевой терапии имени В.П. Филатова. С 1936 года и до самой смерти В.П. Филатов был директором этого института.
Академик В.П. Филатов (1875-1956)
Академик Филатов предметно занимался изучением растения алоэ. Сотрудники института применяют алоэ в разных видах. Делают инъекции, используют другие формы лечения. Это хорошо способствует оздоровлению человека. Чтобы алоэ было более действенным, нужно его не поливать 3-5 дней, потом срезать и поместить на 3 -5 дней в холодильник. Затем из листика выдавливаются капельки. Капли готовим на 2-3 дня, затем делаем новую порцию.
Алоэ Вера
Таким образом, для глаз мы используем капли, упражнения и препараты, которые мы принимаем внутрь для активизации обменных процессов. Такой же подход и для других органов, например, позвоночника, суставов.
Вопрос: Поможет ли это при дистрофии сетчатки?
Слово «поможет» очень емкое. Мы хотим, чтобы нам помогло, чтобы не было болезни. Не поможет нужно говорить, а улучшит ли. Конечно, улучшит. Нужно смотреть, с чем дистрофия сетчатки связана. Часто она связана с обменными процессами в организме. Офтальмологи говорят: больной глаз – в больном организме. Мы не можем глаз исследовать, как некоторую структуру, которой можно помочь или не помочь. Дистрофия сетчатки – это в первую очередь сосудистые проблемы.
«Все знают, что глаза — это зеркало души. Глаза могут указать и на заболевания организма. Выявление заболеваний по состоянию глаз — это отдельное направление в офтальмологии — иридодиагностика. То есть по изменениям на радужке диагностируют заболевания тех или иных органов или систем. Конечно, офтальмолог не может с точностью определить наличие «не глазного» заболевания, но он может порекомендовать пациенту сходить к нужному специалисту и обследоваться.
Глаз поражается при заболевании щитовидной железы, гипертонической болезни, сахарном диабете. По мнению ведущих офтальмологов страны, зрение у детей может падать из-за частых заболеваний верхних дыхательных путей». (4)
Возможно, одной из причин дистрофии глаз являются проблемы в шейном отделе позвоночника. Возникают головные боли, патологии на уровне глазного дна. Нужно пить сосудистые сборы. У каждого врача-офтальмолога есть свои схемы лечения. Я рекомендую своим больным пить пикамилон (50мг). Пикамилон улучшает сосудистую картину глазного дна. С другой стороны, пикамилон улучшает состояние нервной системы – зрительного нерва, нервных рецепторов. Из витаминов я рекомендую «Аевит». В этом препарате два витамина – А и Е. Один известный профессор, фармаколог своим студентам говорил, что, когда человек принимает один препарат, я на 90% знаю, как он будет действовать. Когда два препарата, я знаю на 30%. Когда три и более препаратов вместе, я уже ничего не знаю. Можно начать использовать простые схемы и параллельно пробовать другие варианты лечения.
Глаза могут желтеть при заболеваниях печени. Печень, почки ответственны за процессы детоксикации. Существует ряд противопоказаний и в использовании трав. Какие-то травы, например, используются при пиелонефрите, заболеваниях печени, какие-то нет.
Вопрос: Врачи рекомендуют для профилактики глазные капли Тауфон. Каково Ваше мнение?
Тауфон мне тоже нравится. Таурин, Тауфон – капли для ленивых. Тех, кто не может приготовить для себя капельки, например, с медом. Тауфон не дает быстрого эффекта, но при длительном применении многими исследователями подтверждена его эффективность.
Существует много коммерческих подходов к лечению. Часто препарат ничем не отличается от других, но про него пишут, что он какой-то особенный. Мы видим много рекламы различных препаратов. Порой эта реклама недобросовестная, касается лекарств, которые являются обманом. Пишут о лекарстве, как о чудодейственном средстве, которое обязательно поможет. Если рекламодатель обещает 100% эффективность того или иного средства, можно туда не звонить, не обращаться. Один из работников монастыря имел неосторожность позвонить в фирму, которая рекламировала чудодейственный препарат для сердца. Ему сказали, что этот препарат стоит 30 тысяч рублей. «У меня таких денег нет». Они перезванивают и предлагают ему купить это средство со скидкой – за 20 тысяч. Потом представитель фирмы начал звонить не только ему, но и руководству, где этот человек работал. «Ваш сотрудник находится в критическом состоянии». Начался прессинг, погоня за этим человеком. Он не выдержал и решил купить препарат. Ему прислали две баночки морской капусты. Обыкновенная морская капуста. Ему говорят – в капусте содержится наш препарат. Какой? А этого мы вам не скажем. Коммерческая тайна. Кушайте. Вам поможет. Он съел две банки морской капусты и никакого эффекта не почувствовал. Звонит – не помогло. «А что вы хотели? Чтобы за один раз помогло? Купите еще один курс. Это будет стоить еще 20 тысяч».
Вот что происходит, когда медицина становится не здравоохранением, а сферой услуг; когда отношения переводятся на потребительский уровень; когда присутствует элемент наживы. Главное – деньги. Здоровье на втором месте. Надо быть очень осторожным. Не нужно попадаться на рекламу. Человек, как правило, внушаем. Он слушает радио, смотрит телевизор и слышит отовсюду, например, «Глазные капли Окапин» или что-то другое. Человек остается с мыслью, что нужно во что бы то ни стало купить Окапин. Ему говорят – он верит. Для этого используются и устаревшие технологии, например, эффект «25-й кадр». Идет воздействие на мотивационную сферу. Человек, возможно, и не хочет пока приобретать что-то, но помысл настолько устойчивый, что он вынужден купить препарат, который ему не нужен.
Вы говорите, серотонин полезен. Все хорошо, но в своих пределах. Яд в малых дозах может быть лекарством, а лекарство в больших дозах – это яд. Принцип «Чем больше, тем лучше» не работает. Очень много препаратов действуют в небольших дозировках. Организм так устроен, что для того, чтобы его регулировать, необходима минимальная концентрация тех или иных биологических веществ. В организме нет граммов, килограммов, а есть небольшие дозы активаторов, регуляторов. Наш организм имеет свои узкие, часто индивидуальные пределы тех веществ, которые необходимы, чтобы человеку помочь. Чем больше не значит, тем лучше. Когда у человека наступает переизбыток активных веществ, возникает патология. Гипервитаминозы, например, часто более опасны для здоровья, чем гипо состояния (недостаток каких-то веществ).
Нужно быть внимательными, осторожными. Оздоровление, лечение – процесс длительный. Выздороветь за три дня невозможно. В нашем центре мы рекомендуем принимать сборы в течение двух месяцев - для профилактики и для лечения. Примерно через два месяца люди к нам возвращаются, и мы беседуем с ними дальше.
Одна известная травница Ольга Александровна Данилюк, фитотерапевт, записывает все жалобы больного. Этот же пациент приходит к ней повторно и говорит: «Я пил Ваши травы. Они мне не помогли». «А давайте проанализируем Ваши жалобы. Остались ли какие-нибудь сейчас или прошли. Это есть? Нет. А на это по-прежнему жалуетесь? Нет». Оказывается, травки в чем-то помогли. А больной думал, что нет. Мы забываем, что у нас было. Помним, что у нас осталось. То, что осталось – это уже следующий этап лечения.
Вопрос: Есть ли в Вашем Центре сборы, которые помогают чистить сосуды от холестериновых бляшек?
Конечно, есть. Сейчас многие концепции меняются. Раньше «холестерин» было какое-то страшное слово, связанное с понятиями «тяжелый недуг, смерть». Холестерин делится на полезный и неполезный. Высокой плотности и низкой плотности. Полезный холестерин нужен организму, чтобы закупоривать дырочки в сосудах. Чтобы наши сосуды были более жизнестойкими. Есть холестерин неполезный, который суживает сосуды. Некоторые препараты, которые предлагает наша медицина, обладают рядом побочных эффектов. Для того, чтобы «уйти» от побочного холестерина, нужно и травы пить, и правильно питаться.
Одна из проблем – это наше питание. Мы хотим, чтобы в нашем организме плохого холестерина не было и при этом не хотим отказываться от своих привычек – колбас, тортиков. В одном журнале я прочитал, что нужно сделать, чтобы нейтрализовать избыточное количество калорий. Съел кусок торта – нужно два километра пробежать. Съел кусок колбасы – нужно четыре километра пробежать.
То, как человек питается, - это часто страсть. Сколько весит самый большой человек в мире? В 2014 году умер очередной самый толстый человек в мире. Мексиканец Мануэль Урибе (587 кг) скончался, став новой жертвой этой страшной болезни. Америка находится на втором месте в мире (после Мексики) и дала миру наибольшее число рекордсменов — 32% населения имеют не просто избыточный вес, а I и II степени ожирения. Пока что Россия в списке самых толстых людей в мире находится на 19 месте. Но существует такая закономерность — на Западе ожирением страдают люди с низким бюджетом, не имеющие возможности питаться здоровой пищей, а в России, наоборот, люди поправляются при улучшении материального положения. Поэтому только правильное питание, движение и сила воли могут стать залогом полноценной жизни и красивого тела.
Если человек противится страсти, например, чревоугодия, она приходит в следующий раз в более умеренной степени. Если человек не противится страсти, она возвращается с еще большей силой. Страсть чревоугодия - человек ест то, что ему хочется и сколько хочется. Ест и не может насытиться. Начинает быстро набирать вес. Такие люди постоянно едят и в итоге могут сойти с ума. Это не просто безумная страсть. Она захватывает человека, у него отключается разум. Это касается всех наших страстей. Когда человек противится страсти, он начинает с ней успешно бороться.
В нашей аудитории присутствуют люди второй половины жизни. Часто слышишь, что преклонный, зрелый возраст для человека обуза. Живу, доживаю. Как-то смотрел в новостях, как пенсионеры проводят свое свободное время. Одна женщина жила в заброшенном селении одна, унывала. Потом от нечего делать она начала бросать ножи в деревянный круг и решила довести свое мастерство до совершенства. В итоге эта женщина бросает ножи, другие пенсионеры играют в карты, смотрят телевизор.
На самом деле - это самый для нас важный возраст. Для человека в этом возрасте уже сформированы основные понятия. Постепенно отмирают все его привязанности к земной жизни. Все свои программы он выполнил, и для него важно правильно использовать этот период жизни для того, чтобы подготовиться к переходу в вечную жизнь. Он должен молиться, читать нужные книги. Смерти нет. Есть только переход.
Пожилые люди являются точками опоры, столпами, которые помогают всей семье справляться с проблемами, задачами. Наши бабушки, мамы молятся за всю семью – за Ванечку, за Манечку. Чтобы у Ванечки на работе все было хорошо; чтобы дети, внуки в церковь пришли, молились, не пьянствовали, не блудили. Чтобы у них все было хорошо. Наши бабушки (дедушки реже), наши мамы – это тот потенциал, который для нас является примером. Глядя на наших бабушек в платочках, молящихся в храмах, вспоминаются строки из стихотворения Александра Солодовникова «В неделю жен мироносиц»:
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды…
Именно такие «белые платочки» сохраняли Церковь в трудные советские годы. Помогают сохранять и теперь. Во многом наша церковь выстояла, благодаря белым платочкам - женщинам, бабушкам, которые разобрались, где какая церковь, вера, религия. Власти стремились увести всех в обновленческую церковь, другую церковь. Наши бабушки почувствовали сердцем, где присутствует благодать Божия, а где ее нет. Бабушки ходили в храм, несмотря на гонения на церковь, молились; и мы видели и видим очень много примеров, когда помощь Божия, Божией Матери, Ее Покров, помощь святых явились тем определяющим моментом истории, которые помогли и помогают нашей стране выстоять.
Рекомендую всем посмотреть фильм, который называется «Обитель Сергия. На последнем рубеже». Этот фильм о нашей обители был снят к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра сыграла очень важную роль в самые сложные периоды истории нашего государства. Сюда пришел Московский князь Дмитрий Донской, чтобы попросить совета и духовной поддержки Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, а через два с лишним века, когда вся Россия была занята польско-литовскими интервентами, Троице-Сергиев монастырь, героически выдержав шестнадцатимесячную осаду, стал центром и символом борьбы за независимость страны.
Фильм об истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
«Чудеса во время осады крепости были постоянно. Каждый раз осажденные знали, в какой день будет проводиться очередной штурм. Защитники крепости понимали, что с ними находится сам преподобный Сергий. Сама осада была постоянным ощущением того, что преподобный Сергий находится рядом. Один из нас. Преподобного Сергия видели не только осаждаемые, но и осаждавшие. Они видели его на стенах монастыря. Они понимали, что это не просто земная церковь, которую можно просто так взять. Они понимали, что, если ее защищают святые люди, которые умерли, как такую крепость можно взять? Многие атаманы и казаки видели ночью двух старцев, которые обходили монастырь у его стен. От них исходило сияние. Казаки и литовские воины стреляли по ним, а от них стрелы и пули отскакивали и многих поразили. 500 казаков с атаманом устыдились воевать и бежали из лагеря». (3)
Михаил Нестеров. Всадники (Легенда).
Церковно-археологический кабинет Духовной академии
Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры
«Под канонаду вражеской артиллерии возносились усиленные молитвы преподобному Сергию. В архитектуре Троицкого Собора осталось то отверстие, которое пробило вражеское ядро. След от удара ядра о стену также остался до наших дней. «Вскоре Всесильный Бог воздаст отмщение» - эти слова произнес Архангел Михаил, который с сияющим лицом явился архимандриту во время службы. В тот же вечер явился преподобный Сергий, которого видел архимандрит, старцы и даже некоторые миряне. Слова святого вселяли надежду: «Не скорби. Молится Богу об обители святая Пречистая Богородица».
На подмогу врагам пришли отборные войска поляков. Они стали насмехаться над польскими атаманами и воинами, которые не смогли до сих пор взять крепость. «Что вы не можете справиться с этой небольшой кучкой? Мы вам покажем, как надо воевать». Никакой надежды у 200 человек, которые, находясь в крепости, еще могли стоять на ногах и сражаться, уже не было. Большинство защитников монастыря были или ранены, или истощены голодом. Преподобный Сергий снова явился осажденным. Был решающий ночной штурм крепости, и произошло невероятное событие. Как будто Сам Господь поражал наступающие ряды! Во время приступа произошло непредвиденное. Воины начали подавать неправильные сигналы и в результате разные отряды, которые нападали на монастырь вместо того, чтобы объединить свои усилия в решающем штурме, начали сражаться друг с другом. Открывали огонь по своим. На нападавших напал такой страх, такая неразбериха, что они начали разбегаться и убивать друг друга. Бой шел всю ночь. Когда взошло солнце, защитники и осаждавшие поразились, увидев под стенами монастыря сотни убитых наемников и русских предателей. Все были уверены – это помощь преподобного Сергия. Осада была снята. Осаждавшие крепость или друг друга умертвили, или отступили ни с чем».
Фильм снят к 700-летию преподобного Сергия Радонежского
https://www.youtube.com/watch?v=s66NIqCUog0
Это один из множества примеров, как Господь, Божия Матерь, Святые угодники помогали и помогают и нашей стране, и каждому из нас.
Апостол Иаков говорит: «Не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а, чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак 4:2).
Что такое молитва? Молитва – это не просто мы взяли молитвослов и начали по нему молиться. Молитва – это разговор души с Богом. Молитва в молитвослове нам дана, как некая идеальная форма для того, чтобы мы наполнили эту форму своим содержанием. Читая утренние, вечерние молитвы мы стараемся понять, как эти молитвы к нам относятся. Мы вкладываем в чтение молитвы часть своего сердца, часть своей жизни, своего понимания. Эта молитва становится и нашей молитвой. Когда мы читаем молитву, как говорят святые отцы, сам святой, который написал ее, за нас в это время молится.
Когда мы читаем книгу, например, поучение святого отца, в это время святой молится о нас. И наоборот, когда мы читаем другую литературу, через книгу в это время на нас сразу же идет активизация темных сил. Даже простой интерес к оккультным темам является для человека опасным, потому что сразу же темные силы начинают этим человеком заниматься, на него воздействовать.
Очень большое количество людей, к сожалению, погибают в Интернете. Казалось бы, нужно знать новости, но человек тут же попадает в эти сети. Интернет во-многом разрушителен. Разработан, как психотропное оружие, поражающее наши психику, волю, эмоции, чувства. Человек не может молиться, впадает в еще худшее состояние здоровья – духовное, душевное и телесное.
Так же и телевидение. Зачем мы смотрим телевизор? Нам нечего делать, нам интересно. Как было раньше на Святой Руси? Садилась семья за стол обедать. Отец во главе стола, мама, дети. Был порядок, домострой. Отец первым брал ложку. Потом все брали ложку. Если кто-то пытался первым залезть в супницу, получал ложкой по лбу. Все понимали, что есть некий порядок. Все общались. Спрашивали друг у друга, как дела. Когда появился телевизор, все взгляды за столом устремились на телевизор. Включается телевизор – никто ни с кем не общается, все смотрят туда и в этом пространстве тонут. Как там животные живут? Как знаменитости живут? Как политики наши действуют? Как спортсмены бегают, прыгают? Все интересно. Наш интерес - это то, чем мы должны очень разумно пользоваться.
Многие вещи нам даны, как предупреждение. Вспомним, что грехопадение в Раю началось именно с интереса. Змей совратил Еву и вызвал в ней интерес к запрещенному плоду:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:1-6)
Ева посмотрела и увидела, чего раньше не видела. Она посмотрела на плод уже другими глазами. Увидела плод, как желанный, который можно вкусить. Ева не только сама пала, но и мужа своего соблазнила. Они вдвоем этот плод вкусили. Интерес человека должен быть во многом сдержан его разумом.
Святой преподобный Антоний Великий
День памяти - 17 января
Пришли некогда отцы к святому Антонию Великому, чтобы расследовать, какая добродетель совершеннее всех. Одни считали, что это пост и бдение. Другие больше одобряли нищету и презрение вещей земных. Некоторые хотели дать преимущество перед всеми добродетелями милосердию, иные говорили иное. Святой Антоний сказал: все добродетели, о которых вы поминали, очень спасительны и крайне нужны тем, кои ищут Бога, и кои пламенеют сильным желанием приблизиться к Нему. Но мы видели, что многие измождали свои тела чрезмерным пощением, бдениями, удалением в пустыню, усердно также ревновали о трудах, любили нищету, презирали мирские удобства, до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день, но все, что имели раздавали бедным, и, однако ж бывало, что после всего этого они склонялись на зло и падали. Причина этому не другая какая, как то, что они не имели добродетели рассуждения и благоразумия, и не могли ей пользоваться. Ибо она-то и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья. Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела. Как сказал Господь в святом Евангелии:
«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое (наших деяний) будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк11:34-35)
Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо. Хорошо еще, когда это не просто наш ум, как у нас понимается. Хорошо, если мы спрашиваем совета у людей, которым мы доверяем. «Умный много знает, а мудрый знает нужное. Умный знает, как выбраться из сложной ситуации, а мудрый в нее не попадает».
Мы знаем те места, где скорее всего упадем. Нужно эти места обходить. Видим на улице скользкое место – мы его обойдем. Не будем пытаться на нем выстоять. Обойдем и дальше пойдем. Если мы видим для себя какие-то риски, темы, где мы уже падали раньше, мы не должны на одни и те же грабли наступать многократно. Очень важно, чтобы мы не просто действовали по нашему разумению, но имели духовного руководителя в жизни. Этот вопрос очень важен для человека – как он пользуется своей свободной волей. Человеку дана изначально свободная воля, и он волен выбирать свой путь. Но эта воля сопряжена с ответственностью человека, тем, как он этой волей воспользуется. Перед тобой две дороги – дорога жизни и дорога смерти. Выбери дорогу жизни. Чтобы эту дорогу выбрать и по ней идти, нужно иметь духовного руководителя - человека, которому мы доверяем. Не обязательно это должен быть священник, хотя желательно. Это может быть любой человек, который своим жизненным опытом, своей жизнью показывает право быть вашим наставником.
Святитель Николай Сербский, размышляя над фразой апостола Павла «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор 4:1-21), говорит:
«Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям своего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный».
Святитель Николай (Велимирович), епископ Сербский
4 января 1881 - 18 марта 1956
Все постепенно. Мы хотим сразу начать и сразу стать здоровыми, умными, духовными. Это путь падения и путь восстания. Святые отцы говорили, что есть три вида движения. Непадательный (путь движения Ангелов) – от добра к добру. От лучшего состояния к еще более лучшему. Падательно-вставательный путь характерен для людей. Мы пали, но мы не должны лежать и думать, что все лежат, и мы тоже лежать должны. Мы должны постараться встать сначала на четвереньки, потом начать подниматься. В учебнике по биологии примерно так изображается эволюция человека. Невставательный путь – это путь зла. Бесы постоянно лежат во зле. Этот путь – величайшая трагедия для человека, о котором тоже нужно думать.
21 ноября – Михайлов День. День святого Архистратига Михаила. Была война между темными и светлыми силами, между Ангельским и демоническим миром. В Небесной иерархии Архистратиг Михаил не занимал самого высокого места. Он руководил Небесными воинами для того, чтобы оказать сопротивление бесам. Светлые силы победили. Сатана и его приспешники были низвергнуты на землю.
Земля является местом пребывания не только нашего, но и темных сил, которые находятся везде. Если бы мы увидели в том пространстве, которое нас окружает, сколько вокруг всевозможных сущностей, мы бы сошли с ума. Человек окружен защитными образованиями, которые позволяют это не видеть. Есть люди, которые занимаются колдовством, экстрасенсорикой, эзотерикой. Все это связано с демоническим миром. Эти люди могут со временем прийти в храм, но все равно демонический мир не дает им покоя. Эти темные силы мучают людей и днем, и ночью, не дают им спать, бросают их в сложные состояния, страсти.
Многие вещи мы не видим. Преподобный Серафим Саровский исцелил от тяжкого недуга Н.А. Мотовилова. Николай Александрович Мотовилов - "служка Серафимов", как он сам себя любил называть, - тот, который удостоился чудного исцеления по молитвам угодника Божия, а впоследствии лицезрения собственными очами сияния лика преподобного Серафима Фаворским светом благодати Святого Духа.
Преподобный Серафим Саровский и Николай Мотовилов
«Он увидел лицо старца в огне, в солнечном сиянии. Мотовилов ощутил благоухание, которое изливалось в этом месте; теплоту, которую он чувствовал, несмотря на мороз. Когда Мотовилов воцерковился, он как-то сказал, что хотел бы увидеть демонический мир, чтобы ему противодействовать. Преподобный Серафим Саровский возразил и ответил, что эти злые духи, будучи сотворены с силой и свойствами Ангелов, обладают таким для человека и для всего земного невообразимым могуществом, что даже самый маленький из них может своим когтем перевернуть всю землю, если Господом это будет попущено. Но вызов остался, и, когда Серафим Саровский отошел в вечность, как-то Мотовилов, разбирая записи, подумал:
«Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!.." Когда Мотовилов принял этот горделивый помысл, в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада, вползавшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительное, ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений». (5)
Для его опыта и опыта всех нас Господь попустил, чтобы из чрева Мотовилова червь вылезал, которого он мог видеть. Мотовилов испытывал холод адских мук. Мог держать руку над свечой, и рука не сгорала. Он также ощутил жар геенского пламени. По шестнадцать-семнадцать раз в сутки с него снимали геенскую сажу, что было видно для всех. Вскоре после этого страшного и недоступного для обыкновенного человека испытания Мотовилов имел видение своего покровителя, преподобного Серафима Саровского, который утешил страдальца обещанием, что ему дано будет исцеление при открытии мощей святителя Тихона Задонского, и что до того времени, вселившийся в него бес не будет уже его так жестоко мучить.
«Действительно, через тридцать с лишним лет совершилось это событие, и Мотовилов его дождался. Дождался и исцелился по великой своей вере в самый день открытия мощей Тихона Задонского в 1861 году. Мотовилов стоял в алтаре, молился и горько плакал о том, что Господь не посылает ему исцеления, которого, по обещанию преподобного Серафима Саровского, ждала его измученная душа. Во время пения Херувимской песни он взглянул на Горнее место и увидел на нем святителя Тихона. Святитель благословил плачущего Мотовилова и стал невидим. Мотовилов сразу почувствовал себя исцеленным».
Люди не задумываются о том, что будет Суд Божий, и каждый человек будет отвечать и за то, что он совершил в этой жизни, и за то, как он соблюдал заповеди.
Вспомним Крещение Руси. Князь Владимир был яростным, жестоким язычником, блудником. Бог озарил сердце великого князя. Чтобы выбрать веру, к нему приходили представители разных религий, конфессий. Греческий монах смог склонить его к принятию веры через созерцание икон. Почему наш народ любит иконы? Потому что мы через иконы в Церковь вошли. Потому что икона Страшного суда озарила, пронзила сердце князя. «Хорошо тем, которые справа от Христа, и худо тем, которые слева». В этом язычнике началось внутреннее перерождение.
Князь Владимир посылает для испытания веры своих посланников, чтобы они увидели, испытали веру в разных странах. Особые чувства посланники Князя Владимира испытали в Храме Святой Софии. Храм, который построил Иустиниан, занимал четвертое место в мире по величине. Когда посланники побывали на службе в этом Храме, они вернулись и сказали: «Мы не знаем, где мы находились – на земле или на небе». Они созерцали великолепную службу. Ощутили особую благодать - Благодать Святого Духа. Храм был устроен так, что в полу были проделаны дырочки, через которые вверх поднимался благоуханный ладан. Человек в храме испытывал удивительное, комфортное состояние на всех уровнях – душевном, духовном и телесном. Это ощущение того полного здоровья, к которому мы все призваны. Когда человек это ощущает, он находится в раю. Для нас это пример не только выбора веры. Это для нас является примером того блаженного состояния, которое может быть у каждого из нас. Когда мы говорим о здоровье, мы подразумеваем три его составляющие - духовное, душевное и телесное здоровье.
Вопрос: Что бы Вы порекомендовали от сухости глаз?
Существует синдром сухости глаза. Сухость глаза может возникать, как следствие операции, которую Вы перенесли, например, лазерной операции. Сухие глаза связаны с недостаточной работой наших слезных желез, которые вырабатывают слезу. Слезная железа расположена над глазом и нужно в этом месте делать массаж. Важно также делать упражнения для глаз. Например, движения глаз вверх-вниз. Чем больше мы будем «бегать» глазами, тем более активно будет работать слезная железа. Когда и этих мер окажется недостаточно, нужно закапывать в глаза определенные капли.
Вопрос: В чем отличие приема трав с целью профилактики и для лечения?
Для профилактики, по сравнению с лечением, травяные сборы пьются более коротким курсом. Все индивидуально. Кто-то подолгу принимает определенный сбор и ему помогает. Кому-то этот же сбор трав помогает меньше. Нужен индивидуальный подход. Если определенные травы пить долго, возникает привыкание. Сборы нужно менять, чередовать. Лучше, если у вас есть линейки сборов, и вы пьете из разнообразно. Сегодня вы попили одни травы, завтра другие. Для глаз хороши боярышник, софора японская.
Вопрос: Какой мед предпочтительнее?
Мед может быть любой, какой вам подходит, какой у вас есть, но он должен быть качественный, настоящий. Сейчас можно купить мед, сделанный вовсе не из меда. Люди начинают искать какой-то особый мед - из акации, гречихи. Есть горный мед, майский, кипрейный, многотравный. Возьмите тот мед, который у Вас есть. Существует коммерческий подход. Например, мы читаем «Мед для глаз». Или печеночный сбор – для печени. Но те травы, которые входят в данный сбор, обладают комплексным действием. Это не значит, что данный сбор только для печени.
Есть два подхода к травам. Одни травники любят малокомпонентные сборы. Например, Алтайские сборы включают 5-6 компонентов. Травник М.В. Гордеев из Башкирии любит составляет многокомпонентные сборы, содержащие большое количество (16-20) разных трав Другие травники предпочитают монотравы или сборы с двумя-пятью травами.
Вопрос: Какие сборы Вы бы порекомендовали при глаукоме?
Глаукома – очень коварная болезнь. Если катаракту удалить, поставить искусственный хрусталик, человек будет снова видеть. Глаукома, если забирает у человека зрение, она его обратно не отдает. Гибнет зрительный нерв. Ни в коем случае нельзя лечиться одними травами, «прятать голову в песок». Нужно знать, контролировать свое давление. Есть формы глаукомы с нормальным давлением. Необходимо быть на связи с врачом. У травника М.В. Гордеева есть «Антиглаукоматозный», «Антикатарактальный» сборы. Есть много рекомендаций травников по этим заболеваниям, но все нужно делать под контролем врача.
Существует много средств, капель, а они при глаукоме могут действовать по-разному. Нужно подбирать капли, которые именно Вам помогают. Есть такая форма глаукомы, когда у человека нормальное давление, но оно повышается в определенные часы. В разное время измеряют внутриглазное давление тонометром Маклакова и составляют сетку. Врач наблюдает, что у человека повышается глазное давление, например, в два часа дня и в семь часов вечера. В эти часы врач назначает капли, которые человеку помогут. Проводят пробы на эти капли. Измеряют давление до и после использования капель. Не просто дали рекомендации, а должны провести пробу. Проводят пробы с нагрузками. Например, у человека нет давления, а мы дали ему выпить стакан воды. При лечении любых систем организма используются пробы с нагрузками. Человек, например, нормально себя чувствует, но садится на велотренажер, и у него появляется одышка, нарушается ритм сердца. Это для человека сигнал, что нужно тренировать свое тело, оздоровить сердечно-сосудистую систему, попить профилактически травки и так далее. У нас в центре есть сборы при глаукоме. Вам привезут.
Вопрос: Рекомендуют выпивать 2 литра чистой воды в день. Для всех людей эта норма одинакова? Два литра лучше выпивать в течение дня или в какой-то половине?
Нужно быть осторожным с водой. Вода воде рознь. Есть Крещенская вода (Агиасма). Есть вода, которую мы пьем из источника. Есть вода из водопровода. Есть освященная вода с молебна. Беснующиеся люди реагируют на святую воду и всегда стараются от нее уклониться, как от раскаленного металла. Сколько можно пить воды? Нужно пить умеренно, дозированно. Для этого у нас есть чувство жажды. Если вы выпьете два литра воды, это не значит, что вам станет лучше. Многие процессы в организме требуют воды. В старости, немощи, связанной с возрастом, болезнью наступает дегидратация, обезвоживание организма. Потеря клетками воды. В этом случае нужно пить воду, а еще лучше пить не воду, а биологически активные жидкости. Хорошая вода, например, - это зеленый чай. Не тот чай, который в магазинах, а хороший зеленый чай. Есть определенные правила, как пить зеленый чай. Конечно, высокому человеку, который занимается физическим трудом, нужно больше воды, чем низкорослому, живущему без больших физических нагрузок.
Вода имеет информационную структуру. Важно перед приемом воды, пищи всегда помолиться и освятить ее крестным знамением. Когда вы наносите крестное знамение на то, что вы едите, пьете, вы уже делаете эту еду, питье более полезными. Это правило для всех верующих людей - освящать перед употреблением пищу, напитки. И потом благодарить, когда вы пищу, питие потребили. Все верующие люди пьют святую воду. Стакан святой воды утром натощак – и кишечник заработал, и вы сами почувствовали благодать, когда эту воду выпили.
Вопрос: Святую воду можно пить, когда захочешь?
Нет. Есть правила, как пить святую воду. Правила – это хорошие рекомендации, которые позволяют человеку правильно выстроить свои поступки. Как правила дорожного движения. Не туда ехать, куда ты хочешь, а ориентироваться на знаки дорожного движения – куда можно ехать, а куда нельзя. Если Вы человек без особых немощей, то Вы пьете святую воду натощак, до принятия другой воды, пищи. Если есть немощи, то по благословению духовника можно пить святую воду в течение дня. Если человек впал в сложное состояние, разгневался, или находится в депрессии, печали, унынии, он может выпить святой воды. Каждый вечер на ночь нужно окропить помещение святой водой перед тем, как вы легли спать. Берете стакан святой воды и кропите помещение, прочитав специальную молитву.
Что такое сон и где мы находимся во время сна? Треть нашей жизни мы проводим во сне - непонятно, где. Человек в течение дня, например, упал, потерял сознание. Его отвозят в реанимацию, ставят капельницы, подключают датчики, разбираются, что с ним произошло. А во сне человек лежит без сознания в позе трупа. Процессы в организме резко замедляются. В течение 7-8 часов нет уверенности, встанет ли человек утром. Перед тем, как вы ложитесь спать, нужно помещение освятить. Почитать вечерние молитвы. Поблагодарить Господа за прошедший день и попросить благословения на ночь. Наша кровать (наш одр) может оказаться и нашим смертным ложем. «Неужели мне одр сей гроб будет?» - читаем мы в вечерних молитвах. Молимся, чтобы по милости Божией мы утром встали. Утром снова помолились, чтобы наш день сложился благополучно. Помолишься с утра, не сэкономишь на этом 15-20 минут, и твой день будет хорошо складываться.
Вопрос: Сколько времени хранится святая вода?
Святая вода хранится безконечно. Бывает, вода в емкости зацветает, но это не значит, что она испортилась. Освящение не убивает жизни. Нальешь эту воду в стакан – она свежая. Желательно бутылку со святой водой хранить в темном месте. У меня есть святая вода, которую я пью уже 10 лет. Бывает, что в храмах, когда освящают воду, она льется из крана, и из этих труб в воду может что-то попасть. В воде может образоваться осадок. Если вас что-то смущает, можно не пить эту воду, а вылить ее в цветы, окропить ей жилище. Можно вылить воду в кусты, под дерево, где не гуляют собаки.
Человек, как зеркало. Он отражает то, что видит и что чувствует, и благоговение к святыне усиливает эти чувства. Все наши мысли святые отцы видели. Старцы не просто видят наши мысли, расположение, но и знают, как мы поступили, как мы можем поступить. Ответ они дают по тому, как мы можем этот ответ воспринять. С одной стороны, мы хотим получить ответ, а с другой стороны мы не готовы этот ответ услышать. Мы конструируем свой ответ, свое понимание ситуации. И в этой ситуации действуем. Часто, обращаясь к старцам за советом, люди слышали не совет, рекомендацию, а вопрос: «А как Вы сами считаете?» Старец понимал, что человек уже все продумал и пришел не за решением, советом, как лучше поступить, а за благословением. Очень важно, чтобы человек получал помощь Божию, благословение при решении того или иного вопроса.
Вопрос: Какую ответственность несет крестная мать за своего крестника? Что делать, если человек не хочет жить духовной жизнью? Говорит, моего согласия не спрашивали, когда крестили. Как помочь ему и как снять с себя ответственность?
Крестные родители – это люди, ответственные за воспитание человека в православной вере. И когда человек упустил возможность воспитания, общения с крестником, тогда нужно об этом человеке молиться. Есть время, когда мы говорим детям о Боге, а есть время, когда мы говорим Богу о детях. Хорошо помогает совместная молитва по соглашению. Мама встает на молитву и начинает молиться о своих заблудших детях. Мы можем читать Евангелие о наших детях.
Наша Церковь называется Соборной. В прежние времена это было именно Соборное общение людей, когда люди собирались вместе не только для совместной молитвы, но и для общения; когда церковная община была как одна семья. Узнавали о проблемах в общине, оказывали благотворительную помощь. В нашей Лавре в Трапезном храме раньше ставили длинные столы. Люди собирались за этими столами не только покушать, но и пообщаться - задать свои вопросы, получить ответы, помощь.
Вопрос о татуировках
До нашей встречи мне был задан вопрос о татуировках. Хотел бы прочитать вам отрывки из статьи, которую прочитал в Интернете.
Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе татуировку, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин:
«Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный. Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».
Иван Охлобыстин:
«Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством. Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано. Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация». А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.
…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. Это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. «Хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а, чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете:
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18).
«Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Второзаконие 14:1)
Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны. Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните:
«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.
Татуировка — символ языческий, добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно».
Константин Кинчев:
«По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда».
Протоиерей Александр Авдюгин продолжает:
«Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры начались неприятности и невзгоды, как он наколку сделал с сатанинской символикой. И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза посетившим места не столь отдаленные, и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина: — Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия… Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем. Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.
И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопросом врача будет вопрос о татуировке. Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел. Почему так происходит? Потому что стыдно. Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя, как образ и подобие Божие?»
Иеромонах Моисей (Дроздов)
Татуировки – это некий предвестник тех меток, о которых говорил святой апостол Иоанн Богослов. В конце времен человеку будут нанесены на лоб или на руку метки. Человек не сможет ни перекреститься, ни помолиться, потому что он будет под контролем темных демонических сил. Мы живем в такое время, когда то, что было раньше нереально, стало реальностью. Лет 30 назад мы и представить не могли, что будем держать в руках мобильный телефон; что будем звонить, куда мы хотим; с помощью него фотографировать, получать информацию, какую мы хотим; что он будет за нас решать некоторые вопросы, помогать нам.
Но мы должны быть очень осторожными. За хорошими рекомендациями мы можем быть уловлены системой контроля за нашими чувствами и поведением. Говорят, что нанесение меток будет мотивироваться социальной пользой – борьбой с преступностью, оказанием помощи в поиске пропавшего человека и так далее. На самом деле все гораздо более сложно и более ответственно. Важно, чтобы мы не давали темным силам взять власть над собой.
Как говорят святые отцы, нанесение меток на чело и правую руку – это конечный этап. Что такое чело? Чело – это образ наших мыслей. Нанесение метки будет конечным этапом. Если мы не живем по-христиански, не думаем по-христиански, не поступаем по-христиански, для нас метка на теле как-бы ничего не значит. На самом деле это тот конечный этап гибели души, о котором предупреждал еще апостол Иоанн Богослов.
Рука – это образ наших действий. Живем, как мы хотим, поступаем, как мы хотим, ведем себя, как хотим. Рука свою добрую функцию утратила. Правая рука – более активная. Существуют нано технологии, которые позволяют взять контроль над человеком. Мы читали и раньше о том, что можно в человека вживить нано частицы, которые позволяют выстраивать в голове свой собственный компьютер с Интернетом. Человек может самому себе задать вопрос и получить ответ на него, не только, как мы сейчас это делаем (находим ответ в телефоне), но и внутри себя. Получаемые ответы будут связаны с потерей человеком контроля над волевой и эмоциональной сферой.
Люди, которые вступают в духовную жизнь, понимают, насколько сложно бывает выстоять в мысленной брани. Человек хочет помолиться, а не получается. Мысли одолевают. Он хочет сконцентрироваться, а враг его отвлекает. Он стоит в церкви, вроде бы молится, а у него мысли в разные стороны летают. За то время, которое он провел в церкви, он лишь на 5% помолился. Ради этих 5% он пришел на службу в церковь.
Гораздо опаснее, когда человек будет находиться под контролем своей волевой, эмоциональной, умственной сферы. Он уже больше не будет себе принадлежать. Очень важно хранить ту свободу, которая нам дана в Боге. Чтобы нам эту свободу сохранить, мы должны ограничить нашу греховную свободу. Когда преступника наказывают, его наказывают лишением свободы. Определяют в места лишения свободы. Что значит свобода греховная? Это свобода грешить. А когда человек сознательно лишает себя этой греховной свободы, соблюдает посты, удаляется в монастырь для того, чтобы ограничить свои греховные возможности, тогда в нем возникает свобода личной жизни, свобода жизни в Боге.
Святые отцы говорят – в нас есть ветхий человек и новый человек. Ветхий человек связан с нашей земной жизнью. Новый человек живет для вечной жизни. Ветхий человек говорит: живи счастливо, живи чувственно. Новый человек говорит – нет. Не живи по страстям. Живи в Боге. Живи в благодати Божией. Молись. Считай себя последним грешником, а не первым. Смиряй свою гордыню. Помни, что гордыня – это то, из-за чего пал самый высокий по чину Ангел – Люцифер («светоносный»). Он хотел быть равным Богу и хотел почестей, которые должны быть отнесены только к Богу. Хотел воспринимать их и на свой счет. Он сам пал, и с ним, как говорят святые отцы, пала третья часть ангельского мира. Эти вакантные места освободились и заполняются святыми душами. Когда это пространство будет заполнено, наступит конец мира, конец света. Об этом говорит Священное Писание.
Первый мир был уничтожен водой. Мы все читали про Ноев Потоп. Этот мир будет уничтожен огнем. Апостол Петр говорит: «Сгорит земля и все дела на ней сгорят» (2Пет 3:10)
И будут новое небо и новая земля. Мы должны это все понять, почувствовать и успеть. Известный американский гражданин, Серафим Роуз, который стал православным человеком, писал книги, говорил о том, что это наступит раньше, чем мы думаем. Нам кажется, что у нас годы впереди, а завтра могут вокруг оказаться ядерные грибы, разрушенные здания, гора трупов. Мы живем в таком мире, в котором для нас все может быстро закончиться, не успев начаться. Будем торопиться. Будем спешить. Сказано, что Господь и намерения наши целует. Мы, возможно, не успеем что-то изменить, но Господь видит наши добрые намерения. Намерения могут во многом человека оправдывать. Был такой святой, который увидел, как душа святой женщины восходит в Небесное Царство. Он спросил в женском монастыре, кто у них умер, какая подвижница. Ему ответили, что никто не умер. Может, умер кто-то рядом, вне стен монастыря? Да, шла к нам в монастырь одна блудница, которая хотела покаяться, начать новую жизнь, но случилось так, что как только подошла она к монастырским воротам, то внезапно упала около них и умерла. Ее душу Господь вменил, как совершившую дело обращения, и воспринял, как святую.
«Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие». (8)
Очень важно, чтобы мы жили приоритетами высшего понимания вечной жизни. Какие это приоритеты? Они отражены в заповедях блаженства. Блаженны, когда вы кроткие. Блаженны, когда вы плачете о своих грехах. Блаженны, когда вы с Богом, а не с этим миром. Когда человек начинает это воспринимать, он начинает это чувствовать. Начинает жить духовной жизнью, понимать, чувствовать, видеть. Начинает жить не формально. Когда это становится для него не философией, а реальным образом жизни. Нельзя быть православным в храме, а вне храма быть не православным человеком.
В заключение хотел бы прочитать окончание проповеди отца Иоанна (Крестьянкина) «Слово в неделю о Страшном Суде», в которой старец рассказывал о беседе преподобного Серафима Саровского и Н.А. Мотовилова:
И вот, дорогие мои, у многих теперь возникнет недоуменный вопрос: "Как, за что и зачем такая страшная мука постигла верующего человека?!"
Мы с вами, дорогие мои, часто забываем, что у Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. И что жизнь наша земная - время купли или вечных благ, или вечных мук. Будучи в земной жизни рядом с преподобным Серафимом, Мотовилов, по любви к нему, жаждал и в вечности не разлучаться с ним. И вот ценой таких страданий, терпения и слез последовал за преподобным, за его славой в вечности мирской человек.
Так дай нам Господь не туне услышать сегодняшний рассказ. Пусть он одних вдохновит на терпение, в других вселит надежду, третьих устрашит ожидающей нас реальностью. И всех нас вдохновит на ожидание с трепетом и радостью пришествия Господня.
Господи, слава Тебе за себя и за всех, за всё и за вся. Слава Тебе!
Аминь.
Будьте здоровы и Богом хранимы!
Что почитать и посмотреть:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алоэ Вера
В одесской клинике глазных заболеваний его открыли в 60-х годах. Этот замечательный рецепт для тех, кто хочет укрепить зрение:
100г сока алоэ, 500 г измельченных ядер грецких орехов, 300 г меда и сок 3-4 лимонов хорошо перемешивала и ела по 1 десертной ложке 3 раза в день за 30 минут до еды до тех пор, пока не наступило заметное улучшение. Кстати, этот рецепт не только “заостряет” зрение, но и в принципе укрепляет организм.
ВАЖНО! Алоэ должен быть не моложе 2-3 лет
Срежьте крупные нижние и средние листья, оставляя нетронутой верхушку растения, а также 3-4 верхних листа, вымойте кипяченой водой, удалите зубчики, разрежьте листья на мелкие кусочки, разотрите и выжмите сок через соковыжималку или вдвое сложенную марлю.
Академик Филатов советовал промытые листья резать не сразу, а положить их на тарелку и поставить в холодильник на 10-12 дней. В клетках алоэ в этих условиях происходит образование веществ, получивших название “Биогенные стимуляторы”, которые возбуждают жизнедеятельность клеток. После этого листья снова моют и делают все, что описано выше.
И последнее: пить сок или добавлять его в домашние “лекарства” слишком долго не стоит – при этом угнетается перистальтика кишечника, раздражается его слизистая оболочка и может возникнуть воспаление.
Помните, что сок алоэ противопоказан при острых заболеваниях почек, ЖКТ, больших сроках беременности, острых воспалительных процессах в женских половых органах, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, обострениях туберкулеза, осложненных кровохарканьем, и при геморрое.
Источник:
http://www.mistermigell.ru/post421011375/
Если у Вас возникли вопросы,
воспользуйтесь формой для связи: